Ответственность за налоговые правонарушения: штрафы

Какая ответственность за налоговые правонарушения?

Ответственность за налоговые правонарушения: штрафы

В действующем законодательстве определена ответственность за каждое налоговое правонарушение, применение которой напрямую зависит от того, насколько затронули интересы организации или гражданина.

Объем ответственности за правонарушения в сфере налогов определяют: гл. 16 НК РФ, а также административное и пенсионное законодательство.

Некоторые правонарушения, описанные налоговом кодексе РФ, распространяются далеко не на всех налогоплательщиков.

Возможность использовать ту или иную санкцию периодически зависит от того, кем именно является лицо в налоговых отношениях. Например, ответственность банка определена в гл. 18 НК РФ, но перечень санкций, содержащихся в гл. 16 также может применяться к нему.

Или другая ситуация – лицо, осуществляющее в организации административно-распорядительную функцию, может нести административную ответственность и, одновременно, быть оштрафованным за налоговое правонарушение, являясь налогоплательщиком.

Административные налоговые правонарушения:

  1. Сокрытая (заниженная) прибыль (доход) или сокрытые (неучтенные) другие объекты налогообложения. В данном случае начальник налоговой службы или его заместитель может выписать штраф на должностное лицо организации, а повторное совершение тех же деяний может привести к наложению административного взыскания. Например, выездная налоговая инспекция установила, что организация засчитывает стоимость ужинов сотрудников в ресторане в представительские расходы и относит их к себестоимости. При этом отчеты о расходах не содержат ни одного оправдательного документа, подтверждающего проведение сотрудником переговоров с представителем какого-либо иного предприятия. Положение о составе затрат гласит, что себестоимостью продукции являются затраты, связанные с приемом и обслуживанием представителя другой компании, прибывшего для проведения переговоров, а также участника совета (правления) и ревизионной комиссии. Следовательно, поход сотрудника в ресторан не может уменьшать налогооблагаемую прибыль. В данном случае сотрудник налоговой службы может применить и налоговые санкции, и наложить штраф.
  2. Бухгалтерский учет не ведется, при его ведении не соблюдает установленный порядок, либо искажаются бухгалтерские отчеты. Мера ответственности такая же, как и в предыдущем пункте. При этом федеральная налоговая полиция может оштрафовать на сумму до 100 МРОТ. Директор предприятия в зависимости от объема учета обязан:
  • создать бухгалтерию и назначить ее руководителем главного бухгалтера;
  • включить в штатное расписание должность бухгалтера;
  • передать в соответствии с договором бухгалтерский учет в стороннюю бухгалтерию, специализированную организацию или соответствующему специалисту;
  • возложить бухгалтерские обязанности на себя.

Если предприятие не располагает организованным бухучетом, то руководитель может быть наказан в соответствии с административным кодексом.

Признаки финансовых преступлений

Ответственность за налоговое правонарушение наступает в соответствии с решением налогового органа. Стандартным наказанием является денежный штраф, конечная сумма которого во многом зависит от наличия смягчающего или отягчающего обстоятельства.

Не стоит путать штраф, недоимку по налогу и пеню. Последняя составляет 1/300 ставки рефинансирования.

Начисление производится ежедневно до тех пор, пока не будет уплачен налог.

Пеня не относится к мерам ответственности за совершенное нарушение в сфере налогов и сборов.

https://www.youtube.com/watch?v=l7ix8x9lybw

Налоговая ответственность наступает, если имеют место быть следующие правонарушения:

  • нарушен срок поставки на учет;
  • налогоплательщик уклоняется от постановки на учет;
  • счет в банке был открыт или закрыт, но данные сведения не были предоставлены в установленный срок;
  • владение, пользование и (или) распоряжение арестованным имуществом нарушено;
  • налоговый орган не получил сведения, требуемые для проведения налогового контроля;
  • игорный бизнес был зарегистрирован с нарушением установленного порядка.

К налоговой ответственности может быть привлечено:

  • Физическое лицо, которому уже исполнилось 16 лет, в том числе и индивидуальный предприниматель;
  • Организация (не стоит путать с привлечением должностных лиц);
  • Руководитель, главный бухгалтер или должностное лицо при наличии соответствующего основания.

Условия и порядок привлечения к налоговой ответственности

Правонарушения в сфере налогов могут рассматриваться 2-мя различными способами:

  • Если нарушения выявила камеральная или выездная проверка, то используется порядок, прописанный в ст. 101 НК РФ;
  • Если же для проведения контроля использовались иные методы, то ст. 101.4 НК РФ.

Таким образом, можно выделить состав налогового правонарушения, в основе производства которого должна лежать ст. 101 НК РФ:

  • Доход, расход и объекты налогообложения были учтены с допущением грубых нарушений;
  • Налог не был оплачен частично или полностью;
  • Налог не был удержан или перечислен.

Любое другое нарушение рассматривается в соответствии со ст. 101.4 и  ст. 101 НК РФ, в зависимости от произведенных ранее контрольных мероприятий (проверка или иной налоговый контроль).

П. 1 ст. 101.4 НК РФ гласит о том, что если должностное лицо налоговой службы обнаружило признаки налогового правонарушения, то оно обязано составить соответствующий акт.

Данный документ должен быть подписан 2-мя сторонами: обнаружившей нарушение и допустившей его.

При этом за налогоплательщиком сохраняется право отказаться от подписания составленного акта.

Уголовная и  административная ответственность

Меры налоговой ответственности представлены в следующей таблице:

№ п/пПравонарушениеВеличина штрафа
1Заявление о постановке на учет было подано с нарушением установленного срока (менее 3-х мес.)5 тыс. руб.
2Заявление о постановке на учет было подано с нарушением установленного срока (более 3-х мес.)10 тыс. руб.
3Приносящая доход деятельность без регистрации продолжалась менее 3-х мес.20 тыс. руб. или 10% от полученного дохода
4Приносящая доход деятельность без регистрации продолжалась более 3-х мес.40 тыс. руб. или 20% от полученного дохода
5Счет в банке был открыт/закрыт, а сведения в налоговую не подавались5 тыс. руб.
6Декларация не предоставлялась в течение длительного срока (менее 6 мес.)100 руб. или 5% от суммы налога, который нужно было заплатить.
7Декларация не предоставлялась более 6 мес.30% от суммы налога, который нужно было заплатить и 10% от неуплаченной налоговой суммы за каждый месяц, начиная с 181 дня.
8При учете дохода, расхода и объектов были допущены грубые нарушения5 тыс. руб.

Важно! Никто не отменял презумпцию невиновности! Лицо не виновно в нарушении до тех пор, пока его вина не будет установлена.

Административное правонарушение наступает при наличии противоправного, виновного действия (бездействия), за которое КоАП РФ предусматривает ответственность:

№ п/пПравонарушениеВеличина штрафа, тыс. руб.
1.Официальная регистрация в налоговом органе была проведена с нарушением срока0,5 – 1,0
2.Нарушен срок регистрации в совокупности с ведением предпринимательской деятельности2,0 – 3,0
3.Открыт/закрыт счет в банке без оповещения налоговой службы (не в установленный период)1,0 – 2,0
4.Декларация не предоставлена вовремя0,3 – 0,5
5.Документы, которых требует налоговый контроль, не предоставлены вовсе или не поданы в установленный срок0,1 – 0,3
6.Грубо нарушены бух. учет и бух. отчетность2,0 – 3,0

Возбуждение административного дела начинается с того момента, как был составлен протокол.

Экономические преступления, в том числе и налоговые, в определенных случаях могут рассматриваться в соответствии с уголовным кодексом.

№ п/пПравонарушениеДлительность лишения свободы
1.Человек не платил налоги или подавал ложную налоговую декларацию (крупный размер)До 1 года
2.Те же действия, но особо крупный размерДо 3-х лет
3.То же самое в крупном размере, но в отношении предприятияДо 2-х лет
4.Те же действия по сговору и в особо крупном размереДо 6-ти лет
5.Налоговый агент не исполнял свои обязанности, имея при этом свой личный интересДо 2-х лет
6.Те же действия, но в особо крупном размереДо 6-ти лет
7.Денежные средства или имущество, которые должны использоваться для взыскания налогов, скрывалисьДо 5-ти лет

Правила бухгалтерского учета считаются грубо нарушенными, если сумма начисленного налога или любая статья бухгалтерского отчета искажена более чем на 10%.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/nalogi/control/otvetstvennost/za-nalogovye-pravonarusheniya.html

5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Налоговымправонарушением признается виновносовершенное противоправное деяниеналогоплательщика, налогового агентаи иных лиц, за которое Налоговым кодексомРФ установлена ответственность.

Ответственностьза совершение налоговых правонарушенийнесут организации и физические лица вслучаях, установленных главой 16НК РФ.

Физическое лицоможет быть привлечено к ответственностис шестнадцатилетнего возраста.

Налогоплательщиксчитается невиновным до тех пор, покаего вина не будет доказана в законодательномпорядке.

Обязанность по доказываниювиновности налогоплательщика возлагаетсяна налоговые органы.

Неустранимыесомнения в виновности налогоплательщика,привлекаемого к ответственности,толкуются в его пользу.

Налогоплательщикне привлекается к ответственности, еслисо дня совершения правонарушения илипосле дня окончания налогового периода,в течение которого было совершено этоправонарушение до момента вынесениярешения о привлечении к ответственности,истекли три года.

Исчисление срокадавности со дня совершения налоговогоправонарушения применяется в отношениивсех налоговых правонарушений кромегрубого нарушения правил учета доходови расходов и объектов налогообложения,неуплаты или неполной уплаты суммналогов. В отношении этих налоговыхправонарушений срок давности считаетсясо следующего дня после окончаниясоответствующего налогового периода.

Мерой ответственностиза совершение налогового правонарушенияявляется налоговая санкция.

Налоговые санкцииустановлены в виде денежных взысканий(штрафов).

При наличиисмягчающего обстоятельства размерштрафа уменьшается не меньше, чем в двараза по сравнению с установленнымразмером.

Если налоговое правонарушениесовершается налогоплательщиком, которыйранее привлекался к ответственностиза аналогичное правонарушение, размерштрафа увеличивается на 100%.

Сумма штрафаперечисляется налогоплательщиком сего счета только после перечисления вполном объеме образовавшейся задолженностипо налогу и соответствующих пеней вочередности, установленной гражданскимзаконодательством.

Глава 16 нк рф устанавливает 13 видов налоговых правонарушений и размер денежных взысканий (штрафов) за их совершение:

  1. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

  • При отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
  • При нарушении срока подачи заявления о постановке на учет более чем на 90 календарных  дней влечет взыскание штрафа в размере 10000 рублей.
  • Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

    • Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение осуществления такой деятельности, но не менее 20000 рублей.
    • Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 руб.
    1. Нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии налогоплательщиком счета в банке влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

    2. Непредставление налоговой декларации в налоговый орган

    • Без отсутствия признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей;
    • В течение более 180 дней по истечении установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, за каждый полный и неполный месяц, начиная со 181-го дня.
    1. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

    • При отсутствии признаков налогового правонарушения в течение одного налогового периода влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
    • При совершении в течение более одного налогового периода влечет взыскание штрафа в размере 15000 рублей.
    • Повлекшее занижение налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей.

    Под грубым нарушениемправил учета доходов и расходов иобъектов налогообложения понимаетсяотсутствие первичных документов илисчетов-фактур, либо регистров бухгалтерскогоучета, систематическое (два и более разв течение календарного года) несвоевременноеили неправильное отражение на счетахбухгалтерского учета и отчетностихозяйственных операций, денежныхсредств, материальных ценностей,нематериальных активов и финансовыхвложений налогоплательщика.

    1. Неуплата или неполная уплата сумм налога

    • В результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора);
    • в результате умышленного совершения выше перечисленных действий влечет взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора).
    1. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

    2. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10000 рублей.

    3. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в частности:

    • запрашиваемых документов влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ;
    • документов со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения налогового законодательства, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
    1. Ответственность свидетеля

    • Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин для дачи показаний по делу о налоговом правонарушении влекут взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
    • Неправомерный отказ от дачи показаний, а также дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере 3000 рублей.
    1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

    • Отказ от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.
    • Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
    1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

    • При отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей;
    • При повторном несообщении в течение календарного года влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
    1. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса

    Нарушениеустановленного порядка регистрации вналоговых органах игровых столов,игровых автоматов, касс тотализатора,касс букмекерской конторы либо порядкаизменений количества названных объектоввлечет взыскание штрафа в трехкратномразмере ставки налога на игровой бизнес,а при совершение тех же деяний болееодного раза – в шестикратном размереставки налога на игорный бизнес,установленной для соответствующегообъекта налогообложения.

  • Источник: https://StudFiles.net/preview/2905641/page:4/

    Ответственность за налоговые правонарушения

    Ответственность за налоговые правонарушения

    Далеко не каждый индивидуальный предприниматель в своей работе планирует совершать правонарушения при уплате налогов, но так складывается, что это происходит.

    И не потому, что все нарушители — злоумышленники, а потому, что просто не знают о правилах выплат, или забывают о сроках перечисления платежей.

    Иногда предприниматель делает ошибки заполнения форм и деклараций, это наименьшая проблема, которая может случиться. Но есть и злостные неплательщики, действия которых попадают в разряд уголовных.

    Ответственность за совершение налоговых правонарушений устанавливается Налоговым Кодексом РФ, и она совсем не маленькая, так что предпринимателю выгоднее в финансовом и общем плане четко выполнять предписания.

    Для этого необходимо знать налоговую дисциплину, и если вы что-то действительно не знали, то это совершенно не оправдывает бизнесмена, и не освобождает его от ответственности и наказания.

    Чтобы избежать этой неприятной ситуации, необходимо четко знать все требования Кодекса.

    Если невозможно самому изучить этот вопрос и контролировать его выполнение, необходимо нанять сотрудника, который будет выполнять все действия, связанные с налогами.

    Если и это невозможно, то следует обратиться в консалтинговую компанию, которая за весьма скромную сумму будет вести все проплаты, в соответствии со всеми новшествами законодательства, а также предложит вам наиболее оптимизированную схему налогообложения. Как правило, такие компании довольно профессионально работают и обеспечивают работу индивидуального предпринимателя в правовом поле, без нарушений, штрафов и преследований.

    Налоговое правонарушение – довольно серьезный повод пристального внимания к предпринимателю со стороны налоговой инспекции в будущем, поэтому совершать его нежелательно, если вам не нужны постоянные проверки.

    К этому виду правонарушений относятся деяния, которые нарушают законодательство в области налогов и сборов, факт которого доказан документально, и в котором присутствует виновное лицо.

    Правонарушение по налогам может быть вызвано умышленными и неумышленными действиями, но чаще всего – бездействием (забыл, не знал, не успел и пр.).

    Ответственность за неуплату налогов прописана и в Налоговом кодексе, и в Уголовном.

    Факт налогового правонарушения может быть зафиксирован даже в самом начале деятельности физлица в качестве индивидуального предпринимателя, если произошло нарушение срока постановки на учет в налоговой.

    Вы подаете пакет документов на регистрацию, и после того, как пройдет 7 дней, может быть начата коммерческая деятельность.

    Если вы начнете подписывать договора, торговать и будете иметь прибыль до окончания этого срока, то документы не будут приняты к зачету и вас обвинят в налоговом правонарушении.

    Уклонение от постановки на учет является еще более серьезным правонарушением, если налоговая докажет, что вы работаете и извлекаете прибыль из сделок, продаж и пр., не регистрируясь и не вставая на учет, то ваши действия будут расценены как уход от налогов, что повлечет наказание.

    Правонарушением считается не соблюдение сроков уведомления налоговой об открытии счета в банке или о его закрытии. Эти сведения должны быть предоставлены в течение 5 дней в обязательном порядке.

    Одним из серьезных правонарушений в области налогов и сборов является нарушение сроков предоставление деклараций или полное игнорирование этого требования.

    Для того, чтобы оградить себя от проблем по причине забывчивости, можно составить график по предоставлению деклараций, как и по уплате налогов, и постоянно пользоваться им.

    При учете доходов и расходов вы должны выполнять определенные правила, их необходимо знать.

    К учету принимаются только расходы определенного вида, для каждой системы налогообложения они свои.

    Нарушение в виде внесения в декларацию тех видов расходов и доходов, которые не предусмотрены законом, расценивается как умышленное и влечет наказание.

    Неуплата налога или неполная его уплата – самое распространенное правонарушение, чтобы его не совершить надо просто во время оплачивать налоги в соответствии с квитанцией, или по расчету опытного профессионального бухгалтера. В противном случае каждый раз вам будет грозить штраф за неуплату налога.

    Правонарушением признается отказ должностному представителю налоговой инспекции или сотрудникам государственных фондов в посещении территории предприятия или помещения офиса, если у них на руках есть документ о проверке и других мероприятиях. Такой отказ признается незаконным, после чего налоговики вправе наложить взыскание на предпринимателя, чаще всего финансовое.

    Для налогового контроля предприятия или при встречной проверке у предпринимателя могут запросить некоторые документы.

    При наличии всех бумаг, которые регламентируют предоставление этих документов, предприниматель обязан их предоставить, иначе его действия рассматриваются как неправомерные и влекут наказание.

    Такая же реакция может последовать и в том случае, если сведения о работе запрашиваются не в документальном виде.

    Если на имущество предпринимателя наложен арест за неуплату налогов, то пользоваться им налогоплательщик не имеет права.

    В случае начала пользования несмотря на запрет, сумма штрафа за ранее совершенное правонарушение существенно увеличится в связи с новым штрафом за неправомерное извлечение прибыли из арестованного имущества.

    Смягчающие основания по налоговым правонарушениям

    Налоговые санкции, накладываемые на предпринимателя, могут быть смягчены, если присутствуют смягчающие обстоятельства.

    В первую очередь, уклонение от налогов может быть признано не таким тяжелым правонарушением, если плательщик был тяжело болен, если произошло трагичное стечение семейных обстоятельств.

    Если в адрес предпринимателя поступали угрозы, если его принуждали к определенным незаконным действиям, если он находился в сильной зависимости от неблагоприятных обстоятельств, то санкции могут быть намного мягче или вообще отменены. Но все перечисленное нарушителю предстоит доказать в установленном порядке. Иные смягчающие обстоятельства могут быть выявлены и определены судом.

    Е.Щугорева

    Статья 198 УК РФ об ответственности за неуплату налогов

    Источник: http://indivip.ru/nalogi/otvetstvennost-za-nalogovye-pravonarusheniya.html

    Ответственность за налоговые правонарушения

    Ответственность за налоговые правонарушения

    План

    Введение

    1. Понятие, структура и содержание налогового правонарушения

    2. Санкции за налоговые правонарушения

    2.1 Ответственность за нарушение срока подачи заявления на учет в налоговом органе

    2.2 Ответственность за уклонение от налогового учета

    2.3 Ответственность за не предоставление информации об открытии и закрытии банковских счетов налогоплательщиков

    2.4 Ответственность за не представление налоговой декларации

    2.5 Ответственность за нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

    2.6 Ответственность за нарушения, связанные с неуплатой налога

    2.7 Ответственность за нарушения, совершаемые банками в части функций агентов правительственного контроля

    3. Виды налоговых правонарушений

    3.1 Правонарушения против системы налогов

    3.2 Правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков

    3.3 Правонарушения против исполнения доходной части бюджета

    3.4 Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика

    3.5 Правонарушения против контрольных функций налоговых органов

    3.6 Правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности

    3.7 Правонарушения против обязанности по уплате налога

    Заключение

    Список источников

    Введение

    За время реформирования налоговой системы российский законодатель принял значительное число налоговых законов, в соответствии с которыми было принято не меньше подзаконных нормативных актов в этой области разъясняющих и дополняющих их. Большое количество различных нормативных актов, сложность материи налогового права создало серьезные трудности в изучении, применении и использовании на практике налогового законодательства. При этом необходимо учитывать, что участниками налоговых правоотношений являются практически все юридические лица и все работающие граждане. Именно поэтому налоговое законодательство непременно должно быть максимально понятным и доступным для абсолютного большинства налогоплательщиков, во-первых, для того, чтобы избежать совершения неумышленных налоговых правонарушений, во-вторых, это значительно облегчит работу государственных налоговых инспекций, в-третьих, повысит правовую защищенность налогоплательщика.

    В сложившейся ситуации панацеей казалось принятие Налогового кодекса, который обобщил бы и систематизировал существующую налоговую правовую базу, устранив присущие ей противоречия и неоднозначность.

    Действительно, кодификация, как особый вид систематизации законодательства, подразумевает под собой не только упорядочение действующих нормативно-правовых актов, но и внутреннюю переработку законодательства, а ее результатом является принятие единого нормативного акта, системно регулирующего определенную группу общественных отношений. Такого рода акт обязательно содержит в себе элемент новизны, поскольку при его разработке не просто объединяются действующие нормы, не утратившие своего значения, но и создаются новые, более совершенные, отвечающие современным потребностям развития общественных отношений.

    1. Понятие, структура и содержание налогового правонарушения

    Налоговая ответственность – это охранительное правоотношение между государством и правонарушителем (налогоплательщиком, налоговым агентом и т.д.

    ), где государству в лице налоговых органов и судов принадлежит право налагать налоговые санкции за совершенные налоговые правонарушения, предусмотренные налоговым законодательством, а у нарушителя – обязанность эти санкции уплатить.

    Законодатель разграничивает понятия “налоговое правонарушение” и “нарушение законодательства о налогах и сборах”.

    Так, ст.

    10 НК РФ упоминает о “нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления”, причем ответственность за их совершение наступает в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным законодательством.

    Поскольку отличительным признаком налогового правонарушения является его наказуемость согласно НК РФ, следует признать, что понятия налоговой ответственности и ответственности за нарушения налогового законодательства не тождественны, второе намного шире первого и включает в себя уголовную, административную и дисциплинарную ответственность, применяемую для охраны налогово-правовых норм.

    Налоговые санкции применяются как ответная мера, отражающая негативную реакцию государства на налоговое правонарушение.

    При этом налоговая ответственность всегда носит публично-правовой характер, что обусловлено общественно значимой, публично-правовой природой налоговых правоотношений.

    В данном случае правонарушитель несет ответственность непосредственно перед государством, а не перед третьими лицами.

    Налоговое правонарушение – виновно совершенное, вредное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое НК РФ установлена ответственность (ст.106 НК РФ).

    Признаки налогового правонарушения включают противоправность, реальность, вредность, виновность, наказуемость.

    Противоправность состоит в нарушении действующих норм налогового законодательства.

    Совершение вредного, осуждаемого деяния, причиняющего ущерб общественным отношениям, но не предусмотренное НК РФ в качестве налогового правонарушения, не является основанием налоговой ответственности.

    Например, перерегистрация налогоплательщика в оффшорной зоне или иные способы оптимизации налогообложения не поощряются государством, но и налоговым правонарушением признаваться не могут. Квалификации деяния в качестве налогового правонарушения по аналогии также не допускается.

    Налоговое правонарушение должно быть совершено реально. Это означает, что ответственность наступает только за фактически совершенное, то есть объективированное вовне деяние. При этом налоговое правонарушение может выразиться в форме действия или бездействия.

    Первое предполагает несоблюдение запретов, второе – неисполнение обязанностей.

    Субъективное мнение, то есть ответственность за какие-либо проявления психической деятельности (мысли, чувства, намерения, убеждения) или за определенные качества личности (национальность, вероисповедание, социальное положение, родственные или дружеские связи). Не допускается.

    Cogitationis poenam nemo patitur – никто не несет ответственности за свои мысли.

    Например, руководитель и главный бухгалтер организации могут сколь угодно долго мечтать, обсуждать и планировать налоговое правонарушение, но сама по себе такая деятельность – до реального воплощения незаконной идеи на практике – не влечет привлечение к ответственности.

    Вредность деяния не названа законодателем в качестве обязательного признака налогового правонарушения.

    Такое положение, видимо, связано с преобладанием в налоговом праве формальных составов, ответственность за совершение которых наступает независимо от того, причинен ли реальный ущерб, возникли или нет негативные материальные последствия.

    К сожалению, в литературе нередко смешивается вредность как общее свойство любого правонарушения и вред как реальные последствия отдельных правонарушений. Любое правонарушение причиняет вред действующему правопорядку, хотя этот вред не всегда может быть выражен материально.

    “Общественная вредность является сущностным свойством правонарушения, которое причиняет вред обществу и интересам отдельных граждан независимо от осознания данного обстоятельства законодателем”.

    Именно вредность (общественная опасность – по уголовно-правовой терминологии) деяния обусловливает его нормативное запрещение. Если поведение лица не несет никаких существенных угроз общественным или частным ценностям, запрещать его не имеет смысла.

    Налоговые правонарушения причиняют вред фискальным интересам государства. Однако если учитывать, что налоги – основной доходный источник бюджетов всех уровней, то налоговые правонарушения ущемляют права бюджетополучателей на получение бюджетного финансирования. Таким образом, от налоговых правонарушений страдают пенсионеры, инвалиды, студенты, работники бюджетной сферы. Не всякое неисполнение юридической обязанности или несоблюдение запрета, установленного налоговым законодательством, является налоговым правонарушением. Им признаются лишь деяния, совершение которых влечет применение налоговых санкций. Виновность выражается в упречном психически-волевом отношении нарушителя к правонарушению и его вредным последствиям. Правонарушение возможно только тогда, когда у нарушителя существует реальная возможность выбора своего поведения, иными словами, когда они могут поступить по-разному – правомерно или неправомерно в зависимости от своего сознательно-волевого усмотрения. То есть у нарушителя должна быть осознанная возможность не совершать налоговое правонарушение.

    Виновность заключается в том, что лицо умышленно или по неосторожности выбирает неправомерное поведение в сфере налогообложения. НК РФ нормативно закрепляет две формы вины – умысел и неосторожность.

    Умысел (dolus – по лат) предполагает, что лицо, совершившее налоговое правонарушение, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

    Неосторожность (culpa – по лат) представляет собой такую форму вины, при которой лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших из-за этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

    НК РФ не выделяет в качестве разновидности неосторожной вины самонадеянность, сущность которой состоит в том, что нарушитель, предвидя возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. К сожалению, законодатель недостаточно активно использует форму вины в качестве критерия для дифференциации налоговой ответственности. Умысел является необходимым условием для квалификации деяния только по п.3 ст.122 НК РФ; это единственный состав, где форма вины определена в качестве квалифицирующего обстоятельства. Неосторожная форма вины может быть учтена в качестве обстоятельства, смягчающего налоговую ответственность. Поскольку единственным обстоятельством, отягчающим налоговую ответственность, НК РФ признает рецидив, наличие у нарушителя умысла на совершение налогового правонарушения не может быть учтено в качестве обстоятельства, отягчающего налоговую ответственность. Значительные сложности вызывает определение вины коллективных субъектов права. Очевидно, трактовка вины как психического отношения к деянию и его последствиям здесь не подходит, поскольку организация не обладает ни психикой, ни волей, ни сознанием. В процессе многочисленных дискуссий зарубежными и отечественными авторами предлагались различные концепции виновности юридического лица, которые можно условно сгруппировать в два блока:

    Источник: http://MirZnanii.com/a/29622/otvetstvennost-za-nalogovye-pravonarusheniya

    Бухгалтерия
    Добавить комментарий