Учет транспортно заготовительных расходов в бухгалтерии

Учет и списание транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)

В бухучете к транспортно-заготовительным расходам (ТЗР) относятся затраты, связанные с заготовкой и доставкой материалов в организацию (п. 70 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

ТЗР, в частности, включают в себя:

  • расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами;
  • расходы на транспортировку;
  • командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов;
  • плату за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
  • складские расходы (если склады используются как для заготовки материалов, так и для хранения товаров (готовой продукции), такие расходы можно отнести на текущие затраты);
  • расходы на содержание заготовительных пунктов, складов, организованных в местах заготовки материалов;
  • плату за кредиты и займы, привлеченные для закупки материалов (начисленная до принятия материалов к учету);
  • недостачу и порчу в пределах норм естественной убыли;
  • наценки, надбавки, комиссионные вознаграждения посредникам.

Примерная номенклатура (перечень) ТЗР приведена в приложении 2 к Методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Способы учета ТЗР

В бухучете транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) учитывайте одним из следующих способов:

  • непосредственно в фактической себестоимости каждой единицы материалов;
  • обособленно на счете 15 »Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 »Отклонение в стоимости материальных ценностей»);
  • обособленно на отдельном субсчете, открытом к счету 10 »Материалы», например на субсчете »Транспортно-заготовительные расходы».

Выбранный способ учета ТЗР закрепите в учетной политике. Такой порядок установлен пунктом 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Если организация включает ТЗР в фактическую себестоимость материалов, то обособленный учет этих расходов не ведите. При поступлении материалов сделайте проводки:

Дебет 10 Кредит 60 (20, 21, 75…)
– отражено поступление материалов;

Дебет 10 Кредит 60 (76, 23, 26…)
– отнесены ТЗР на себестоимость материалов.

Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 10, то при поступлении материалов сделайте следующие проводки:

Дебет 10 субсчет »Сырье и материалы» Кредит 60 (20, 21, 75…)
– отражено поступление материалов по учетной стоимости;

Дебет 10 субсчет »Транспортно-заготовительные расходы» Кредит 60 (76, 23, 26…)
– учтены ТЗР.

Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 15, то при поступлении материалов нужно сделать проводки:

Дебет 15 Кредит 60 (76)
– отражено поступление материалов в оценке, предусмотренной договором (другими документами);

Дебет 15 Кредит 60 (76)
– учтены в фактической себестоимости материалов ТЗР;

Дебет 10 Кредит 15
– оприходованы материалы по учетной цене.

https://www.youtube.com/watch?v=_ZlNtHUnfuk

Отклонения фактической стоимости от учетной цены списывайте в момент оприходования материалов проводками:

Дебет 16 Кредит 15
– отражено отклонение фактической стоимости поступивших материалов от их учетной цены;

Дебет 15 Кредит 16
– отражено превышение учетной цены над фактической стоимостью приобретенных материалов.

Если ТЗР отражаются обособленно, то их аналитический учет следует вести в разрезе отдельных видов и групп материалов.

Это означает, что общую сумму ТЗР, связанных с заготовлением и доставкой разнородных материалов, нужно распределять между ними. Из этого правила есть исключение.

Если соотношение ТЗР и стоимости заготовленных (доставленных) материалов незначительно, то их можно не распределять и учитывать в общей сумме:

  • либо на счете 10 субсчет »Транспортно-заготовительные расходы»;
  • либо на счете 15 »Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 »Отклонение в стоимости материальных ценностей»).

Такой порядок предусмотрен пунктом 84 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Если организация ведет обособленный учет ТЗР, материалы отражаются в бухучете по учетным ценам. В качестве учетных цен организация может применять:

  • планово-расчетную цену, утвержденную организацией;
  • договорную цену;
  • фактическую себестоимость материалов за прошлый отчетный период (месяц, квартал, год);
  • среднюю цену группы (если плановая цена установлена не на конкретный номенклатурный номер, а на их группу).

Если учетная цена отклоняется от фактической себестоимости более чем на 10 процентов, ее нужно пересмотреть. Если ТЗР учитываются обособленно, то списывать их нужно на те же счета, на которые списываются материалы. Оформите это в конце месяца проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26…) Кредит 16 (10 субсчет »Транспортно-заготовительные расходы»)
– списаны ТЗР по израсходованным материалам.

Методы распределения ТЗР

Чтобы снизить трудоемкость распределения транспортно-заготовительных расходов, бухгалтер может воспользоваться одним из следующих упрощенных методов:

  • сумма ТЗР по всем материалам, принятым к учету в отчетном периоде, полностью распределяется между материалами, списанными на счета 20, 23 и 91-2. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 10 процентов от стоимости всех списанных материалов;
  • средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов, округляется до целых единиц;
  • сумма ТЗР распределяется с учетом их процента, сложившегося на начало отчетного периода. Средний процент за отчетный период в этом случае не рассчитывается. Если сумма ТЗР, определенная таким способом, будет завышена или занижена, то в следующем отчетном периоде ее следует скорректировать;
  • сумма ТЗР распределяется по нормативу, закрепленному в плановых калькуляциях. Если фактические затраты отличаются от нормативных, то разница учитывается в следующем отчетном периоде;
  • сумма ТЗР полностью списывается на увеличение стоимости материалов, израсходованных в отчетном периоде. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 5 процентов от учетной стоимости материалов.

Списание ТЗР

Перед тем как определить сумму ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца), нужно рассчитать средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов. Для этого используйте формулу:

Остаток ТЗР на начало отчетного периода + Сумма ТЗР по материалам, поступившим в отчетном периоде:Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода (в учетных ценах) + Стоимость материалов, поступивших за отчетный период (в учетных ценах)х100%

Рассчитав средний процент, определите сумму ТЗР, которая списывается на себестоимость отчетного периода. Для этого используйте формулу:

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов:Учетная стоимость израсходованных материалов

Пример

ОАО »Производственная фирма “Мастер”» занимается изготовлением металлических изделий. Учет поступающих материалов организация ведет с использованием счетов 15 и 16.

На 1 февраля в учете организации числилось: – на счете 10 – металл в количестве 10 т по учетной цене 2800 руб./т на общую сумму 28 000 руб.;

– на счете 16 – остаток ТЗР, относящихся к этому виду материалов, – 3000 руб.

https://www.youtube.com/watch?v=DejR3H0F2qI

В течение месяца »Мастером» было приобретено 50 т металла на сумму 168 150 руб. (в т. ч. НДС – 25 650 руб.). Сумма ТЗР по этим материалам составила 17 700 руб. (в т. ч. НДС – 2700 руб.).

В феврале в производство было передано 35 т металла.

Бухгалтер »Мастера» сделал в учете проводки:

Дебет 15 Кредит 60
– 142 500 руб. (168 150 руб. – 25 650 руб.) – отражено поступление металла;

Дебет 19 Кредит 60
– 25 650 руб. – учтен НДС по приобретенному металлу;

Дебет 68 субсчет »Расчеты по НДС» Кредит 19
– 25 650 руб. – принят к вычету НДС по приобретенным материалам (при наличии счета-фактуры поставщика);

Дебет 10 Кредит 15
– 140 000 руб. (50 т × 2800 руб.) – оприходован металл по учетным ценам;

Дебет 15 Кредит 60
– 15 000 руб. (17 700 руб. – 2700 руб.) – отражены ТЗР;

Дебет 19 Кредит 60
– 2700 руб. – учтен НДС c ТЗР;

Дебет 68 субсчет »Расчеты по НДС» Кредит 19
– 2700 руб. – принят к вычету НДС по ТЗР;

Дебет 16 Кредит 15
– 17 500 руб. (142 500 руб. + 15 000 руб. – 140 000 руб.) – списана разница между учетной ценой и фактической себестоимостью поступившего металла;

Дебет 20 Кредит 10
– 98 000 руб. (35 т × 2800 руб.) – списана учетная стоимость металла, переданного в производство.

Сумму ТЗР, которая списывается на себестоимость в феврале, бухгалтер »Мастера» рассчитал так.

Стоимость металла в феврале с учетом остатка на начало месяца (в учетных ценах) составила:
2800 руб. × 10 т + 2800 руб. × 50 т = 168 000 руб.

Сумма ТЗР в феврале с учетом остатка на начало месяца равна:
3000 руб. + 17 500 руб. = 20 500 руб.

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов, составил:
20 500 руб. : 168 000 руб. × 100% = 12,2%.

Сумма ТЗР, которая списывается на себестоимость в феврале, равна:
98 000 руб. × 12,2% = 11 956 руб.

Дебет 20 Кредит 16
– 11 956 руб. – списаны ТЗР за апрель.

Как распределить в бухучете ТЗР по нескольким видам материалов, доставленных одним транспортным средством? Порядок распределения ТЗВ в этом случае нормативными документами не регламентируется.

Поэтому оптимальный метод организация может разработать его самостоятельно и закрепить в учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008).

Например, при доставке разнородных материалов одним транспортным средством ТЗР можно распределить пропорционально количеству материалов, их весу или объему в зависимости от специфики деятельности организации (или от ассортимента полученных активов).

Если в одну поставку включено несколько разнородных групп материалов (например, одни материалы измеряются в штуках, другие – в килограммах), то сначала организация должна распределить ТЗР между этими группами. Сделать это можно, например, пропорционально количеству мест, занятых в транспортном средстве. Есть другой вариант – привести все единицы измерения к одной, например, к килограммам. Второй вариант более универсален, но требует более сложных расчетов. Внутри одной группы материалов ТЗР можно распределить пропорционально тем единицам измерения, в которых учитывается каждый номенклатурный номер этой группы.

Пример

В ЗАО »Альфа» одним транспортным средством были доставлены два вида материалов: листовой металл (100 листов) и уголок металлический (200 м). Транспортные расходы составили 7000 руб. без НДС.

Для распределения транспортных расходов бухгалтер »Альфы» перевел различные единицы измерения материалов в одну – килограммы. Вес одного листа металла составляет 60 кг. Вес одного метра уголка – 15 кг.

Общий вес доставленных материалов равен:
60 кг × 100 листов + 15 кг × 200 м = 9000 кг.

Транспортные расходы на доставку листового металла составили:
7000 руб. × 6000 кг : 9000 кг = 4667 руб.

Транспортные расходы на доставку уголка металлического составили:
7000 руб. × 3000 кг : 9000 кг = 2333 руб.

Редакция журнала «Главбух»

Источник: https://delovoymir.biz/uchet-i-spisanie-transportno-zagotovitelnye-rashody-tzr.html

Учет транспортно-заготовительных расходов

Весомую долю в себестоимости выпускаемого продукта занимают транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). О том, как рассчитать ТЗР и учесть их, расскажет эта публикация.

Понятие транспортно – заготовительных расходов

ТЗР объединяют целый комплекс затрат, связанных с заготовкой, покупкой и доставкой товаров, запасов, инструментов и других материальных ценностей (МЦ). К ним относят такие расходы:

  • Транспортировка;
  • Страхование груза;
  • таможенные сборы;
  • вознаграждение посредническим или снабженческим фирмам;
  • погрузка МЦ (при наличии таких условий в договоре);
  • содержание складского аппарата компании (в т.ч. зарплата и отчисления в фонды);
  • персонала, занимающегося приемом, заготовлением, организацией хранения и отпуском МЦ;
  • сотрудников заготконтор и агентств, учрежденных по местам закупки МЦ;
  •  работников, занятых заготовкой/закупкой МЦ, их транспортировкой или сопровождением;
  • плата за хранение МЦ, например, на ж/д станциях либо в портах;
  • уплата процентов за кредит на покупку ТМЦ до момента признания в учете;
  • командировочные расходы, напрямую связанные с закупкой МЦ;
  • суммы потерь по МЦ, произошедших в пути в пределах действующих норм убыли.

Компаниям дано право установить собственный, приемлемый для них перечень подобных затрат и означить его в учетной политике.

Номенклатура и характеристика транспортно – заготовительных расходов представлена в приложении № 2 к Методуказаниям по бухучету МПЗ, утвержденным пр.

Минфина от 28.12.2001 № 119н.

Расчет транспортно – заготовительных расходов

Напрямую включить все ТЗР в себестоимость продукта достаточно сложно, поскольку информация об их составе и размере, аккумулированная в первичных формах, может поступать с запозданием не только на момент поступления МЦ, но и списания в производство, т. е.

к формированию себестоимости. Поэтому учитывать всю сумму ТЗР в себестоимости возможно лишь при небольших оборотах фирмы и однородных операциях.

К примеру, если компания занимается производством продукции одного наименования, стоимость ее транспортировки будет полностью включаться в конечную себестоимость.

Если же фирма несет затраты по производству нескольких номенклатурных наименований продукции или работает по нескольким видам деятельности, сумму ТРЗ рассчитывают по вариантам, смысл которых сводится к обособленному учету этих затрат на протяжении конкретного отчетного периода и распределении их на выпущенную продукцию и остатки ТМЦ в кладовых пропорционально.

Расчет ТЗР, подлежащих переносу на счета, где фиксируются затраты МЦ, производится по формуле:

%ртзр = (ТЗРн + ТЗРот) / (Мк + Рот) х 100, где

%ртзр – процент распределения ТЗР,

ТЗРн  – ТЗР на начало,

ТЗРот – ТЗР за отчетный период,

Мк – остаток МЦ на конец периода;

Рот – расход МЦ за отчетный период.

Сумма ТЗР, подлежащая списанию рассчитывается понесенных затрат на рассчитанный процент. Если ТЗР не превышает 10% от стоимости МЦ, то их сумма в полном объеме может быть списана на счета затрат.

Учет транспортно – заготовительных расходов

Фирмы – упрощенцы вправе включать ТЗР в расходы того периода, когда они были произведены. Остальные же компании должны учитывать их по одному из предлагаемых вариантов.

  1. Включать в стоимость МПЗ (для небольших фирм, производящих товары одной номенклатурной позиции).

Компания-автоперевозчик доставила фирме-заказчику товары: конфеты трех наименований.

Название продукта
Конфеты А20 00020 612
Конфенты Б36 00037 102
Конфеты В42 00043 286
98 000101 000

Стоимость перевозки – 3000 руб.

Бухгалтер производит расчет транспортных расходов по доставке груза по позициям:

  • Для товара А = 3000 х 20 000 / 98 000 = 612 руб.
  • Для товара Б = 3000 х 36 000 / 98 000 = 1102 руб.
  • Для товара В = 3000 х 42 000 / 98 000 = 1286 руб.

Проводка:

Д/т 10 (41) К/т 60 – на сумму 101 000 руб.

  1. Вести учет ТЗР отдельно и списывать на затраты, рассчитывая их сумму пропорционально стоимости МЦ, реализованных или отпущенных в производство в определенный отчетный период. Этот вариант наиболее приемлем для компаний с обширной номенклатурой МПЗ.

Учет ТЗР ведут на счете 15 «Заготовление/приобретение МЦ», иногда (в торговле) на субсчете к счету 44 «Расходы на продажу». Накопленную сумму в конце месяца распределяют на остатки МПЗ в производстве и кладовой.

МЦ учитываются по группам (сырье, материалы, товары и др.), каждая из которых объединяет соответствующую номенклатуру. Сумма ТЗР на переданные в производство МЦ рассчитывается по представленный выше формуле.

Остатки МЦ на начало марта составили 48 000 руб. Сумма ТЗР на счете15 – 7000 руб.

За март получено ТМЦ на сумму 130 000 руб.

ТЗР за март составили 20 000 руб.

Отпуск МЦ из кладовой – 123 000 руб.

Транспортно – заготовительные расходы (процент в смете)составили:

ОперацияСумма на счетах (в руб.)
1015
Д/тК/тД/тК/т
Сальдо на начало месяца:48 0007000
Поступление МЦ130 00020 000
Итого178 00027 000
Отпуск МЦ за месяц12300018 659,1
Сальдо на конец месяца:55 0008340,9
Произведенные расчеты
Кртзр = (27 000) / (123 000 + 55 000)0,1517
Сумма ТЗР к списанию (123 000 х 0,1517)18 659,1
Остаток ТЗР на конец м-ца (27 000 – 18 659,1)8340,9

Проводки по учету ТЗР:

Д/т 15 К/т 60 – 20 000 руб.

Д/т 20 (23, 25,26, 29) К/т 15 –18 659,1 руб.

ТЗР фиксируются во 2-м разделе баланса по строке 1210 «Запасы», а в Отчете о финансовых результатах – в строке 2120 «Себестоимость продаж». 

Источник: https://spmag.ru/articles/uchet-transportno-zagotovitelnyh-rashodov

Учет и расчет транспортно-заготовительных расходов

К группе транспортно-заготовительных затрат (ТЗР) относятся издержки, которые направлены на заготовку материалов, сырьевой базы, инструментария и доставку материальных ценностей. Законодательная регламентация состава этих расходов осуществляется через Приказ Минфина от 28.12.2001 г. №119н и нормы ПБУ 5/01.

Состав транспортно-заготовительных расходов

К транспортно-заготовительному типу издержек причисляют платежные операции за услуги по доставке материалов, хранению ценностей на складских объектах и на территории сторонних компаний. В эту категорию входят взносы по договорам страхования (если страхуется перевозимый груз), уплаченные таможенные пошлины. В качестве ТЗР можно показать в учете:

  • оплату счетов за оказанные посредниками услуги;
  • погашение обязательств по обслуживанию кредитов, взятых для закупки материалов;
  • возмещение подотчетных сумм сотрудникам, которые задействованы в приобретении запасов;
  • величину недостач, образовавшихся в пределах нормативов при транспортировке.

КСТАТИ, в сумму доставки можно включать не только транспортные расходы, но и оплату услуг по погрузке товаров, их разгрузке в пункте назначения.

В состав издержек, связанных с хранением ценностей, относят траты по оплате труда персонала, занятого в мероприятиях по заготовке, приемке, обеспечению сохранности и отпуску материалов. Правила учета позволяют зачесть в качестве ТЗР комиссионные компенсации снабженческим структурам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Полный список транспортно-заготовительных расходов каждая компания формирует самостоятельно и утверждает его внутренними документами.

Норма расходов

Учесть транспортно-заготовительные издержки в полном объеме напрямую в составе себестоимости возможно в случаях, если у компании небольшие объемы поставок. Сложности возникают из-за возможных задержек в предоставлении первичной документации.

При работе с несколькими номенклатурными группами рекомендуется вести обособленный учет таких затрат и распределять их на изготавливаемую продукцию пропорционально.

Норма ТЗР, которая будет приходиться на отдельные материальные ценности, вычисляется по формуле:

Процент распределения = (ТЗР, числившиеся на 1 число отчетного периода + Сумма ТЗР за весь анализируемый срок) / (Материальные ценности на конец периода + Расход материалов за отчетный интервал) * 100.

Если величина транспортно-заготовительных затрат находится в пределах 10% от общей стоимости имеющихся у предприятия материальных ценностей, сумму таких издержек рекомендуется списывать на расходные счета полностью.

Бухгалтерский и налоговый учет

Для бухгалтерского учета ТЗР характерна возможность реализовывать учетные операции двумя методами:

  1. Включение расходов напрямую в стоимость материалов.
  2. Раздельное отображение стоимостной оценки материальных ценностей и размера ТЗР.

В первом случае актуальна бухгалтерская проводка Д10 – К60.

Этот способ подходит для сделок по поставке однотипной продукции при условии, что ценовые колебания отсутствуют или являются несущественными.

Например, в одной партии поставки были однородные активы, стоимость транспортных услуг полностью отнесена на цену материалов.

При раздельном учете стоимости перевозимых материальных ценностей и расходов по их транспортировке и заготовке возможны такие варианты:

  • применение комбинации 15 и 16 счетов, последний из которых предназначается для фиксации стоимостных отклонений;
  • путем введения в рабочий план счетов дополнительного субсчета к 10 или 41 счету для обозначения ТЗР;
  • отнесением величины затрат к стоимости товаров, которая аккумулируется на 44 счете (это правило актуально для торговых организаций и может применяться только по отношению к товарам).

Списание осуществляется пропорционально стоимости материалов, переданных в производственные отделения.

Например, ТЗР на протяжении месяца аккумулируются на 15 счете, по истечении каждого месячного интервала производится распределение расходов на использованные в производственных целях материалы (или по реализованным ценностям).

ВАЖНО! Предприятие может применять только один из указанных методов, выбранный вариант должен быть прописан в учетной политике.

В отчетной документации величина транспортно-заготовительных трат находит свое отражение в балансе.

В этом документе затраты включаются в состав запасов и отражаются в сумме по строке 1210.

Применительно к отчету о финансовых результатах издержки транспортно-заготовительного характера могут быть обозначены несколькими способами:

  • при полном отнесении напрямую на стоимость материалов расходы показываются в графе 2120;
  • при ведении обособленного учета с последующим распределением – в ячейке под кодом 2120 или 2210.

Субъектам хозяйствования, которые уполномочены вести учет в упрощенном виде, предоставлено право включать весь объем ТЗР напрямую в затраты по обычным видам осуществляемой деятельности.

Они могут отнести сразу на расходы не только сумму ТЗР, но и стоимость самих материалов. Правило распространяется и на ценности, которые предполагается использовать для административных нужд.

Налоговым учетом предусмотрено, как и бухгалтерским, два варианта действий:

  • прямое зачисление величины ТЗР на стоимость перевозимых материальных ценностей;
  • обособленное отражение операций по доставке.

В последнем случае сумма транспортно-заготовительных издержек накапливается в течение месяца, а по его завершении распределяется между отпущенными в производственные цеха товарами, реализованными изделиями и оставшимися на складах единицами. Для каждого номенклатурного наименования материалов расчет ТЗР осуществляется при помощи формулы:

ТЗР по отпущенным со склада ценностям = Стоимостная оценка выданных ценностей за рассматриваемый период * (ТЗР, которые были зафиксированы по отношению к остатку материалов на начало периода + Суммарное значение ТЗР за отчетный интервал) / (Стоимостная оценка материальных активов, выданных за отчетный срок + Стоимостное выражение остатков ценностей в расчете на конец периода).

Для целей налогового учета по товарам применяется метод единовременного отнесения ТЗР к прочим расходам (исключение делается только для транспортных издержек, образовавшихся в связи с доставкой до склада).

Страховые затраты учитываются датой перечисления страховой премии, днем фактической уплаты включаются таможенные пошлины, а возмещения посредникам признаются датой подписания отчета или акта оказанных услуг.

Счета, типовые корреспонденции

Если транспортно-заготовительный тип издержек распределяется на материальные ценности, приходуемые в размере фактической стоимости, то учетные операции будут проводиться с участием дебета 10 и кредита 60 счета.

В ситуациях, когда материалы ставятся на учет по плановым или учетным показателям затрат, ТЗР с приобретенными ресурсами аккумулируются на 15 счете. Следующим шагом будет перенесение их стоимости на 10 счет (сумма выражается в размере плановой цены).

Завершающим этапом станет списание ТЗР на 20 счет с последующим выведением плановой себестоимости и отклонения ее от факта.

ВАЖНО!
Все сформированные отклонения должны быть показаны обособленно на 16 счете.

Списание транспортно-заготовительных издержек может происходить автоматически без проведения дополнительных бухгалтерских операций.

Этот способ актуален для случаев, когда величина ТЗР была включена в состав себестоимости приобретаемых материалов. Процесс списания будет отражаться записью Д20 (или 23, 26, 91) – К10.

При использовании других методов принятия к учету ТЗР их списание будет оформляться отдельной корреспонденцией.

Типовые проводки, которыми отражается приобретение материальных ценностей и величина ТЗР у предпринимателей на УСН:

  • Д10 – К60 – обозначение факта покупки определенных изделий;
  • Д20 – К60 – фиксация суммы ТЗР;
  • Д20 – К70 – учтен заработок сотрудника, который участвовал в транспортировке;
  • Д20 – К69 – показаны страховые взносы, начисленные на заработную плату водителя или экспедитора.

Примеры корреспонденций по операциям компаний, практикующих применение метода учета материалов по плановым расценкам:

  • Д15 – К60 – в учете обозначена величина покупной стоимости материальных ценностей;
  • Д19 – К60 – принят к учету НДС;
  • Д15 – К60 – показан размер ТЗР;
  • Д10 – К15 – при помощи этой записи осуществляется оприходование ценностей с применением учетной цены;
  • Д16 – К15 – при выявлении отклонений между плановыми расценками и фактическими их объем должен быть зафиксирован этой проводкой.

При отказе от внедрения системы плановых цен и отражении в учете показателей в размере фактической стоимости первой записью будет обозначение покупной стоимости активов через дебетование 10.1 и кредитование 60 счета. На дополнительном аналитическом субсчете 10.1.1 обозначается цена доставки, проводка имеет вид Д10.1.1 – К60.

Источник: https://assistentus.ru/buhuchet/transportno-zagotovitelnyh-rashodov/

Материалы Учет Прихода и ТЗР

Учет Материалов   Учет Спецодежды   Основные Средства  Проводки по Основным   Учет Товаров

Кредиты и Займы Расчет

Учет прихода Материалов и ТЗР

Учет Тары 

В соответствии с ПБУ 5/01 материалы принимаются к учету по их фактической себестоимости.

Под фактической себестоимостью для целей бухгалтерского учета понимается сумма фактических затрат на их приобретение, изготовление, доставку и доведения в состояние, в котором они пригодны к использованию.

Для целей налогообложения стоимость материалов определяется исходя из цен приобретения, включая комиссионные вознаграждения, которые уплачиваются посредническим организациям, ввозные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением ТМЦ.

Под транспортно-заготовительными расходами понимаются расходы, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

В ТЗР включаются:

– расходы по отгрузке и транспортировке материалов;

– расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников;

– расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов и складов;

–  наценки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и другим посредническим организациям;

– плата за хранение материалов в местах приобретения, на ж/д станциях, портах и пристанях;

– расходы на командировки по заготовлению материалов;

– стоимость потерь по материалам в пути (недостача и порча), в пределах норм естественной убыли;

– другие расходы.

В расходы по доведению материалов до состояния пригодности к использованию включаются работы, которые могут быть выполнены как собственными силами, так и сторонними организациями.

В расходы «по доведению» включаются:

– стоимость выполненных работ;

– расходы по перевозке к месту выполнения работ и обратно;

– расходы по погрузке и выгрузке.

Расходы могут включаться в стоимость материалов путем:

– отнесения ТЗР на балансовый счет 15 «заготовление и приобретение материальных ценностей», согласно расчетным документам поставщика;

– отнесения ТЗР на отдельный субсчет к балансовому счету 10 «Материалы»;

– непосредственного прямого включения ТЗР в фактическую себестоимость материала.

.

.

.

Пример  Включения ТЗР в фактическую себестоимость материалов

ООО «Швея-Белоручка» в течение месяца приобрело 10 000 метров красного материала  “А” на сумму 29 500руб., в т.ч. НДС – 4 500руб. и 5 000 метров  синего материала “Б” на сумму 17 700 руб., в т.ч. НДС – 2 700 руб.

https://www.youtube.com/watch?v=hjxFZoa5xlA

Для доставки всех материалов привлечена транспортная организация, которой выплачено 5 900 руб, в т.ч. НДС – 900руб.

Учетной политикой ООО «Швея-Белоручка» установлено, что ТЗР включаются в фактическую стоимость приобретаемых материалов.

Бухгалтер ООО «Швея-Белоручка» Белочкина  Настя отразит приобретение материалов проводками:

Дт  10  Кт 60 – 25 000 руб. – поступил красный материал ” А” ;

Дт  68 (Расчеты по НДС)  Кт 19 – 4 500 руб. – НДС по оприходованному материалу “А” к вычету;

Дт  10  Кт 60 – 15 000 руб.  – поступил синий материал “Б”;

Дт  19  Кт 60 – 2 700 руб. – НДС по приобретенному синему материалу “Б” ;

Дт  68  Кт 19 – 2 700 руб. – НДС принят к вычету;

Дт 10  Кт 60 – 5 000 руб. – произведены расходы на транспортировку материалов;

Дт 68  Кт 19 – 900 руб. –  НДС по полученным транспортным услугам принят к вычету.

По условиям этого примератранспортные расходы включаются в стоимость материалов.

Стоимость красного материала “А” нужно увеличить на 3 125 руб. (5 000 : 40 000 х 25 000), а стоимость синего материала “Б” – на 1 875 руб. (5 000 : 40 000 х 15 000).

Стоимость метра красного материала “А” = 2, 8125 руб.((25 000 + 3 125 руб.): 10 000),

а стоимость метра  синего материала “Б” будет = 3,375 руб.((15 000 + 1 875) : 5 000).

Для целей налогового учета стоимость приобретенных за плату материалов может определяться  по такой же схеме, как и в бухгалтерском учете.

При списании материалов в производство для целей налогового учета стоимость материалов будет такой же, как и в бухгалтерском учете.

При возврате бракованных материалов, принятого на учет, выставляется счет-фактура.

При возврате бракованных материалов, принятых покупателем – налогоплательщиком налога на добавленную стоимость на учет, налог на добавленную стоимость не восстанавливается.

Покупателем выставляется счет-фактура продавцу по возвращенным товарам и при передаче бракованных материалов начисляется налог.

Письмо Минфина № 03-07-11/51923  Возврат и НДС

. . . .

Кредиты и Займы Расчет

Учет Материалов   Учет Спецодежды   Основные Средства   Учет Тары   Учет Товаров

.

Источник: https://nicolbuh.ru/materialy/materialy-5

6. Учет транспортно-заготовительных расходов

Учет транспортных затрат в обоих случаях будет отличаться. В первом случае организация включит эти затраты в себестоимость товаров, во втором случае либо включит в цену товара, либо будет учитывать отдельно в качестве расходов на продажу.

Транспортные расходы, связанные с поставкой закупаемого товара:

Организация получает товары, стоимость доставки выделена поставщиком отдельно. Как в бухучете отразить затраты на доставку и как принять к учету эти товары? Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) нужно включить в себестоимость товара.

Способы учета ТЗР по приобретенным товарам:

включать затраты в стоимость товара;

отражать затраты в виде отдельной статьи расходов на продажу на счете 44.

Способ 1. Включение ТЗР в стоимость товара.

Этот способ, пожалуй, не самый удобный, но тем не менее его вполне можно использовать.

Заключается он в том, что приобретенный товар приходуется на склад с учетом стоимости доставки, для этого общая стоимость доставки распределяется пропорционально между стоимостью полученных партий товара, далее считается цена товара с учетом транспортных расходов.

Если поставщик выделяет НДС и предъявил вместе с остальными документами счет-фактуру, то из стоимости партий выделяем НДС и направляем его к вычету. Проводки Д19 К60 и Д68. НДС К19.

Далее товар направится на продажу проводкой Д90.2 К41.1 (2) и стоимость транспортных расходов получится включенной в себестоимость товаров, направленных на продажу.

Организация выбирает один из указанных выше способов учета ТЗР (включать ТЗР в стоимость товаров либо отражать ТЗР в виде отдельной статьи расходов на счете 44), отражает свой выбор в приказе по учетной политике и применяет этот способ в течении всей своей деятельности. Изменить способ учета можно только с начала нового календарного года.

Транспортные расходы по доставке товаров покупателям:

Если покупатель забирает товаром самовывозом, то расходы на доставку у предприятия-продавца не возникают.

Если доставку товара продавец осуществляет за свой счет, то расходы либо включаются в цену товара либо учитываются отдельной статьей расходов на продажу, которые потом в полной сумме списываются ежемесячно.

Конкретный вариант учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) устанавливается предприятием самостоятельно и отражается в учетной политике.

В бухгалтерском учете можно поступать одним из двух способов:

1) сразу включать затраты в стоимость той продукции, при покупке которой они образовались (так называемое прямое включение);

2) сначала все затраты учитывать на отдельных субсчетах, открываемых к счету 10 “Материалы” или 15 “Транспортно-заготовительные расходы”, а затем распределять их между видами приобретенных ценностей.

Распределение транспортно-заготовительных расходов между видами материалов

Данный метод применяется, когда предприятие регулярно закупает материалы, и нет необходимости подсчитывать себестоимость каждой конкретной партии.

Здесь, как мы уже отмечали, все транспортно-заготовительные расходы собираются на отдельном субсчете.

В дальнейшем бухгалтер должен распределить их между израсходованными материалами, и теми, что остались на складе.

Как известно, в бухгалтерском учете фактическую себестоимость приобретенных материалов можно рассчитывать двумя способами:

сразу формировать на счете 10 “Материалы”;

учитывать на счете 10 сырье по плановым ценам, а фактическую стоимость материалов и ее отклонение от плановой отражать на счетах 15 и 16.

В первом случае бухгалтер должен открыть к счету 10 специальный субсчет “Транспортно-заготовительные расходы”, где и будет учитывать эти затраты. Договорную же стоимость поступивших материалов нужно отражать на субсчете “Сырье и материалы”.

Со счета 10 нужно списывать только ту сумму транспортно-заготовительных расходов, которая относится к материалам, истраченным за месяц.

* (3) Как же ее рассчитать? Сначала нужно определить средний процент отклонения транспортных затрат по каждому виду материалов.

Для этого используют такую формулу:

ТЗР% = (ТЗРн + ТЗРп): (Мн + Мп) х 100%,

где

ТЗР% – средний процент отклонения транспортно-заготовительных расходов; ТЗРн – остаток ТЗР на начало месяца; ТЗРп – сумма ТЗР по материалам, поступившим за месяц; Мн – стоимость остатка материалов на начало месяца (без ТЗР); Мп – стоимость материалов, поступивших за месяц (без ТЗР).

Результат умножают на учетную стоимость материалов, израсходованных за месяц. Полученная сумма списывается на те счета, куда были отнесены эти материалы.

Упрощенный способ учета транспортных расходов

Согласитесь, на крупных предприятиях, где постоянно закупается и используется различное сырье, рассчитывать расходы по каждому виду материалов – задача очень трудоемкая. Поэтому в Методических указаниях предусмотрен порядок, который поможет облегчить бухгалтеру эту работу.

Допустим, бухгалтер увидел, что средний процент отклонения ТЗР за отчетный период, не превышает 5 процентов от стоимости израсходованных материалов. Тогда всю сумму транспортно-заготовительных расходов в бухгалтерском учете можно включить в стоимость израсходованных материалов.

Источник: http://buh.bobrodobro.ru/44465

Учет транспортно-заготовительных расходов

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации при­нимаются к учету по следующим вариантам:

  • непосредственное включение ТЗР в фактическую стоимость материала, т.е. присоединение стоимости ТЗР к стоимости по­купки материала, согласно договору;
  • выделение суммы ТЗР на отдельный субсчет к счету 10 «Ма­териалы»;
  • отнесение суммы ТЗР на отдельный счет 15 «Заготовление и приобретение материалов».

ТЗР учитываются по отдельным видам и группам материалов.

Примерная номенклатура ТЗР, согласно методическим указани­ям по бухгалтерскому учету материально-производственных запа­сов, включает следующие позиции:

1) расходы по транспорти­ровке,

2) наценки снабженческих организаций,

3) таможенные платежи,

4) оплата за хранение,

5) командировки по заготовле­нию материалов,

6) расходы по таре,

7) недостача и порча мате­риалов в пути,

8) содержание заготовительно-складского аппара­та,

9) прочие расходы.

Прямое включение ТЗР в фактическую себестоимость матери­ала используют организации с небольшой номенклатурой товар­но-материальных ценностей.

При использовании метода учета ТЗР отнесением сумм на счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» в состав отклонения в стоимости материалов (разницы между учетной ценой и факти­ческой себестоимостью) входит сумма ТЗР и разница между сто­имостью материала, согласно договору, и учетной ценой. Сумма отклонений по окончании месяца списывается на счет 16 «Откло­нения в стоимости материальных ценностей».

Остаток по счету 15 «Заготовление и приобретение материа­лов» будет свидетельствовать о сумме, согласно документам по­ставщика на материалы, которые еще на склад не поступили.

Сум­мы ТЗР, относящиеся к материалам, отпущенным в производ­ство, на нужды управления или на иные цели, подлежат ежеме­сячному списанию на соответствующие счета бухгалтерского уче­та (счета 20, 23, 25, 26 и др.).

Для обеспечения выполнения работ по распределению ТЗР допускается применение следующих упрощенных вариантов;

а)   при небольшом удельном весе ТЗР (не более 10%) сумма может полностью списываться на соответствующие счета, напри­мер, 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные про­изводства»;

б)   удельный вес ТЗР в процентах к учетной стоимости мате­риалов может округляться до целых единиц;

в)    в течение текущего месяца суммы ТЗР могут распреде­ляться, исходя из удельного веса, сложившегося на начало рас­сматриваемого месяца.

Если это привело к существенному недосписанию или излишнему списанию сумм ТЗР (более пяти пунк­тов), в следующем месяце сумма ТЗР корректируется на указан­ную сумму;

г) суммы ТЗР могут распределяться пропорционально их удель­ному весу, закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых материальных ценно­стей;

д) суммы ТЗР могут ежемесячно списываться в полном объе­ме, если их удельный вес не превышает 5 %.

Рассмотрим пример расчета распределения ТЗР за месяц.

В данном примере мы использовали возможность округления доли ТЗР в учетной стоимости материала.

Таблица 5.3

Пример расчета распределения ТЗР за месяц в организации

№ п/п

Наименование позиций расчета

Учетная стоимость материала*

Сумма ТЗР, тыс. р.

1

Остаток на начало месяца на складах

205

18

2

Поступило за отчетный месяц

180

16

3

Итого (п. 1 + п. 2)

385

34

4

Процент ТЗР

(34/385)- 10

3 =8,8 = 9%

5

Списано за отчетный месяц на:

основное производство

150

13,5

вспомогательные производства

20

1,8

общепроизводственные расходы

8

0,7

общехозяйственные расходы

12

1,1

Итого по п. 5

190

17,1

6

Остаток на конец месяца (п. 3 – п. 5)

195

16,9

Источник: https://gl-lib.ru/library/accounting/uchet-materialno-proizvodstvennyh-zapasov-i-tovarov/uchet-transportno-zagotovitel-nyh-rashodov

Бухгалтерия
Добавить комментарий