В каких случаях проводится повторная налоговая проверка: причины санкции

Содержание

В каких случаях проводятся повторные налоговые проверки

В каких случаях проводится повторная налоговая проверка: причины санкции

Основания для повторной проверки

Повторная налоговая проверка может быть проведена в организации в двух случаях.

Во-первых, это возможно, если вышестоящий налоговый орган решит проконтролировать деятельность налоговой инспекции и оценить качество проведенной ею выездной проверки.

С этой целью руководитель вышестоящего налогового органа (его заместитель) может принять решение о проведении повторной выездной проверки в организации.

Это следует из положений абзаца 5 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли организация опротестовать результаты повторной проверки? Повторная проверка назначена вышестоящим налоговым органом в рамках контроля за налоговой инспекцией. При этом в состав проверяющей группы входят сотрудники той же налоговой инспекции.

Ответ: да, может, но это бесперспективно.

С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает включать в состав проверяющих сотрудников налоговой инспекции, проводивших первичную проверку (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Кроме того, налоговые органы всех уровней представляют собой единую централизованную систему (ст. 30 НК РФ).

Поэтому руководитель вышестоящего налогового органа может включить в состав проверяющих сотрудников как своего подразделения (например, регионального налогового управления), так и подведомственных налоговых инспекций. Нарушения не будет, если сотрудники инспекции привлекаются к повторной проверке в качестве исполнителей.

С другой стороны, цель повторной выездной проверки, которую проводит вышестоящий налоговый орган, заключается не в повторной проверке организации, а в контроле за деятельностью налоговой инспекции (абз.

 5 п. 10 ст. 89 НК РФ). Эта цель не будет достигнута, если проверочная группа целиком состоит из сотрудников инспекции, которая проводила первичную проверку.

При таких обстоятельствах в ходе повторной проверки сотрудники инспекции будут контролировать сами себя. Подобную проверку можно квалифицировать как повторную выездную проверку, проведенную инспекцией.

А ее проведение недопустимо (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Однако суды не усматривают нарушений в привлечении сотрудников налоговых инспекций к проверкам, которые проводятся по решению вышестоящего налогового органа (см.

, например, определение ВАС РФ от 26 мая 2008 г. № 6707/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 сентября 2011 г. № Ф03-4283/2011, Уральского округа от 18 октября 2011 г.

№ Ф09-6642/11, от 27 октября 2010 г. № Ф09-8198/10-С3).

В рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган может проверить период, не превышающий трех лет, предшествующих году принятия решения о ее проведении (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Например, если решение о проведении повторной налоговой проверки принято в 2015 году, то период проверки может включать в себя 2012, 2013 и 2014 годы.

Проверять деятельность организации за 2011 год (и за предыдущие годы) в рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган не вправе.

Во-вторых, основанием для проведения повторной проверки может стать подача уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению.

Решение о проведении повторной проверки по уточненной декларации должна принимать инспекция, которая уже проводила проверку по тому налогу и за тот период, за который подана уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Даже в том случае, если уточненную декларацию организация представила после перехода в другую инспекцию.

Причем если на момент изменения местонахождения организации прежняя инспекция проводит выездную проверку, включающую налог и период, за который представлена уточненная декларация, то повторную проверку можно не проводить.

В этом случае налоговые обязательства организации с учетом уточнений могут быть проверены в рамках текущей проверки.

Если налог и период, за который представлена уточненная декларация, текущей проверкой не охвачены, то прежней инспекцией может быть проведена повторная выездная проверка. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 марта 2012 г. № АС-4-2/3639.

В ходе повторной проверки инспекция будет анализировать только тот период, за который представлена уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

При этом данный период не может выходить за пределы трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о назначении повторной проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Так, налоговая инспекция не сможет провести повторную проверку, если в 2012 году организация подаст уточненную декларацию за 2008 год. Указанный год не входит в трехлетний период, который отведен инспекции на повторную проверку.

Следовательно, получить возврат или зачет по такой уточненной декларации организация не сможет. К этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Такой вывод следует из писем Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153.

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную проверку, если организация сдала уточненный расчет авансовых платежей по налогу?

Ответ: нет, не может.

Одним из оснований для проведения повторной налоговой проверки является подача уточненной декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Расчеты авансовых платежей к налоговым декларациям не приравниваются.

Поэтому, если организация обнаружила ошибку не в декларации, а в расчете авансовых платежей, представленные уточнения не являются основанием для назначения повторной проверки.

Порядок проведения и оформление результатов

Повторный характер выездной проверки не влияет на общий порядок ее проведения и оформление результатов. Подробнее об этом см.

 Какие полномочия имеет налоговая инспекция при выездной налоговой проверке, Какой максимальный срок проведения выездной налоговой проверки и Как должны быть оформлены результаты выездной налоговой проверки.

Решения по первичной и повторной проверкам могут не совпадать. В ходе повторной проверки инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше.

В этом случае они определят сумму недоимки, возникшей из-за нарушений, и начислят на нее пени. Однако оштрафовать организацию за вновь выявленные нарушения инспекция не сможет.

Исключение составляет случай, когда в ходе повторной проверки сотрудники инспекции обнаружат, что решение по предыдущей проверке было сфальсифицировано в результате сговора организации с проверяющими.

В такой ситуации организации предъявят не только недоимку и пени, но и штрафные санкции. Это следует из положений абзаца 7 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли инспекция при проведении повторной налоговой проверки потребовать от организации документы, которые уже представлялись в налоговую инспекцию?

Ответ на этот вопрос зависит от состава документов, которые затребованы в ходе повторной проверки.

По общему правилу организация не обязана повторно представлять инспекции документы, которые уже были переданы ей в рамках камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Но это правило действует только в отношении тех документов, которые были переданы в инспекцию после 1 января 2010 года (п. 15 ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ).

Если документы были переданы в налоговую инспекцию до указанной даты, то в ходе повторной проверки инспекция вправе потребовать их вновь.

Если затребованные в ходе первичной проверки документы были представлены организацией после 1 января 2010 года, при проведении повторной проверки эти документы инспекция требовать не вправе.

Кроме того, инспекция может повторно запросить:

  • документы, которые раньше были представлены в инспекцию в виде подлинников, а затем возвращены в организацию;
  • документы, которые раньше были представлены в инспекцию, но были утрачены в связи с форс-мажорными обстоятельствами.

Такие особенности предусмотрены в пункте 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ, и они действуют в отношении любых документов независимо от даты их первоначального представления в инспекцию.

Ситуация: может ли вышестоящий налоговый орган провести повторную проверку в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции? Решение по первичной налоговой проверке было оценено судом. Решение суда вступило в законную силу.

Ответ: да, может. При этом инспекция не вправе принимать решения, которые изменяют выводы, сделанные в судебном акте.

С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает проводить повторную проверку, если решение по первоначальной проверке было оценено в суде.

С другой стороны, в некоторых случаях проведение повторных проверок может противоречить Конституции РФ.

В частности, это произойдет, если по итогам повторной проверки налоговая инспекция пересмотрит итоги первоначальной проверки и примет решение, противоречащее судебному акту. Такой подход недопустим.

По итогам повторной проверки налоговая инспекция не может принимать решения, изменяющие выводы, сделанные в судебном акте. Это не соответствует совокупности норм, прописанных в статьях 46, 57 и 118 Конституции РФ.

Такой вывод подтверждается постановлениями Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П, ФАС Северо-Западного округа от 11 августа 2009 г. № А05-12796/2008, Северо-Кавказского округа от 26 июня 2009 г. № А32-27563/2008-63-426 и Поволжского округа от 6 марта 2008 г. № А55-5793/2007.

Таким образом, повторная проверка, которая не затрагивает выводы, уже оцененные судом, вполне законна. Если же повторная проверка допускает возможность пересмотра решений, оцененных судом, ее проведение неконституционно (постановление Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П).

Ситуация: может ли инспекция провести выездную проверку в филиале? Филиал за этот же период уже был проверен в рамках общей выездной проверки по организации.

Ответ на этот вопрос зависит от того, какие налоги проверяла инспекция в рамках общей выездной проверки.

Если в рамках общей проверки организации инспекция провела комплексную проверку всех налогов: и федеральных, и региональных, и местных, то назначение отдельной выездной проверки за тот же период по филиалу неправомерно (абз. 4 п. 10 и п. 5 ст. 89 НК РФ).

Если же в рамках общей выездной проверки инспекция проконтролировала правильность начисления и уплаты лишь отдельных налогов (например, федеральных), то в дальнейшем по филиалу может быть назначена самостоятельная выездная проверка, не затрагивающая те налоги, уплата которых уже была проверена. Такая проверка не является повторной (абз. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см.

, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 апреля 2009 г. № А56-27517/2008).

Внимание: в ходе выездных проверок филиалов и представительств налоговая инспекция может контролировать правильность начисления и уплаты только региональных и местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Проверка правильности начисления и уплаты федеральных налогов в филиале (представительстве) возможна только в рамках общей проверки по организации.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см.

, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 декабря 2008 г. № А56-11379/2008).

Ситуация: может ли инспекция по итогам повторной проверки одного налога потребовать от организации сдать уточненную декларацию по другому налогу?

Ответ: да, может.

В ходе повторной проверки по одному налогу инспекция может обнаружить неотраженные или не полностью отраженные сведения, а также ошибки, приводящие к занижению суммы другого налога.

В этом случае организация обязана провести перерасчет этого налога, отразить изменения в уточненной декларации и представить ее в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если организация не сдаст уточненную декларацию самостоятельно, то сделать это потребует инспекция (подп. 8 п. 1 ст.

 31 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/2-209.

Ограничения по количеству проверок

В отношении любых повторных налоговых проверок ограничения, установленные пунктом 5 статьи 89 Налогового кодекса РФ, не действуют (абз. 2 п. 10, п. 11 ст. 89 НК РФ).

Например, даже если в организации в течение года были проведены две выездные проверки по разным налогам или периодам, то при необходимости в этом же году инспекция сможет провести неограниченное количество повторных выездных проверок по любым налогам.

Проверки при ликвидации и реорганизации

Характер повторных носят проверки, которые проводятся налоговыми инспекциями при реорганизации или ликвидации организаций.

Несмотря на то, что порядок проведения таких проверок регламентируется отдельным пунктом 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ, условия их проведения, период охвата, полномочия проверяющих полностью совпадают с правилами проведения повторных проверок.

Решение о проведении проверки при реорганизации (ликвидации) организации принимает инспекция, в которой организация состоит на налоговом учете.

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную камеральную проверку?

Ответ: нет, не может.

В налоговом законодательстве нет понятия «повторная камеральная проверка». Под камеральной проверкой следует понимать проверку представленной налоговой отчетности (ст. 88 НК РФ).

Проверять одну и ту же отчетность (декларацию, расчет авансовых платежей) налоговая инспекция не может. Правомерность этой позиции подтверждается арбитражной практикой (см.

, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2008 г. № А66-594/2008).

Однако дважды проверить один и тот же период в рамках разных камеральных проверок инспекция вправе.

Например, это возможно, если организация сдаст в налоговую инспекцию уточненную декларацию (расчет), которая станет основанием для проведения новой, а не повторной камеральной проверки.

Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-267.

Источник: http://nalogobzor.info/publ/nalogovye_proverki/v_kakih_sluchajah_provodjatsja_povtornye_nalogovye_proverki/14-1-0-292

Повторная налоговая проверка: выездная и камеральная

Повторная налоговая проверка: выездная и камеральная

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о повторной налоговой проверке.

Сегодня вы узнаете:

  1. Чем повторная НП отличается от камеральной и первичной НП;
  2. При каких условиях может проводиться повторная НП;
  3. Какие факторы влияют на приезд налоговой.

Повторная налоговая проверка проводится только по тем налогам и периодам, которые уже были проверены в рамках обычной выездной проверки.

Здесь уже не действует правило двух проверок за год – их может быть сколько угодно.

Так что если налоговики уже были два раза в вашем офисе за текущий год, вы не застрахованы от дополнительных визитов.

https://www.youtube.com/watch?v=Ke0TE8JFxkw

Утешающим обстоятельством является тот факт, что для повторных проверок у инспекции имеется всего лишь два основания. Эти пункты подробно раскрываются статьей 89 Налогового кодекса.

Возможные основания для проведения повторной налоговой проверки

Руководитель вышестоящего налогового органа может принять решение проверить, насколько качественно сработали представители местной налоговой. Такие меры помогают предотвратить сговор между проверяющими и проверяемыми.

Важно понимать, что никто не выберет вас безосновательно – и если выбор пал на вас, значит, у налоговой есть вопросы к законности ваших операций.

Региональная инспекция проверяет местную

Для такой проверки действуют определенные правила, которые должны неукоснительно выполняться инспекцией, в противном случае визит будет нарушать ваши права как юридического лица:

  • В состав комиссии могут входить инспекторы из местной ИФНС, но она не может целиком состоять только из «местных». В противном случае весь смысл и законность подобной проверки утрачиваются;
  • Период, который могут проверять повторно, ограничивается тремя календарными годами. Инспекторы не имеют права запрашивать документы, имеющие четырехлетнюю и более давность. Например, если повторная ВНП проводится в 2018 году, комиссия может анализировать документы за 2017, 2016 и 2015 годы. За 2014 год документы считаются «закрытыми»;
  • Вас не могут оштрафовать, если будут выявлены ошибки и недоимки. После тщательной проверки налоговики могут обнаружить расхождения, вам могут доначислить налог, но штрафные санкции применимы только в том случае, если информация была скрыта вследствие сговора с первыми проверяющими;
  • Решение по первой проверке опротестованы в судебном порядке. В таком случае новые решения в результате повторной ВНП не должны входить в противоречие с постановлением суда.

Вы подали уточненную декларацию на уменьшение налога

Возможна ситуация, что за определенный период налоговая уже проводила у вас ВНП, а вы подали уточненку за уже проверенный период. В этом случае налоговики имеют право приехать к вам с повторной ВНП.

У этого вида проверки также имеются свои особенности:

  • В такой декларации сумма налога меньше, чем в первичной. Кроме того, налоговая захочет вас проверить, если в уточненке вы заявили больший убыток, чем был изначально;
  • Период проверки не ограничивается тремя последними годами. Если ваша декларация относится к периоду, выходящий за этот временной диапазон, налоговая имеет право проверить его;
  • Проверить можно только те данные, которые подверглись корректировке. Все не относящиеся к этому сведения не рассматриваются. Например, у вас была ВНП по налогу на прибыль за 2016 год. Позднее вы принесли в налоговую уточненку, где заявили дополнительный расход. Тогда приехавшая инспекция будет изучать документы только по этому расходу;
  • Если попутно налоговая обнаружит какие-либо ошибки в не относящемся к вашей корректировке документе, они не вправе изменять решение по этим данным;
  • У вас на руках может быть решение суда по первой проверке. Это не помешает налоговикам приехать с повторным визитом, но они, как и в случаях с проверкой от вышестоящей ИФНС, не могут переоценивать судебные выводы и менять налоговую нагрузку на предприятие.

Например, налоговики не признали ваши расходы по одному из поставщиков, ссылаясь на нереальность сделки с ним. Вы оспорили это решение в суде. Позже вы подаете уточненную декларацию, где заявляете еще большие расходы на сделку с этим контрагентом.

В этом случае комиссия приедет с повторной проверкой только на предмет увеличения расходов. Вопрос о недействительности сделки больше не будет рассматриваться.

Важно знать, что вы можете избежать повторной ВНП, даже если сдали уточненку на уменьшение налоговой базы. Это возможно, если вы заметили ошибку и исправили ее еще в периоде ее выявления.

У вас ликвидация или реорганизация

Проверки налоговой в данных обстоятельствах полностью носят характер повторных в плане полномочий проверяющих и порядка проведения.

Особенный интерес инспекции вызывает факт слияния убыточной и процветающей компании.

При сумбуре, который творится при перекраивании организаций, очень легко утаить часть от прибыли в соединительном балансе и уклониться от налогов.

Какова бы ни была причина приезда проверяющих, вы обязаны способствовать проведению проверки. Это выражается в своевременном (в течение десяти дней) предоставлении запрашиваемых документов.

Налоговая имеет право запрашивать у вас:

  • Документы, которые вы уже предоставляли в инспекцию в виде подлинника, но потом они были возвращены в организацию;
  • Бумаги, которые вы когда-то в ходе предыдущих проверок предоставили, но которые были утрачены налоговой в связи с форс-мажором;
  • Иные документы, связанные деятельностью предприятия.

Следует помнить, что инспекция не вправе проводить еще одну камеральную проверку по тем же данным – ее не существует, так же как не существует самого понятия.

Что касается повторных проверок, вы имеете право оспорить решение по проверке, хотя и считается, что на это у вас немного шансов.

Камеральная и выездные налоговые проверки

По российским законам юридические и физические лица обязаны платить налоги со своей предпринимательской деятельности.

До оплаты самостоятельно исчисленных сумм компании и индивидуальные предприниматели сдают в местный налоговый орган декларации и расчеты, в которых прописаны и документально подтверждены средства к уплате в бюджет.

С момента сдачи налогоплательщиком документов в налоговый орган наступает обязательный период камеральной проверки, когда специалисты проверяют правильность ваших расчетов, не покидая своего учреждения.

По некоторым причинам налоговая решает приехать в вашу фирму и самостоятельно просмотреть вашу отчетность – то есть совершить так называемую ВНП выездную налоговую проверку. Например, если у нее появилось подозрение, что вы уклоняетесь от уплаты налогов, фальсифицируя некоторые данные.

В отдельных случаях ИФНС имеет право приехать к вам еще раз. Речь пойдет уже не о простой ВНП, а о повторной.

Сравнительная таблица отличительных особенностей налоговых проверок:

Камеральная НП Выездная НП Повторная ВНП
Место проведения
Проводится на территории проверяющего органа По общему правилу налоговики приезжают в ваш офис. Если такового нет, допускается привезти всю документацию в налоговую. Также практикуется аренда офиса рядом с вашим бизнесом Также проводится по юридическому адресу вашего бизнеса. ИФНС, которая провела у вас первую ВНП, обязана «довести дел до конца» и при повторной проверке, даже если вы сменили адрес и относитесь теперь к другой ИФНС
Что рассматривается
Рассматривается каждый сданный документ, расчет или декларация Рассмотрение носит выборочный характер. ИФНС не проверяет все подряд, а концентрирует внимание на отдельных периодах и налогах Только та информация (налоги и периоды), которые уже были рассмотрены в ходе первой ВНП
Кто решает
Проверка начинается автоматически с момента сдачи документа. Разрешение руководства ИФНС на это не требуется. О начале рассмотрения бумаг вам не сообщат Возможна только при разрешении руководителя инспекции или его зама. Вас предупредят о приезде Если вышестоящий орган проверяет местную ИФНС, решение принимает руководитель региональной налоговой. Если вы подвергаетесь проверке по уточненке – решение принимает руководитель местной структуры или его заместитель
Сколько длится
Три календарных месяца. На четвертый выносится решение Не более двух месяцев в общем случае. Возможно продление до четырех и даже шести месяцев
Как часто бывают
После каждого сданного документа Предел – две проверки за год Неограниченное количество раз
Справка о проведении
В общем случае не предоставляется. Если инспекция обнаруживает ошибки или расхождения, она запрашивает у вас уточнения. Либо просит сдать исправленную декларацию. Если пояснения неудовлетворительны, налоговая может составить акт и решение о результатах Справка о проведении носит не факультативный, а обязательный характер. Вам вручат ее в последний день проверки с указанием предмета и продолжительности Также выдается справка с информацией о характере проверки (повторная) и принятом решении. В целом повторный характер проведения такой проверки не сказывается на ее форме

Как узнать, точно ли будет повторная выездная проверка

Бухгалтеры не любят выездные проверки во многом потому, что для ее назначения нет четких критериев.

Неуверенность налогоплательщика в ее проведении помогает налоговым органам посеять дополнительный страх.

Это оправданно, так как в итоге такой подход помогает ИФНС держать предприятие «в тонусе» – на то и щука в море, чтобы карась не дремал.

Как и любая организация, ИФНС стремится к сокращению расходов на свое содержание. Ей невыгодны многочисленные ВНП, так как затраты на работу инспекторов не оправдают себя. Они приедут к вам повторно не для профилактики, а только в том случае, если имеют на это веские основания.

Мы можем говорить только о большей или меньшей доле вероятности их приезда. В предыдущих параграфах мы перечислили условия, когда налоговая может приехать, но вовсе не обязана.

Вам стоит обратить внимание на следующие характеристики, влияющие на приезд проверяющих:

  • Вы – мелкая рыбешка. Как правило, налоговая не тратит свое время там, где не рассчитывает «сорвать куш». Даже в том случае, если в вашей уточненке завышены расходы по сравнению с первоначальной декларацией, приезд инспекции маловероятен, если суммы различаются незначительно или в целом речь идет о не очень больших деньгах;
  • Вы сдали уточнение не по декларации, а только по авансовым платежам. Подобные расчеты не равнозначны декларациям, и если вы обнаружили ошибку и изменили данные так, что это привело к уменьшению налога, налоговая не приедет к вам с повторной проверкой;
  • Даже если ваша компания ликвидируется или реорганизуется, это не всегда автоматически означает повторный визит налоговой. Если у вас чистая история и в целом у структуры нет к вам претензий, повторной проверки может не быть;
  • Вы находитесь в группе риска, если ваша компания склонна часто менять юридический адрес, в том числе через процедуру слияния. Такая организация вызывает подозрения, так как налицо стремление прикрепиться к новой ИФНС для сокрытия данных;
  • Вы также пребываете в группе риска, если вы сливаетесь с компанией, находящейся на грани банкротства. Или, напротив, сами являетесь подобной организацией.

Специалисты советуют не спешить оплачивать штрафы, начисленные в ходе первичных выездных проверок. Если вы чувствуете себя правым или вопрос очень спорный, стоит потратиться на юриста и попытаться выиграть спор.

Если вы будете с готовностью оплачивать все штрафы «лишь бы отстали», у налоговой появится подозрение, что не все ваши доходы «белые».

Рекомендуем к прочтению:

Источник: http://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/povtornaya-nalogovaya-proverka/

3.2 Повторная выездная налоговая проверка

Повторнойвыездной налоговой проверкой налогоплательщикапризнается выездная налоговая проверка,проводимая независимо от временипроведения предыдущей проверки по темже налогам и за тот же период.

Приназначении повторной выездной налоговойпроверки ограничения, указанные в пункте5настоящей статьи, не действуют.[7]

Припроведении повторной выездной налоговойпроверки может быть проверен период,не превышающий трех календарных лет,предшествующих году, в котором вынесенорешение о проведении повторной выезднойналоговой проверки.

Повторнаявыездная налоговая проверканалогоплательщика может проводиться:

    1. вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

    2. налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.[3]

Еслипри проведении повторной выезднойналоговой проверки выявлен фактсовершения налогоплательщиком налоговогоправонарушения, которое не было выявленопри проведении первоначальной выезднойналоговой проверки, к налогоплательщикуне применяются налоговые санкции, заисключением случаев, когда невыявлениефакта налогового правонарушения припроведении первоначальной налоговойпроверки явилось результатом сговорамежду налогоплательщиком и должностнымлицом налогового органа.

Выезднаяналоговая проверка, осуществляемая всвязи с реорганизацией или ликвидациейорганизации-налогоплательщика, можетпроводиться независимо от временипроведения и предмета предыдущейпроверки. При этом проверяется период,не превышающий трех календарных лет,предшествующих году, в котором вынесенорешение о проведении проверки.[7]

Налогоплательщикобязан обеспечить возможность должностныхлиц налоговых органов, проводящихвыездную налоговую проверку, ознакомитьсяс документами, связанными с исчислениеми уплатой налогов.

Ознакомлениедолжностных лиц налоговых органов сподлинниками документов допускаетсятолько на территории налогоплательщика,за исключением случаев проведениявыездной налоговой проверки по местунахождения налогового органа, а такжеслучаев, предусмотренных статьей94НК РФ.

Принеобходимости уполномоченные должностныелица налоговых органов, осуществляющиевыездную налоговую проверку, могутпроводить инвентаризацию имуществаналогоплательщика, а также производитьосмотр производственных, складских,торговых и иных помещений и территорий,используемых налогоплательщиком дляизвлечения дохода либо связанных ссодержанием объектов налогообложения,в порядке, установленном статьей92НК РФ.[3]

Приналичии у осуществляющих выезднуюналоговую проверку должностных лицдостаточных оснований полагать, чтодокументы, свидетельствующие о совершенииправонарушений, могут быть уничтожены,сокрыты, изменены или заменены,производится выемка этих документов впорядке, предусмотренном статьей94НК РФ.

Впоследний день проведения выезднойналоговой проверки проверяющий обязансоставитьсправкуопроведенной проверке, в которойфиксируются предмет проверки и срокиее проведения, и вручить ее налогоплательщикуили его представителю.[8]

Вслучае, если налогоплательщик (егопредставитель) уклоняется от получениясправки о проведенной проверке, указаннаясправка направляется налогоплательщикузаказным письмом по почте.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Астапов, К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации // К.Л. Астапов,   Финансы и кредит. – 2002. – №24. – 145 с.

  2. Колпакова, Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / Г.М. Колпакова, – Москва., “Финансы и статистика”, 2009г. – 496с.

  3. Лермонтов, Ю.М. Выездная налоговая проверка// Аудит и налогообложение. 2007г.-№2. – 51с.

  4. Львов, Д., Овсиенко, Ю. Российская пенсионная система // Д. Львов, Ю. Овсиенко, Вопросы экономики. – 2000. – №8. – 154 с.

  5. Михальчук, В.Ю. Пенсионная система России: Перспективы развития / В.Ю. Михальчук, – Финансы, 2007 – 129с.

  6. Мищенко, В.В. Актуальные проблемы профессионального пенсионного страхования в РФ / В.В. Мищенко, Финансы и Кредит № 25(265) – 2007, Июль 95 с.

  7. Налоговая политика и практика [ Электронный ресурс]: официальный сайт – режим доступа : http://www.nalogkodeks.ru

  8. Налоговый контроль [Электронный ресурс]: официальный сайт – режим доступа: http://www.econ-profi.ru

  9. Нешитой, А.С. Финансы: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп / А.С. Нешитой, – Москва., “Дашков и Ко”, 2008г. – 512 с.

  10. Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс] : официальный сайт- режим доступа: http://www.pfrf.ruещеноest.ru

  11. Скрипниченко, В.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.А. Скрипниченко. – С-П.: Питер, 2009. – 448 с.

  12. Черник, Д.Г. Основы налоговой системы: Учебное пособие./ Д.Г. Черник,/  – Москва.: Финансы и статистика, 2006. – 422с.

  13. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение./ Т.Ф. Юткина, – Москва.: ИНФРА-М, 2005г. – 429с.

20

Источник: https://StudFiles.net/preview/6354459/page:6/

Причины назначения выездных налоговых проверок

Причины назначения выездных налоговых проверок

Выездная налоговая проверка является особой формой контроля за соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства в части правильного исчисления и уплаты налогов.

Её особенность заключается в том, что во время проведения проверки происходит изучение, анализ, сопоставление и оценка документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например, осмотра (ст.

92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ).

Результативность выездной проверки, как правило выше, чем у камеральной, поскольку выездная проверка позволяет выявить такие нарушения, как уклонение от уплаты налогов, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной.

На сегодняшний день существует «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» (утв. Приказом ФНС от 30 мая 2007 г.

N ММ-3-06/333@) (далее по тексту «Концепция»), на основании которой, налоговые органы в целях повышения эффективности выездных налоговых проверок, формируют годовой (с разбивкой по кварталам) план проведения выездных налоговых проверок.

План может быть скорректирован в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), например в случае необходимости проведения проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации. 

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Ознакомление налогоплательщиков с планом проведения выездных налоговых проверок налоговым законодательством не предусмотрено

Полномочия налоговых органов, порядок проведения выездных налоговых проверок регулируются ст.ст. 89, 89.1, 89.2 НК РФ, а также внутренними регламентами налоговых органов.

Также ФНС России разработала рекомендации, которые направлены для использования в работе территориальных налоговых органов, это Письмо ФНС от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622@ “О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок”.

КОГДА К ВАМ МОЖЕТ ПРИЙТИ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА?

Налоговое законодательство не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной налоговой проверки.

Как правило, о ее назначении налогоплательщики узнают при получении решения о проведении выездной налоговой проверки (Письмо ФНС от 18 ноября 2010 г.

N АС-37-2/15853 “О возможности переноса выездной налоговой проверки”).

Как же происходит отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок?

До 01 января 2007 года процесс отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, определялся внутренними регламентами, используемыми только для служебного пользования.

Сейчас основы планирования выездных налоговых проверок закреплены в Концепции, эта информация является общедоступной, при желании с ее текстом может ознакомиться любой налогоплательщик.

Концепция разработана с целью построения единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок, поскольку налоговое законодательство РФ не предусматривает проведение выездных налоговых проверок на регулярной основе.

Назначению налоговой проверки предшествует большая работа, проводимая налоговым органом по сбору и обобщения информации о налогоплательщике. Истоками информации могут быть как внутренние, так и внешние источники.

К внутренним источникам можно отнести информацию, находящуюся в ведении налоговых органов.

Например, государственные реестры по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), по учету организаций и физических лиц (ЕГРН), данные налоговой и бухгалтерской отчетности, сведения о доходах физических лиц, сведения, полученные в ходе проведенных камеральных и выездных налоговых проверок и другие информационные ресурсы  налоговых органов.

ОТЛИЧИЕ ВЫЕЗДНОЙ ОТ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Внешними источниками являются информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.

Ну и конечно не стоит забывать о том, что специалисты ФНС анализируют любую иную общедоступную информацию, в отношении всех налогоплательщиков, независимо от их форм собственности и сумм налоговых обязательств, в том числе материалы сети интернет и средств массовой информации (рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг юридическими и физическими лицами, публикации и так далее), информацию, поступающую от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления).

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

  • анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики (позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей);
  • анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики (проводится по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей);
  • анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков (позволяет определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган);
  • анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Обращаем Ваше внимание, что хотя анализ показателей деятельности налогоплательщика производится по разработанным налоговыми органами критериям, любое заинтересованное лицо может самостоятельно оценить риск назначения выездной налоговой проверки, сравнив показатели своей финансово-хозяйственной деятельности с общедоступными критериями отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки. Эти критерии указаны в разделе 4 Концепции.

БУХГАЛТЕРСКИЕ УСЛУГИ В МОСКВЕ, СТОИМОСТЬ

К ним относятся:

  • Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

     Оценить риск включения в план выездных налоговых проверок налогоплательщик может самостоятельно, сравнив фактическую налоговую нагрузку с ее среднеотраслевым уровнем.

    Если по результатам сравнения уровень фактической налоговой нагрузки окажется ниже среднеотраслевого, организация может быть включена в план выездных проверок.

Определяется налоговая нагрузка как отношение суммы уплаченных налогов к полученной выручке (п.

1 Приложения N 2 к Концепции).

  • Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

     При оценке налогоплательщиком рисков назначения проверки по этому коритерию следует исходить из того, что в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика возможно возникновение убытков.

    Внимание налоговых органов привлекают организации, осуществляющие свою деятельность с убытком в течение 2-х и более календарных лет подряд. При этом рассматриваются показатели как бухгалтерской, так и налоговой отчетности.

  • Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. По данному критерию оценивается деятельность налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость.

Согласно п. 3 приложения N 2 к Приказу сумма вычетов по НДС считается существенной, если их доля от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев (п. 3 приложения N 2 к Концепции)

  • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

     Этот критерий актуален для организаций – налогоплательщиков налога на прибыль, основан на анализе данных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль и в отчете о финансовых результатах (приложение к бухгалтерской отчетности форма N 2) (п. 4 Приложения N 2 к Концепции).

По данному критерию оценивается изменение темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации за несколько отчетных (налоговых) периодов (как минимум, за 2-3 года).

  • Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. При его оценке фактический уровень среднемесячной зарплаты сравнивается со среднеотраслевым уровнем в субъекте РФ.

    Если полученный показатель оказывается ниже среднеотраслевого, возникает риск включения в план выездных налоговых проверок.

  • Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

     При оценке этого критерия принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение года).

  • Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. По данному критерию оцениваются налогоплательщики-индивидуальные предприниматели, уплачивающие НДФЛ.

Для них риск включения в план выездных проверок возникает в случае, если доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных в налоговых декларациях, в общей сумме доходов превышает 83% (п. 7 Приложения N 2 к Концепции).

  • Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (“цепочки контрагентов”) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

     Наличие “цепочки контрагентов” принимается во внимание при наличии обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанных в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (далее – Постановление N 53) (п. 8 Приложения N 2 к Концепции).

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета (п. 1 Постановления N 53).

НАЛОГОВЫЙ ЮРИСТ, КОНСУЛЬТАЦИЯ

  • Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и так далее. НК РФ установлено право налогового органа требовать от налогоплательщика представления документов и пояснений, необходимых для исчисления и уплаты налогов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). В случае отсутствия пояснений налогоплательщика без объективных причин существует риск назначения выездной налоговой проверки.
  • Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (“миграция” между налоговыми органами).”Миграция” налогоплательщика может быть оправданной, если по новому месту регистрации у налогоплательщика имеется больше возможностей для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

По мнению налоговых органов, очень часто такие действия связаны с возможными попытками уклонения от налогообложения. 

Поэтому повышенное внимание уделяется налогоплательщикам – “мигрантам” с заявленными видами деятельности, не характерными для региона регистрации, а также фирмам, руководители которых не проживают на территории этого региона.

  • Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Отбор налогоплательщиков по этому критерию производится в части налога на прибыль.

    То есть этот критерий следует учитывать организациями – налогоплательщиками налога на прибыль.

    При этом принимается во внимание отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

Среднеотраслевые показатели рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности начиная с 2006 года приведены в Приложении N 4 к Концепции.

  • Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

     Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России  в разделе “Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков”.

    Например, получение необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-“однодневок”; получение необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества; получение необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции и другие.

Известно, что в своей работе ФНС использует и иные критерии, однако они, к сожалению, официально нигде не публикуются и предназначены только для служебного использования.

ВОЗРАЖЕНИЯ НА АКТ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ: ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

На основании анализа полученной информации, налоговый орган выявляет вероятные зоны совершения налоговых правонарушений и определяет необходимые мероприятия налогового контроля.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, или результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности которых свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях (раздел 3 Концепции).

После отбора лиц для проведения выездной налоговой проверки определяется также целесообразность проведения выездных налоговых проверок их контрагентов, взаимозависимых и или аффилированных лиц. 

Источник: https://rosco.su/press/prichiny_naznacheniya_vyezdnykh_nalogovykh_proverok/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.