Отказ в возмещении ндс налоговой: основные причины

Содержание
  1. Отказ в возмещении НДС налоговой: основные причины
  2. #1 Основная причина в отказе в возмещении НДС
  3. #2 Нарушение Федерального законодательства по уплате налогов
  4. #3 Отсутствие необходимых документов
  5. Еще 9 причин, по которым будет дан отказ в возмещении НДС
  6. Как оспорить решение налоговой в отказе возмещения НДС?
  7. Отказ в возмещении НДС – причины, проводки, что делать, судебная практика, последствия, срок обжалования
  8. Причины
  9. Что делать
  10. : Законные основания
  11. Состав жалобы
  12. Куда подавать
  13. Основания отказа в возмещении НДС
  14. Последствия
  15. Срок обжалования
  16. Судебная практика
  17. Неосмотрительный выбор контрагента
  18. Ошибки в первичной документации
  19. Подписание счета-факторы неуполномоченным лицом
  20. Неуплата налогов контрагентом (партнером)
  21. Почему решения об отказе в возмещении НДС так часто отменяются в досудебном порядке
  22. Управление в I квартале отменило больше половины обжалованных решений
  23. Налоговикам не удается собрать надлежащую доказательную базу
  24. Если не доказано получение необоснованной налоговой выгоды, вычет НДС правомерен
  25. Выяснилось, что не все проверяющие знают законодательство
  26. Нарушение процедуры проверки повлечет отмену решения, несмотря на полноту собранных доказательств
  27. Проблемы возмещения НДС из бюджета, пути их решения
  28. Порядок возмещения НДС
  29. Проблемы возмещения НДС, возможные ошибки и пути их решения
  30. Проблема возмещения НДС 1. Документы оформлены с нарушениями
  31. Проблема возмещения НДС 2. Хозяйственные операции не являются реально совершенными
  32. Проблема возмещения НДС 3. Поставщики или субпоставщики нарушают законодательство о налогах и сборах
  33. Отказ в возмещении НДС: какое решение отменять?

Отказ в возмещении НДС налоговой: основные причины

Отказ в возмещении НДС налоговой: основные причины

Сегодня многие субъекты предпринимательской деятельности осуществляют хозяйственную деятельность по схемам, дающим им право на возмещение НДС.

Чтобы получить из бюджета уплаченные налоговые обязательства, им следует по форме обратиться в контролирующие органы и предоставить определенный пакет документации.

Сотрудники Налоговой Службы в отведенное Федеральным законодательством время проводят камеральную проверку, после чего выносят решение относительно того, возмещать НДС или нет.

К сожалению, по многим заявкам выносится отрицательное решение, причиной чего могут быть различные факторы. В данной статье мы рассмотрим из-за чего происходит отказ в возмещении НДС.

#1 Основная причина в отказе в возмещении НДС

Наиболее распространенной причиной отказа в возмещении НДС являются ошибки, которые были допущены субъектом предпринимательской деятельности при заполнении заявления и других документов, дающих право на получение средств из бюджета. В данном случае речь идет о счете-фактуре, который может быть подписан не уполномоченными лицами, или в нем были допущены математические или механические ошибки. Сотрудники контролирующих органов воспримут как ошибки:

  • указание неправильного адреса, по которому осуществляет хозяйственную деятельность компания;
  • ошибки в кодировках и других реквизитах;
  • несоответствие цен и количества товара с данными, отраженными в договоре на поставку;
  • отсутствие важных сведений, например, валюты, в которой осуществляется учет товаров;
  • внесение исправлений в документ после отгрузки товаров и т. д.

#2 Нарушение Федерального законодательства по уплате налогов

Получить отказ от Налоговой Службы в возмещении налога на добавочную стоимость субъекты предпринимательской деятельности смогут тогда, когда будут нарушены нормы Федерального законодательства.

Например, представители контролирующих органов во время проведения проверки заявителя выявляют, что не были выполнены обязательства перед бюджетом. В этом случае причиной отказа будет неуплата налогов.

#3 Отсутствие необходимых документов

К причинам отказа в возмещении НДС можно отнести отсутствие необходимых документов, подтверждающих факт совершения сделки.

Если налогоплательщик не имеет возможности документально засвидетельствовать куплю-продажу товаров, услуг или работ, он может обратиться в судебную инстанцию с иском.

Оспорить отказ Налоговой службы он сможет тогда, когда суд во время заседания установят реальность всех спорных хозяйственных операций.

Еще 9 причин, по которым будет дан отказ в возмещении НДС

Субъекты предпринимательской деятельности могут получить отказ в возмещении НДС по следующим причинам:

  1. не получено подтверждение сделки от контрагента налогоплательщика;
  2. субъект предпринимательской деятельности изменил юридический адрес и перевелся в другую налоговую инспекцию;
  3. налогоплательщиком несвоевременно были получены документы, подтверждающие факт хозяйственной операции;
  4. наблюдаются признак фиктивности сделки;
  5. момент возмещения налога на добавленную стоимость определяется субъектом предпринимательской деятельности по счетам-фактурам, в
  6. которые внесены исправления (перечеркнуты цифры, стерты цены, дописаны данные и т. д.);
  7. проведенная сделка была переквалифицирована на основании действующего законодательства в заемное обязательство;
  8. на счете-фактуре поставлены факсимильные подписи (закон требует «живые» подписи уполномоченных лиц);
  9. в документах часть текста составлена на языке иностранных государств и т. д.

Как оспорить решение налоговой в отказе возмещения НДС?

Если субъект предпринимательской деятельности не согласен с решением налоговой в отказе возмещения ндс и считает, что бюджет ему должен возместить налог на добавленную стоимость, он может обжаловать решение в суде.

Для этого придется составить заявление в полном соответствии с регламентом Налогового Кодекса России.

Налогоплательщикам необходимо помнить о сроке исковой давности, который составляет 90 дней с момента вынесения решения.

При подаче заявления субъекту предпринимательской деятельности придется заплатить государственную пошлину, величина которой колеблется в диапазоне от 300 (для ИП) до 3 000 рублей (для юридических лиц).

При составлении заявления субъект предпринимательской деятельности должен указать на основания отказа, которые противоречат действующему на территории России законодательству.

В обязательном порядке налогоплательщик должен приложить документы, которые буду выступать в качестве доказательной базы. Также юристы рекомендуют прикладывать к заявлению всю переписку, которая велась с представителями контролирующих органов по этому вопросу.

При наличии оснований суд признает решение Налоговой службы неправомерным и установит сроки для возмещения НДС.

Источник: http://ndpr.ru/nal/otkaz-v-vozmeshhenii-nds-nalogovoj-osnovnye-prichiny/

Отказ в возмещении НДС – причины, проводки, что делать, судебная практика, последствия, срок обжалования

Схемы работы многих хозяйствующих субъектов основаны на возмещении бюджетом налога на добавленную стоимость.

Проблема в том, что часто налогоплательщики сталкиваются с отказом налоговой службы в такой компенсации.

В этом случае необходимо обратиться с жалобой в вышестоящие органы или с исковым заявлением в суд.

Причины

Для возмещения налога на добавленную стоимость необходимо подать в ИФНС соответствующий пакет документов.

После камеральной проверки налоговики выносят один из вердиктов:

  • полное или частичное возмещение заявленной суммы;
  • отказ в возмещении.

Вместе с тем инспектор также выносит решение о привлечении плательщика налогов к ответственности за совершение нарушения или об отказе в этом.

Отказ в возмещении НДС может быть вызван следующими факторами:

  1. Неверно заполненные документы: ошибки в реквизитах, различия в количестве и ценах в поданной документации и договоре поставки, исправления в документах после отгрузки и т.д.;
  2. Нарушение норм Федерального закона, в том числе обнаруженные в ходе проверки неуплата налогов в бюджет, признаки фиктивности сделки, факсимиле на счете-фактуре и т.д.;
  3. Отсутствие документов, удостоверяющих куплю-продажу товаров, услуг или работ, которые подлежат проверке;
  4. От контрагента не получено подтверждение прошедшей сделки.

Закон предусматривает, что ИФНС обязана в письменной форме известить налогоплательщика о принятом решении, в том числе и отрицательном в течение 5-ти дней с момента его принятия (п. 9 ст. 176 НК РФ).

Что делать

Прежде всего, следует провести внутреннюю проверку, чтобы понять, имеет ли место какое-либо нарушение.

Необходимо проверить:

  • правильности счетов-фактур от контрагентов и насколько они соответствуют исходным приходным документам;
  • проанализировать контрагентов на добросовестность (выписки ЕГРЮЛ, учредительные документы, бухучет и т.д.);
  • льготникам, которые освобождены от НДС или имеют ставку 0% необходимо обеспечить разделительный учет.

Если все в порядке нужно приступать к апелляционному процессу.

Следует выбрать такой порядок действий:

  • начать процесс обжалования в УФНС;
  • при отсутствии результатов обратится в арбитражный суд.

: Законные основания

О порядке обжалования говорит 19 глава Налогового кодекса РФ.

Обязательный досудебный порядок касается только апелляций по решениям о привлечении к ответственности, но не части отказа о возврате налога на добавленную стоимость. Но в обоих случаях начинать сразу с направления иска в суд не стоит, поскольку его могут не принять при обнаружении отсутствия досудебного урегулирования спора.

Состав жалобы

Сам бланк жалобы не имеет строгой формы, но он должен быть составлен в письменной форме и содержать обязательные сведения:

  1. Наименование и адрес фирмы (или ФИО Индивидуального предпринимателя);
  2. Дата, номер и наименование налогового органа, вынесшего решение, которое обжалуется;
  3. Статьи закона и акты в качестве обоснования апелляции;
  4. часть – требование о пересмотре решения;
  5. Контакты налогоплательщика.

Также прилагаются все имеющиеся бумаги, которые подтверждают неправомерность отрицательного вердикта инспекции. Подписывает жалобу руководитель организации (или ИП) или уполномоченный представитель, с прилагающейся доверенностью на него.

Куда подавать

Подается апелляционное заявление через ту инспекцию ФНС, решение которой подлежит оспариванию. Несмотря на то, что адресуется жалоба на УФНС, но ее подача происходит через ИФНС. Последняя в течение 3-х дней должна направить документ в вышестоящий орган.

Отследить продвижения по делу можно через электронный сервис портала ФНС «Решения по жалобам».

Основания отказа в возмещении НДС

Оснований для отказа в компенсации НДС может быть множество, но главное состоит в обнаружении необоснованной налоговой выгоде.

В каких случаях налоговая выгода может быть признана как необоснованная:

  • операции плательщика налогов не имеют реального экономического смысла;
  • операции не являются рациональными с экономической и деловой точки зрения;
  • указанные операции не могли быть реализованы на практике по времени, территориальному расположению и объему имеющихся ресурсов для производства продукции или выполнения работ (услуг);
  • в учете налогоплательщика зафиксированы только те операции, которые связаны с компенсацией налога из бюджета, хотя по смыслу необходим учет множества других хозяйственных операций;
  • компания неосмотрительно отнеслась к выбору контрагента, который не уплатил налоги и т.д.

В соответствии с 88 статьей НК РФ налоговый орган вправе потребовать недостающие документы и пояснения. Как показывает практика, инспектор при нахождении ошибок и противоречий в декларации сразу же готовят отказной вердикт без истребования дополнительных бумаг.

Аргументируя той же 88 статьей НК РФ, дающей право, а не обязывающей его это делать.

Однако такая трактовка явно противоречит п. 2.2 Определения Конституционного суда РФ от 12.07.2006 года, который гласит, что налоговики не вправе произвольно отказываться от истребования дополнительных сведений, пояснений и документов для проверки правильности исчисления налогов.

Если инспектор не обращается за объяснениями и прочим, значит, плательщик налогов имеет право считать, что с поданными бумагами все в порядке.

Последствия

Основные последствия отказа в компенсации налога:

  • непринятие заявленных вычетов НДС;
  • доначисление налога;
  • штрафные санкции.

Если окончательным итогом разбирательства по делу будет отказ в возмещении НДС, то нужно сделать соответствующие проводки в бухучете: 91.2 (Дебет) – 68.2(Кредит) на основании решение ИФНС.

Срок обжалования

Время, отведенное на подачу жалобы, составляет 12 месяцев от момента уведомления налогоплательщика о принятии оспариваемого решения инспекции. Если жалоба подается в УФНС, то решение о ее рассмотрении (оставления без рассмотрения) принимается в течение 5-ти дней.

Отведенное время на рассмотрение Управлением Федеральной налоговой службой жалобы составляет один месяц.

Указанный срок может быть продлен при необходимости дополнить пакет документов или пояснения, но не дольше чем на один месяц.

Участия плательщика налога не требуется, но он может подать недостающие документы к делу.

Исходом процедуры может быть как оставление жалобы неудовлетворенной или отмена решения инспекции ФНС (полное или частичное), а также вместе с тем самостоятельное вынесение нового решения о компенсации НДС. Об этом налогоплательщик будет извещен в трехдневный срок.

В случае нерассмотрения (неудовлетворения) апелляции налогоплательщик будет уведомлен в течение 3-х дней, после чего возможна повторная подача (исправив недочеты) или иск в арбитражный суд.

Судебная практика

Арбитражные суды в последние годы проявляют некоторую лояльность к налогоплательщикам. Есть все шансы доказать в суде правомерность требования вернуть суммы НДС. Далее рассмотрены частые причины отказа в возмещении НДС и существующая судебная практика.

Неосмотрительный выбор контрагента

Постановление АС Московского округа № А41-2153/11 от 5 июня 2012 и Постановление АС Волго-Вятского округа № А11-2369/2012 от 4 марта 2013 гласит, что необходимо убедиться в том, что потенциальный контрагент имеет соответствующие средства для исполнения обязательств (транспорт, сотрудники и т.д.).

Ошибки в первичной документации

К примеру, использование факсимиле на счете фактуры не является однозначным поводом, чтобы отказать в компенсации НДС.

Из Постановления АС Волго-Вятского округа № А11-4080/2010 от 11 июля 2011 следует, что лишить компанию компенсации НДС можно только в том случае, когда применение факсимиле на документе было очевидным фактом, а не выясненным в ходе экспертизы.

Подписание счета-факторы неуполномоченным лицом

Постановление ФАС Центрального округа в № А14-16947/2012 от 19 июля 2013 говорит, что вывод необходимо делать по совокупности факторов.

Если доказано, что сделка носит реальный характер, то отказ в компенсации НДС по причине подписи счета-фактуры неуполномоченными лицами необоснован.

Неуплата налогов контрагентом (партнером)

Неуплата налогов в бюджет контрагентов фирмы имеет место в списке причин для некомпенсированного НДС.

Такая практика существует и мотивируется тем, что добросовестный заявитель обязан отвечать также и за действия своих контрагентов.

Такой вывод содержится в Постановлении АС Северо-Кавказского округа № А32-33585/2013 от 29 января 2015.

Хотя в отношении этого  вопроса большинство экспертов несогласно с такой формулировкой, ведь закон говорит, что налогоплательщики не несет ответственности за третьи лица в вопросе расчетов с бюджетом.

По большей части отрицательный вердикт по компенсации налога на добавленную стоимость грозит тогда, когда стороны сделки действовали в согласованности. При этом нарушения налогового характера в лице поставщика способствовали получением необоснованной выгоды в лице покупателя.

Причиной отказа налоговой инспекции в возмещении НДС может послужить как элементарная ошибка, так и необоснованность заявленных требований. Решение ИФНС можно обжаловать, но перед подачей апелляции или иска в суд необходимо проверить правильность первичных документов сделки и контрагентов.

Источник: http://biznes-delo.ru/vozmeshhenie/otkaz-v-vozmeshhenii-nds.html

Почему решения об отказе в возмещении НДС так часто отменяются в досудебном порядке

Почему решения об отказе в возмещении НДС так часто отменяются в досудебном порядке

Есть мнение, что обжалование решения в вышестоящем налоговом органе – сущая формальность, трата времени. Придумано это, чтобы затянуть процесс восстановления истины.

И уж тем более сомнительно, чтобы управления отменяли решения собственных подчиненных. Но из анализа внутренних документов налоговиков вывод напрашивается противоположный.

Один из таких документов оказался в распоряжении редакции «ПНП». Это обзор причин отмены решений территориальных налоговых органов в I квартале 2011 года, сделанный УФНС по г. Москве.

В документе начальство прямым текстом выражает свое неудовольствие эффективностью проводимых на местах камеральных проверок обоснованности возмещения НДС. И указывает инспекторам на ошибки.

Несомненно, с анализом ошибок проверяющих полезно ознакомиться и налогоплательщикам.

Управление в I квартале отменило больше половины обжалованных решений

Московские налоговики в своем внутреннем документе сетуют на то, что проверяющие по-прежнему формально подходят к проведению камеральных налоговых проверок по НДС.

Для отказа в возмещении НДС большинство региональных инспекций опирается лишь на внешние признаки нарушений и не проводит полного комплекса контрольных мероприятий.

В результате больше половины таких решений отменяется еще на этапе досудебного рассмотрения.

По статистике, налоговики не утруждали себя сбором доказательств в каждом третьем обжалованном в УФНС случае. При этом есть такие инспекции, которые не смогли отстоять в управлении ни одного своего решения по итогам камеральных проверок НДС за целый квартал.

Налоговики попытались выделить основные причины, по которым решения, вынесенные по результатам камеральных проверок обоснованности возмещения НДС, были отменены. С тем, чтобы перечисленные основания больше не фигурировали в качестве оснований для отказа.

Налоговикам не удается собрать надлежащую доказательную базу

Руководство призывает проверяющих при проведении контрольных мероприятий всесторонне исследовать деятельность налогоплательщика и его контрагентов, анализировать движение денежных средств по счетам, наличие признаков аффилированности, взаимозависимости или подконтрольности, оценивать реальность хозяйственных отношений, наличие признаков согласованности действий налогоплательщика и его контрагентов.

Внутренний обзор показывает, что начальство поддерживает налоговиков только в практически беспроигрышных случаях. Оказывается, проще отменить решение сразу, чем подтверждать его, а потом оплачивать судебные издержки.

Зачастую в решениях доводы налогового органа сводятся исключительно к отсутствию контрагента по адресу регистрации, неисполнению контрагентом в полном объеме корреспондирующей обязанности по уплате налогов, непредставлению документов по запросу налогового органа или приобретению товаров за счет заемных средств.

К примеру, в одной из рассмотренных ситуаций компания приобрела дорогостоящее оборудование за счет заемных средств.

Выручка от реализации практически отсутствовала, поэтому займы погашались за счет привлечения новых заемных средств.

Инспекция посчитала, что раз на момент применения вычетов компания не рассчиталась по долговым обязательствам, следовательно, не понесла реальных затрат. Такое решение пришлось отменять вышестоящему органу.

В другом случае инспекция сочла компанию недобросовестной из-за того, что ее контрагент не исчислил и не уплатил НДС с полученной выручки.

При этом реальность хозяйственных операций не опровергнута, не доказана согласованность действий налогоплательщика и его контрагента и их взаимозависимость. Управление, отменяя решение инспекции, указало, что условия для вычета выполнены.

Поэтому претензии касательно неисчисленного налога должны были быть предъявлены не проверяемому обществу, а направлены в инспекцию контрагента.

В связи с этим основное требование УФНС по г. Москве к подчиненным – учитывать при сборе доказательств и вынесении решений существующую судебную практику по вопросам получения необоснованной налоговой выгоды.

И применять в работе признаки недобросовестности, установленные постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» .

Налоговики четко высказали свою позицию – обоснованным и законным может быть только решение, вынесенное на основании полной, всесторонней и объективной оценки всей совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика. А если проверяющим не удалось собрать достаточно фактов недобросовестности компании, то можно с большой долей вероятности рассчитывать на благоприятный исход спора при досудебном обжаловании.

Если не доказано получение необоснованной налоговой выгоды, вычет НДС правомерен

Практически все рассмотренные управлением эпизоды, где решения инспекций были отменены, говорят о том, что действия налогоплательщика не были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. Или контролерам не удалось собрать таких доказательств. И пока им это в большинстве случаев не удается, то при соблюдении простейших условий вычеты можно легко отстоять.

Начальство еще раз напомнило налоговикам, что Налоговый кодекс устанавливает два основных условия для применения вычета по НДС.

Это наличие счета-фактуры и принятие товаров, работ или услуг к учету (п. 1 ст. 169 и п. 1 ст. 172 НК РФ). И то, и другое соблюсти несложно.

А все остальные неточности не могут являться основанием для отказа, так как Налоговым кодексом это не предусмотрено.

Во внутреннем документе вышестоящий налоговый орган доводит до подчиненных пример некачественно проведенной проверки. Инспекторы пытались доказать схему незаконного возмещения налога в связи с приобретением здания.

Они выявили и замкнутую цепочку движения денежных средств между взаимозависимыми лицами, и использование для приобретения недвижимости исключительно заемных средств, и осуществление платежей через один банк.

Однако проверяющие не доказали, что выявленные обстоятельства повлияли на цены сделок или необоснованная налоговая выгода была получена иным образом.

В частности, не проведены допросы должностных лиц, участвующих в сделке организаций, которые могли бы доказать фиктивность заключенных договоров и произведенных операций. Не исследован вопрос о нанесении ущерба бюджету, не доказано неисполнение продавцом корреспондирующей обязанности по исчислению налога.

Бывает, что на проверке вычеты снимаются только из-за того, что контрагент не представил документы, которые налоговый орган пытался истребовать в порядке статьи 93.1 НК РФ.

Такие решения отменяются УФНС еще в ходе досудебного разбирательства. Ведь такого основания для отказа в НК РФ нет, а компания не может повлиять на действия контрагента.

В обзоре приводится ситуация, когда инспекция получила ответ от своих коллег, что налогоплательщик по направленному требованию документы не представил.

Причем речь шла об истребовании документов у крупнейших телекоммуникационных операторов.

Несмотря на это проверяющими был сделан шаблонный вывод о том, что взаимоотношения не подтверждены, а контрагенты – это фирмы-однодневки, поэтому вычеты неправомерны.

Выяснилось, что не все проверяющие знают законодательство

УФНС по г. Москве отмечает, что в некоторых случаях налоговики не знают, какие нормы законодательства применить. В иных же – применяют их неправильно.

Например, при вынесении одного из решений проверяющие оказались в тупике, когда нужно было посчитать трехлетний срок на право подать декларацию с возмещением (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Проверяющие отсчитали ровно три года от даты составления счетов-фактур и пришли к выводу, что срок истек. Они не учли, что срок начинает исчисляться с момента возникновения права на налоговый вычет.

Между тем компания представила доказательства, что часть спорных счетов-фактур была получена по почте с запозданием.

В другом случае речь шла об основных средствах, которые необходимо было перед вводом в эксплуатацию длительное время приводить в состояние, пригодное к использованию.

В ряде случаев ошибка в расчете сроков возникала из-за того, что инспекции учитывали в вычислениях праздничные дни. Тогда как считать нужно только рабочие (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). В результате инспекторы не приняли во внимание возражения компании, чем ущемили ее интересы.

Управление отметило, что проверяющие часто находят повод отказать в вычетах в тех недочетах оформления первичных документов и счетов-фактур, которые влиять на это право не должны.

Таких второстепенных неточностей инспекторы находят массу: неверно указан КПП контрагента, в товарной накладной нет ссылки на товарно-транспортную накладную, нет расшифровки подписи гендиректора, компания дооформила первичные документы, заполнив те строки, которые ранее были пустыми.

Кроме того, инспекции до сих пор используют отсутствие начислений по НДС в проверяемом налоговом периоде в качестве единственного основания для отказа в возмещении.

Так, одна из московских инспекций умудрилась принять 12 подобных решений в отношении разных периодов деятельности проверяемого налогоплательщика. Все они были отменены управлением.

Иными словами, компания не вела деятельность и не осуществляла операций по реализации в течение трех лет, но ее право на возмещение НДС защитил вышестоящий налоговый орган.

Управление согласилось, что для возмещения налога компания должна подтвердить лишь намерение осуществлять облагаемые НДС операции в будущем.

Во внутреннем документе приводятся и совсем, казалось бы, невероятные аргументы инспекторов.

Одной из компаний было отказано в вычете в связи с отсутствием сквозной нумерации листов представленных к проверке счетов-фактур.

Удивительно, что налоговый орган самостоятельно не признал такие доводы несостоятельными еще на стадии рассмотрения материалов проверки, а довел дело до обжалования в УФНС.

Нарушение процедуры проверки повлечет отмену решения, несмотря на полноту собранных доказательств

Каждая десятая жалоба была отменена из-за нарушения налоговым органом порядка проведения налоговых проверок или порядка производства по делам о налоговых правонарушениях.

В таких случаях вышестоящий налоговый орган отменит решение и вернет НДС с процентами в случае нарушения срока возврата.

Даже при наличии полной доказательной базы и полностью проведенных контрольных мероприятий.

Основное нарушение процедуры – отсутствие надлежащего уведомления налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Также нередко проверяемое лицо не получает на руки акт камеральной налоговой проверки и не имеет возможности защитить свои интересы.

Налоговики не всегда могут подтвердить, что действительно отправляли документы компании, так как уведомления о вручении могут до них не дойти. Но все равно предпочитают полагаться на почту вместо использования современных способов связи.

Так, инспекция направила акт проверки и уведомление о рассмотрении материалов по юридическому адресу. Письмо вернулось обратно с пометкой, что организация не значится.

Проверяющие решили, что исполнили свои обязанности, а плохая работа почты – это проблемы компании.

Материалы проверки рассмотрели без представителей организации и вынесли отказное решение.

https://www.youtube.com/watch?v=jDNjKBtm7B4

Вышестоящий налоговый орган отменил решение по результатам такой проверки.

Как выяснилось, у инспекции имелась возможность не нарушать процедуру – в это же время на территории налогоплательщика проходила выездная проверка.

То есть проверяющим было известно, где фактически находятся представители компании, и они могли вручить документы лично.

Также в ряде случаев обнаружены существенные нарушения сроков проведения камеральных проверок, установленных статьей 88 НК РФ.

Вместо положенных трех месяцев одна из инспекций проверяла декларацию пять месяцев. А акт проверки был вручен с опозданием почти на четыре месяца.

Но это не рекорд – предельное нарушение сроков проведения проверки составило девять месяцев.

Московские налоговики также отметили, что продолжаются попытки при вынесении решений использовать доказательства, полученные с нарушением законодательства. Что делать недопустимо (п.

4 ст. 101 НК РФ). Однако инспекторы по-прежнему проводят контрольные мероприятия за рамками проверки, например, пытаются истребовать дополнительные документы или направить запрос в банк.

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/2453-pochemu-resheniya-ob-otkaze-v-vozmeshchenii-nds-tak-chasto-otmenyayutsya-v-dosudebnom-poryadke

Проблемы возмещения НДС из бюджета, пути их решения

Проблемы возмещения НДС из бюджета, пути их решения

В теории возврат НДС выглядит довольно просто. На практике же все наоборот.

Поскольку основной функцией налоговых органов является пополнение бюджета, то возвращать НДС они не спешат,  ведь требовать с государства вы будете деньги, которые поступили в казну за счет средств ваших поставщиков, а не от вашей компании.

К тому же при возврате НДС существует проблема мошенничества, заключающаяся в возврате необоснованных сумм НДС.

На практике мы часто сталкиваемся с мнением о том, что возмещение НДС слишком сложная процедура, удовлетворить всем требованиям налоговиков и вернуть на расчетный счет сумму НДС практически невозможно. Однако, основываясь на своем опыте работы, можем заявить, что это возможно. В данной статье рассматриваются основные проблемы и препятствия, с которыми сталкиваются организации в процессе возмещения НДС и даны рекомендации по их устранению.

Для грамотного понимания и предотвращения возможных проблем следует четко знать процедуру и этапы возмещения НДС, о чем и пойдет речь ниже.

Если по итогам квартала принятая к вычету сумма НДС (за минусом восстановленных сумм) превысила исчисленную сумму налога, то полученную разницу организация имеет право возместить (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Статьей 176 Налогового кодекса РФ установлен общий порядок возмещения НДС. Он распространяется и на организации, которые реализуют продукцию на внутреннем рынке, и на экспортеров.

Порядок возмещения НДС

1

Подача в налоговый орган декларации по НДС. Если организация занимается экспортом товара, одновременно с декларацией по НДС она обязана предоставить пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС. Перечень таких документов содержится в ст.165 НК РФ.

2

Камеральная проверка.  Порядок проведения камеральной проверки регламентируется ст.88 НК РФ.

В ходе камеральной проверки налоговый орган запрашивает у налогоплательщика документы, которые подтверждают правомерность применения налоговых вычетов, к ним относятся счета-фактуры, подтверждающие вычет, первичные документы, на основании которых организация вправе принять к учету товары, карточки бухгалтерского учета. Кстати, законодательство предусматривает, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. Кроме того, налоговый орган проводит встречные проверки контрагентов, НДС по которым налогоплательщик принял к вычету. Перечень документов, которые могут быть истребованы у контрагента в ходе встречной проверки ограничен документами,  непосредственно относящимися к деятельности проверяемого налогоплательщика. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п.2 ст.88 НК РФ).

3

Вынесение решения или составление акта камеральной проверки. Если в ходе проверки инспекция не выявит никаких нарушений, то в течение семи дней после ее окончания она должна принять решение о возмещении НДС и его возврате (зачете) (п. 2 и 7 ст. 176 НК РФ). Решение может быть:

– о полном возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;

– о полном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;

– о частичном возмещении и частичном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации.

Если нарушения обнаружены, составляется акт налоговой проверки (в течение 10 рабочих дней после ее окончания) (п. 1 ст. 100 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта он должен быть вручен представителю организации под расписку или передан иным способом (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Организация вправе направить свои возражения по акту проверки в течение одного месяца после получения копии акта и участвовать в рассмотрении дела (п. 6 ст. 100 НК РФ).

4

Возврат НДС на расчетный счет, либо зачет в счет будущих платежей или других налогов. После вынесения  решения налоговой инспекции налогоплательщик может распоряжаться суммой указанной в решении на свое усмотрение: вернуть на расчётный счет или зачесть.

  Для этого в налоговую инспекцию необходимо подать заявление.

Заявление подается в свободной форме:  при возврате следует указать реквизиты счета, на который необходимо перечислить деньги, при зачете следует уточнить,  в отношении какого именно налога производится зачет с указанием КБК и суммы зачета (возврата).

На возврат налога у органов казначейства согласно законодательству есть 5 дней (п.8 ст.176 НК РФ).

  Если у организации имеются недоимки (задолженности) по НДС, другим федеральным налогам, а также по соответствующим штрафам и пеням налоговый орган вправе зачесть их за счет суммы возмещения и вернуть налогоплательщику оставшуюся сумму.  Согласия организации на такое решение не требуется (п.4 ст. 176 НК РФ).

Проблемы возмещения НДС, возможные ошибки и пути их решения

Далее рассмотрим основные проблемы и причины отказа налоговых органов в возмещении НДС:

Проблема возмещения НДС 1. Документы оформлены с нарушениями

При осуществлении торговых операций на территории России “камнем преткновения”, как правило, является правильность оформления первичных документов (счет-фактур), на основании которых производится возмещение НДС из бюджета.

В настоящее время требования к оформлению указанных документов установлены ст. 169 НК РФ.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что счет-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного данной статьей порядка, не могут являться основанием для принятия налога к вычету или возмещению.

Вместе с тем, невыполнение требований, не предусмотренных данной статьей, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

При осуществлении экспортных операций много проблем у экспортера возникает в связи с необходимостью подтверждения факта реального экспорта, т.е. физического вывоза товара за пределы территории России. Налогоплательщик должен позаботиться о надлежащем оформлении документов, подтверждающих фактический вывоз товара.

Проблема возмещения НДС 2. Хозяйственные операции не являются реально совершенными

Данное основание отказа в возмещении НДС обусловлено мнимостью совершаемых налогоплательщиком хозяйственных операций, направленных на искусственное формирование налоговых вычетов и возмещение налога из бюджета.

Как показывает анализ правоприменительной практики, в большинстве случаев фискальным органам не удается доказать мнимость хозяйственной операции.

Однако в судебной практике имеются примеры, когда факт совершения налогоплательщиком хозяйственных операций не подтверждается.

Проблема возмещения НДС 3. Поставщики или субпоставщики нарушают законодательство о налогах и сборах

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/vosmeshenie-nds-iz-budgeta

Отказ в возмещении НДС: какое решение отменять?

Ведущий юрист
Дорофеев С.Б.

https://www.youtube.com/watch?v=SnMp2feWzjM

В хозяйственной деятельности налогоплательщиков нередко встречаются ситуации, когда в каком-либо налоговом периоде сумма примененных налоговых вычетов по НДС превышает исчисленную сумму к уплате. В этом случае в соответствии со ст.

176 НК РФ налоговый орган обязан вернуть (возместить) налогоплательщику получившуюся разницу на банковский счет. При этом поскольку процедура такого возврата не является простой, налогоплательщику нередко требуется помощь в возврате НДС.

К возникновению данной ситуации обычно приводят определенные обстоятельства – крупная закупка оборудования при небольшом объеме реализации, экспортные операции, реализация продукции по ставке 10% и др. В последних двух случаях налогоплательщики и вовсе возмещают его систематически, порой не уплатив его в бюджет ни разу.

Следует понимать, что само по себе право на возмещение НДС является абсолютно законным правом налогоплательщика, предусмотренным нормами НК РФ и вообще, вытекающим из сути этого налога как косвенного.

У такого возмещения есть научно обоснованное экономическое основание (в него дабы не отвлекаться от темы мы углубляться нее будем), более того, по мнению многих экспертов в области налогового права, если бы законодатель не предусмотрел бы в некоторых случаях возможность возвращать его из бюджета вся система обложения налогом на добавленную стоимость была бы существенным образом искажена.

В связи с этим, признавая суммы возмещенного налога обоснованной налоговой выгодой налогоплательщика, соответствующей критериям Постановления Пленума ВАС РФ от 12.

10.2006 N 53 и в отсутствие признаков его недобросовестного поведения (необоснованной на выгоды), в получении такой выгоды налогоплательщику не может быть отказано.

Как мы уже отметили, возмещение налога на добавленную стоимость является частным случаем возврата налога.

Однако, процедура такого возврата имеет столь специфические особенности, что регулируется специальной нормой из второй главы НК РФ – ст.

176 НК РФ, внимательное изучение которой может оказать неоценимую помощь в возврате НДС.

Возврат НДС стандартно начинается с подачи соответствующей декларации, которую ИФНС РФ проверяет камеральной проверкой в течение 3-х месяцев (у нее также есть свои особенности).

Если в ходе проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах налоговый орган обязан в течение 7 дней принять решение о возмещении НДС.

Еще один день предоставляется ему на передачу соответствующего поручения Федеральному Казначейству и еще 5 дней дается тому на фактическое перечисление суммы возвращаемого налога на счет налогоплательщика.

В целом, процедура возврата НДС достаточно подробно урегулирована в НК РФ, однако, не является секретом, что на практике в ИФНС РФ весьма часто находят основания (по большей части, неправомерные) для отказа в его возмещении (как правило, такими основаниями выступают установленные ИФНС РФ признаки необоснованной налоговой выгоды, определенные Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53). При этом также не секрет, что интенсивность поиска оснований для отказа возвращать НДС конкретными налоговыми инспекциями на местах во многом зависит от политических взглядов руководства ФНС РФ и Минфина РФ на способы пополнения бюджета.

Отметим, что конкретные причины (основания) отказа в возмещении НДС достаточно разнообразны и во многом зависят от фантазии налогового инспектора, проводящего камеральную проверку декларации, поэтому в настоящей работе мы их подробно анализировать не будем, остановившись на процессуальной процедуре помощи в возврате НДС (то есть того, как обжаловать решение налогового органа, а также сопутствующие ему акты).

Итак, для того, чтобы отказать налогоплательщику в возмещении налоговый инспектор должен найти в действиях налогоплательщика нарушения законодательства о налогах и сборах.

При выявлении такого нарушения составляется акт налоговой проверки, в котором указываются соответствующие факты и обстоятельства (при отсутствии нарушений составляется справка и выносится решение о возмещении налога).

Далее этот акт и другие материалы проверки рассматриваются руководителем (его заместителем) ИФНС РФ, проводившей проверку, по результатам чего выносятся одновременно еще два акта:

  • решение о привлечении к ответственности либо отказе в этом;
  • решение о возмещении НДС полностью или частично, либо решение об отказе в возмещении НДС.

До недавнего времени налогоплательщик, получивший на руки, например, решение об отказе в привлечении к ответственности и решение об отказе в возмещении НДС при разрешении вопроса об обжаловании результатов налоговой проверки задавался вопросом: что из этого обжаловать – только решение об отказе в возмещении НДС или оба одновременно? При этом, если налогоплательщик начинает обжаловать решение налогового органа и то и другое, существует риск натолкнуться на аргумент о том, что отказ в привлечении к ответственности его права не нарушает (общее условие признания ненормативных актов налоговых органов незаконными).

В то же время материально-правовые основания для отказа в возмещении налога ИФНС РФ обычно указывала именно в решении об отказе в привлечении к ответственности (или о привлечении к ней), оставляя для решения о судьбе возмещения только резолютивную часть: отказать или возместить.

Таким образом, оспаривая решения ИФНС РФ налогоплательщики нередко оказывались в безвыходной ситуации, в которой им требовалась помощь в возврате НДС.

В настоящее время определенность в этот вопрос внесена Высшим Арбитражным Судом РФ (п. 49 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013г. № 57), в котором указано, как обжаловать решение налогового органа об отказе в возмещении.

В нем прямо разъяснено, что «поскольку решение об отказе в возмещении НДС неразрывно связано с решением о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, судам необходимо исходить из того, что названные решения не могут исследоваться и трактоваться в отрыве друг от друга, в том числе при их обжаловании. В связи с этим они вступают в силу одновременно, обжалуются в арбитражный суд совместно и оплачиваются государственной пошлиной как единое требование».

Таким образом, налогоплательщик при разрешении налогового спора должен обжаловать решение налогового органа и об отказе в возмещении НДС и о привлечении к ответственности одновременно.

Источник: http://www.calangium.com/information/statiy/Otkaz-v-vozmeshhenie-NDS-kakoe-reshenie-otmenjat/

Бухгалтерия
Добавить комментарий