Резерв на ремонт основных средств 2018: расчет проводки налоговый учет

Содержание
  1. Как в налоговом учете создать резерв на ремонт основных средств
  2. Проводки по созданию резерва на ремонт основных средств – Адвокатское бюро Вершина
  3. Резерв на ремонт основных средств
  4. Учет затрат на ремонт основных средств (проводки)
  5. Резерв на ремонт основных средств: проблемные вопросы учета
  6. § 3. Резерв на ремонт основных средств
  7. Резерв на текущий ремонт
  8. Резерв на ремонт основных средств | Бухгалтерия и кадры
  9. Текущий и недорогой ремонт
  10. Пример 1
  11. Сложный и дорогой ремонт
  12. Пример 2
  13. Все или ничего
  14. Резерв на ремонт основных средств: порядок создания и использования, налоговая экономия
  15. Используйте пошаговые руководства:
  16. Порядок создания и использования резерва основных средств закрепите в учетной политике
  17.  Cкачать удобные таблицы с расчетом экономии от создания резерва на ремонт ОС
  18. Обоснованность создания резерва на ремонт основных средств подтвердите документально
  19. Оцените экономический эффект от резерва ОС
  20. На цифрах
  21. Учтите риски невыполнения ремонтов

Как в налоговом учете создать резерв на ремонт основных средств

Резерв на ремонт основных средств 2018: расчет проводки налоговый учет

Чтобы равномерно включать затраты на ремонт основных средств в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, организация вправе создать специальный резерв (п. 3 ст. 260 НК РФ).

Когда можно создать резерв 

Резерв может быть создан, если для расчета налога на прибыль организация применяет метод начисления.

Организации, применяющие кассовый метод, резервы не создают.

Объясняется это тем, что любые расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, они могут учитывать только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Решение о создании резерва расходов на ремонт основных средств закрепите в учетной политике для налогообложения (абз. 5 ст. 313 НК РФ). Там же укажите порядок формирования резерва. Для этого определите:

  • годовой норматив отчислений в резерв;
  • совокупную первоначальную стоимость основных средств.

Изменения этих показателей отражайте в налоговой учетной политике ежегодно.

Такой порядок предусмотрен в пункте 2 статьи 324 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли формировать резервы расходов на текущий и дорогостоящий ремонт основных средств в течение первых трех лет с даты регистрации организации?

Нет, нельзя.

Из письма Минфина России от 17 января 2007 г. № 03-03-06/1/9 следует, что вновь созданные организации не могут формировать резерв на предстоящий ремонт основных средств.

Объясняется это тем, что для создания указанного резерва в налоговом учете необходимо определить плановую сумму отчислений, которая не может превышать среднюю величину расходов на ремонт основных средств за предыдущие три года (абз. 5 п. 2 ст.

324 НК РФ). У вновь созданной организации таких данных нет, а значит, организация не может сформировать резерв в соответствии с требованиями статьи 324 Налогового кодекса РФ.

Создание отдельного резерва расходов на сложный и дорогой ремонт основных средств статьей 324 Налогового кодекса РФ не предусмотрено.

Поэтому в течение первых трех лет с даты регистрации организации должны учитывать фактические затраты на ремонт основных средств в составе прочих расходов организации в тех отчетных (налоговых) периодах, в которых эти затраты были осуществлены (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Однако в письме от 8 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/180 Минфин России высказывал другую точку зрения.

Она основана на том, что статья 324 Налогового кодекса РФ не запрещает создавать резерв расходов на ремонт основных средств организациям, у которых за последние три года не было таких расходов.

Положениями данной статьи предусмотрена лишь необходимость расчета предельной суммы резерва, которая не должна превышать средние фактические затраты организации на ремонт за предыдущие три года.

Причем эта сумма может быть увеличена на сумму отчислений на проведение особо сложных и дорогих видов капитального ремонта в размере необходимых затрат (согласно графику проведения работ).

Таким образом, при формировании резерва для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта сумма фактических расходов на ремонт, сложившаяся за последние три года, значения не имеет. Поэтому организации, которые не ремонтировали свои основные средства за последние три года, могут создавать резерв расходов на проведение сложного и дорогостоящего ремонта независимо от создания резерва на текущий ремонт.

В связи с выходом разъяснений Минфина России, приведенных в письме от 17 января 2007 г. № 03-03-06/1/9 (первая точка зрения), организация вправе следовать им (как более поздним).

В противном случае свое решение организации придется отстаивать в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих точку зрения письма Минфина России от 8 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/180 (вторая точка зрения) (см.

, например, определение ВАС РФ от 29 января 2007 г. № 243/07, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 23 октября 2006 г. № Ф04-7102/2006(27676-А67-40), от 14 декабря 2005 г. № Ф04-8923/2005(17776-А67-35)).

По мнению судей, в рассматриваемой ситуации формирование резерва является правомерным, если:

  • ремонт основных средств является особо сложным и дорогим видом капитального ремонта;
  • рассчитан на срок более одного налогового периода;
  • имеется график на проведение ремонтных работ;
  • аналогичный ремонт ранее не осуществлялся.

Ситуация: можно ли в налоговом учете создать резерв расходов на сложный и дорогой ремонт, а затраты на проведение текущего ремонта основных средств списывать без создания резерва?

Нет, нельзя.

Статьей 324 Налогового кодекса РФ создание отдельного резерва расходов на сложный и дорогой ремонт основных средств не предусмотрено. Поэтому либо сформируйте единый резерв на все виды ремонта, либо не создавайте его вообще (п.

3 ст. 260 НК РФ). Если решение о создании резерва принято, то до окончания года и исчерпания этого резерва включать какие-либо затраты на ремонт непосредственно в расчет налога на прибыль нельзя.

Их нужно относить на использование созданного резерва (абз. 5 п. 2 ст. 324 НК РФ).

Если за год сумма фактических затрат на ремонт превысила размер созданного резерва, разницу можно включить в состав расходов только в конце налогового периода (абз. 6 п. 2 ст. 324 НК РФ).

Источник: http://nalogobzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/nalog_na_pribyl/kak_v_nalogovom_uchete_sozdat_rezerv_na_remont_osnovnykh_sredstv/2-1-0-97

Проводки по созданию резерва на ремонт основных средств – Адвокатское бюро Вершина

Проводки по созданию резерва на ремонт основных средств - Адвокатское бюро Вершина

Если организация несет затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание продукции, на которую установлен гарантийный срок, то она мо­жет создавать резерв на гарантийный ремонт и га­рантийное обслуживание.

При образовании резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание организации должны учитываться Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельно­сти» (ПБУ 8/98), утвержденное приказом Минфина России от 25.11.

98 № 57н, которое применяется при установлении особенностей расчета резервов по последствиям условных фактов хозяйственной деятельности.

К условным фактам хозяйственной деятель­ности относятся в том числе гарантийные обязательства организации в отношении проданной ею в от­четном периоде продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Важно

Резерв на ремонт основных средств» Сторнированы излишне начисленные суммы по резерву на ремонт основных средств с издержек производства или других источников по состоянию на 31 декабря отчетного года в результате обязательной на конец года проверки данных смет, расчетов и т.

п. или 23, 25, 26, 44 и др. 96 субсчет « Резерв на ремонт основных средств» Доначислены суммы по резерву на ремонт основных средств на издержки производства или другие источники по состоянию на 31 декабря отчетного года в результате обязательной на конец года проверки данных смет, расчетов и т.
п.

Резерв на ремонт основных средств

Гарантийный ремонт: учет и налогообложение у продавца или производителя, № 11

  • Как учитывать выдачу форменной одежды сотрудникам, № 10
  • Платим гражданам за нарушение их потребительских прав, № 10
  • НДС с неподтвержденного экспорта в «прибыльные» расходы не спишешь, № 10
  • Спецодежде — спецучет, № 9
  • Учет расходов на рекламу: освежите свои знания, № 9
  • Пожарная инспекция выдала «ремонтное» предписание: как учесть расходы на выполненные работы?, № 8
  • Длящиеся услуги: когда исполнителю признать доход, а заказчику — расход, № 7
  • Сложности бонусного ремонта проданного оборудования, № 7
  • Как учитывать передачу подарочного сертификата работнику, № 7
  • Налоги шведского стола, № 6
  • Как учесть вознаграждение, выплаченное «чужим» работникам, № 5
  • После «взлома» системы «Клиент-Банк», № 5
  • 2012 г.

Учет затрат на ремонт основных средств (проводки)

  • 1 Создание резерва
    • 1.1 Создание резерва по отпускам будущего периода
    • 1.2 Проводки по созданию резерва:
    • 1.3 Создание резерва по ремонту основных средств
    • 1.4 Проводки по созданию резерва:
  • 2 Списание резервов
    • 2.1 Списание резерва отпусков (пример)
    • 2.2 Проводки по списанию резерва отпусков
    • 2.3 Проводки по списанию резерва по ремонту основных средств
  • 3 Закрытие 96 счета

Создание резерва Создание резерва по отпускам будущего периода Резерв на оплату отпусков создается следующим образом:

  • рассчитывается сумма резерва на отпуска;
  • исходя из суммы резерва отпуска, рассчитываются суммы резервов страховых взносов;
  • резерв отпусков создается ежеквартально или ежемесячно.

Способов формирования резерва существует несколько.

ООО «Рассвет» приняло решение о создании резерва на ремонт основных средств в сумме 1 500 000 руб.Определена сумма ежемесячных отчислений в резерв:1 500 000 руб. : 12 мес. = 125 000 руб.

Бухгалтер ежемесячно списывал ее следующей проводкой:Дебет 25 Кредит 96- 125 000 руб.

— направлены отчисления в резервный фонд.

В апреле «Рассвету» пришлось отремонтировать силами сторонней организации несколько автомобилей.

Стоимость ремонтных работ составила 400 000 руб.Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»Кредит 51 «Расчетный счет»- 400 000 руб.

— оплачены ремонтные работы;Дебет 96 Кредит 60- 375 000 руб. (125 000 руб. x 3) — списана стоимость ремонтных работ за счет резерва;Дебет 97 «Расходы будущих периодов» Кредит 60- 25 000 руб.

Резерв на ремонт основных средств: проблемные вопросы учета

Внимание

В некоторых случаях это позволяет уменьшать авансовые платежи по налогу на прибыль при том, что сам ремонт еще только планируется.

Так, резерв может состоять из двух частейст. 324 НК РФ:

  • на текущий и недорогой ремонт;
  • на особо дорогие и сложные виды капремонта, средства на которые надо копить больше года.

Порядок формирования и использования этих частей различен.
Резерв на текущий ремонт ШАГ 1. Закрепляем свое решение о формировании резерва в учетной политике и определяем предельную сумму отчислений в резерв за год.

Она рассчитывается исходя из годовой сметы расходов на ремонт.

При этом есть ограничение: предельная величина отчислений в резерв за год должна быть не больше средней величины фактических расходов на ремонт ОС за 3 предыдущих годап.

2 ст. 324 НК РФ.

Источник: http://kvirinal.ru/provodki-po-sozdaniyu-rezerva-na-remont-osnovnyh-sredstv/

§ 3. Резерв на ремонт основных средств

§ 3. Резерв на ремонт основных средств

Вслучае создания резерва предстоящихрасходов на ремонт основных средств вуменьшение налогооблагаемой прибылиежемесячно будут списываться одинаковыесуммы расходов на ремонт, и организацияможет значительно более точно рассчитатьвеличину предстоящих налоговых платежей,чем как если бы расходы на ремонтсписывались в налоговом учете по факту.

Крометого, у создаваемого в налоговом учетерезерва расходов на ремонт основныхсредств имеется еще одно немаловажноедостоинство.

С помощью сформированногорезерва можно не только сделать суммуналогооблагаемой прибыли болееуправляемой величиной, но и перенестичасть налоговых платежей на будущиеотчетные (или даже налоговые) периоды.

Это позволит потратить высвободившиесяденежные средства на текущие расходыорганизации.

Самаже сумма резерва зависит от того, натекущий или особо дорогостоящий ремонтбудут собираться средства.

Резерв на текущий ремонт

Правона создание резерва на ремонт основныхсредств предусмотрено п. 3 ст. 260 НК РФ,а общий порядок создания такого резерваописан в ст. 324 НК РФ.

Вналоговом законодательстве говорится,что для обеспечения в течение двух иболее налоговых периодов равномерноговключения расходов на проведение ремонтаосновных средств, налогоплательщикивправе создавать резервы под предстоящиеремонты.

Всоответствии со ст. 324 НК РФ расходы наремонт основных средств включают всебя:

стоимостьзапасных частей и расходных материалов,используемых для ремонта;

расходына оплату труда работников, осуществляющихремонт;

прочиерасходы, связанные сведением ремонтасобственными силами;

затратына оплату ремонтных работ, выполненныхсторонними организациями.

Подэтот перечень расходов организацияможет создавать резерв на ремонт основныхсредств, чтобы равномерно признаватьуказанные затраты в течение года.

Сэтого момента возникает одна проблема.Ранее применение п. 2 ст. 324 НК РФрегулировалось п. 5.5.3 Методическихрекомендаций по применению гл. 25 НК РФ.Но на сегодняшний день рекомендацииотменены. Стоит ли к ним прислушиваться?

Следуетсказать, что и ранее этот документ носилне обязательный, а рекомендательныйхарактер.

Налоговое ведомство фактическиизлагало в нем свою точку зрения на теили иные положения НК РФ.

Таким образом,можно почти со стопроцентной уверенностьюпредположить, что, несмотря на отменусамих рекомендаций, точка зренияналоговиков, содержавшаяся в них,изменений не претерпела.

Вчем же она заключается?

Организациядолжна рассчитать сумму отчислений врезерв предстоящих расходов на ремонтисходя из совокупной стоимости основныхсредств и нормативов отчислений,утверждаемых налогоплательщиком вучетной политике для целей налогообложенияприбыли.

Совокупнаястоимость основных средств определяетсякак сумма первоначальной стоимостивсех амортизируемых основных средств,введенных в эксплуатацию по состояниюна начало года, в котором образуетсяуказанный резерв.

Основные средства,введенные в эксплуатацию еще до 1 января2002 г., также входят в указанный показатель,однако по ним принимается во вниманиене первоначальная, а восстановительнаястоимость.

Эта стоимость определяетсякак первоначальная с учетом проведенныхпереоценок на начало 2002 г. Но этипереоценки имеют ограничение, установленноев п. 1 ст.

257 НК РФ – не более 30% отвосстановительной стоимости по состояниюна 1 января 2001 г.

Расчетнорматива отчислений имеет несколькоэтапов:

1)организация определяет предстоящиерасходы на ремонт, исходя из следующихобстоятельств:

периодичностьосуществления ремонта основных средств;

частотазамены их отдельных элементов (узлов,деталей, конструкций);

сметнаястоимость предстоящего ремонта.

Дляобоснования сметной стоимости ремонтовпонадобятся акты технического обследованияобъектов, доклады о техническом состоянииосновных средств, графики (или планы)проведения их ремонта. Однако планируемыезатраты по основным средствам, по которымбудут проведены особо сложные идорогостоящие виды капитального ремонта,в данном расчете не участвуют;

2)организация рассчитывает среднюювеличину фактических расходов на ремонтза прошедшие три года;

3)сравнение двух показателей. При расчетепредельной суммы отчислений в резервпредстоящих расходов на ремонт за основупридется взять меньший из них. Исходяиз установленной предельной суммы,фирма должна определить максимальновозможный норматив.

Нормативрассчитывается как процентное отношениепредельной суммы отчислений в резервпредстоящих расходов на ремонт ксовокупной стоимости основных средств.Налогоплательщик имеет право выбратьлюбое значение норматива отчислений,но он не может быть больше максимальновозможного.

Итак,организация должна располагатьинформацией:

опервоначальной стоимости амортизируемыхосновных средств на начало налоговогопериода (для основных средств, введенныхв эксплуатацию после 1 января 2002 г.);

овосстановительной стоимости амортизируемыхосновных средств на начало налоговогопериода (для основных средств, введенныхв эксплуатацию до 1 января 2002 г.);

осредней фактической сумме расходов наремонт за предыдущие три года;

графикомпроведения ремонтов, приходящихся натекущий налоговый период;

расчетомпредстоящих расходов на ремонт, в томчисле сметной стоимостью указанныхремонтов.

Втечение всего налогового периодаотчисления в резерв предстоящих расходовна ремонт основных средств списываютсясогласно п. 2 ст.

324 НК РФ в расходы равнымидолями на последний день соответствующегоотчетного или налогового периода.

А ужезатем сумма фактических затрат науказанный ремонт будет учтена за счетсредств созданного резерва (пример 26).

Пример26

Дляцелей равномерного налогового учетапредстоящих затрат на ремонт основныхсредств ЗАО “Булава” в учетнойналоговой политике на 2008 г. предусмотрелосоздание необходимого резерва.

Обществоежеквартально уплачивает авансовыеплатежи по налогу на прибыль.

Совокупнаястоимость основных средств на 1 января2008 г. – 2 434 000 руб. В 2005 г. сумма фактическиосуществленных затрат на ремонт основныхсредств составила 220 000 руб., в 2006 г. – 301000 руб., а в 2007 г. – 288 000 руб.

Средняясумма фактически осуществленных расходовна ремонт за предыдущие три года составила269 667 руб. ((220 000 руб. + + 301 000 руб. + 288 000 руб.): 3 года).

Пографику проведения текущих ремонтовстоимость работ, запланированных на2008 г, составляет 290 000 руб.

Таким образом,сметная стоимость предстоящего ремонтапревышает среднюю стоимость фактическихрасходов на ремонт за предыдущие тригода (290 000 > 269 667).

Для определенияпредельного размера отчислений в резервпридется взять именно среднюю стоимостьфактических расходов на ремонт запоследние три года.

Получается,что максимально возможный нормативотчислений в резерв будет равен 11,1% (269667 руб. : 2 434 000 руб. х 100%).

Длябольшей простоты вычислений обществоутвердило норматив в размере 11% изафиксировала его в учетной политикедля целей налогообложения.

Отчисленияв резерв предстоящих расходов на ремонтв течение налогового периода списываютсяна расходы равными долями на последнеечисло соответствующего отчетного илиналогового периода. Следовательно,размер ежеквартальных отчислений ЗАО”Булава” в резерв на ремонт основныхсредств составляет 66 935 руб. (2 434 000 руб.х 11% : IV кв.).

Еслибы организация уплачивала ежемесячныеавансовые платежи исходя из фактическиполученной прибыли на основании ст. 285НК РФ, то размер ежемесячных отчисленийв резерв составил бы 22 312 руб. (2 434 000 руб.х 11% : 12 мес.).

Механизмрасчета резерва на ремонт основныхсредств предполагает, что организация,которая не имела затрат на ремонтосновных средств в течение предыдущихтрех лет, не имеет права на созданиерезерва. Дело в том, что средняя величинафактических расходов за последние тригода в этом случае будет равна нулю.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5413204/page:20/

Резерв на ремонт основных средств | Бухгалтерия и кадры

Затраты на ремонт можно учитывать в расходах в том периоде когда они возникли. Если эти суммы незначительны, организации именно так и поступают.

Но когда ремонтные траты – существенная статья расходов, – компании задумываются о том, как оптимизировать их учет. Способ есть – сформировать резерв.

Существует два варианта учета расходов на ремонт основных средств (ст. 260 НК РФ). Первый – предусматривает включение затрат в налоговую себестоимость по мере их осуществления.

Второй способ заключается в резервировании средств на предстоящие ремонты. При этом на расходы относят не сами ремонтные затраты, а отчисления в резерв.

Их учитывают равными долями на последнее число отчетного (налогового) периода.

Фактические же расходы на ремонт списывают, соответственно, за счет средств резерва.

Свои плюсы и минусы есть и у того, и у другого варианта. Если, скажем, компания знает, что основной объем расходов на ремонт придется на начало года и перед ней не стоит задача перенести часть затрат на следующие отчетные периоды, создавать резерв ей не стоит.

С другой стороны, если организация, например, опасается, что часть стабильно получаемой на протяжении года прибыли (налог с которой уже перечислен авансом в бюджет), вдруг окажется съеденной ремонтом, запланированным на декабрь, резерв лучше сформировать. Ну а дорогостоящий капремонт, деньги на который не будут накоплены заранее, вполне может сделать убыточной даже весьма процветающую компанию.

Еще один важный момент: приняв решение о создании резерва, организация должна будет его формировать независимо от того, есть у нее прибыль или нет (письмо Минфина России от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/488).

За счет создаваемого резерва можно покрывать расходы как на текущий и недорогой ремонт основных средств, так и на проведение сложных и дорогих видов капитального ремонта

Порядок резервирования прописан в статье 324 НК РФ. За счет создаваемого резерва можно покрывать расходы как на текущий и недорогой ремонт основных средств, так и на проведение сложных и дорогих видов капитального ремонта.

Если компания хочет в течение нескольких лет копить средства на капремонт, то при формировании и использовании резерва нужно будет учесть ряд нюансов. Но давайте обо всем по порядку.

Начнем с общих правил. Именно ими должны руководствоваться организации, которые создают резерв в рамках одного налогового периода для покрытия расходов на текущие ремонты.

Текущий и недорогой ремонт

Создание резерва начинают с определения его суммы. Размер отчислений в резерв, которые можно произвести в течение года, рассчитывают по следующей формуле:

Сумма резерва=Совокупная стоимость основных средствХНорматив отчислений

Чтобы определить совокупную стоимость основных средств нужно сложить первоначальную стоимость всех амортизируемых основных средств, находящихся в эксплуатации на начало года, в котором образуется резерв. А если объект стали использовать до 2002 года, для расчета нужно взять его восстановительную стоимость.

Норматив отчислений организации устанавливают самостоятельно, исходя из периодичности осуществления ремонта, частоты замены отдельных элементов основных средств (скажем, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости ремонта.

Но нужно учитывать одно ограничение: предельная сумма создаваемого резерва не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года (п. 2 ст. 324 НК РФ). Иначе говоря, нужно сравнить сметную стоимость ремонта и средние расходы и взять для расчета меньшую из этих величин.

Максимально возможный норматив отчислений в резерв можно определить по формуле:

Норматив отчислений=Предельная сумма отчислений в резерв:Совокупная стоимость основных средствХ100

Значение норматива отчислений следует привести в учетной политике.

Что касается молодых организаций, которые работают еще менее трех лет (и соответственно, у них нет информации о том, сколько было потрачено на ремонт за три года), они, по мнению финансистов, не могут создавать резерв (письмо Минфина России от 17 января 2007 г. № 03-03-06/1/9). Чиновники считают, что таким организациям нужно списывать затраты на ремонт по факту на прочие расходы, как прописано в статье 260 НК РФ. Согласны с этим и судьи, они отмечают, что в резерве данные фирмы могут аккумулировать средства только для проведения особо сложных видов капитального ремонта (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 октября 2006 г. № Ф04-7102/2006).

В аналогичном положении могут оказаться и компании со стажем, если они ничего не ремонтировали за три предыдущих года. Ведь предельная сумма резерва в этом случае будет равна нулю.

Финансисты разрешают им делать отчисления в резерв только для накопления средств на дорогостоящий ремонт (письмо Минфина России от 8 апреля 2005 №03-03-01-04/1/180).

Такую же позицию высказал и ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 14 декабря 2005 г. № Ф04-8923/2005.

Предельная сумма создаваемого резерва не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года

Конечно же, рассчитать точно, сколько будет потрачено на ремонт основных средств в данном году, просто невозможно. На деле организация может истратить больше или меньше, чем зарезервировала.

В первом случае разницу между величиной фактических расходов на ремонт и суммой резерва нужно будет включить в прочие расходы на последний день налогового периода.

Во втором случае – остаток резерва следует учесть как внереализационный доход также 31 декабря.

Сравнение нужно делать только по итогам года. Даже если в каком-то отчетном периоде произведенные расходы окажутся больше накопленной на тот момент суммы резерва, организация не сможет сразу же включить в затраты сумму превышения.

Пример 1

В 2008 году ООО «Мечта» решило создать резерв на ремонт основных средств.

Сметная стоимость текущих и недорогих ремонтов, которые предполагается провести в течение года, составляет 925 000 руб.

Первоначальная стоимость амортизируемых основных средств на 1 января 2008 года равна 18 500 000 руб. За последние три года расходы на ремонт были равны:

– в 2005 году – 890 000 руб.;

– в 2006 году – 1 390 000 руб.;

– в 2007 году – 680 700 руб.

Таким образом, в среднем расходы на ремонт составляли:

(890 000 руб. + 1 390 000 руб. + 680 700 руб.) : 3 = 986 900 руб.

Сметная стоимость не превышает среднюю величину затрат на ремонт (925 000 руб.< 986 900 руб.). Поэтому предельная сумма резерва составляет 925 000 руб. А максимально возможный норматив отчислений в резерв соответственно равен:

925 000 руб. : 18 500 000 руб. Х 100 = 5

Произведя эти подсчеты, ООО «Мечта» установило в учетной политике на 2008 год максимальный 5-процентный норматив отчислений.

Допустим, что для ООО «Мечта» отчетными периодами по налогу на прибыль являются I квартал, полугодие, 9 месяцев. Тогда ежеквартально организация будет относить на затраты отчисления в резерв в размере:

18 500 000 руб. Х 5% : 4 кв. = 231 250 руб.

Предположим, что по итогам 2008 года фирма истратит на ремонт лишь 750 000 руб. В таком случае на 31 декабря 2008 года нужно будет включить в состав внереализационных доходов 175 000 руб. (925 000 – 750 000).

Нередко ремонт начинается в одном году, а заканчивается в другом. В таком случае расходы на ремонт списываются за счет средств резерва в том году, в котором подписаны документы о завершении ремонта. Это следует из письма Минфина России от 6 марта 2007 г. № 03-03-06/1/149.

Сложный и дорогой ремонт

Средства для финансирования таких ремонтов организации могут накапливать в течение нескольких лет.

Налоговый кодекс позволяет аккумулировать в резерве деньги под проведение особо сложных и дорогих ремонтов, только если указанные либо аналогичные ремонты в предыдущих налоговых периодах не проводились. Как пояснил Минфин России в письме от 29 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/386, под такими периодами нужно понимать три предшествующих года.

Аккумулировать в резерве деньги под проведение особо сложных и дорогих ремонтов можно, только если указанные либо аналогичные ремонты в предшествующие три года не проводились

При формировании резерва нужно учитывать, что ограничение в размере средних за три года затрат на ремонт, в данном случае не действует.

Предельную величину резерва, которую организация рассчитала по общим правилам, она может увеличить на сумму отчислений на финансирование особо сложного и дорогого ремонта.

Чтобы определит их размер нужно поделить сметную стоимость такого ремонта на число лет, в течение которых будут накапливаться средства.

Таким образом, компании, которые копят деньги для проведения дорогого ремонта, должны определять норматив отчислений по формуле:

Норматив отчислений=(Предельная сумма отчислений в резерв+Отчисления на финансирование особо сложных и дорогих ремонтов ):Совокупная стоимость основных средствХ100

Поскольку накопление происходит в течение нескольких лет, на конец каждого налогового периода неизрасходованный остаток средств не нужно включать в состав внереализационных доходов. Инвентаризировать эту часть резерва на ремонт основных средств нужно будет на 31 декабря года окончания капремонта.

Но здесь есть одна загвоздка: что относить к особо сложному и дорогому ремонту, в кодексе не сказано.

Поэтому на практике не исключены споры с налоговиками, которые посчитают, что остаток резерва на конец года нужно было включить в доходы, а не накапливать резерв в течение нескольких лет.

Чтобы их избежать, в учетной политике нужно закрепить критерии, по которым фирма будет определять категорию ремонта.

Пример 2

Дополним пример 1. Предположим, что по графику на 2010 год запланирован особо сложный ремонт производственной линии, сметная стоимость которого равна 2 220 000 руб.

В предыдущих налоговых периодах такой ремонт не проводился. ООО «Мечта» решило накапливать средства на его проведение в течение трех лет, ежегодно направляя в резерв по 740 000 руб.

(2 220 000 руб. : 3 г.).

В учетной политике на 2008 год организация закрепила максимально возможный норматив отчислений в резерв, который составил:

(925 000 руб. + 740 000 руб.): 18 500 000 руб. Х 100 = 9

Ежеквартально организация будет относить на затраты отчисления в резерв в размере:

18 500 000 руб. Х 9% : 4 кв. = 416 250 руб.

Если, как мы предположили, на текущий ремонт в 2008 году ООО «Мечта» израсходовало только 750 000 руб.

, то 31 декабря 2008 года в состав внереализационных доходов компания включит 175 000 руб. А вот средства в размере 740 000 руб.

, зарезервированные под особо сложный ремонт производственной линии, будут перенесены на 2009 год.

https://www.youtube.com/watch?v=cmpclb9Vas0

Инвентаризацию средств, накопленных для ремонта производственной линии, нужно будет провести только в конце 2010 года.

Допустим, что фактические затраты на ремонт составят 2 500 000 руб.

Тогда на 31 декабря 2010 года ООО «Мечта» дополнительно отнесет на расходы затраты, не покрытые за счет созданного резерва, в размере 280 000 руб. (2 500 000 – 2 220 000).

Все или ничего

В Налоговом кодексе предусмотрено два только варианта учета расходов на ремонт: с резервом и без него.

Третьего не дано: организация не может, скажем, накапливать в резерве средства для особо сложных и дорогих ремонтов каких-то определенных основных средств, и в тоже время затраты на текущие ремонты остальных основных средств относить непосредственно на расходы.

Финансисты неоднократно подчеркивали это в своих разъяснениях (см., например, письма Минфина России от 19 июля 2006 г. № 03-03-04/1/588, 20 июня 2005 г. № 03-03-04/1/8, 3 мая 2005 г.

№ 03-03-01-04/1/85).

Чиновники отмечали, что поскольку отчисления в резерв рассчитываются от стоимости всех амортизируемых основных средств, создавать резерв для ремонты лишь одного или нескольких из них неправомерно.

Если компания хочет накопить деньги на капитальный ремонт, ей нужно резервировать средства и под текущий

Аналогичной позиции придерживается и Президиум ВАС России. В постановлении от 5 апреля 2005 г.

№ 14184/04 суд аргументировал свою точку зрения так: «…кодексом не предусмотрено создание резервов в зависимости от видов ремонта основных средств, поэтому при создании налогоплательщиком резерва… он должен руководствоваться правилами статьи 324 кодекса, не предусматривающей возможности включения в расходы… фактических затрат по итогам отчетных периодов».

Получается, если компания хочет накопить деньги на капитальный ремонт, ей нужно резервировать средства и под текущий.

В связи с этим в сложном положении оказываются организации, которые не проводили ремонты в течение предыдущих трех лет.

Напомним, финансисты разрешают формировать резерв, отчисляя в него средства лишь на финансирование особо сложных и дорогих капремонтов.

А как таким компаниям поступать с затратами на текущий ремонт, если они решат создать резерв? Списывать произведенные расходы на затраты сразу нельзя, ведь резерв-то создан.

Но поскольку отчисления в него на эти цели не производятся, выходит, что затраты на текущий ремонт уменьшат прибыль только по итогам года как непокрытые за счет резерва.

© “Бухгалтерия и кадры”, №7, 2008

Источник: http://www.buhkadr.ru/articles/857-rezerv-na-remont-osnovnyh-sredstv

Резерв на ремонт основных средств: порядок создания и использования, налоговая экономия

Создание резерва на ремонт основных средств — способ налогового планирования прямо из Налогового кодекса. Он позволяет получить отсрочку по уплате налога на прибыль практически навсегда.

Используйте пошаговые руководства:

Порядок создания и использования резерва основных средств закрепите в учетной политике

Резерв на ремонт ОС можно создать за сколько угодно лет до начала ремонта. Это позволит сформировать практически любой размер расходов в налоговом учете. Компании учитывают расходы на ремонт намного раньше, чем они будут произведены, и в размере, большем, чем окажутся фактически.

https://www.youtube.com/watch?v=GLb2hmGkQho

Затраты на внедрение механизма экономии в разы меньше, чем экономический эффект. Можно не платить налог на прибыль несколько лет без перечисления каких-либо процентов на отложенные суммы налога.

Единственное последствие невыполнения ремонта в запланированный срок — уплата налога за год, в котором был запланирован ремонт (читайте также про другие законные способы оптимизации налога на прибыль).

Порядок создания и использования резерва на ремонт основных средств в кодексе освещен достаточно скромно (ст. 324, п. 7 ст. 250, п. 3 ст. 260 НК РФ). Такое скудное регулирование позволяет толковать порядок создания и использования резерва довольно широко (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Кодекс не обязывает выполнять ремонты и не предусматривает никаких санкций за их невыполнение.

Достаточно собрать пакет документов о планируемом ремонте и закрепить создание резерва и норматив ежеквартальных (ежемесячных) отчислений в учетной политике. Тогда можно не платить налог на прибыль несколько лет.

Резерв хотя и один, но создается как для текущих, так и для сложных ремонтов. Кодекс не устанавливает критерии, на основании которых компании следует делить ремонты на текущие и сложные.

Придется выработать их самостоятельно и закрепить в учетной политике. Анализ судебной практики показал, что налоговики не оспаривают правомерность отнесения ремонта к категории сложных.

Понятия «капитальный ремонт» в кодексе нет.

Дороговизна ремонта — субъективный критерий. Значение нижнего порога целесообразно рассчитать один раз для всего графика ремонтов и на весь срок накопления резерва. Это значение нужно закрепить в учетной политике.

Например, нижний порог стоимости сложного капитального ремонта равен 5 млн рублей или 1 процент от валюты баланса.

Увеличение нижнего порога можно пересмотреть в случае существенного изменения деятельности компании или макроэкономических показателей (инфляции, девальвации национальной валюты и т. п.).

 Cкачать удобные таблицы с расчетом экономии от создания резерва на ремонт ОС

Обоснованность создания резерва на ремонт основных средств подтвердите документально

Предельные отчисления в резерв определяют исходя из периодичности выполнения ремонта, частоты замены элементов объекта ОС (узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости ремонта. Отчисления в резерв на сложные ремонты рассчитывают исходя из графика их проведения.

Помимо графиков проведения сложных ремонтов, иных документов, необходимых для создания резерва, кодекс не устанавливает (п. 2 ст. 324 НК РФ). Однако для подтверждения обоснованности резерва компаниям приходится представлять налоговикам документы, не поименованные в кодексе.

В одном из дел налоговики заявили, что компания неправомерно увеличила резерв на сумму отчислений на проведение особо сложных и дорогих видов ремонта.

Но суд указал, что налогоплательщик выполнил все условия для формирования резерва.

Необходимость проведения ремонта подтвердил приказ руководителя о создании комиссии по техническому осмотру здания, а также акт осмотра состояния объекта.

Комиссия сделала вывод о необходимости капитального ремонта частей здания и отдельных помещений. Компания представила локальный сметный расчет (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.07.13 № А17-1062/2012).

Подтвердить необходимость проведения ремонтов помогут акты выявленных дефектов, годовые и месячные графики планово-предупредительных ремонтов.

Обоснованность отчислений в резерв докажут долгосрочные планы по поддержанию основных производственных фондов, а также перечень ОС, в отношении которых нужен сложный ремонт.

Пригодятся калькуляционные и дефектные ведомости, техническая документация, прилагаемая к договорам подряда. Чем больше документов соберет компания, тем проще ей будет подтвердить расходы на создание резерва.

Не лишним будет и распоряжение гендиректора о создании резерва. В этом документе следует указать показатели, предусмотренные пунктом 2 статьи 324 НК РФ. Стоит сделать ссылки на график выполнения работ по ремонту, расчет его стоимости и локальные сметы.

График проведения особо сложных и дорогих ремонтов целесообразно составлять на основе проектно-сметной документации. Эти документы нужно собрать по каждому объекту, который компания планирует отремонтировать.

Для обоснования правомерности создания резерва на ремонт ОС целесообразно подготовить следующий пакет документов:

  • расчет резерва, содержащий все необходимые показатели;
  • графики планово-предупредительных ремонтов, разработанные с учетом технических характеристик и условий эксплуатации объектов ОС;
  • дефектные ведомости и техническую документацию изготовителя, обосновывающие сроки и периодичность сложных ремонтов;
  • проектно-сметную документацию по планируемому ремонту в разрезе каждого объекта ОС.

Оцените экономический эффект от резерва ОС

Экономия возникает за счет отложенных налоговых обязательств по налогу на прибыль.

Выгода — это проценты по займам или кредитам, которые компании не пришлось брать, чтобы вовремя заплатить налог на прибыль.

Даже если компании нет необходимости брать кредит и платить проценты, она может разместить свободные деньги на депозите. Это принесет дополнительный доход.

Эффект от отсрочки уплаты обязательств специалисты определяют через коэффициент дисконтирования, который равен инфляции или банковской учетной ставке или комбинации этих величин.

На цифрах

Рассчитаем экономию от создания резерва. Предположим, что коэффициент дисконтирования равен 15 процентов: 8 процентов (уровень инфляции) 7 процентов (учетная ставка).

Горизонт планирования ремонтов — 10 лет. Стоимость ремонтов за 10 лет — 1 млрд рублей, то есть по 100 млн рублей в год. Экономический эффект за 10 лет составит 115,5 млн рублей.

Если же горизонт планирования снизить до пяти лет, то экономический эффект составит только 30 млн рублей.

Если общая стоимость ремонтов равна 1 млрд рублей, но он будет осуществлен единовременно через 10 лет, то эффект составит 180 млн рублей.

Если ремонт будет осуществлен единовременно через пять лет, то эффект составит 90 млн рублей.

Учтите риски невыполнения ремонтов

Если компания не полностью использовала резерв на сложный ремонт, то она не вправе учесть дополнительные расходы при превышении фактических затрат по текущим ремонтам.

Резерв — это единый фонд, за счет которого в налоговом учете списывают все виды ремонтов.

Если общий размер резерва на конец налогового периода не покрывает понесенных расходов, то указанную разницу можно списать дополнительно к созданному резерву.

Накапливать резерв на сложный ремонт нужно равномерно. То есть каждый год равными долями. При невыполнении ремонта в периоде, в котором он запланирован по графику, его сумму необходимо восстановить.

Например, если в 2017 году стоимость запланированных ремонтов равна 100 млн рублей, а ремонтов выполнено только на 20 млн рублей, то придется восстановить 80 млн рублей и заплатить налог на прибыль в размере 16 млн рублей (80 млн руб. × 20%).

Кодекс не ограничивает горизонт планирования для графиков ремонта. Поэтому ремонты можно проводить в течение срока, не превышающего срок полезного использования объекта или срок его аренды (лизинга). Хотя после истечения нормативного срока ремонт может требоваться даже чаще.

Компании сложно будет убедить суд в том, что превышение стоимости ремонта над первоначальной стоимостью нового ОС экономически целесообразно.

Оценивать целесообразность расходов суды не вправе (определения КС РФ от 04.06.07 № 320-О-П и от 04.06.07 № 366-О-П).

Но на практике такие нестыковки могут привести к обвинению в получении необоснованной выгоды.

Если компания регулярно срывает графики ремонтов, то фискалы также могут обвинить ее в получении необоснованной выгоды.

Поэтому безопаснее запланировать один сложный ремонт на крупную сумму и через десять лет его не выполнить.

Запланировать десять ремонтов по мелкие суммы и каждый из них не выполнить — более рискованно.

Отсроченный налог на прибыль рано или поздно придется платить. И тут не стоит забывать, что каждый новый период компания можете начинать начислять резервы на ремонт основных средств  на следующие годы.

Предположим, что организация создала резервы на период с 2017 по 2027 год. В 2027 году нужно будет платить налог по ремонту, не выполненному в этот срок.

Но ничто не мешает ей с 2023 года начать начислять резерв на ремонты по сроку, например, с 2028 по 2038 год.

В текущем периоде налоговики не смогут доказать, что через 10 или 20 лет обществу не понадобится ремонтировать существенно износившиеся к тому моменту ОС.

Подготовлено по материалам журнала “Практическое налоговое планирование”

Источник: https://fd.ru/articles/158465-rezerv-na-remont-osnovnyh-sredstv-kak-ne-platit-nalog-na-pribyl-nikogda-qqq-17-m2

Бухгалтерия
Добавить комментарий