8(800)350-83-64

Виды налоговых проверок и контроля.таблица сравнения

Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий

Виды налоговых проверок и контроля.Таблица сравнения

Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок.

Из года в год проверки ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.

Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.

Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.

Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.

Отличие № 1. Основание для проверки

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка начинается по решению руководителя ИФНС, если компания попала в план проверок (подробнее о критериях отбора претендентов на выездную проверку читайте в публикации «Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»).Выездная налоговая проверка затрагивает три года, предшествующих началу этой проверки (в исключительных случаях проверка может затрагивать и текущий год, например, при выездной проверке по НДФЛ). Камеральная налоговая проверка проводится по факту сдачи налоговой декларации. Решение/разрешение со стороны руководства налоговой инспекции для проведения «камералки» не требуется.Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.

Отличие № 2. Что проверяют

Камеральные и выездные проверки ИФНС проводит для проверки своевременности сдачи, правильности расчета и уплаты налогов. При этом «камералки» – это текущий контроль, необходимый для внесения необходимых корректировок.

Выездная проверка предполагает уже глубокое изучение деятельности компании для выявления серьезных недочетов, схем ухода от налогов и даже признаков налогового преступления.

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за предыдущие три года. Проверяется своевременность сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога за налоговый период (месяц, квартал, полугодие).

Важно!

Выездные проверки бывают тематическими, т.е. направленными на проверку одного налога, и комплексными, когда проверяются все налоги.

Но в связи с тем, что каждый налоговый орган участвует в своем негласном рейтинге по выполнению определенного KPI (по доначислениям), и в этом показателе доначисления по тематическим проверкам не учитываются, то ИФНС, как правило, выходит «на дело» с комплексной выездной проверкой.

По сути, может быть так, что 31 декабря 2017 года выносится решение о проведении проверки ООО «Ромашка» за 2014–2016 годы. А 1 января 2018 года выносится решение о выездной проверке этой же компании, но уже за 2017 год. Итого инспекция абсолютно правомерно проверяет четыре года подряд.

Отличие № 3. Место проведения

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика (если налогоплательщик не может предоставить помещение, то выездная проверка проводится на территории ИФНС, реже – на территории иной организации, подробнее об этом читайте в публикации «Выездная проверка вне офиса: есть ли смысл принимать налоговиков за пределами компании?»). Камеральная проверка проводится в помещении ИФНС.

Важно!

В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр.

Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика.

То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.

Отличие № 4. Срок проверки

Камеральные и выездные проверки имеют установленные законом сроки проведения.

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Срок выездной проверки составляет 2 месяца с даты вынесения решения о ее проведении. Это общее правило. Данный срок может быть продлен до 4-6 месяцев. Срок камеральной проверки составляет 3 месяца с даты представления декларации.Данный срок является пресекательным, то есть не может быть продлен.ФНС обещает добросовестным компаниям ускоренное возмещение НДС, в рамках которого срок «камералок» по данному налогу сократится до 2 месяцев.

Важно!

Перечень оснований для продления проверки приведен в Приказе ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.

К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания».

Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др. Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.

Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни. Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании. Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.

Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.

Отличие № 5. Периодичность проверки

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Не более 2-х выездных проверок в течение одного календарного года.Исключение составляют повторные проверки. Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточненная.

Важно!

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку.

Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.

Отличие № 6. Кто проверяет

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Инициатором выездной налоговой проверки всегда является ИФНС. Но в состав проверяющей группы может быть включен абсолютно любой инспектор ФНС России. Также могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ. Камеральные проверки проводит ИФНС (сотрудники профильного камерального отдела: по прибыли, по НДС и т.д.).

Важно!

В случае если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации.

При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.

«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.

Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.

Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • Запрос документов;
  • Осмотр;
  • Выемка;
  • Экспертиза документов;
  • Допрос;
  • Проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т.д.).
В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации.Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения).

Важно!

Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.

Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование.

Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе.

В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.

Отличие № 8. Оформление итогов

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
По итогам выездной проверки составляется справка, затем акт проверки, на основе которого готовится решение по выездной проверке.Решение вручается лично руководителю компании под роспись или ее уполномоченному представителю. О проведенной камеральной проверке можно узнать только по факту получения акта. Но его ИФНС присылает, только если в декларациях есть ошибки/нарушения. То есть в случае успешного прохождения камеральной проверки налогоплательщик не получает никаких «бумажек».

Важно!

Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.

Отличие № 9. Последствия проверки

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
По итогам выездной налоговой проверки компании могут доначислить налоги, а также обязать заплатить пени и штрафы.Кроме того:

  • существует риск возбуждения уголовного дела правоохранительными органами;
  • налоговики могут инициировать банкротство проверяемой компании;
  • директора и учредителей компании могут привлечь к субсидиарной ответственности.
По итогам камеральной налоговой проверки компании могут прислать требование подать уточненную декларацию, доплатить налоги, пени, а также заплатить штраф (в том случае, если декларация была сдана с опозданием).

Отличие № 10. Средняя сумма доначислений*

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Средняя «цена» одной выездной налоговой проверки компании составляет 18,3 млн руб. Это данные в среднем по России.В Москве одна результативная выездная проверка приносит в среднем 46,6 млн руб. Средняя цена «камералки» по РФ – 21,91 тыс. руб. (в Москве – 80,12 тыс. руб.).

*Данные по итогам первого полугодия 2017 года – см.

Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 01.07.2017 на сайте ФНС России nalog.ru.

***

Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.

По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.

  • Не существует законной возможности избежать камеральной налоговой проверки, так как, если вовремя не сдать декларацию, инспекция пришлет требование, после чего будет штраф, блокировка счета и другие неприятные последствия. Так что декларации на «камералки» компаниям безопаснее сдавать в срок.
  • Единственный надежный способ избежать выездной налоговой проверки – стать невидимкой для ИФНС. Работать в рамках закона, не выбиваться из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности, не иметь дел с откровенными «однодневками». Тщательно подготавливать документы по сделкам, которые потенциально могут заинтересовать ИФНС. И многое-многое другое.

Всеми хитростями и практическими навыками создания «режима невидимки» обладают специалисты нашей компании.

Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.

Источник: http://1c-wiseadvice.ru/company/blog/kameralnye-i-vyezdnye-nalogovye-proverki-10-samykh-vazhnykh-otlichiy/

Сравнительный анализ контрольных мероприятий налоговыми органами в РФ

  • ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
  • НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
  • КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
  • НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ
  • НАЛОГОВЫЕ НАРУШЕНИЯ
  • ДОНАЧИСЛЕННЫЕ СУММЫ НАЛОГОВ

В данной статье рассматривается эффективность камеральных и выездных налоговых проверок в РФ, и оцениваются результаты их проведения.

Налоговый контроль играет значительную роль в функционировании финансовой системы государства. Именно он позволяет максимально эффективно отслеживать налоговые поступления и выявлять налоговые правонарушения. Данная тема является актуальной, так как контролируя деятельность индивидуальных предпринимателей и организаций, налоговые органы предупреждают возникновение новых нарушений и побуждают организации к ведению “белой” бухгалтерии.

Наиболее распространенной и эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Существует два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.

Налоговые проверки выявляют проблемы текущего состояния нарушений и прогнозирования налогового контроля в РФ.

Для того чтобы определить наиболее эффективный вид налогового контроля, необходимо провести сравнительный анализ доначисленных сумм налогов и сумм начисленных из них налогов выездными и камеральными налоговыми проверками.

Таблица 1. Анализ доначисленных сумм налогов по проверкам в РФ за 2013-2015 гг. (тыс. руб.)

Доначисленная сумма налогов, тыс. руб. Из них начислено налогов, тыс. руб.
2013 2014 2015 2013 2014 2015
Сумма Уд. вес, % Сумма Уд. вес, % Сумма Уд. вес, % Сумма Уд. вес, % Сумма Уд. вес, % Сумма Уд. вес, %
Камеральные проверки 50 855 679 15,3 55 484 610 16 82 871 832 23,4 42 876 476 16,9 45 689 027 17,7 68 529 880 25,4
Выездные проверки 280 727145 84,7 290 694 036 84 270 795 846 76,6 211 371 347 83,1 213 161 095 82,3 200 770 663 74,6
Итого 331 582824 100 346 178 646 100 353 667 678 100 254 247 823 100 258 850 122 100 269 300 543 100

Источник: Отчет по форме № 2-НК [2]

Сумма доначисленных налогов выездными налоговыми проверками превышает сумму доначисленных налогов камеральными налоговыми проверками за весь анализируемый период.

Сумма начисленных из них налогов выездными налоговыми проверками так же значительно превышает сумму начисленных налогов камеральными налоговыми проверками за весь анализируемый период.

Данная разница сумм доначисленных сумм налогов объясняется более объемной и расширенной процедурой проверки налогоплательщика органами выездных налоговых проверок: анализируются все аспекты финансово – хозяйственной деятельности налогоплательщика, в то время как органы камеральных налоговых проверок анализируют исключительно документацию и отчетность налогоплательщика. Это говорит о том, что выездные налоговые проверки по этому показателю эффективнее камеральных налоговых проверок.

Причиной роста сумм доначисленных налогов камеральными налоговыми проверками служит создание новых форм электронного взаимодействия с налоговой службой, значительно сократилось количество бумаг, которые необходимо предоставлять в инспекции.

В своем докладе 24 февраля 2015 года Михаил Мишустин отметил, что в 2014 году ФНС России обеспечила стабильный рост налоговых поступлений, несмотря на замедление развития в ряде отраслей экономики.

Данная динамика отражена на следующем графике:

Рисунок 1 «Сравнение динамики доначисленной суммы налогов и начисленных из них налогов, %»

Немаловажную роль в определении наиболее эффективной формы налогового контроля играет сравнительный анализ количества камеральных и выездных налоговых проверок, проводимых налоговыми органами за три последних года.

Таблица 2. Анализ выездных и камеральных налоговых проверок в РФ за 2013-2015 гг.(шт.)

2013 2014 2015 Итого
Количествошт. Удельный вес, % Количество шт. Удельный вес, % Количество шт. Удельный вес, % Количество шт. Удельный вес, %
Камеральные проверки 34 190 550 34,5 32 869 894 33,2 31 943 004 32,3 99 003 448 100
Количество выявленных нарушений камеральными проверками 1 764 623 31 1 964 299 34,6 1 949 491 34,4 5 678 413 100
Выездные проверки 41 330 38,4 35 757 33,1 30 663 28,5 107 750 100
Количество выявленных нарушений выездными проверками 40 832 38,3 35 314 33,2 30 355 28,5 106 501 100

Источник: Отчет по форме № 2-НК [2]

Количество камеральных налоговых проверок за анализируемый период сократилось на 2,2%. Количество выездных налоговых проверок сократилось на 9,9%.

Сокращение камеральных и выездных налоговых проверок объясняется проведением Федеральной налоговой службы России в 2014 году контрольной работы по выявлению наиболее уязвимых налогоплательщиков, используя инструменты риск – анализа. Объекты для налоговых проверок выбирались точечным образом, и тем самым сокращалось количество налоговых проверок. Налоговые органы использовали разработанные критерии налоговых рисков налогоплательщиков, выбирая организации с высокими налоговыми рисками.

Количество выявленных нарушений камеральных налоговых проверок увеличилось на 3,4%, но количество выявленных нарушений выездных налоговых проверок сократилось на 9,8%.

Это говорит о том, что эффективность камеральных налоговых проверок растет, в отличие от выездных.

Увеличению количества выявленных нарушений способствовало изменение законодательства, благодаря которому у налоговых органов появились полномочия по необходимости дополнительно запрашивать у налогоплательщиков документацию и проводить осмотр помещений налогоплательщика. Данная ситуация отражена на графике динамики показателей количества камеральных и выездных налоговых проверок и выявленных нарушений за 2013-2015 гг.:

Рисунок 2 «Сравнение динамики количества камеральных и выездных налоговых проверок и выявленных нарушений за 2013-2015 гг., %»

Чтобы определить наиболее эффективную форму налоговых проверок, необходимо провести сравнительный анализ доначисленных сумм налогов на одну камеральную и одну выездную проверки.

Таблица 3. Анализ доначисленных сумм налогов на одну камеральную и одну выездную проверки в РФ за 2013-2015 гг., тыс. руб.

2013 2014 2015
Сумма Удельный вес, % Сумма Удельный вес, % Сумма Удельный вес, %
Доначисленная сумма налогов на 1 камеральную проверку, тыс. руб. 1,49 0,02 1,69 0,02 2,59 0,03
Доначисленная сумма налогов на 1 выездную проверку, тыс. руб. 6792,3 99,98 8129,7 99,98 8831,4 99,97
Итого, тыс. руб. 6793,79 100 8131,39 100 8833,99 100

Источник: Отчет по форме № 2-НК [2]

Несмотря на сокращение налоговых проверок, количество сумм доначисленных налогов на одну выездную налоговую проверку намного превосходит количество сумм доначисленных налогов на одну камеральную налоговую проверку за весь анализируемый период.

Это обусловлено тем, что количество проведенных выездных налоговых проверок значительно уступает количеству камеральных проверок, а количество доначисленных сумм налогов выездных проверок опережает количество доначисленных сумм налогов камеральных налоговых проверок. Причиной увеличения количества сумм доначисленных налогов является введение единого электронного ресурса и дополнительно разработанных программ, позволяющих налоговым органам более эффективно проводить налоговый контроль по камеральным налоговым проверкам.

Сравнительный анализ показал, что выездные налоговые проверки превосходят камеральные по большей части показателей.

Несмотря на то, что темпы сокращения количества выездных налоговых проверок превышают темпы сокращения камеральных налоговых проверок, а количество выявленных нарушений камеральными налоговыми проверками уменьшается, в отличие от камеральных, количество доначисленных сумм и сумм начисленных из них налогов выездными налоговыми проверками значительно превышает количество доначисленных сумм и сумм начисленных из них налогов камеральными налоговыми проверками. Количество доначисленных сумм налогов на одну выездную налоговую проверку так же значительно превосходит количество доначисленных сумм налогов на одну камеральную налоговую проверку.

Таким образом, выездные налоговые проверки являются наиболее эффективной формой налогового контроля.

Текущее состояние налогового контроля в Российской Федерации не идеально и имеет ряд проблем, которые необходимо решать, чтобы повысить эффективность процесса сбора налогов.

Правительству следует поддерживать тенденции развития выездных налоговых проверок, но в то же время ему необходимо в обязательном порядке совершенствовать процедуры камеральных налоговых проверок.

Это позволит повлиять на отрицательные тенденции в динамике налоговых проверок, улучшая тем самым совокупное состояние налогового контроля в стране.

В настоящее время становится актуальной новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг, введенный с 1 января 2015 года.

Он подразумевает отслеживание налоговым органом в режиме реального времени проводимых налогоплательщиками – организациями финансово-хозяйственных операций с точки зрения правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

Целью налогового мониторинга является исключение налоговых рисков, связанных с трактовкой тех или иных операций, совершаемых налогоплательщиком и, соответственно, исключение рисков доначисления налогов, штрафов и пеней.

То есть у налогоплательщика будет возможность в режиме реального времени получать обоснованное разъяснение (так называемое мотивированное мнение) от налоговых органов, касающееся налогообложения сложных операций.

Для реализации этой цели налогоплательщик должен обеспечить налоговым органам доступ к регистрам бухгалтерского и налогового учета в режиме реального времени.

Это позволит налоговым органам оперативно контролировать деятельность налогоплательщика без дополнительных мероприятий налогового контроля. Таким образом, у налогового мониторинга есть значительные перспективы стать эффективной альтернативой выездным и камеральным налоговым проверкам.

Источник: https://novainfo.ru/article/6494

9.2. Камеральная и выездная налоговая проверка

9.2. Камеральная и выездная налоговая проверка

Субъекты налоговыхпроверок— министерства, ведомства,государственные учреждения и организации;коммерческие предприятия и организации;совместные предприятия; негосударственныеи некоммерческие учреждения и организации;граждане Российской Федерации, иностранныеграждане и лица без гражданства.

Объекты налоговыхпроверок— регистры бухгалтерскогои налогового учета, планы, сметы, договоры,приказы, деловая переписка и другиедокументы, связанные с исчислением иуплатой налоговых платежей в бюджет ивнебюджетные фонды.

Согласно действующемузаконодательству налоговый контрольпроводится должностными лицами налоговыхорганов в форме:

  • налоговых проверок;
  • получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (ст. 82 Кодекса).

Правила истребованиядокументовпри проведении налоговойпроверки (в ред. закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).Налоговым органом могут быть запрошеныу проверяемого лица необходимые дляпроверки документы посредством вручениясоответствующего требования. Этидокументы передаются в виде копий,заверенных подписью руководителя ипечатью организации. Документыпредставляются в течение 10 дней со днявручения требования. Отказ от ихпредставления признается налоговымправонарушением.

Инспектор налоговогооргана, проводящий проверку, вправеистребовать у контрагента или у иныхлиц, документы и информацию относительнодеятельности проверяемого налогоплательщика,плательщика сбора, налогового агента.

Истребование документов (информации)может проводиться также при рассмотренииматериалов налоговой проверки наосновании решения руководителя налоговогооргана при назначении дополнительныхмероприятий налогового контроля.

Виды налоговыхпроверокпредставлены на рисунке9.2. В первую очередь в зависимости отформы проведения различают камеральныеи выездные налоговые проверки. Проверкимогут носить плановый или внеплановыйхарактер, предусматривать встречныйконтроль или проводиться без такового.

Камеральнаяналоговая проверка— форма налоговойпроверки, не предусматривающая выходасотрудников налоговых инспекцийнепосредственно на объекты.

Проверкаосуществляется в налоговом органе наоснове налоговых деклараций и документов,представленных налогоплательщиком, атакже других документов, имеющихся уналоговой службы.

Она проводитсяуполномоченными должностными лицамив соответствии с их служебнымиобязанностями без какого-либо специальногорешения руководителя налогового органа.

Виды налоговых проверок
По срочности По формепроведения По способуконтроля По методуустановлениядостоверности
Плановые Камеральные Сплошные Формальные
Внеплановые Выездные Выборочные Встречные

Рис.9.2. Виды налоговыхпроверок

Срок проведениякамеральной налоговой проверки ограничентремя месяцами со дня представленияналоговой декларации и документов,служащих основанием для исчисления иуплаты налога.

При проведении контроляналоговый орган вправе истребовать уналогоплательщика дополнительныесведения, получить документы, подтверждающиеправильность исчисления и своевременностьуплаты налогов.

С 1 января 2007 г.круг документов, которые может потребоватьналоговая служба у организации в рамкахпроверки ее отчетности, ограничен.Дополнительные сведения и документыдолжны быть представлены лишь вустановленных Кодексом случаях.

Вчастности, это документы, подтверждающиеправо налогоплательщика на налоговыельготы, а также обосновывающиеправомерность налоговых вычетов поНДС.

В ходе камеральнойпроверки о выявленных ошибках в заполнениидокументов или противоречивых сведениях,содержащихся в представленных документах,сообщают налог

плательщику стребованием представить необходимыепояснения или внести соответствующиеисправления в установленный срок. Еслипроверкой выявлены суммы доплат поналогам, то налоговый орган направляеттребование об уплате соответствующейсуммы налога и пени.

По результатамкамеральной проверки и анализабухгалтерской отчетности в налоговоморгане составляется акт, согласнокоторому может быть выявлена необходимостьпроведения последующей документальнойпроверки.

Выездная налоговаяпроверка— форма налоговой проверки,осуществляемой уполномоченнымидолжностными лицами налоговых органовнепосредственно на предприятиях и ворганизациях.

Основанием для ее проведенияявляется решение руководителя (заместителяруководителя) налогового органа. Предметпроверки – правильность исчисления исвоевременность уплаты налогов.

С 1 января 2007 г.изменяется порядок проведения проверокна территории налогоплательщика. Нижев соответствии со ст. 89 Кодекса (в ред.закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) приведены основныезаконодательные установления о выезднойпроверке

Общие положения.

https://www.youtube.com/watch?v=MSObqRrKc00

Выездная налоговая проверка в отношенииодного налогоплательщика можетпроводиться по одному или несколькимналогам. Нельзя проводить две и болеепроверок по одним и тем же налогам заодин и тот же период.

Как правило,запрещается в отношении одногоналогоплательщика проводить более двухпроверок в течение календарного года.

Выездная налоговаяпроверка охватывает период, не превышающийтрех календарных лет, предшествующихгоду, в котором вынесено решение о еепроведении.

Сроки проведения.Установлена продолжительность проверки— не более двух месяцев. По определеннымоснованиям этот срок может быть продлендо четырех месяцев, а в исключительныхслучаях – до шести месяцев.

Срок выезднойналоговой проверки исчисляется со днявынесения решения о назначении проверкии до дня составления справки о проведеннойпроверке.

По некоторым основаниям(истребование документов, проведениеэкспертиз, перевод на русский языкдокументов) возможно приостановлениепроверки, но не более шести месяцев.

Проверкаструктурных подразделений.

В рамкахвыездной налоговой проверки допускаетсяобследование деятельности филиалов ипредставительств налогоплательщика.

Также налоговый орган вправе проводитьсамостоятельную выездную проверку этихподразделений по правильности исчисленияи своевременности уплаты региональныхи местных налогов. В этом случае срокпроверки – не более одного месяца.

Повторнаяпроверка. Законодательством допускаетсяповторная налоговая проверка, проводимаянезависимо от времени проведенияпредыдущей проверки по тем же налогами за тот же период. Она может проводиться:

1) вышестоящимналоговым органом – в порядке контролядеятельности ранее проверяющего органа;

2) тем же налоговыморганом на основании решения егоруководителя – в случае представленияналогоплательщиком уточненной налоговойдекларации, в которой указана сумманалога в размере, меньшем ранеезаявленного.

Справка о проведеннойпроверке. В последний день проведениявыездной налоговой проверки проверяющийобязан составить справку, и вручить ееналогоплательщику. В случае уклоненияот получения справки она направляетсяналогоплательщику заказным письмом попочте.

Методика выезднойналоговой проверки. Заранее, до началапроверки, вырабатывается конкретнаяконцепции (цель) предстоящей проверки.

С учетом рядафакторов (вид предприятия, характер егодеятельности, данные материаловпредыдущей проверки, наличие сигналово нарушении налогового законодательстваи др.), а также на основе выработаннойконцепции создается и утверждаетсяпрограмма проведения документальнойпроверки.

Обычно придокументальной проверке проверяютправильность:

а) отражения вучете различного вида доходов и расходов;

б) исчисленияналоговых платежей (НДС, акцизы, налогна имущество организаций и т. д.);

в) пользованияльготами по всем проверяемым налогам;

г) определенияналогооблагаемой прибыли и составлениярасчета по налогу на прибыль.

Крометого, выявляется верность исчисленияи полнота перечисления в бюджетыразличных уровней доходов от приватизации,дивидендов по принадлежащим государствуакциям, арендной платы от сдачи в арендугосударственной собственности.

В ходе проверкиуполномоченные должностные лицаналоговых органов могут проводить нетолько инвентаризацию имущества, осмотр(обследование) помещений и территорий,но и проводить изъятие документов уналогоплательщика, экспертизу.

Дляизъятия документов необходимо наличиеу проверяющих лиц достаточных на тооснований.

Экспертизапроводится в случае, если для решениявопросов требуются специальные познанияв науке, технике, искусстве. Она назначаетсяпостановлением должностного лицаналогового органа.

Эксперт дает заключениеот своего имени в письменной форме.

Привлечениесвидетелей, которым могут быть известныте или иные обстоятельства, важные дляосуществления налогового контроля,также возможно.

Кроме того, в ходепроверки могут быть использованыспециалисты, переводчики, понятые длясовершения ими процессуальных действий(осмотр помещений, выемка документов ит. д.).

Достоверностьфактов хозяйственной жизни предприятияустанавливается двояко:

1) путем формальнойи арифметической проверки, когдапроверяющие не только удостоверяютсяв правильности заполнения всех реквизитовдокументов, но и определяют правильностьподсчетов в них;

2) путем сверкиучетных данных предприятия ссоответствующими учетными даннымипредприятия-контрагента.

Так, относительновторой из этих возможностей установлениядостоверных сведений в ст. 93.

1 Кодексасказано: «Должностное лицо налоговогооргана, проводящее налоговую проверку,вправе истребовать у контрагента илиу иных лиц, располагающих документами(информацией), касающимися деятельностипроверяемого налогоплательщика(плательщика сбора, налогового агента),эти документы (информацию)».

Источник: https://StudFiles.net/preview/4287610/page:30/

Сравнительная характеристика камеральной и выездной налоговых проверок

Налоговые проверки
Камеральная Выездная
Проводится по месту нахождения налогового органа Как правило, проводится по месту нахождения налогоплательщика
Осуществляется ежеквартально Не более одного раза в год
Срок проведения – не более 5 дней Срок проведения – не более 20 дней, за исключением случаев, определенных Законодательством РА
Не требуется разрешения руководителя налогового органа   Осуществляется по решению руководителя налогового органа
Осуществляется на основании данных, представленных в налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности, представленной налогоплательщиком в налоговый орган Осуществляется сравнением налоговых обязательств, рассчитанных налоговым органом исходя из данных первичной бухгалтерской документации, и суммы налогов, рассчитанных налогоплательщиком самостоятельно

При сплошном (комплексном) способе проверяются все регистры бухгалтерского учета и другие, необходимые для налоговой проверки документы.

При выборочном (тематическом) способе проверяется лишь часть первичных документов за тот или иной период времени.

В случае обнаружения злоупотребления или нарушения налогового законодательства проверяющие переходят от выборочного способа к комплексной проверке с возможным изъятием необходимых документов.

Достоверность фактов хозяйственной жизни предприятия может быть установлена:

1) путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие не только удостоверяются в правильности заполнения всех реквизитов документов, но и определяют правильность подсчетов в них;

2) путем встречных проверок, когда учетные данные предприятия

сверяются с соответствующими данными предприятия-контрагента.

По результатам документальной проверки должностным лицом, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются:

1) дата, время и место составления акта;

2) наименование органа государственного контроля (надзора);

3) дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

4) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

6) дата, время и место проведения проверки;

7) сведения о результатах документальной проверки, в том числе о выявленных нарушениях по каждому виду налога с приложением требуемых расчетов и документов, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

8) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, их подписи или отказ от подписи;

9) подпись должностного лица (лиц), осуществившего проверку.

В заключении акта даются предложения по устранению выявленных недостатков и определяются сроки по уплате до начисленных налоговых платежей.

Первый экземпляр акта, подписанный сторонами, остается в налоговой инспекции, второй экземпляр передается предприятию.

При отказе налогоплательщика от подписи проверяющий инспектор в конце акта делает отметку об этом отказе.

Мотив отказа подписания акта предоставляется в налоговую инспекцию в течение 1 месяца со дня окончания проверки.

Руководитель налоговой инспекции должен в 10-дневный срок по получении акта принять соответствующее решение, которое является самостоятельным юридическим документом о применении санкций. Форма решения об утверждении актов произвольная: постановление, решение, письмо, инкассовое поручение.

О принятом решении налогоплательщик уведомляется в письменном виде не менее чем за три дня до наступления срока уплаты до начисленной суммы.

Материал по документальной проверке предприятия, зарегистрированный в журнале налогового органа, подлежит хранению в течение 5 лет.

4.3. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Нарушения законодательства о налогах и сборах могут служить основаниями для привлечения физического либо юридического лица к различным видам правовой ответственности.

Законодательство предусматривает финансовую, в том числе налоговую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность налогоплательщиков (плательщиков сборов) за совершенные ими налоговые правонарушения.

Финансовая ответственность выражается в разных формах денежных взысканий, среди которых важное место занимают финансовые санкции.

Финансовые санкции это меры экономического воздействия, применяемые уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к юридическим лицам за нарушение договорных обязательств, кредитной, расчетной, бюджетной, финансовой дисциплины и за ряд других нарушений. Кроме того, финансовые санкции применяются при несоблюдении порядка ведения кассовых операций предприятиями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, правил применения контрольно-кассовых машин и в других случаях.

Налоговая ответственность является разновидностью финансовой ответственности, которая наступает в результате совершения налогового правонарушения, а налоговая санкция является мерой ответственности за совершение указанного деяния. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в определенных размерах, зависящих от вида нарушения законодательства о налогах и сборах.

Административная ответственность. Под административной ответственностью следует понимать применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами к нарушителям законодательства о налогах и сборах мер административного воздействия.

Следовательно, объективную сторону состава административного правонарушения составляют действия, которые привели к нарушению указанного законодательства: нарушения организационного порядка; нарушение срока и неправильная уплата налога; налоговые нарушения со стороны банков; прочие налоговые нарушения.

. Составы налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, содержатся в Законе РА «Об основах налоговой системы в Республике Абхазия», а также в других законодательных и нормативных актах.

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства применяется за наиболее опасные преступления, а именно за уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах.

Определение штрафных санкций по видам нарушений налогового законодательства подытожено в табл. 4.2.

Таблица 4.2 ПРИМЕНЕНИЕ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ



Источник: https://infopedia.su/5x1a1d.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.