Спецоценка условий труда

Содержание
  1. Спецоценка условий труда: изменения для работодателей — статья
  2. Аттестация рабочих мест работников – давно в прошлом
  3. Изменения в спецоценке с мая 2017 года
  4. Ответы на вопросы по проведению спецоценки
  5. Спецоценка офисных работников – это обязательно?
  6. Контроль проведения специальной оценки условий труда
  7. Результаты аттестации будут действовать?
  8. Спецоценка условий труда для малых предприятий | СОУТ для микропредприятий
  9. Обязательна ли СОУТ для малых предприятий
  10. Порядок проведения спецоценки для МП
  11. Оформление результатов СОУТ
  12. Спецоценка условий труда для микропредприятий в 2021 году
  13. Особенности СОУТ для микропредприятий
  14. Что такое спецоценка условий труда
  15. Отличия аттестации и спецоценки. Рабочие места, подлежащие спецоценке.
  16. Когда и как часто проводится спецоценка?
  17. Кто проводит спецоценку?
  18. Таблица: Значения дополнительных тарифов пенсионных взносов
  19. Чем грозит отказ от спецоценки?
  20. Важные примечания:
  21. Специальная оценка условий труда (СОУТ): цены, условия проведения, заказ СОУТ – НПЦ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИИ
  22. Цель проведения СОУТ
  23. Зависимость дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР от результатов проведения специальной оценки условий труда
  24. Экономия Ваших средств при помощи СОУТ за счет ФСС РФ
  25. Как ещё используются результаты проведения специальной оценки условий труда?
  26. Какие рабочие места подлежат СОУТ?
  27. Сроки проведения плановой и внеплановой спецоценки условий труда
  28. Кто проводит специальную оценку условий труда на предприятиях и в организациях?
  29. Как провести спецоценку условий труда правильно? С чего начать?
  30. Как провести специальную оценку условий труда, сохранив нервы и средства предприятия, и не нарваться на штраф или приостановление деятельности предприятия Государственной инспекций труда или Прокуратурой?
  31. Стоимость услуг
  32. Специальная оценка условий труда (Спецоценка условий труда)

Спецоценка условий труда: изменения для работодателей — статья

Спецоценка условий труда

Специальную оценку условий труда проводят, чтобы оценить рабочие места «на вредность и опасность». Разберем изменения в спецоценке условий труда с мая 2017 года.

Заработная плата. Средний заработок – онлайн-курс в Школе бухгалтера. Все виды компенсационных и стимулирующих выплат (сверхурочные, работа в выходной день, ночные и пр.). Все случаи расчета среднего заработка.

Аттестация рабочих мест работников – давно в прошлом

До 2014 года в России существовало две процедуры, с помощью которых можно было исследовать рабочие места на вредность:

  1. Аттестация рабочих мест – обязанность работодателя вне зависимости от вида деятельности и системы налогообложения (ст. 209 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н).
  2. Специальная оценка условий труда – ранее это понятие существовало, а вот нормативно не регулировалось. Было лишь упоминание о специальной оценке в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

С 2014 года законодатели пришли «к одному знаменателю» – специальная оценка условий труда. Революции не произошло. Суть и методика проведения спецоценки практически не поменялись.

Проведение специальной оценки условий труда – это обязанность работодателя, которая закреплена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.

2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ).

 Не нужно проводить специальную оценку в отношении рабочих мест надомников и дистанционных сотрудников.

К некоторым местам работников применяется особый порядок проведения спецоценки. Перечень таких мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.

2014 № 290, порядок проведения спецоценки — отдельными приказами Минтруда России в зависимости от специфики рабочих мест.

Например, спецоценка рабочих мест сотрудников, занятых на поземных работах, — в приказе Минтруда России от 09.12.2014 № 996н.

Далее разберем основные изменения по спецоценке с 2017 года.

Изменения в спецоценке с мая 2017 года

С 1 мая 2017 года в Закон № 426-ФЗ внесены изменения. Большая часть изменений коснулась компаний, которые проводят спецоценку. Но есть изменения и для работодателей.

  • Работодатель обязан при наличии предложений от работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов предоставить указанные предложения организации, которая проводит специальную оценку условий труда. Проще говоря, если работники просят провести на их рабочих местах спецоценку, работодатель обязан эти предложения передать.
  • Теперь работодатель должен представлять в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда не только, когда рабочие места признаны безвредными и безопасными, но и когда условия труда признали оптимальными или допустимыми.

Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми на 01.05.2017 г. (за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ), работодателю следует подать уточненную декларацию соответствия условий труда с включением в нее данных рабочих мест.

Требование о представлении декларации соответствия условий труда, если они признаны оптимальными и допустимыми, распространяется на все специальные оценки, проведенные, начиная с 1 января 2014 года.

То есть, если о каких-либо рабочих местах организация не сообщала, а по новым правилам должна, надо подать уточненку.

  • Работодатель обязан уведомить компанию, проводившую спецоценку, в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении оценки условий труда. И направить копию отчета любым способом: заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

Если в отчете есть секретные сведения (например, государственная тайна), направлять копию надо без нарушения законодательства о государственной и охраняемой тайне.

  • В случае внеплановой специальной оценки условий труда, проводимой по причине нарушения работодателем требований охраны труда, запрещено ухудшать положение работников, рабочие места которых проверяются внепланово, на период до утверждения отчета о проведении внеплановой оценки. То есть, положение работников не может быть ухудшено в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения спецоценки, результаты которой получены с нарушением требований.

Пример: проводится внеплановая спецоценка условий труда. Пока не утвердили отчет о ее проведении, запрещено ухудшать положение работников, например, запрещено лишать их дополнительного отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Ответы на вопросы по проведению спецоценки

Спецоценка офисных работников – это обязательно?

  • Да, оценивать на вредность нужно все рабочие места, в том числе с компьютерами и оргтехникой (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Хотя ранее они не подлежали аттестации (п. 4 Порядка № 342н).

Контроль проведения специальной оценки условий труда

Можно ли сделать вид, что оценка была, хотя, на самом деле, ее не было? – Нет, нельзя.

Комментирует Юлия Бусыгина, руководитель направления обучения по бухгалтерскому учету, Школа бухгалтера, автор онлайн-курса по зарплате:

«С 2016 года действует специальная норма, которая устанавливает административную ответственность за непроведение спецоценки или за нарушение порядка проведения спецоценки (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).

Работодателя могут как предупредить за нарушение, так и оштрафовать (ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • физлицо (ИП) – на сумму от 5000 до 10 000 руб.;
  • организацию – на сумму от 60 000 до 80 000 руб. (п. 3 ст. 11 Закона № 421-ФЗ).

При повторных нарушениях:

  • организацию могут оштрафовать на сумму до 200 000 руб. или приостановить ее деятельность на срок до 90 суток.
  • ИП – на сумму до 40 000 руб. или приостановить деятельность до 90 суток.

Также могут попасть под штраф и должностные лица. Штраф для таких категорий до 10 000 руб. или предупреждение. Если же нарушение выявлено повторно, то штраф уже может достигнуть 40 000 руб. или должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от 1 до 3 лет».

Результаты аттестации будут действовать?

Результаты аттестации, которая проводилась до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. Максимальный срок – до 31 декабря 2021 года (п. п. 4 и 6 ст. 27 Закона о спецоценке).

В некоторых случаях спецоценку обязательно провести внепланово.

Заработная плата. Средний заработок – онлайн-курс в Школе бухгалтера.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/349

Спецоценка условий труда для малых предприятий | СОУТ для микропредприятий

Специальная оценка условий труда – важное и неизбежное мероприятие, которое работодатели во всех сферах экономики обязаны провести до конца этого года.

Немало вопросов вызывают особенности проведения спецоценки условий труда для малых предприятий в 2021 году, а также СОУТ для микропредприятий.

Попробуем разобраться.

Как всем известно, малое предприятие (МП) – это важная составляющая современной экономики и одна из наиболее распространенных форм ведения бизнеса.

Владельцы малых предприятий привыкли к особым условиям ведения дел и, в частности, к некоторым льготам. Речь идет об упрощенном бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

Также для подобных объектов запрещено большинство плановых неналоговых проверок вплоть до 31 декабря 2021 года. Исключение – СОУТ.

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2021 году будет так же актуальна, как и для прочих форм ведения бизнеса.

Обязательна ли СОУТ для малых предприятий

В наступившем году специальная оценка условий труда на малых предприятиях не будет иметь каких-то заметных отличий от аналогичных мероприятий на объектах среднего и крупного бизнеса. Работодателям нужно осуществить проверку всех рабочих мест на своих предприятиях и присвоить им определенные классы вредности.

В то же время некоторые особенности спецоценки условий труда для малого бизнеса все-таки имеются. Так, если в штате организации насчитывается менее 50 человек, то обязанности специалиста по охране труда может выполнять любой работник, вплоть до руководителя.

На малых предприятиях распространена практика заключения договоров с надомными работниками и дистанционными сотрудниками. Для этих рабочих мест, а также для сотрудников, работающих по найму у физических лиц, можно на законных основаниях обойтись без проведения СОУТ.

Порядок проведения спецоценки для МП

Если говорить в целом, то СОУТ для малых предприятий в 2021 году проводится в знакомом большинству работодателей порядке.

Проверку необходимо провести в течение 6 месяцев для всех новых рабочих мест, а для всего МП проверка осуществляется 1 раз в 5 лет.

Исключением станут те рабочие места, на которых в ходе предыдущей СОУТ не было обнаружено вредных для здоровья сотрудников факторов и оформлена декларация соответствия.

внимание

Если последний раз малое предприятие проверялось по отмененной к настоящему моменту схеме аттестации рабочих мест, то спецоценку следует провести в течение 5 лет, а конкретно – завершить не позднее 31 декабря 2021 года.

Как и в случае с другими формами ведения бизнеса, специальную оценку на МП нельзя производить своими силами. Работодателю обязательно нужно заключить договор со специализированной организацией. Критерии отбора таких организаций хорошо известны:

  • они должны быть независимы от заключающего с ними договор работодателя;
  • проведение спецоценки должно быть основным видом их деятельности;
  • им необходимо иметь аккредитацию Минздравсоцразвития РФ;
  • в активе таких организаций должны быть испытательные центры (лаборатории), аккредитованные для проведения исследований и измерений вредных и опасных факторов производства и труда.

Для успешного проведения спецоценки условий труда для малых предприятий в 2021 году после заключения договора с аккредитованной организацией работодателю необходимо выпустить приказ о создании комиссии.

В дальнейшем она будет осуществлять проверку совместно с экспертом, направленным по договору из проверяющей организации.

В эту комиссию должен войти руководитель малого предприятия, ответственный за охрану труда и один из сотрудников.

Как и для всех остальных организаций, при проведении спецоценки на МП действует принцип аналогичных рабочих мест, то есть имеющих одинаковые признаки (одинаковые должности, расположение в одном помещении и т.д.). 

После того как процедура специальной оценки будет завершена, работодателю необходимо проанализировать ее результаты и отдельным приказом закрепить за сотрудниками полагающиеся им по закону льготы. 

Отдельно стоит упомянуть санкции за непроведение СОУТ. Для малых предприятий штрафы за подобные нарушения могут быть весьма существенными.

Штраф для руководителя может составить 5-10 тысяч рублей, а для всего юридического лица – 60-80 тысяч.

В случае если работодатель повторно «забудет» провести спецоценку, то штраф для предприятия возрастет до 200 тысяч рублей.

Перед тем как приступать к процедуре СО, будет полезно изучить основные правоустанавливающие документы в этой сфере:

Оформление результатов СОУТ

Чтобы соблюсти все требования законодательства, после проведения специальной оценки необходимо правильно оформить ее результаты. Все тонкости этого процесса отражены в приказе Минтруда РФ №80н.

внимание

Для рабочих мест, на которых определены оптимальные (класс 1.0.) и допустимые (класс 2.0.) УТ, заполненную по всей форме декларацию необходимо передать в территориальное отделение инспекции по труду в течение 30 дней с момента ее утверждения.

Если все было оформлено правильно, то декларация будет действительна в течение 5 лет, а при отсутствии случаев производственного травматизма и профзаболеваний у работников она может быть продлена еще на 5 лет.

Спецоценка условий труда для микропредприятий в 2021 году

Далее нам следует рассмотреть особенности организации СОУТ в разновидности МП – на микропредприятиях.

Эта не так давно появившаяся форма ведения бизнеса характеризуется небольшим размером годовой выручки, балансовой стоимости активов и численности работников.

Есть и другие условия, которые изложены в следующих документах:

Владельцам таких компаний важно помнить, что им также на общих основаниях предстоит пройти процедуру спецоценки условий труда.

Особенности СОУТ для микропредприятий

Федеральный закон № 426-ФЗ не делает особых различий между формами ведения бизнеса, поэтому проводить СОУТ на микропредприятиях необходимо.

В общем, условия и требования для проведения спецоценки, заключения договора с аккредитованной организацией, формирования комиссии и предоставления отчетности здесь будут те же, что и для малых предприятий. 

При этом многие микропредприятия имеют дело с надомниками и дистанционными сотрудниками, для которых закон не требует проводить специальную оценку. То же правило верно и в случае, когда в организации в штат оформлен всего один руководитель, который выполняет свои обязанности на дому.

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103487-qqq-18-m1-spetsotsenka-usloviy-truda-dlya-malyh-predpriyatiy-v-2021-godu

Что такое спецоценка условий труда

Что такое спецоценка условий труда

Согласно Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на смену аттестации рабочих мест пришла спецоценка, проводить которую должны все без исключения работодатели.

В 2013 году и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Данная обязанность была закреплена за ними в статье 212 ТК РФ.

С начала 2014 года на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс, где само понятие «аттестация рабочих мест» теперь отсутствует.

В Федеральном законе №426-ФЗ дается понятие:

Спецоценка — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

https://www.youtube.com/watch?v=DmnL9Wnxc3A

Обязанность по проведению и финансированию спецоценки лежит на работодателях, причем ее должны проводить все без исключения организации, а также ИП, принявшие на работу сотрудников (статья 212 ТК РФ (в новой редакции) и часть 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ)

Отличия аттестации и спецоценки. Рабочие места, подлежащие спецоценке.

Существует несколько отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежали аттестации, и рабочими местами, которые подлежат специальной оценке.

Аттестацию назначали только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства, и где присутствовали источники опасности.

Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов.

Еще одно отличие: рабочие места надомников и дистанционных работников подлежали аттестации на общих основаниях. Но теперь в Законе № 426-ФЗ четко сказано: в отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удаленно, специальную оценку проводить не нужно.

Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников. Прежде не было ясности, нужно ли подвергать их аттестации. Теперь никаких исключений для офиса в Законе № 426-ФЗ не сделано и спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.

Когда и как часто проводится спецоценка?

Специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет.

Если рабочее место было ранее аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

Однако, предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока:

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов;
  • при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда;
  • предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.

Кто проводит спецоценку?

Для проведения спецоценки условий труда, работодатель должен создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении спецоценки.

В комиссию включаются представители работодателя, профсоюзные деятели (при наличии), а также штатный или сторонний специалист по охране труда.

Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, то в комиссию должен входить руководитель либо ИП. Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель.

Сторонняя организация, проводящая спецоценку — это юридическое лицо, которое соответствует трем критериям:

 1. По уставным документам основным видом деятельности является специальная оценка условий труда.

2. В штате есть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение работ по спецоценке. Причем, как минимум один из экспертов должен быть врачом по общей гигиене, либо врачом по гигиене труда или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

3. В организации есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Выбранная работодателем организация, проводящая спецоценку, должна быть по отношению к нему независимым лицом и обязательно должна быть внесена в специальный реестр.

Как проходит спецоценка

В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов.

Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию. Эту декларацию нужно представить в трудовую инспекцию.

Форма и порядок подачи будет разработан и утвержден специалистами Минтруда.

Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда.

Всего такие классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный.

В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени.

По окончании спецоценки комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений.

Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и проч.

Форму отчета и инструкцию по его заполнению утверждаются специалистами Минтруда России.

Далее работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. Сделать это нужно в общем случае в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же период сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте компании (при его наличии).

Где используются результаты спецоценки

В числе прочего, результаты спецоценки используются при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники фонда соцстрахования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для того или иного страхователя.

Также результаты спецоценки применяются для организации медосмотров, для разработки мероприятий по улучшению условий труда и для иных целей. Полный перечень таких целей приведен в статье 7 Закона № 426-ФЗ.

Если последняя аттестация рабочих мест проводилась менее пяти лет назад, то ее результаты приравниваются к результатам специальной оценки.

После истечения пятилетнего срока с даты завершения последней аттестации ее результаты аннулируются, и работодатель должен провести спецоценку.

Кроме того, результаты спецоценки служат основанием для назначения дополнительных тарифов по взносам в ПФР. Из статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа может колебаться от 0 до 8 процентов (см. таблицу).

Таблица: Значения дополнительных тарифов пенсионных взносов

Класс условий трудаПодкласс условий трудаДополнительный тариф взносов в ПФР
Опасный48 %
Вредный3.47 %
3.36 %
3.24 %
3.12 %
Допустимый20 %
Оптимальный10 %

Чем грозит отказ от спецоценки?

Если специальная оценка условий труда не проводилась, работодателя могут привлечь к административной ответственности.

Начиная с 2016 года в случае отказа от спецоценки инспекторы будут применять статью 5.27.1 КоАП РФ. Величина штрафа для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб.

, и для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 руб. Предусмотрен и более мягкий вариант наказания — предупреждение.

Если нарушение будет совершено повторно, размер санкции увеличится и составит для должностных лиц и ИП от 30 000 до 40 000 руб., для юридических лиц — от 100 000 руб. до 200 000 руб..

Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановить на срок до девяноста суток.

Если же на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. А если вина будет доказана, руководителя привлекут к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ.

Эта статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 400 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев.

Есть и другой вариант наказания — исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года.

В случае смерти сотрудника руководителя могут лишить свободы, либо направить на принудительные работы на срок до четырех лет. А в случае смерти двух и более сотрудников руководителю грозит лишение свободы или принудительные работы на срок до пяти лет.

Важные примечания:

  • Штраф за отсутствие спецоценки максимальная сумма — 80 000  руб. Но к офисным местам он пока не относится.
  • Можно экономить на  взносах — по взносам на травматизм можно получить скидку, а дополнительные взносы вообще не платить.
  • Сокращение расходов на оплату труда — со спецоценкой можно снизить затраты, не трогая оклады сотрудников
  • В 2016 году оценить только вредные и опасные рабочие места. С офисными пока можно подождать.
  • От безопасности условий труда зависит скидка к тарифу взносов от несчастных случаев на производстве.
  • Максимальный размер скидки составляет 40 процентов от общего тарифа, установленного ФСС РФ.
  • На скидку могут рассчитывать только те компании, у которых есть действующие результаты аттестации рабочих мест или которые провели спецоценку.

Источник: http://pombuh74.ru/chto-takoe-specocenka-uslovij-truda/

Специальная оценка условий труда (СОУТ): цены, условия проведения, заказ СОУТ – НПЦ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИИ

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Специальная оценка условий труда регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”.

В случае не выполнения требований этого закона для юридических лиц предусмотрен административный штраф от 60 000 до 200 000 рублей за нарушение требований законодательства об охране труда (часть 2 ст. 5.27.1. КОАП РФ), также по решению инспектора возможна приостановка деятельности предприятия на срок до 90 дней. С 2016 года штрафы и другие санкции значительно ужесточены.

Цель проведения СОУТ

СОУТ проводится предприятиями и организациями всех отрослей экономики и форм собственноти, в первую очередь, в целях:

  • оптимизации расходов на обязательное социальное и пенсионное страхование;
  • оптимизации расходов на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций, связанных условиями их труда;
  • снижения уровня профессионального риска;
  • улучшения условий труда и степени социальной защищенности работников.

Зависимость дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР от результатов проведения специальной оценки условий труда

Для плательщиков страховых взносов в ПФР, проведших специальную оценку условий труда, в зависимости от установленного по её результатам класса условий труда на рабочих местах взамен “жестких” дополнительных тарифов – 6-9% – применяются дифференцированные гораздо более мягкие и дающие возможность экономии дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации – от 0% до 8%.

Экономия Ваших средств при помощи СОУТ за счет ФСС РФ

  • Расходы организации по проведению специальной оценки условий труда текущего года могут быть профинансированы за счет части (20%) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных этой организацией в ФСС РФ за прошлый год.
  • Организации, проведшие специальную оценку условий труда имеют право на получение скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Размер такой скидки расчитывается территориальным органом Фонда социального страхования РФ, но не может превышать 40%.

Как ещё используются результаты проведения специальной оценки условий труда?

Результаты проведения СОУТ могут применяться для (перечислим только основные сферы применения):

  • разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  • установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
  • установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Какие рабочие места подлежат СОУТ?

Все кроме рабочих мест:

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;

Сроки проведения плановой и внеплановой спецоценки условий труда

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.

Законом предусмотрено, что спец оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах (а также после реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни факторов производственной среды и трудового процесса) должна быть проведена в течение 6-ти месяцев с момента создания рабочего места или изменения в условиях труда.

В отношение рабочих мест, для которых была составлена декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, при отсутствии за период действия декларации оснований для проведения на этих рабочих местах внеплановой специальной оценки условий труда, а также несчастных случаев с работниками и профессиональных заболеваний срок действия декларации продлевается на очередные 5 лет.

Кто проводит специальную оценку условий труда на предприятиях и в организациях?

Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2021 года включительно.

Как провести спецоценку условий труда правильно? С чего начать?

С выбора организации проводящей СОУТ, из числа надлежащим образом аккредитованных организаций, включенных в соответствующий Реестр Минтрудом России.

Практика показывает, что удобнее работать с организациями своего или по крайней мере соседнего региона.

Так НПЦ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИИ 95% работы организует в городе Москве и Московской области.

Далее порядок проведения специальной оценки условий труда предусматривает создание комиссии, в которую входят представители работодателя, определение сроков и график проводимых работ. Дальнейшая работа, в том числе:

  • составление перечня рабочих мест: определение границ рабочих зон, идентификация присутствующих вредных факторов производственной среды и трудового процесса, определение аналогичных рабочих мест;
  • инструментальные измерения и оценки уровней всех вредных производственных факторов, присутствующих на оцениваемых рабочих местах (гигиеническая оценка условий труда);
  • составление и подача в ГИТ деклараций соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда (для РМ, на которых вредные факторы не идентифицированы);
  • оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты и их эффективности;
  • оформление отчетной документации, в том числе карт спец. оценки условий труда, протоколов измерений и итоговых документов (сводной ведомости, плана мероприятий по улучшению условий труда) и самого отчета о проведенной СОУТ

как правило, проводится работниками привлекаемой Вами организации с минимальным привлечением представителей работодателя.

Как провести специальную оценку условий труда, сохранив нервы и средства предприятия, и не нарваться на штраф или приостановление деятельности предприятия Государственной инспекций труда или Прокуратурой?

Ответ на этот вопрос очень прост: важно не ошибиться в выборе проводящей СОУТ организации. Помните, Вы выбираете партнера, от действий и решений которого будет зависеть очень многое в дальнейшей жизни Вашей компании:

  • размеры льгот и компенсаций работникам за вредные условия труда;
  • размеры дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР;
  • количество направляемых на медосмотр работников и периодичность их медосмотра;
  • режим труда и отдыха работников;
  • льготное пенсионное обеспечение;
  • многое другое.

Выбирать такого партнера, руководствуясь только лишь предложенной дешевой ценой на специальную оценку условий труда, не осмотрительно! Последствия поспешного выбора могут Вам дорого обойтись.

К нам в НПЦ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИИ периодически обращаются за организацией внеплановой переоценки условий труда компании, только что проведшие СОУТ и недовольные необъективностью и нерациональностью результатов.

Обращайте внимание на тщательность подхода к оценке объема и стоимости работ, на первом этапе общения это много Вам раскроет об отношении привлекаемой Вами организации к своей работе.

Стоимость услуг

Стоимость специальной оценки условий труда, организуемой НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ЦЕНТРОМ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИИ у своих надлежащим образом аккредитованных партнёров, рассчитывается по смете, исходя из цены каждого элемента работ и планируемого объема работ (мы стараемся на этапе преддоговорной работы запланировать, какие измерения и оценки будут проводиться на каждом рабочем месте в зависимости от его типа: характера выполняемых работ, применяемого оборудования, материалов и т.п.).

Средняя стоимость проведения оценки условий труда, организуемой НПЦ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИИ, на одном рабочем месте обходится заказчику от 500 до 1000 рублей.

Средняя цена также зависит от местоположения оцениваемого объекта: так в городе Москве цены будут минимальными, но в Московской области по мере удаления от МКАД цены могут вырасти за счёт транспортных расходов лаборатории.

Хотя мы и применяем укрупненные, упрощенные расценки, как то “стоимость СОУТ одного рабочего места” и т. п.

, всё же ответить на вопрос “какова окажется средняя цена специальной оценки условий труда одного рабочего места именно для Вашего производственного объекта” или “сколько будет стоить СОУТ” по телефону мы не имеем возможности. Оценка условий труда практически в любой организации – работа сложная и состоит из большого количества разных по цене измерений и разнотипных рабочих мест, включая аналогичные, которые необходимо учитывать отдельно, поэтому стоимость СОУТ необходимо тщательно и внимательно рассчитывать.

Источник: http://npcot.ru/sout.html

Специальная оценка условий труда (Спецоценка условий труда)

Комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также по оценке уровня их воздействия на работников с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Специальная оценка условий труда проводится один раз в пять лет при условии, что в течение этого срока не были созданы новые рабочие места.

Правила проведения оценки регулируются положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”.

Согласно этому закону, проводить ее обязаны все организации и индивидуальные предприниматели, имеющие сотрудников, с 1 января 2014 года.

При этом разрешается не проводить специальную оценку условий труда тем работодателям, которые до 1 января 2014 года провели аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Впрочем, результаты такой аттестации годны в течение пяти лет, по истечении которых проводить специальную оценку условий труда все-таки придется.

Если на предприятии отсутствуют потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно, но должна быть завершена не позднее 31 декабря 2021 года.

По закону процедура оценки должна быть независимой, поэтому работодатели обязаны заключить гражданско-правовой договор о проведении оценки условий труда со сторонней организацией, аккредитованной в качестве оценщика.

По окончании проверки налогоплательщики сдают специальную декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Форма декларации и порядок ее представления прописаны в Приказе Минтруда от 7 февраля 2014 г. № 80н.

Однако если с работником на рабочем месте произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, то в отношении такого рабочего места проводится внеплановая специальная оценка условий труда. Если же подобных инцидентов зафиксировано не было, по истечению срока действия декларации соответствия условий труда ее продлят на следующие пять лет.

Полученные результаты специальной оценки условий труда на предприятиях дают основание устанавливать классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. В зависимости от этих классов государство обязывает работодателей платить специальный тариф по пенсионному страхованию.

Так, если на производстве вредные или опасные условия труда, организации перечисляют дополнительные страховые взносы в размере от 2 до 8 процентов (в зависимости от подкласса). При допустимых и оптимальных условиях труда дополнительные взносы в Пенсионный фонд не вносятся.

Результаты оценки условий труда также применяются для:

  • разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • организации обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  • установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций;
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • подготовки статистической отчетности об условиях труда;
  • решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний и воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • определения видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
  • установления ограничений для отдельных категорий работников;
  • оценки уровней профессиональных рисков;
  • иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Следует отметить, что в отношении работодателей, которые нарушают порядок проведения спецоценки, предусмотрено административное наказание. На основании статьи 5.27.

1 КоАП РФ им грозит предупреждение или санкции в виде штрафов.

Для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, они составляют 5-10 тысяч рублей, для юридических – от 60 до 80 тысяч рублей.

6 поправок процедуры обязательного медосмотра работников вредных производств

Минздрав России разработал новые требования к действующему порядку проведения обязательных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. В числе изменений сокращение количества врачей-специалистов и единая классификация вредных производственных факторов.

Минтруда отправляет офисных сотрудников на медосмотр

Если рабочим инструментом сотрудника является компьютер, работодатель обязан раз в два года оправлять его к неврологу и офтальмологу. Оплачивать такие визиты к специалистам и проводимые исследования предприниматель должен за свой счет. Иначе его компанию закроют срок до 90 суток.

Предпринимателей предупредили о проверках средств защиты сотрудников

В Фонде социального страхования решили проследить за расходованием средств, представленных на финансирование мероприятий по сокращению уровня производственного травматизма и количества профзаболеваний. Для начала чиновники проверят качество и доступность средств индивидуальной защиты, а затем детально проанализируют смету на финансирование предупредительных мер.

Специальная оценка условий труда. Методика проведения

Последние три года в России проводится специальная оценка условий труда, которая заменила аттестацию рабочих мест.

Завершить эту процедуру необходимо в 2021 году, а затем каждые пять лет проводить новые проверки. Кроме того, закон предусматривает ситуации, когда пересмотр условий работы проводится во внеплановом порядке.

Тех, кто отказывается или забыл об этой обязательной процедуре, будут наказывать.

Рассмотрим, какой сейчас действует порядок проведения специальной оценки условий труда, какие нюансы надо учитывать и за что могут оштрафовать работодателя.

Минтруд поправил методику проведения СОУТ

Важная информация для работодателей. Министерство труда и социальной защиты меняет документы, связанные с правилами проведения специальной оценки условий труда. Некоторые изменения появятся и в декларации соответствия условий труда.

Процедуру проведения спецоценки условий труда усовершенствуют

В Госдуме обсуждаются новые правила проведения спецоценки условий труда. Депутаты могут отказаться от снижения класса опасности на рабочих местах, где применяются СИЗ, а также готовы обязать работодателя уведомлять сотрудников о проведении спецоценки на их рабочих местах.

Специальную оценку условий труда будут жестче контролировать

Владимир Путин подписал закон которым предусмотрены существенные изменения в проведении специальной оценки условий труда.

Будет установлен государственный контроль за экспертами, введено декларирование соответствий условий труда нормативным требованиям и расширен перечень сведений об организациях, проводящих спецоценку.

Главные новости дня: 15 января 2017 года

Ужесточение санкций за несоблюдение норм о банкротстве, новые наказания за нарушение правил работы с ККТ, особенности индексации пенсий и другие интересные новости.

Специальная оценка условий труда: обязательная процедура для всех предпринимателей

В 2014 году в России запущен новый механизм проверки безопасности рабочих мест. С начала этого года спецоценка условий труда усовершенствовалась, а штрафы увеличились.

В первом полугодии 2016 года нововведения уже лишили предпринимателей 150 миллионов рублей, и чиновники предупреждают: это только начало.

Что такое специальная оценка условий труда, какие штрафы за ее нарушение предусмотрены, и за что именно закон разрешает наказывать предпринимателей, рассказывает Петербургский правовой портал.

Главные новости дня: 15 декабря 2016 года

15 декабря. Правила заполнения обязательной статистической отчетности, антикоррупционная хартия как пропуск к госзаказам, ужесточение требований к застройщикам и другие важные новости.

Источник: http://ppt.ru/info/137

Бухгалтерия
Добавить комментарий