Профессиональные стандарты в 2018: для чего нужны профстандарты

Содержание
  1. Профессиональные стандарты в теории и на практике
  2. Профстандарты с 1 января 2018 года
  3. Зачем нужны профессиональные стандарты?
  4. Профстандарты и система образования
  5. Что можно сказать в качестве вывода?
  6. Профстандарты с 1 января 2018 года
  7. Определение текущего понятия
  8. Стандарты, которых надо непременно придерживаться
  9. Представители социальной и образовательной сферы
  10. Набор нужных требований для учителей
  11. Что можно отметить напоследок?
  12. Профстандарты для педагогов с 2018 года
  13. Особенности профстандартов для педагогов в 2018 году
  14. Направления профессиональных стандартов для педагогов с 2018 года
  15. Новые требования к учителям
  16. Почему нововведения могут не начать работать?
  17. Что грозит педагогам, не соответствующим профстандарту 2018 года?
  18. Профстандарты: профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда РФ
  19. Обязательность применения профстандартов
  20. Актуальность данных в реестре
  21. Профстандарты 2018 года
  22. Подробнее о профстандартах 2018 года читайте в статьях:
  23. Применение профстандартов
  24. Переход на профессиональные стандарты в рамках предприятия
  25. Новые профстандарты с 2018 года
  26. Профстандарты 2018: вступление в силу
  27. Профстандарты с 1 января 2018 года
  28. Так, с 1 января 2017 года вступили в действие 10 новых профессиональных стандартов, в том числе:
  29. Перечень профстандартов 2018 года, находящихся на рассмотрении
  30. Образовательная деятельности Минтруда для разработчиков профстандартов
  31. В плане Минтруда обозначены две основных темы проведения таких семинаров:
  32. Планы по разработке профстандартов в 2018 году и в последующие годы

Профессиональные стандарты в теории и на практике

Профессиональные стандарты в 2018: для чего нужны профстандарты

М.Э. Карева, бухгалтер-эксперт

 
Еще в прошлом году стало известно, что законодатели готовят масштабные изменения в части применения профессиональных стандартов.

Помимо того что в настоящее время активно разрабатывают и утверждают новые профессиональные стандарты, также был принят закон[A1] , согласно которому с 1 июля 2016 г.

работодатели обязаны будут учитывать требования этих профстандартов.

Введение новых правил чаще всего сопряжено с массой вопросов.

И введение обязанности по применению профстандартов – не исключение: что такое профессиональный стандарт, для чего он нужен и как его применять на практике? Что ж, давайте разберем эти вопросы.

Сначала рассмотрим проблему с теоретической точки зрения.

Идея разработки новых профессиональных стандартов возникла не случайно. Идет развитие экономики, прогресс не стоит на месте.

Какие-то профессии уходят в прошлое, а какие-то возникают в соответствии с новыми потребностями экономического процесса.

Единые тарифно-квалификационные справочники, составленные много лет назад и используемые в настоящее время, содержат много устаревших и неиспользуемых специальностей и профессий.

Поэтому законодатели пришли к выводу, что пора новым профессиональным стандартам прийти на смену действующей системе квалификаций.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности[A2] . В свою очередь квалификация работника предполагает, что работник обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков и опытом работы.

По сути профессиональный стандарт представляет собой нормативно-правовой акт, который содержит квалификационные требования, предъявляемые к соискателю определенной должности.

Начиная от требований, предъявляемых к наименованию должности или профессии, составу трудовых функций, уровню образования, практическому опыту, и заканчивая требованиями обладания определенными умениями, знаниями и личными качествами специалиста.

Цель разработки новых профессиональных стандартов – определение реальных требований рынка труда, предъявляемых к потенциальным работникам.

Законодательно закрепив эти требования, их можно будет переложить на образовательные стандарты, что, в свою очередь, поможет образовательным учреждениям готовить востребованных специалистов. В планах законодателей до 2018 г.

утвердить около 800 профстандартов для различных должностей, специальностей и профессий.

Все утвержденные и обязательные к применению профстандарты собраны в специальном реестре. Следит за ведением этого реестра Минтруд России. Перечень уже принятых и только разрабатываемых профстандартов можно увидеть на его официальном сайте: http://profstandart.rosmintrud.ru/nacionalnyj-reestr-professionalnyh-standartov.

В первую очередь его следует применять в кадровой работе учреждения.

Также профстандарты призваны облегчить задачу подбора персонала – работодатель теперь будет четко знать, каким требованиям должен соответствовать соискатель.

Кроме этого, применение профстандартов позволит вовремя проводить аттестацию и планировать процесс обучения сотрудников.

В частности, профессиональные стандарты необходимо применять[A3]  при:

–            формировании кадровой политики учреждения; –            управлении персоналом (в том числе для определения трудовой функции работника); –            организации обучения и аттестации работников; –            тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам;

–            установлении системы оплаты труда.

Образовательные организации также будут применять профессиональные стандарты при разработке профессиональных образовательных программ.

В свою очередь потенциальный работник также может изучить профессиональный стандарт и понять, насколько его кандидатура соответствует установленным требованиям, может ли он рассчитывать на профессиональный рост или прибавку к заработной плате или ему еще нужно подучиться.

Требования, изложенные в профессиональных стандартах, с 1 июля этого года станут обязательны для применения работодателями в случаях, если законодательством установлены требования[A4]  к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Для того чтобы профстандарт считали обязательным для применения, он должен быть утвержден и вступить в силу. Таким образом, говорить о рекомендательном характере профстандартов для государственных и муниципальных учреждений нельзя.

Учреждение обязано оценивать квалификацию работников, если к их профессии законодательство предъявляет особые требования.

В остальных случаях учреждение должно применять профстандарты в качестве основы для разработки должностных инструкций и определения требований к квалификации принимаемых работников с учетом особенностей труда в учреждении.

В стандарте определен вид профессиональной деятельности и описаны трудовые функции в общем виде.

Каждую обобщенную трудовую функцию раскрывают посредством выделения более детальных трудовых функций, которые, в свою очередь, определяют конкретным набором действий, умений и знаний.

В итоге профстандарт содержит описательный образ специалиста, обладающего необходимой компетенцией для выполнения работы.

Также профессиональный стандарт содержит наименования должностей, требования к уровню образования, опыту работы и особые условия к допуску к работе (например, прохождение медосмотров, отсутствие судимости и пр.).

Для каждой обобщенной и отдельной трудовой функции установлен уровень квалификации[A5] . Всего предусмотрено 9 уровней квалификации:

– уровни с 1-го по 4-й предполагают выполнение наиболее простых видов деятельности (в том числе и физической) под руководством, с проявлением самостоятельности при решении практиче­ских задач; – уровни с 4-го по 6-й предполагают наличие специальных знаний и умения проводить самостоятельный анализ и влиять на ситуацию. Эти уровни обычно присваивают специалистам;

– уровни с 7-го по 9-й предполагают, что сотрудник может самостоятельно определять стратегии, организовывать управление процессами и деятельностью, а также принимать решения на уровне крупных организа­ций или подразде­лений. Это уровни руководителей.

Таким образом, изучая профессиональный стандарт, важно обратить внимание на то, какие трудовые функции должен выполнять работник, какой квалификационный уровень нужен для выполнения этих трудовых функций, какими знаниями и умениями он должен обладать, а также какие образование и опыт работы он должен иметь.

Кроме этого, очень важно определить точное название должности. Неточность в этом вопросе может навлечь неприятности на учреждение. Подробнее об этом мы поговорим в практической части нашей статьи.

Безусловно, процесс перехода на новую систему профстандартов потребует от руководителя и кадрового персонала определенных усилий, но без этого не проходит ни одно нововведение. Для того чтобы пройти этот путь в максимально короткий срок, попробуем разработать порядок действий.

Для начала нужно изучить уже утвержденные профстандарты и выбрать те из них, которые будет применять именно ваше учреждение, то есть из общей массы отобрать профстандарты на те виды деятельности, которые осуществляют в вашем учреждении.

Изучив эти стандарты, можно действовать по следующему алгоритму. Шаг 1. Проверить локальные акты учреждения на соответствие профстандартам. Шаг 2.

Внести необходимые изменения в кадровую документацию и другие локальные акты. Шаг 3. Оценить соответствие работающего персонала требованиям профстандартов.

Шаг 4.

Привести уровень квалификации и образования работников в соответствие с требованиями профстандартов.

Во-первых, необходимо выяснить, насколько требования, установленные в профстандартах, соответствуют требованиям, предъявляемым к сотрудникам учреждения и закрепленным в кадровой документации.

В частности, нужно проверить: –            соответствие наименований должностей в профстандарте, классификаторе и штатном расписании; –            сверить содержание трудовых функций, закрепленных в трудовых договорах и должностных инструкциях.

Также следует обратить внимание на соответствие установленных в учреждении квалификационных уровней требованиям профстандартов.

Законодателем запланировано, что после того, как профстандарты внедрят в работу, будет пересмотрен уровень минимальной заработной платы для всех уровней квалификации на законодательном уровне.

В настоящее время квалификация, предусмотренная Единым квалификационным справочником, едина для всех отраслей. А профстандарты имеют привязку к отраслям экономики, поэтому и квалификационные требования по отраслям экономики могут иметь отличия.

Таким образом, пересмотру должны быть подвергнуты как минимум следующие документы:

– штатное расписание; – должностные инструкции; – правила внутреннего трудового распорядка; – трудовые (коллективные) договоры; – положение об оплате труда; – положение о стимулирующих выплатах;

– положение об аттестации и профессиональной подготовке персонала.

 

То есть анализ кадровых документов на предмет внесения изменений, связанных с внедрением профессиональных стандартов, следует проводить комплексно. Это позволит планомерно произвести изменения и избежать составления лишних бумаг.

В целях эффективности можно одним приказом утверждать изменения сразу по нескольким профстандартам или по нескольким работникам, трудящимся по профессиям в рамках одного профстандарта. Также нужно проследить, чтобы данные во всех кадровых документах совпадали.

Продолжение статьи читайте в БУ №3/2016

 [A1] Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”»

 [A3] п. 25 правил, утв. постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (далее – Правила № 23)

 [A5] определяют в соответствии с приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

Источник: http://bino.ru/profstandarty

Профстандарты с 1 января 2018 года

О том, что собой представляет профессиональный стандарт, многие россияне знают не понаслышке, но при этом профстандарты с 1 января 2018 года претерпят некоторые изменения, и именно их необходимо обсудить.

Вводить в обиход работодателей профессиональные стандарты власти начали еще в 2016 году, но на сегодняшний день принято только восемь сотен стандартов, а всего их существует 1000 (плановых), а в дальнейшем планируется довести их количество до 2000, причем касаться они будут не только государственного сектора, а и буквально на всех работодателей.

Зачем нужны профессиональные стандарты?

Для начала нужно рассказать о том, чем отличается квалификация работника от профессионального стандарта, потому что первое понятие представляет собой наличие определенного уровня знаний и профессиональных навыков, а определением второго является то, что стандарты предусматривают характеристику той самой квалификации, которая поистине необходима человеку для ведения собственной профдеятельности.

Обсуждая тот факт, что профстандарты станут обязательными с 1 января 2018 года, перечень которых, как уже было сказано выше, будет пополняться, стоит четко определить цель введенного законопроекта.

Дело в том, что вводя данное понятие власти преследовали то, что они должны помогать регулировать трудовые правоотношения и улучшить их законодательную базу.

Приведение квалификационных требований к условиям современности сегодня нецелесообразно, поэтому их и было принято, по сути, заменить стандартами.

https://www.youtube.com/watch?v=RrUa4mMENyM

Власти определи несколько четких направлений применения профессиональных стандартов – для формирования трудовой кадровой политики, а также для разработки преобразовательных программ.

Обсуждая тот факт, чем грозят профстандарты работодателям с 1 января 2018 года, нужно сказать, что сегодня они попросту обязательны при определении квалификационных требований, необходимых для выполнения тех или иных трудовых функций.

Профстандарты и система образования

Относительно недавно СМИ активно обсуждали вопрос о том, что с 1 января 2017 года в России вводится профстандарт педагогов, и он предусматривает тот факт, что педагог для исполнения своей профессиональной деятельности обязательно должен иметь диплом об оконченном высшем образовании (иногда допускается среднее), но это еще не все, потому что по требования стандарта он должен уметь качественно планировать и, что немаловажно, впоследствии анализировать свои уроки, организовывать экскурсии и поддерживать во вверенном ему классе здоровую и дружелюбную атмосферу.

Во время формировании документации члены правительства ориентировались не только на изменение сознания подрастающего поколения, они еще учитывали современные методики его воспитания.

Стандарт определяет обязательный список требований, которым должен соответствовать современный педагог, при этом учитывается тот факт, что он должен не просто знать собственный предмет, а еще и уметь его интересно и грамотно преподносить ученикам.

Считается, что обновленный профстандарт педагога с 1 января 2018 года позволит существенно улучшить систему подготовки представителей общеобразовательной системы, а также решить одну из имеющихся проблем в общеобразовательной сфере, при которой выпускник педагогического ВУЗа получает во время учебы одни навыки, а работодатель при устройстве на работу требует от него совершенно другого. И эксперты полностью уверены в том, что перспектива подобных изменений в законодательстве будет носить только положительный характер, ведь четко определенные требования в профессиональных стандартах педагога позволят ему развивать в себе необходимые для работы качества, что станет положительно отражаться не только на его трудовой деятельности, а еще и на всей системе образования в целом.

Нужно также сказать о том, что новый профстандарт для учителей с 1 января 2018 года является обязательным и если он не будет приниматься во внимание, то организация может быть оштрафована (контроль за данным моментом будут осуществлять инспекции труда).

Что можно сказать в качестве вывода?

В качестве вывода эксперты уделяют особенное внимание тому факту, что работодатели не должны слишком сильно переживать по поводу обязательности профессиональных стандартов, потому что данные нововведения должны существенно упростить процесс трудоустройства современных россиян. Некоторое несоответствие установленным в документации требованиям не должно стать причиной для того, чтоб лишать человека рабочего места, но стоит помнить о том, что если человек полностью соответствует требованиям стандарта, то не принять его на работу будут попросту невозможно, иначе избежать штрафных санкций не получится (соответственно, стандарты сегодня еще и выполняют роль некоторого гаранта при трудоустройстве россиян).

Источник: http://RussInfo.net/prognoz-na-god/profstandarty-s-1-yanvarya-2018-goda.html

Профстандарты с 1 января 2018 года

Понятие профстандарта уже не ново для наших соотечественников, хотя о нём осведомлены очень немногие. Но есть смысл подробнее разобраться в данном вопросе, поскольку действие профстандартов с 1 января 2018 года начнётся на территории России.

Определение текущего понятия

Вообще профессиональный стандарт – это официальная бумага, в которой находятся сведения о совокупности квалификации, нужной специалисту для надлежащего уровня выполнения работы. Это толкование содержится в трудовом законодательстве и в наше время применимо для детерминирования условий исполнения обязанностей в той или иной специальности.

Можно сказать, что такая документация представляет собой перечень требований к ряду профессий, установленных российскими чиновниками. Сейчас подобный комплекс условий просто необходим для выполнения, в отличие от прежних времён, когда он носит только рекомендационный характер.

Для отдельного ремесла формируются свои профстандарты, хотя последние имеют много общего при создании для разных специальностей. Список требований делают ради повышения практической пользы от образовательной сферы, а также для обеспечения контроля политиками уровня исполнения работы.

Стандарты, которых надо непременно придерживаться

Стоит особо упомянуть, выполнение каких именно из профстандартов станет обязательным с 1 января 2018 года – перечень текущей документации разрешит должным образом провести подготовку к рассматриваемому изменению в законодательстве. Иначе грядёт возможное понижение эффективности функционирования предприятия вследствие того, что сотрудники не осведомлены о вверенных им обязанностях.

Сначала представители Госдумы намеревались установить рассматриваемые стандарты для каждого члена муниципалитета.

Впрочем, при дальнейших рассуждениях подобную перемену депутаты упразднили.

Несколько лет назад правящие верхушки приступили к созданию стандартов, часть из которых уже обрела свою юридическую силу. Другие же требования находятся лишь на этапе внедрения.

Образовательная сфера живёт по новым правилам с 1 января 2017 года; в России вводится профстандарт педагогов.

Данное изменение в законодательство касается всех педагогических сотрудников, в том числе и тружеников фитнесс-клубов.

Соответствующая легитимная поправка сформирована приблизительно два года назад, однако российские чиновники сдвинули время её принятия до конца 2017.

Читайте так же:  Прогноз на Евро на май 2018 года

Представители социальной и образовательной сферы

Внедрение тех или иных требований к работникам должно отвечать особенностям их дела, так что любое руководство обязано принимать во внимание данное обстоятельство.

По российскому закону, комплекс условий непременно показан к выполнению при специфике работы должностного лица, заключающейся в установлении поблажек для трудящихся граждан.

Есть ряд специальностей, где рассматриваемые стандарты посредственны к исполнению, но профстандарта педагога с 1 января 2018 года точно надо придерживаться.

Потому что это разрешит сделать реорганизацию образовательной сферы и в целом поднять её уровень.

Впрочем, несоблюдение буквы закона в данном случае не грозит бюджетникам особыми наказаниями.

Набор нужных требований для учителей

Когда власти формировали необходимый перечень, они ставили во главу угла не просто прогрессирование подрастающего поколения, но также и методы его воспитания.

Документ содержит список условий, обязательных для выполнения преподавателем, в частности, ему требуется в совершенстве владеть сведениями по своей дисциплине, но кроме того быть способным правильно преподнести учебный материал детям.

Обособленным пунктом находится комплекс требований, создаваемый для людей достаточно узконаправленных отраслей педагогики.

Допустим, психологи либо логопеды должны быть компетентными во многих аспектах своей деятельности.

Достоин упоминания тот факт, что эксперты рассчитывают на положительные перемены вследствие нового профстандарта для учителей с 1 января 2018 года.

Так, знающие люди уверены в хороших перспективах для образовательной области благодаря вводимым изменениям.

Аналитики заявляют о 18 умениях, которыми должен владеть воспитатель для надлежащего исполнения вверенных ему обязанностей.

Учителю надо иметь уже 20 таких навыков – подобные легитимные новшества, несмотря на кажущуюся запутанность, способны многократно себя оправдать в будущем.

Что можно отметить напоследок?

По поводу того, чем грозят профстандарты, работодатели с 1 января 2018 года могут не переживать, ведь данные официальные бумаги только упростят деятельность начальств по месту трудоустройства россиян. Но всякий сотрудник должен учесть, что несоответствие определённым требованиям стандарта не является поводом для лишения его рабочего места.

Читайте так же:  Прогноз Светланы Драган на 2018 год для знаков зодиака

В то же время начальство не вправе отказывать гражданам, ищущим занятость, если те не удовлетворяют комплексу регламентированных условий. Но инспекторы, совершающие контроль предприятий, имеют право наложить санкции на работодателей в связи с отступлением от текущих нововведений.

Источник: https://russtoday.com/profstandarty-s-1-yanvarya-2018-goda/

Профстандарты для педагогов с 2018 года

Учитель считается некой путеводной звездой в жизни каждого человека, поскольку он дает необходимые знания и навыки.

Профессия ответственная, зачастую от нее зависит будущее ребенка, поэтому к педагогам выдвигаются особые требования. Профстандарты для педагогов в 2018 году включают ряд новых требований.

Чтобы подтвердить профпригодность, работникам сферы образования необходимо будет пройти аттестацию новой усовершенствованной формы.

Особенности профстандартов для педагогов в 2018 году

От профессиональных навыков педагога, его внимательности к детям и использования методов подачи материала зависит будущее учеников, достижения поставленных целей и реализация личности. Проверка квалификации учителей является необходимой составляющей учебного процесса. Требования, выдвигаемые к педагогам, прописываются в профессиональном стандарте.

Преподаватель обязан не только следовать должностным инструкциям, но и обращать внимание на другие немаловажные аспекты. Уделять достаточно внимания развитию навыков и умений, расширять свои познания не только в сфере своего предмета, но и изучать иные дисциплины.

Профессиональный стандарт может использоваться для различных целей:

  1. Позволяет определить уровень грамотности и компетентности педагога.
  2. Может использоваться руководителями в качестве инструмента для построения квалифицированного педагогического коллектива.

Поскольку документ имеет нормативно-правовую силу, он может применяться при подписании трудового договора, в качестве стимула для проведения обучения или повышения квалификации, создания новых схем оплаты труда и так далее.

Изначально новый профстандарт для учителей должен был вступить в силу с 1 января 2018 года, но недавно в СМИ появилась информация о том, что внедрение новых требований к педагогам перенесено на 1 сентября 2019 года. Причина кроется в том, что документ имеет немало «сырых» мест и недоработок, которые невозможно пока реализовать.

Направления профессиональных стандартов для педагогов с 2018 года

Учитель должен соответствовать реалиям современного мира. За последние годы подход к учебному процессу сильно изменился, как и требования к работникам образования. Согласно новым профстандартам, педагог должен быть всесторонне развитым и работать одновременно в трех направлениях:

  1. Обучение. Подавать максимум необходимой информации детям, использовать понятные и интересные методы подачи, способствовать хорошему усвоению материала вне зависимости от особенностей ребенка (гиперактивный или с физическими отклонениями).
  2. Воспитание. Учить детей на собственном примере быть толерантным, воспитанным, внимательным к другим людям, приходить на помощь и так далее. В то же время учитель должен уметь найти подход к каждому ребенку вне зависимости от его возраста, социального статуса, умственных способностей и других характеристик.
  3. Развитие. Обучать детей применять полученные знания на практике, следить за психологическим и физическим развитием, оказывать помощь в случае необходимости.

Новые профстандарты подразумевают, что учитель будет всесторонне развитым человеком, который сможет найти взаимопонимание с детьми, суметь донести необходимую информацию и закрепить её в качестве применения на практике.

Новые требования к учителям

Профстандарты с 2018 года будут представлены документом с четкой структурой. В нем прописаны все требования, выдвигаемые к педагогам. Итак, чтобы человек мог учить детей, он должен обладать такими навыками и умениями:

  1. Быть специалистом в различных сферах, обладать широкой базой данных. К примеру, учитель математики должен быть еще и психологом или иметь познания в другом предмете.
  2. Уметь распознавать талант и задатки у ребенка и способствовать их развитию.
  3. Уметь находить общий язык с учениками различного возраста, пола, уровня образованности, финансового благополучия и так далее.
  4. Хорошо знать специфику работы с детьми, уметь работать с учениками с физическими ограничениями или другими особенностями.
  5. Создавать для детей комфортную и безопасную среду для обучения.
  6. Иметь познания в информационных технологиях, использовать их в учебном процессе.
  7. Знать об особенностях психологического и физического развития ребенка в определенном возрасте.
  8. Уметь налаживать контакт с родителями, совместно использовать педагогическо- психологические инструменты в обучающем процессе.
  9. Правильно планировать учебное время для наиболее рационального его использования.
  10. Быть внимательным и любящим по отношению к ученикам.

Список требований еще долго можно продолжать, но и из этого понятно, что педагогу предстоит больше, нежели просто обучать детей своему предмету.

Почему нововведения могут не начать работать?

Главным назначением профстандартов выступает определение квалификации учителя, его уровня знаний, личностных характеристик и иных важных аспектов работы с детьми.

Но если разобраться, многие нововведения реализовать сейчас не удастся. К примеру, согласно профессиональному стандарту учитель должен обладать знаниями и навыками в сфере информационных технологий.

Кроме этого, он должен их использовать в учебном процессе, но главная проблема кроется в том, что во многих школах, особенно провинциальных, нет соответствующей технической базы.

Для реализации этого пункта документа требуются немалые финансы, которые из бюджета выделять никто не собирается.

Иной проблемой выступает нехватка кадров в школах. В результате учителя работают на две ставки.

У них просто физически не будет хватать времени на изучение еще одной дисциплины, развитие навыков и знаний.

Чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку, педагог также должен обладать достаточным количеством времени.

Во многих школах, в частности это касается провинциальных городов, работают учителя без высшего специального образования, но профстандартом предусмотрено обязательно наличие диплома о получении педагогического образования. Остается непонятным, кто будет оплачивать второе образование таким работникам, или их просто будут увольнять.

Что грозит педагогам, не соответствующим профстандарту 2018 года?

В Интернете можно встретить высказывания о том, что педагогов, которые не соответствуют профессиональному стандарту, будут увольнять. Если результаты их аттестации будут оставлять лучшего, то им грозит увольнение, но так ли это на самом деле.

С юридической точки зрения уволить педагога за то, что не соответствует нормам нового документа нельзя. Его должны направить на повышение квалификации или обучение. Если человек отказывается от предложенных вариантов, ему обязаны предложить иную должность в заведении, в котором он работает.

Директоры школ озадачены тем, кем заменять педагогов, которые отправятся на повышении квалификации, ведь работников обычно и так не хватает.

Правда, головная боль будет актуальна, если профессиональный стандарт вступит в силу.

Многие работники сферы образования надеются, что чиновники прислушаются к ним и внесут в документ изменения.

Источник: http://2018god.net/profstandarty-dlya-pedagogov-s-2018-goda/

Профстандарты: профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда РФ

Профстандарты: профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда РФ

Понятие “профессиональный стандарт” было введено в Трудовой кодекс пять лет назад Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ. С тех пор оно прочно вошло в обиход.

Минтруд практически ежедневно утверждает новые стандарты, применение которых стало обязательным для ряда организаций.

Чтобы информация была систематизирована, а любой работодатель или гражданин мог найти нужные ему сведения, был создан реестр профессиональных стандартов. Оператором ресурса стал Минтруд России.

По нормам трудового законодательства профессиональные стандарты являются требованием к квалификации специалистов, необходимой для выполнения ими профессиональной деятельности.

Квалификация, в свою очередь, включает в себя перечень знаний и умений, опыта и профессиональных навыков, которыми должен обладать работник.

Разработкой и утверждением профессиональных стандартов занимается Минтруд России, перечень специальностей при этом формируется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. В Трудовом кодексе эти требования регулирует статья 95.

Для того, чтобы любой работодатель или специалист могли в нужный момент найти описание и требования к каждой профессии, для которой уже существует стандарт, профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда 2018, объединены в специальный реестр. Он представляет собой детализированную информационную систему, которая определяет соответствующие требования к квалификации для включенных в нее специальностей. В реестре можно найти:

  • определения, связывающие между собой сферы профессионального труда;
  • описания, которые помогают делать упор на реальный опыт специалистов, а не на программы образовательного характера;
  • перечень полномочий и ответственности работников, занимающих определенную должность;
  • степень ответственности по видам деятельности;
  • другую полезную информацию.

Основы разработки утверждения, применения требований осуществляются ведомством по правилам, установленным постановлением Правительства РФ.

Кроме того, есть официальный сайт “Профессиональные стандарты”, который оперативно обновляется.

Для удобства поиска и использования специальности приведены в нем в алфавитном порядке.

Обязательность применения профстандартов

До 1 июля 2016 года применение утвержденных Минтрудом России профессиональных стандартов не являлось обязательным и носило рекомендательный характер. Однако, с этой даты начала действовать статья 195.

3 ТК РФ, которая регламентирует порядок их применения.

В ней, в частности, сказано, что если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты являются обязательными для применения работодателями. Остальные организации могут руководствоваться этими требованиями на свое усмотрение.

Так, специалисты Минтруда поясняют, что для определения трудовых функций при заключении или изменении трудовых договоров по нормам статьи 57 ТК РФ, обязательным условием является указание трудовых функций.

Поэтому при указании должностей в штатном расписании работодателям рекомендовано использовать наименования должностей, содержащихся в соответствующем блоке третьего раздела документа, их также содержит реестр профессиональных стандартов 2018. Что полезного могут почерпнуть из него те работодатели, для которых пока не является обязательным применение на практике установленных требований? Среди такой информации есть, в частности:

  • сведения для формирования основы кадровой политики организации;
  • нормативы для установления системы оплаты труда;
  • данные для определения конкретных трудовых функций для каждого сотрудника;
  • формулировка основных обязанностей работников;
  • помощь в разработке должностных инструкций;
  • требования к обучению и аттестации работников.

Организации, для которых требования к квалификации сотрудников стали обязательными:

  • государственные учреждения и организации;
  • открытые акционерные общества (за исключением кредитных организаций);
  • страховые организации;
  • негосударственные пенсионных фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании паевые инвестиционные фонды;
  • иные экономические субъекте, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций) или проведенные через онлайн кассы;
  • государственные внебюджетные фонды.

Все эти организации обязаны брать на работу главных бухгалтеров или других работников, на которых возлагается обязанность по ведению учета, только в соответствии с профстандартами, поскольку это предусмотрено Федеральным законом от 06.12.

2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

Для других отраслей могут быть установлены строгие требования к другим должностям и специальностям, поэтому работодатели должны следить за этим самостоятельно, в чем им может помочь реестр профессиональных стандартов Минтруда.

Актуальность данных в реестре

Министерство труда и социального развития РФ постоянно утверждает новые пакеты профстандартов и обновляет их реестр. Например, 31 марта 2018 года в него были включены такие специальности, как:

  • специалист в области энергоменеджмента в строительной сфере;
  • специалист по проведению энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства;
  • монтажник промышленного газового и газоиспользующего оборудования и газопроводов;
  • техник по композитным материалам;
  • организатор проектного производства в строительстве;
  • машинист комбинированной дорожной машины;
  • специалист по модернизации, техническому перевооружению и реконструкции литейного производства;
  • машинист машины для укладки геосинтетических материалов;
  • калильщик;
  • специалист в области проектирования сооружений водоподготовки и водозаборных сооружений;
  • пружинщик;
  • машинист разогревателя (нагревателя) асфальтобетона;
  • специалист по наладке подъемных сооружений;
  • эксперт по оценке соответствия подъемных сооружений требованиям безопасности;
  • машинист крана общего назначения;
  • машинист машин для забивки и погружения свай;
  • монтажник слаботочных систем охраны и безопасности;
  • специалист в области проектирования систем холодоснабжения;
  • техник по обслуживанию роботизированного производства;
  • врач-лечебник (врач-терапевт участковый);
  • специалист по энергетическому обследованию объектов капитального строительства и др.

С самыми актуальными данными вы можете ознакомиться на PPT.ru, проскольку все утвержденные профессиональные стандарты с 2018 года, список которых по алфавиту можно найти ниже, оперативно включаются в этот перечень.

Его применение на практике позволит каждому работодателю наилучшим образом укомплектовать штат своего предприятия специалистами нужной квалификации, создать необходимый кадровый резерв, а также снизить текучесть кадров.

Все это приведет к уменьшению затрат на кадровые мероприятия, что благоприятно отразится на экономической стабильности компании.

Источник: http://ppt.ru/docs/profstandarts

Профстандарты 2018 года

Профстандарты 2018 года

В некоторых случаях профстандарты уже сегодня являются обязательными к применению. Поэтому полезно знать, какие документы будут утверждены в ближайшем будущем, чтобы подготовиться к их внедрению.

Понятие профессиональных стандартов было введено в кадровую практику в 2012 году. Именно тогда в Трудовом кодексе появилась статья 195.1, в которой фигурировал этот термин.

Под ним понимается уровень квалификации работника, который необходим для эффективного выполнения им трудовых обязанностей на занимаемой должности.

Больше информации о целях формирования профстандартов вы можете найти в этом материале.

Подробнее о профстандартах 2018 года читайте в статьях:

Собственно работа по созданию профстандартов была начата в 2013 году. В октябре были утверждены первые документы этой категории, в числе которых оказался профстандарт педагога, специалиста по социальной работе и другие.

С тех пор разработчиками под эгидой Минтруда была проведена большая работа по формированию нормативной базы для оценки квалификации работников предприятий.

По состоянию на начало 2018 года разработаны уже более 1000 профстандартов, и эта деятельность активно продолжается.

Скачайте документы по теме:

Протокол заседания рабочей группы по внедрению профстандартов о переименовании должности (бланк)
Скачать в .doc

Протокол заседания рабочей группы по внедрению профстандартов о переименовании должности (образец)
Скачать в .doc

Приказ о создании рабочей группы по внедрению профстандартов (бланк)
Скачать в .doc

Приказ о создании рабочей группы по внедрению профстандартов (образец)
Скачать в .doc

Скачать все документы

Разработка новых профстандартов в соответствии с действующим законодательством осуществляется двумя основными способами:

  • силами работодателей, объединений работодателей, некоммерческих организаций и других инициативных объединений, которые вправе привлекать к этой работе представителей экспертного сообщества, научных и исследовательских организаций. В этом случае деятельность по разработке профстандартов осуществляется рабочей группой за свой счет;
     
  • уполномоченными разработчиками, заключившими государственный контракт на разработку проекта профессионального стандарта в соответствии с требованиями действующего законодательства. В этом случае их деятельность финансируется за счет средств государственного бюджета.

Во всех случаях обязательными этапами процедуры принятия профстандарта являются общественное обсуждение и рассмотрение профильным федеральным органом исполнительной власти, а также Национальным советом по профстандартам. Организует и курирует эту работу Минтруда РФ. В этом материале мы подробнее рассказываем о порядке разработки новых профстандартов. 

Применение профстандартов

Обратите внимание! Статья 195.3 ТК РФ четко указывает, что применение профессиональных стандартов является обязательным только в случаях, прямо определенных трудовым законодательством либо иными нормативными документами.

Например, к таким ситуациям относится практика применения Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ, который устанавливает четкие требования к образованию и опыту работы лиц, занимающих должности главных бухгалтеров. Для них профстандарт бухгалтера в 2018 году будет обязательным.

Кроме этого, применение профессиональных стандартов является обязательным для тех должностных позиций, для которых актуальным законодательством предусматривается предоставление льгот и компенсаций.

К их числу принадлежат должности, предполагающие досрочный выход на пенсию, предоставление дополнительных выплат за работу во вредных условиях и проч.

В этих ситуациях наименование должности, а также квалификационные требования и иные условия, предъявляемые к работнику, должны соответствовать требованиям профстандарта.

Что касается вопроса о применении стандартов к остальным должностям, то на сегодняшний день он остается на усмотрение работодателя.

Многие из них уже сегодня находят требования, зафиксированные в этих документах, полезными в своей деятельности, и постепенно переходят к их полноценному внедрению на своих предприятиях.

Другие руководители компаний пока не видят необходимости менять привычный порядок деятельности. Тем не менее, наши эксперты полагают, что обязательный характер профстандартов для всех должностей — это только вопрос времени.

Переход на профессиональные стандарты в рамках предприятия

Предприятиям, которые планируют осуществить переход на применение профессиональных стандартов в своей кадровой работе, целесообразно использовать поэтапный механизм такого перехода. Он позволяет безболезненно привести уровень квалификации персонала к требованиям действующих профстандартов, не растеряв при этом ценные кадры.

В наиболее общем виде процедура внедрения профстандартов в компании включает в себя два основных компонента:

разработка плана перехода к полноценному применению профстандартов;

создание рабочей группы по внедрению профстандартов, члены которой будут ответственны за различные аспекты выполнения плана.

Подробнее об этой процедуре вы можете узнать из нашего материала.

Новые профстандарты с 2018 года

Процесс разработки и принятия новых профессиональных стандартов можно отслеживать буквально в режиме онлайн. На специальном портале Минтруда размещена актуальная база этих нормативных документов, которая регулярно пополняется новыми стандартами.

В реестре профстандартов в 2018 году представлены уже более тысячи документов, которые разбиты на категории.

Их общее число составляет немногим более 30: сюда входят профстандарты по  культуре 2018 года, стандарты в области различных отраслей промышленности и проч.

Однако последняя в списке категория — «Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности» — обозначена номером 40. Это наводит на мысль о том, что существующий перечень категорий будет дополняться по мере проработки нормативной базы профстандартов.

Было бы ошибкой думать, что количество профессий и специальностей, для которых уже сегодня определены нормативы по уровню квалификации, образования и опыта, равно числу действующих профстандартов.

Некоторые из них имеют комплексный принцип применения: например, профстандарт педагога в 2018 году охватывает сразу несколько профессий — от педагога дошкольного образования до педагога дополнительного обучения.

Профстандарты 2018: вступление в силу

Финальной стадией процесса разработки профстандарта обычно является издание официального приказа Минтруда о его утверждении.

Однако это не означает, что он сразу же подлежит применению, пусть и добровольному.

Как правило, между утверждением и вступлением в силу такого нормативного документа проходит некоторое время, которое может быть довольно длительным.

Так, упомянутый профстандарт педагога был утвержден соответствующим приказом Минтруда еще в 2013 году, однако в силу он вступил лишь с 1 января 2017 года.

В данной ситуации такой продолжительный разрыв между этими датами был вызван социальной важностью сферы его применения: педагогическая деятельность имеет колоссальное значение в масштабах общества.

Поэтому в период до окончательного вступления в силу данного документа в его содержание вносились некоторые корректировки, которые позволили ему действительно стать практически применимым стандартом деятельности педагога.

Так что не исключено, что вступление в силу профстандартов 2018 года, которые пройдут процедуру утверждения Минтрудом в текущем году, будет отложено на следующие годы.

Профстандарты с 1 января 2018 года

Вступление в силу новых нормативных документов с 1 января нового года — распространенная практика. В предыдущие годы она имела место и в области разработки профессиональных стандартов.

Справка

Так, с 1 января 2017 года вступили в действие 10 новых профессиональных стандартов, в том числе:

  1. 4 профстандарта — в области образования, включая стандарты для педагога, педагога-психолога, педагога в сфере допобразования, а также педагога профессионального обучения;
     
  2. 6 профстандартов — в области атомной промышленности, включая стандарты для работника по эксплуатации энергосистем плавучих атомных станций, работника по организации технической эксплуатации таких объектов, проектировщика по выводу атомных объектов из эксплуатации, техника по демонтажу радиационно опасных объектов, инженера по строительству АЭС и инженера по организации и контролю строительных работ на радиационно опасных объектах.

Однако в 2018 году временные рамки работы над профстандартами были организованы иным образом: новые профстандарты с 01.01.2018 вводиться не будут, однако сейчас ведется работа по рассмотрению представленных проектов таких документов.

Перечень профстандартов 2018 года, находящихся на рассмотрении

Работа по созданию новых профессиональных стандартов регулярно освещается на специализированном портале Минтруда. Благодаря этому заинтересованные лица буквально в режиме реального времени могут отслеживать процесс разработки должностных инструкций 2018 по профстандартам.

Все профстандарты 2018 года по перечню должностей, подлежащих рассмотрению, подлежат прохождению процедуры согласования в Национальном совете по профессиональным квалификациям.

Документы передаются в совет после получения одобрения со стороны профильных органов исполнительной власти. По состоянию на январь 2018 года на рассмотрение в Национальный совет поступили проекты 15 одобренных нормативных документов, в том числе профстандарты:

  • специалиста по осуществлению абонентского обслуживания газового хозяйства;
     
  • специалиста по обследованию скважин;
     
  • специалиста по организации сервисного обслуживания при осуществлении перевозок пассажиров воздушным транспортом;
     
  • специалист по организации испытаний для ракетных двигателей;
     
  • специалиста по формированию квантово-оптических систем, предназначенных для осуществления навигации, обеспечения связи и контроля в космическом пространстве;
     
  • летчика-наблюдателя;
     
  • диспетчера в сфере обеспечения охраны лесных насаждений;
     
  • специалиста по созданию неметаллических композитов и покрытий, используемых в строительстве ракет;
     
  • инженера-технолога по строительству космических систем и аппаратов;
     
  • специалиста в области проектирования и создания наземных систем автоматизированного управления космическими аппаратами;
     
  • специалиста по обеспечению надежности космических и ракетных аппаратов;
     
  • специалист по организации управления в области ракетно-космического строительства;
     
  • специалист по обеспечению контроля качества комплектующих в ракетно-космическом строительстве;
     
  • работник по сборке ракетно-космических аппаратов;
     
  • специалист по созданию системы управления полетами космических аппаратов и ракет-носителей.

Напомним, что в соответствии с действующим порядком разработки профстандартов рассмотрение проекта документа экспертами Национального совета по профессиональным квалификациям — это заключительная стадия анализа такого проекта. Такие документы уже получили предварительное одобрение в лице профильных органов исполнительной власти, в данном случае — Минэнерго и Роскосмоса. Об этом сообщается в соответствующих письмах в адрес заместителя Минтруда, размещенных на портале, посвященном работе над профстандартами. В случае одобрения представленных проектов Минтруд в течение семи календарных дней примет окончательное решение об утверждении или отклонении этих документов.

Образовательная деятельности Минтруда для разработчиков профстандартов

Министерство труда и социальной защиты населения РФ в целях повышения информированности лиц, заинтересованных в осуществлении деятельности по разработке профессиональных стандартов, регулярно организует обучающие семинары по вопросам реализации такой работы.

Справка

В плане Минтруда обозначены две основных темы проведения таких семинаров:

  1. разработка профстандартов;
  2. применение профстандартов.

В качестве экспертов, проводящих мероприятия, выступают представители ФГБУ «ВНИИ Труда», подведомственного Минтруду. Мероприятия проводятся согласно утвержденному плану один, два или три раза в месяц.

График их проведения уже распланирован на весь 2018 год вплоть до декабря, за исключением летних каникул, которые продлятся в течение июля и августа.

Для участия в мероприятии необходимо пройти предварительную регистрацию, которая открывается более чем за две недели до даты семинара.

Планы по разработке профстандартов в 2018 году и в последующие годы

Активная деятельность разработчиков профессиональных стандартов и Минтруда, а также других государственных органов, принимающих участие в этом процессе, будет продолжена и в последующие годы.

Ранее для организации и координации этой работы принимались специализированные нормативные документы.

Например, в 2014-2016 году для этих целей распоряжением Правительства от 31 марта 2014 года N 487-р был утвержден комплексный план по разработке профстандартов на указанный период.

В 2017 году эта деятельность велась на основании приказа Минтруда от 2 ноября 2015 года N 832, который утвердил справочник востребованных профессий.

В этот информационный документ регулярно вносятся изменения, отражающие актуальную ситуацию на рынке труда.

В последней версии этого справочника фигурируют более 1600 профессий и должностных позиций, которые, по всей видимости, будут служить ориентиром в деятельности Минтруда по утверждению новых профстандартов на ближайшие периоды.

Кроме того, не стоит забывать, что в настоящий момент значительную роль в процессе формирования новых профстандартов играет инициатива самостоятельных разработчиков.

Они, в свою очередь, при выборе направлений работы руководствуются реальными потребностями рынка, оценивая их на основании нужд собственных предприятий или курируемых ими отраслей бизнеса.

Таким образом, на сегодняшний день процесс разработки профессиональных стандартов в определенной степени имеет статус саморегулируемого, однако этот принцип его развития контролируется и направляется усилиями государственных органов.

Источник: https://www.kdelo.ru/art/384471-profstandarty-2018-goda-18-m2

Бухгалтерия
Добавить комментарий