Ответственность налоговых агентов по ндфл: штраф санкция

Содержание
  1. Ответственность налогового агента по НДФЛ
  2. Налоговая ответственность
  3. Пени за несвоевременную уплату
  4. Если НДФЛ удержать невозможно
  5. Ответственность за неуплату или несвоевременную уплату НДФЛ
  6. Нормативная база для привлечения к ответственности
  7. Состав доходов для начисления НДФЛ
  8. Нарушение законодательства по НДФЛ налогоплательщиком
  9. Размер штрафных выплат за недоимку по НДФЛ
  10. Возможные последствия недоплаты НДФЛ налоговым агентом
  11. Период привлечения к ответственности за правонарушение
  12. Ответственность налогового агента за представление отчетности по НДФЛ с пропуском срока | Отчётсдан
  13. — Какую ответственность предусматривает Налоговый кодекс за непредставление налоговым агентом отчетности по НДФЛ?
  14. — Как рассчитывается штраф за непредставление расчета по форме 6-НДФЛ?
  15. — Если окажется, что представленные налоговым агентом сведения недостоверны?
  16. — Что относится к недостоверным сведениям?
  17. — Недостоверными могут оказаться и сведения в справке 2-НДФЛ?
  18. — Предусмотрена ли ответственность за неправильное заполнение налоговым агентом документа, например, расчета по форме 6-НДФЛ?
  19. — Влияет ли на привлечение к ответственности то обстоятельство, что представление недостоверных сведений не привело к неуплате НДФЛ?
  20. — При каких условиях налоговый агент может быть освобожден от ответственности за представление недостоверных сведений?
  21. — Когда должны быть совершены такие действия?
  22. — Применяется ли освобождение, если налоговая инспекция направила налоговому агенту требования о представлении пояснений?
  23. — Может ли налоговый агент быть привлечен к ответственности по статье 126.1 НК РФ в случае, если в представляемых им в налоговый орган справках 2-НДФЛ и (или) в приложении № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций не будут указаны ИНН физических лиц — получателей дохода?
  24. — А если неверно был указан ИНН налогоплательщика?
  25. Ответственность за неправильное удержание или неуплату налога на доходы физических лиц

Ответственность налогового агента по НДФЛ

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 226 Налогового кодекса российские организации и индивидуальные предприниматели в отношении всех доходов налогоплательщиков-физлиц, источником которых они являются, признаются налоговыми агентами по НДФЛ.

Исключением являются лишь доходы физлиц, налог с которых рассчитывается и уплачивается по отдельным правилам, установленным ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 Кодекса.

Статус налогового агента подразумевает выполнение налоговым агентом определенных обязанностей, неисполнение которых влечет за собой налоговую ответственность.

Налоговая ответственность

Обязанности налогового агента по НДФЛ подразумевают, что он должен исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджет (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 226 НК).

Исчисляется НДФЛ ежемесячно нарастающим итогом по всем доходам работника, облагаемым по ставке 13, которые начислены с начала налогового периода (п. п. 1, 3 ст. 210, ст. 216 НК). При этом предусмотрен зачет налога, удержанного за предыдущие месяцы (п. п. 2, 3 ст. 226 НК).

Вместе с тем удержанию НДФЛ подлежит непосредственно из доходов налогоплательщиков при их фактической выплате (абз. 1 п. 4 ст. 226 НК).

Учитывая, что в общем случае датой фактического получения дохода в целях НДФЛ признается день их выплаты (перечисления на счет) в денежной форме и передачи в натуральной форме, по сути, исчислять налог необходимо при каждой выплате дохода (п. 1 ст. 223 НК).

Тем более что перечислить НДФЛ в бюджет налоговый агент обязан не позднее дня фактического получения в банке наличных денег на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщиков либо по их поручениям на счета третьих лиц в банках (абз. 1 п. 6 ст. 226 НК).

Отдельно по каждой сумме дохода НДФЛ рассчитывается также с выплат, облагаемых по иным ставкам, помимо ставки 13 процентов (п. 3 ст. 226 НК). Невыполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 123 Налогового кодекса.

Если быть точнее, то данной нормой установлены штрафные санкции за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) сумм налога в установленный срок. Однако, очевидно, что неисчисление НДФЛ влечет за собой его неудержание и, как следствие, неуплату.

Размер санкций в данном случае составляет 20 процентов от суммы налога, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Обратите внимание! Налоговые инспекторы вправе привлечь налогового агента к ответственности по ст.

123 Налогового кодекса в том числе до окончания налогового периода, которым, если говорить об НДФЛ, признается год. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 5 июля 2011 г. N 1051/11.

Как подчеркнули судьи, обязанности налогового агента в части сроков удержания и перечисления в бюджет НДФЛ предусмотрены ст. 226 Кодекса и не связаны с окончанием налогового периода.

Следует отметить, что в арбитражной практике есть примеры решений, в которых судьи указывают, что налоговики не вправе привлечь налогового агента к ответственности, если НДФЛ уплачен им в более поздние сроки, на дату начала выездной проверки уже перечислен в полном объеме (Постановления ФАС Московского округа от 5 апреля 2011 г. N КА-А40/1966-11, ФАС Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2011 г. по делу N А32-15885/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 апреля 2008 г. N А19-13815/07-41-Ф02-1664/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 10 февраля 2009 г. N Ф04-643/2009(48-А45-46)). Однако необходимо учитывать, что во всех них рассматривались периоды, когда действовала прежняя редакция ст. 123 Налогового кодекса, которая устанавливала ответственность лишь за неперечисление (неполное перечисление) налога, но не за уплату его в более поздние сроки. Однако согласно действующей редакции данной статьи, вступившей в силу 2 сентября 2010 г., штрафные санкции, предусмотренные ею, применяются в том числе в случае неперечисления налога в установленный срок. Что же касается представителей ФНС, то эксперты налогового ведомства и ранее настаивали, что ответственность по ст. 123 Налогового кодекса подлежит применению и при несвоевременной уплате налога, подлежащего удержанию налоговым агентом, в бюджет (Письмо ФНС России от 26 февраля 2007 г. N 04-1-02/145@).

Пени за несвоевременную уплату

Уплата налога в более поздние сроки, чем предусмотрено законодательством, как предусмотрено ст. 75 Налогового кодекса, помимо прочего чревата для налогоплательщика уплатой пени за каждый день просрочки.

Между тем согласно п. 7 данной статьи установленные ею правила распространяются также на налоговых агентов.

Причем сумма пеней может быть взыскана с налогового агента даже в том случае, когда НДФЛ им с доходов физлица по тем или иным причинам не удержан, то есть за счет собственных средств агента (Постановления Президиума ВАС РФ от 12 января 2010 г. N 12000/09, от 22 мая 2007 г. N 16499/06, Письмо ФНС России от 25 июля 2006 г. N ВЕ-6-04/728@).

Обратите внимание! Уплата НДФЛ за счет собственных средств налогового агента прямо запрещена п. 9 ст. 226 Налогового кодекса.

В связи с этим взыскать с налогового агента налог, не удержанный им у налогоплательщика, налоговики не вправе (Постановления ФАС Поволжского округа от 23 июля 2009 г. N А57-5229/2008, ФАС Московского округа от 28 июля 2009 г. N КА-А40/6948-09).

Однако по этой же причине налоговые инспекторы не признают обязанности налогового агента исполненными, если НДФЛ им перечислен за счет собственных средств.

При этом, как следует из Письма ФНС России от 29 декабря 2012 г.

N АС-4-2/22690, в случае уплаты налоговым агентом причитающихся сумм налогов в более поздние сроки пени подлежат начислению в целом по организации (предпринимателю) с учетом даты получения дохода каждого физического лица и сроков удержания НДФЛ по каждому физическому лицу. Здесь необходимо отметить, что согласно п. 1 ст. 230 Налогового кодекса налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физлицами в налоговом периоде, предоставленных им налоговых вычетов, а также исчисленных и удержанных сумм налогов в регистрах налогового учета по каждому налогоплательщику. Вполне понятно, что в отсутствие такого учета рассчитать сумму пеней довольно проблематично, но не невозможно. При этом следует помнить, что в данном случае вступает в права также ст. 120 Кодекса, которой предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения (Письмо ФНС России от 29 декабря 2012 г. N АС-4-2/22690).

В зависимости от тяжести правонарушения меры взыскания по ст. 120 Налогового кодекса разнятся. Так, если грубое нарушение правил учета допущено в рамках одного налогового периода, то сумма штрафа составит 10 000 руб. (п. 1 ст. 120 НК).

Те же деяния, растянувшиеся более чем на один налоговый период, уже грозят санкциями в размере 30 000 руб. (п. 2 ст. 120 НК).

Ну и, наконец, если они повлекли за собой занижение налоговой базы, то величина штрафа будет зависеть от суммы не уплаченного в бюджет налога (20 процентов, но не менее 40 000 руб.) (п. 3 ст. 120 НК).

Если НДФЛ удержать невозможно

Источник: http://www.pnalog.ru/material/otvetstvennost-nalogovogo-agenta-po-ndfl

Ответственность за неуплату или несвоевременную уплату НДФЛ

Неуплата НДФЛ — ответственность за несоблюдение правил начисления и сроков перечисления налога распространяется как на налогового агента, так и на лиц, получающих от него доход. Наибольший интерес представляют ситуации, когда ответственность за неуплату налога возникает у работника, но не лишним будет знать последствия и для работодателя.

Нормативная база для привлечения к ответственности

Состав доходов для начисления НДФЛ

Нарушение законодательства по НДФЛ налогоплательщиком

Размер штрафных выплат за недоимку по НДФЛ

Возможные последствия недоплаты НДФЛ налоговым агентом

Период привлечения к ответственности за правонарушение

Нормативная база для привлечения к ответственности

Основой для возникновения неблагоприятных последствий за нарушение порядка исчисления и уплаты налогов служат положения гл. 15 НК РФ.

Ее содержание касается в том числе граждан и предприятий, для которых один из видов подобной ответственности наступает за неуплату НДФЛ за отчетный период.

Применение штрафов как инструмента воздействия на нарушителя законодательства не аннулирует его обязательств по уплате НДФЛ (п. 5 ст. 108 НК РФ) и пеней в размере 1/300 учетной ставки Центробанка (п. 4 ст. 75 НК РФ), которые также становятся частью налоговых поступлений в бюджет.

Состав доходов для начисления НДФЛ

В наиболее общем виде определение дохода как базы для начисления налогов нашло свое отражение в ст. 41 НК РФ. Оно сформулировано как идентифицированная с достаточной долей уверенности экономическая выгода в денежном или натуральном выражении.

В отношении НДФЛ данный термин уточняется в ст. 210 НК РФ как различные виды поступлений в денежном виде, оплата товарами, а также материальная выгода согласно ст. 212 НК РФ. Кроме того, законная возможность использовать доходы также приравнивается к их поступлению.

Указанные определения в совокупности формируют понятие налогооблагаемой базы для НДФЛ. Поступления из-за рубежа рассматриваются в составе доходов только для резидентов.

Нарушение законодательства по НДФЛ налогоплательщиком

НК РФ четко регламентирует отчетный период и окончательные сроки уплаты НДФЛ. Согласно ст. 227–228 НК РФ окончательный расчет налога производится за год. Оплатить его нужно не позднее 1 июля года, следующего за указанным периодом.

Перечисление средств в бюджет в меньшем объеме, чем предусмотрено расчетом, признается нарушением законодательства.

Для возмещения недополученных сумм нарушителю могут быть выданы предписания об оплате неустойки, помимо суммы просроченной задолженности.

Аналогичная ситуация и с неплательщиками — индивидуальными предпринимателями. Им за неуплату НДФЛ также могут быть начислены пени в соответствии с п. 9 ст. 227 НК РФ.

Ст. 226 НК РФ на работодателей, независимо от организационно-правовой формы, возложена обязанность исчислять и уплачивать налог за работников в качестве налогового агента.

В случае нарушения ими данной обязанности они также могут понести ответственность за неуплату НДФЛ.

Однако это не значит, что в подобной ситуации отсутствует возможность привлечения к ответственности налогоплательщика.

Важно! Комплексный анализ положений ст. 109 и 226 НК РФ позволяет сделать вывод, что неприменение санкций к наемному работнику возможно только при наличии веских доказательств отсутствия его вины.

Работодатель обязан в течение 2 месяцев по окончании учетного периода, а точнее до 1 марта, известить налоговые органы и налогоплательщика о невозможности удержать НДФЛ. Если это было сделано, но получатель дохода ничего не предпринял и у него нет доказательств своей невиновности, все взыскания обращаются на него.

Дополнительные разъяснения по этому поводу приведены в письме Минфина России от 10.06.2013 № 03-04-05/21472, в котором рассмотрен подобный случай, когда НДФЛ был недоплачен в бюджет. Факт правонарушения имел следующие особенности:

  1. в момент получения доходов налог не был удержан и оплачен;

  2. налогоплательщик не был уведомлен о факте неуплаты в установленный законодательством срок.

Тот факт, что работник не был извещен о неудержании положенных сумм налога с доходов, по мнению чиновников, является неопровержимым доказательством отсутствия умысла и подтверждает его невиновность. Ссылаясь на п. 2 ст.

 109 НК РФ, чиновники делают вывод о невозможности применения штрафов, приведенных в ст. 122, в подобной ситуации.

В то же время работники финансового ведомства не дают четкого разъяснения, а только указывают на необходимость учесть факт неосведомленности ответчика при рассмотрении дела.

Налогоплательщику следует самостоятельно перестраховаться на такой случай и запросить у работодателя справку по форме 2-НДФЛ, проявив осмотрительность.

Можно использовать и любой другой вариант получения документального подтверждения уплаты налога, чтобы избежать ответственности за неуплату НДФЛ перед ФНС.

Размер штрафных выплат за недоимку по НДФЛ

Уклонение от уплаты НДФЛ, а также непредставление налоговой отчетности в срок является основанием для привлечения к ответственности в соответствии с положениями ст. 122 НК РФ.

В ст. 229 НК РФ содержится требование ко всем физическим лицам подать декларацию в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным:

  1. по операциям, связанным с предпринимательством;

  2. при условии, что НДФЛ не был уплачен налоговыми агентами с полученной работником заработной платы, доходов от реализации недвижимости, а также поступлений от реализации любого иного имущества и его прироста, относящегося к налоговой базе.

По доходам от иностранных компаний отчитываются только резиденты РФ.

Одновременное непредставление отчетности по форме 3-НДФЛ и неуплата НДФЛ по положениям ст.

 122 НК РФ влекут за собой штраф в размере 20% от суммы образовавшейся задолженности.

Если физическое лицо не знало о сумме задолженности, это не станет препятствием для ее взыскания и будет для него весьма неприятной неожиданностью.

Возможные последствия недоплаты НДФЛ налоговым агентом

На всех хозяйствующих субъектов, выступающих в качестве налоговых агентов, возложена обязанность ежемесячно исчислять и удерживать с дохода работника НДФЛ по ставке 13% в день его выплаты.

Несвоевременное либо неполное исполнение указанной нормы повлечет за собой ответственность за неуплату НДФЛ и приведет к негативным финансовым последствиям для компании или индивидуального предпринимателя.

При неуплате НДФЛ инспекциям на основании ст. 46 НК РФ предоставлено право взыскивать недоимку и пени в принудительном порядке. Помимо этого, ст.

 123 НК РФ дает право налагать штрафные санкции в размере 20% от недоплаченной суммы не только в случае отсутствия перечисления, но и при возникновении задержки выплаты, пусть даже на 1 день.

Возможность взимать штраф за просрочку появилась у налоговиков с 2010 года после принятия ФЗ от 27.07.2010 № 229-ФЗ. Насколько соотносится приведенная норма с закрепленными в кодексе принципами налогообложения, пока неясно, так как судебная практика по данному вопросу отсутствует.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ суды и налоговые службы могут соразмерно снизить размер взыскания штрафов. Рассмотрим 1 из возможных сценариев применения наказания за просрочку выплат.

Пример

Крупная торговая сеть выплачивает в одном из своих магазинов заработную плату наличными через кассу. Налог перечисляется в бюджет спустя 2–3 дня после выплаты работникам положенного вознаграждения за труд. Размер примененных к компании санкций отразим в таблице.

Расчет размера санкций за просрочку уплаты НДФЛ

Получение заработной платы в кассе Перечисление НДФЛв бюджет Штраф (гр. 4 × 20%), руб.
Дата Сумма, руб. Дата Сумма, руб.
1 2 3 4 5
12 января 260 000 14 января 33 800 6 760
12 февраля 260 000 14 февраля 33 800 6 760
12 марта 260 000 14 марта 33 800 6 760
11 апреля 260 000 13 апреля 33 800 6 760
11 мая 260 000 13 мая 33 800 6 760
11 июня 260 000 13 июня 33 800 6 760
11 июля 260 000 13 июля 33 800 6 760
11 августа 260 000 13 августа 33 800 6 760
11 сентября 260 000 13 сентября 33 800 6 760
11 октября 260 000 13 октября 33 800 6 760
11 ноября 260 000 13 ноября 33 800 6 760
11 декабря 260 000 13 декабря 33 800 6 760
Итого 3 120 000 405 600 81 120

Как видно из примера, для компании складывается неприятная ситуация, когда, фактически не имея задолженности по НДФЛ перед проверкой, она вынуждена нести убытки от примененных штрафов за пропуск срока перечисления налога.

Период привлечения к ответственности за правонарушение

Механизм определения срока исполнения налоговых обязательств регламентируется ст. 6.1 НК РФ. Применяя положения данной статьи, следует учитывать обстоятельства, приведенные в ст.

 109 НК РФ, которые могут повлиять на порядок расчета. Стандартный срок исковой давности для привлечения к ответственности за неуплату НДФЛ в форме штрафов установлен ст.

 113 и не может превышать 3 лет.

Поскольку понятие «срок давности» распространяется только на суммы штрафов как критерий ответственности за правонарушение, он согласно ст. 113 НК РФ не распространяется на сумму налога и пени, которые необходимо возместить.

Обратите внимание! Опираясь на абз. 3 ст. 45 НК РФ, проверяющие считают, что дата окончания срока по исполнению обязательств по налогу не влияет на факт просрочки налоговой инспекцией последнего дня для обращения взыскания к плательщику.

Таким образом, для недоимки по налогу и пеней понятие срока исковой давности отсутствует. Однако общий срок взыскания складывается из возможной суммарной продолжительности всех необходимых процессуальных действий.

Факт просрочки даты перечисления НДФЛ выявляется инспекторами в ходе проверок или в процессе изучения отчетности.

Выявленные по результатам контроля отчетов нарушения оформляются актом, знакомить с которым налогоплательщика налоговые органы не должны.

Налогоплательщик в обязательном порядке извещается о недоимке только по результатам выездной либо камеральной проверки. Требование о необходимости доплатить налог выставляется налогоплательщику через 3 месяца со дня обнаружения факта недоплаты.

Органам ФНС дано право впоследствии направлять взыскание указанных сумм на расчетные счета клиентов, иное имущество должника, в том числе путем обращения с исками в суд (ст. 45, 46, 69, 70 НК РФ).

Источник: https://buhnk.ru/ndfl/otvetstvennost-za-neuplatu-ili-nesvoevremennuyu-uplatu-ndfl/

Ответственность налогового агента за представление отчетности по НДФЛ с пропуском срока | Отчётсдан

В настоящее время продолжает формироваться практика применения новых составов правонарушений, связанных с привлечением налогового агента к ответственности за пропуск срока представления расчета по форме 6-НДФЛ, а также за представление документов, содержащих недостоверные сведения. Некоторым вопросам ответственности налоговых агентов посвящено интервью с экспертом.

— Какую ответственность предусматривает Налоговый кодекс за непредставление налоговым агентом отчетности по НДФЛ?

С 2016 года ответственность налогового агента дифференцирована в зависимости от вида непредставленного документа. Самостоятельными статьями НК РФ установлены санкции:

  • за непредставление в установленный срок документов (сведений), обязанность представления которых установлена НК РФ (штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ — 200 рублей за документ, например, за непредставление справки 2-НДФЛ);
  • за непредставление в установленный срок расчета сумм НДФЛ как отдельного документа (штраф по пункту 1.2 статьи 126 НК РФ — от 1000 рублей);
  • за представление недостоверных документов — штраф по статье 126.1 НК РФ 500 рублей за каждый документ, содержащий недостоверные сведения;
  • за непредставление в установленный срок сведений, отказ от представления документов по запросам налогового органа — штраф 10 000 рублей (пункт 2 статьи 126 НК РФ).

Обратим внимание, что при наличии соответствующих оснований указанная ответственность (за исключением ответственности за непредставление расчета сумм НДФЛ) касается всех налоговых агентов, а не только агентов по НДФЛ.

— Как рассчитывается штраф за непредставление расчета по форме 6-НДФЛ?

Непредставление налоговым агентом расчета сумм НДФЛ в налоговый орган по месту учета повлечет взыскание штрафа. Размер штрафа равен 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета (пункт 1.2 статьи 126 НК РФ).

Иными словами, просрочка на один день будет влечь штраф 1000 рублей, просрочка на один месяц и один день — 2000 рублей и т.д.

В целях исчисления продолжительности такой просрочки учитывается срок от даты, следующей за установленной НК РФ датой представления расчета, по дату его фактического представления в налоговый орган.

— Если окажется, что представленные налоговым агентом сведения недостоверны?

Представление налоговым агентом налоговому органу предусмотренных НК РФ документов с недостоверными сведениями наказывается штрафом.

Штраф составляет 500 рублей за каждый документ, содержащий недостоверные сведения (статья 126.1 НК РФ).

Речь идет о составляемых налоговым агентом документах налоговой отчетности, налоговых регистрах.

Для привлечения к ответственности не имеет значения, представлен документ налоговым агентом в рамках исполнения им положений части второй НК РФ или в ответ на требование налогового органа в порядке статей 93, 93.1 НК РФ.

Привлечение к ответственности по статье 126.1 НК РФ возможно только при условии фактического получения документа налоговым органом.

На возможность привлечения к ответственности не влияет факт представления налоговым агентом документа досрочно (до истечения срока его представления, установленного НК РФ).

Представление налоговым агентом документа с пропуском срока и при том, что такой документ содержит недостоверные сведения, будет влечь ответственность за каждое правонарушение отдельно.

— Что относится к недостоверным сведениям?

Недостоверными, то есть не соответствующими действительности, могут оказаться любые сведения, отраженные в соответствующих реквизитах формы отчетности (письмо ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515).

Примерами таких сведений являются:

  • арифметические ошибки;
  • искажение суммовых показателей;
  • ошибки в показателях, идентифицирующих налогоплательщиков (ИНН физического лица, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные).

Ответственность может наступать не только, когда налоговый агент подменил дату, внес иные исправления в документ, но и первоначально составил его не в соответствии с имеющимися фактическими данными.

— Недостоверными могут оказаться и сведения в справке 2-НДФЛ?

Ответственность по статье 126.1 НК РФ может наступать в случае представления налоговым агентом в налоговые органы любых предусмотренных НК РФ документов с недостоверными сведениями, включая и справки 2-НДФЛ.

Статья 126.

1 НК РФ применяется в отношении действий, совершенных с 1 января 2016 года, и охватывает случаи выявления налоговым органом недостоверных сведений в документах, представленных начиная с 2016 года, в том числе, в уточненных документах, представленных налоговым агентом за периоды, предшествующие 2016 году.

— Предусмотрена ли ответственность за неправильное заполнение налоговым агентом документа, например, расчета по форме 6-НДФЛ?

Вопрос о квалификации деяний налогового агента при неполном или неправильном заполнении расчета сумм НДФЛ зависит от конкретных обстоятельств.

Когда в расчете налоговый агент указал неполную информацию о суммах начисленных и выплаченных физическим лицам доходов, то представление такого расчета может влечь применение ответственности по статье 126.1 НК РФ.

При этом за несоблюдение порядка заполнения расчета, предположим, когда при отсутствии значения по суммовым показателям вместо ноля поставлен прочерк, ответственность не применяется.

— Влияет ли на привлечение к ответственности то обстоятельство, что представление недостоверных сведений не привело к неуплате НДФЛ?

Непосредственно в статье 126.1 НК РФ последствия представления недостоверных сведений — привело это к неудержанию суммы налога или нет, не указаны.

Вместе с тем, если недостоверность сведений не стала причиной невозможности для налогового органа идентифицировать налогоплательщика, вид и размер выплаченного дохода, то привлечение к ответственности неправомерно.

Объективной стороной правонарушения является представление документов, содержащих недостоверные сведения, если указанные действия могли затруднить осуществление налоговым органом мероприятий налогового контроля вследствие невозможности идентификации физических лиц, повлечь несвоевременное и (или) неполное перечисление налоговым агентом НДФЛ, привести к нарушению прав физических лиц. Об этом сказано в решении ФНС России от 22.12.2016 № СА-4-9/24731, вынесенном по жалобе налогового агента.

При применении данного подхода неправильное указание в документе даты получения дохода, кода дохода, отражение в документе доходов, освобождаемых от налогообложения, не должно являться основанием для привлечения к ответственности.

— При каких условиях налоговый агент может быть освобожден от ответственности за представление недостоверных сведений?

Освобождение от ответственности за представленные недостоверные сведения применяется в случае самостоятельного выявления налоговым агентом ошибок и представления налоговому органу уточненных документов (пункт 2 статьи 126.1 НК РФ).

Для освобождения от ответственности по статье 126.1 НК РФ уплаты налога, пени не требуется.

— Когда должны быть совершены такие действия?

Такие действия должны быть совершены до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных документах сведений.

Момент обнаружения налоговым органом правонарушения может определяться как составление налоговым органом акта по итогам выездной или камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 100 НК РФ), составление акта в порядке пункта 1 статьи 101.4 НК РФ.

Напомню, что справки 2-НДФЛ декларацией (расчетом) не являются и камеральной проверке не подлежат.

Соответственно недостоверность сведений в этом документе может выявляться в рамках выездной проверки или вне рамок камеральной и выездной проверки в пределах трехгодичного срока давности привлечения к ответственности.

— Применяется ли освобождение, если налоговая инспекция направила налоговому агенту требования о представлении пояснений?

ФНС трактует положения пункта 2 статьи 126.

1 НК РФ таким образом, что сам факт направления налоговым органом налоговому агенту требования о представлении пояснений по представленному документу, с указанием выявленных ошибок и противоречий, не позволяет применить освобождение от ответственности (письмо ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/13012).

На мой взгляд, данная трактовка не в полной мере соответствует выработанному правоприменительной практикой подходу к освобождению от ответственности лица, представившего уточненную декларацию (расчет) в порядке статьи 81 НК РФ.
Налоговый орган может указывать в качестве причины направления требования о представлении пояснений сведения об ошибках, которые носят предполагаемый характер.

Налоговый агент, получивший требование о представлении пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган, в которых указаны выявленные налоговым органом ошибки и противоречия, вправе подать уточненные сведения и претендовать на освобождение от ответственности на основании пункта 2 статьи 126.1 НК РФ.

Другое дело, если в составленном налоговым органом документе (требовании о представлении пояснений, протоколе приема сведений) описан факт нарушения законодательства, например, неправильное применение ставки, то есть, когда очевидность нарушения сомнений не вызывает. В этом случае налоговому агенту, представившему уточненный расчет, корректирующую справку, рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (подпункт 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ).

— Может ли налоговый агент быть привлечен к ответственности по статье 126.1 НК РФ в случае, если в представляемых им в налоговый орган справках 2-НДФЛ и (или) в приложении № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций не будут указаны ИНН физических лиц — получателей дохода?

Обязанность представления физическим лицом налоговому агенту свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, в котором указан присвоенный ему ИНН, НК РФ не предусмотрена. С учетом пункта 7 статьи 84 НК РФ физические лица вправе использовать вместо ИНН свои персональные данные.

Согласно Приказу ФНС России от 30.10.

2015 № ММВ-7-11/485@ в форме 2-НДФЛ в поле «ИНН в Российской Федерации» указывается ИНН — физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется.

Аналогичные положения отражены в порядке заполнения Приложения № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций «Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом от операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов» (Приказ ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@).

В форматах представления указанных форм налоговой отчетности таблицы, посвященные персональным данным физического лица — получателя доходов, предусматривают, что такой элемент как ИНН физического лица не относится к обязательным. То есть, данный элемент (совокупность наименования элемента и его значения) в файле обмена может отсутствовать.

Отсутствие у налогового агента сведений об ИНН физического лица — получателя дохода, в том числе по причине неполучения налогоплательщиком ИНН, не может являться основанием для отказа в принятии отчетности налоговым органом.

При незаполнении поля «ИНН в Российской Федерации» налоговый орган сформирует протокол приема сведений с типом сообщения налоговому агенту «Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России».

Однако сведения о доходах физических лиц (при отсутствии иных нарушений) будут считаться прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему (письмо ФНС России от 06.09.2017 № БС-4-11/17753@).

Иными словами, незаполнение показателей об ИНН физического лица — получателя дохода нарушением не является.

— А если неверно был указан ИНН налогоплательщика?

Источник: http://otchetsdan.ru/stati/otvetstvennost-nalogovogo-agenta-za-predstavlenie-otchetnosti-po-ndfl-l/

Ответственность за неправильное удержание или неуплату налога на доходы физических лиц

Отдельно рассмотрим:

– ответственность налоговых агентов (организаций и индивидуальных предпринимателей), обязанных удержать налог при выплате доходов физическим лицам и перечислить его в бюджет;

– ответственность плательщиков налога на доходы физических лиц.

Ответственность налоговых агентов

Применительно к налогу на доходы физических лиц налоговые агенты могут допускать следующие правонарушения:

– невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию или перечислению налога (ответственность за это нарушение предусмотрена статьей 123 Налогового кодекса РФ); – непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ответственность за это нарушение предусмотрена статьей 126 Налогового кодекса РФ).

Если организация (индивидуальный предприниматель) как налоговый агент не удержит НДФЛ с выплат физическим лицам, ей грозит штраф в размере 20 процентов от суммы неудержанного налога (ст. 123 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: налоговая инспекция может оштрафовать организацию (индивидуального предпринимателя) по статье 123 Налогового кодекса РФ только в том случае, когда она имела возможность удержать налог из выплаты в пользу работника, но не сделала этого. Если такой возможности у налогового агента не было (например, при выдаче подарка), оштрафовать за неудержание налога нельзя.

Напомним, что если налоговый агент не может удержать налог, то он в течение месяца должен письменно сообщить об этом в налоговую инспекцию (п. 5 ст.

226 Налогового кодекса РФ).

Для этого можно использовать справку по форме 2-НДФЛ, в которой указывается сумма дохода и сумма налога, переданная на взыскание в налоговый орган.

Если же налоговый агент не проинформирует налоговиков, инспекция вправе оштрафовать его по статье 126 Налогового кодекса РФ за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Штраф – 50 руб. за каждый непредставленный документ. Этот же штраф грозит и в том случае, если справки по форме 2-НДФЛ не сданы в инспекцию по итогам отчетного года.

Обратите внимание, это важно: если налоговый агент мог удержать налог, но не сделал этого, инспекция может только оштрафовать его. Взыскать с него неудержанную сумму и пени она не вправе.

Правда, чиновники убеждены в обратном. По их мнению, в соответствии со статьей 24 Налогового кодекса РФ они имеют право взыскивать недоимку и штрафные санкции во всех случаях неудержания НДФЛ и неперечисления его в бюджет.

В качестве аргумента законности своих действий они приводят статью 75 Налогового кодекса РФ.

Налоговики полагают, что пени по налогам платят как сами налогоплательщики, так и налоговые агенты, которые рассчитались с бюджетом с опозданием.

Кроме того, чиновники ссылаются на пункт 5 статьи 108 Налогового кодекса РФ, согласно которому уплата штрафа не освобождает организацию от перечисления пеней и самого налога.

Последним козырем налоговиков является отсутствие в пункте 2 статьи 45, а также в статьях 46 и 75 Налогового кодекса РФ запрета на взыскание налога и пеней за счет средств налогового агента.

Здесь можно привести следующие контраргументы.

Статья 24 Налогового кодекса РФ гласит, что налоговый агент обязан удержать налоги с налогоплательщика и перечислить их в бюджет. Поскольку организация нарушила закон (не удержала налог), она должна заплатить штраф.

Но в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса РФ взыскать с налогового агента неуплаченный налог можно только тогда, когда он фактически удержан. До этого момента должником бюджета является не налоговый агент, а налогоплательщик (п.

2 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

Причем Налоговый кодекс запрещает уплату НДФЛ за счет средств налогового агента.

Поэтому требование налоговиков заплатить неудержанный налог за счет средств организации или индивидуального предпринимателя незаконно. Это подтверждает и арбитражная практика (см.

, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 27 ноября 2001 г. № А56-19855/01 и от 20 мая 2002 г. № А13-8039/01-08).

Если же говорить о пенях, то ответ на вопрос, когда они начисляются, нужно искать в статьях 75 и 108 Налогового кодекса РФ.

Так, согласно статье 108, пени и штраф – совершенно разные платежи, которые начисляются каждый по своим правилам.

Тот факт, что налогового агента оштрафовали, еще не повод для взыскания пеней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени начисляются, когда налоговый агент не перечислил в бюджет удержанный налог. Если же налог удержан не был, перечислять его налоговый агент не обязан.

Следовательно, ни о каких пенях за просрочку платежа не может быть и речи. Здесь арбитражная практика также на стороне налоговых агентов. Такое решение принял, например, ФАС Уральского округа (постановления от 21 января 2002 г.

№ Ф09-6/02-АК и от 6 марта 2003 г. № Ф09-491/03-АК).

Таким образом, если налоговый агент не удержал с граждан налог на доходы физических лиц, он обязан заплатить только штраф.

Ответственность плательщиков НДФЛ

Если налогоплательщик по закону обязан сдать налоговую декларацию, но не сделал этого или сделал, но с нарушениями, у него могут быть серьезные неприятности.

За это установлена как налоговая, так и уголовная ответственность.

К налогоплательщику в зависимости от состава и тяжести правонарушения могут быть применены:

– статьи 119 «Непредставление налоговой декларации» и 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» Налогового кодекса РФ;

– статья 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» Уголовного кодекса РФ. Рассмотрим, как это происходит на практике.

Декларация не сдана в установленный срок

Штраф за это нарушение предусмотрен статьей 119 Налогового кодекса.

Если налогоплательщик задержит сдачу декларации не более чем на 180 дней, налоговая инспекция вправе оштрафовать его за каждый полный или неполный месяц просрочки на 5 процентов от суммы налога, подлежащего доплате по декларации. Штраф не может быть меньше 100 рублей и больше 30 процентов от суммы налога.

ПРИМЕР А.В. Иванов в 2007 году работал по найму у частного лица, не зарегистрированного в ка

честве предпринимателя.

Декларацию Иванов подал в налоговую инспекцию только 25 июня 2008 года, а должен был сделать это до 2 мая 2008 года (перенос срока с 30 апреля, так 30 апреля 2008 года – воскресенье, а 1 мая – праздничный день). Таким, образом, задержка составила 2 месяца: один полный (с 3 мая по 3 июня) и один неполный (с 4 по 25 июня).

По декларации Иванов должен заплатить в бюджет 10 000 руб. Поэтому штраф составит 1000 руб. (10 000 руб. ? 5% ? 2 мес.).

Если же налогоплательщик задержит сдачу декларации более чем на 180 дней, штраф составит 30 процентов от суммы налога по декларации плюс 10 процентов от суммы налога за каждый полный или неполный месяц просрочки, начиная со 181-го дня.

Если же налогоплательщик вообще не сдал декларацию, но был обязан сделать это по закону, налоговая инспекция, как только обнаружит это нарушение, также предъявит ему штраф по статье 119 Налогового кодекса. А кроме того, если это привело к недоплате налога в бюджет, последуют и другие наказания.

Ошибки в декларации или несдача декларации привели к недоплате налога в бюджет

Наказания за это предусмотрены статьями 122 Налогового кодекса и 198 Уголовного кодекса РФ. Степень наказания зависит от состава и тяжести правонарушения:

Причина и сумма недоплаты налога Возможное наказание Основание Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) Недоплата совершена умышленно и в особо крупном размере (под особо крупным размером понимается недоимка за три года в сумме более 500 000 руб. (при условии, что доля недоимки превышает 20 процентов от подлежащей уплате суммы налога) либо недоимка более 1500 000 руб.)
20 процентов от неуплаченной суммы п. 1 ст. 122 НК РФ
Штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы до одного года п. 1 ст. 198 УК РФ
Штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет, либо арест от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы до трех лет п. 2 ст. 198 УК РФ

ВНИМАНИЕ! Eсли по факту неуплаты налога человека привлекают к уголовной ответственности, налоговая ответственность к нему не применяется.

Если же ошибки в декларации не привели к недоплате налога в бюджет, оштрафовать налогоплательщика вообще не смогут, так как никакого наказания за это не предусмотрено.

Источник: http://www.provsebanki.ru/text/613

Бухгалтерия
Добавить комментарий