Объект налогообложения российских организаций / иностранных / нко

Налогообложения некоммерческих организаций

Объект налогообложения российских организаций / иностранных / НКО

В статье рассмотрен вопрос налогообложения некоммерческих организаций.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, некоммерческая организация, некоммерческий сектор, налоговое законодательство.

Рыночная экономика не может быть эффективной без развитого некоммерческого сектора.

Ее функционирование сопряжено с проблемами, так называемых провалов ранка, разрешение которых вынуждено брать на себя государство, создавая и финансируя государственные организации и бюджетные учреждения в различных областях.

Некоммерческий сектор в России сегодня состоит из множества организаций, которые различаются по масштабу, структуре, по виду деятельности.

Данные хозяйствующие субъекты созданы для достижения таких целей, как социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие целей, а также созданные для охраны здоровья человечества и развития физической культуры и спорта, для удовлетворения потребностей духовных и иных нематериальных, и защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации, которые осуществляют производства общественных благ, способствуют развитию модернизации и инновации и самоорганизации населения и развития институтов гражданского общества.

С институциональной точки зрения некоммерческий сектор является главным функционирующим основным институтом гражданского общества государства, который взаимодействует между государственной властью и обществом.

Важность выполняемых некоммерческим сектором задач делает его успешное функционирование крайне необходимым для общества и занимает одно из важных мест в нашей стране, что связано с процессами демократического транзита и дальнейшим реформированием политической системы России и зарубежных стран.

В отличие от коммерческих, некоммерческие организации не имеют своей основной целью получение прибыли и не могут распределять полученную прибыль между своими участниками.

Необходимо отметить, что они не лишены права заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому данная деятельность должна способствовать достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация.

В этом случае налогообложение осуществляется на общих основаниях.

С введением ряда новшеств в налоговое законодательство РФ важным с точки зрения привлечения средств является строгое определение поступающих средств и отнесение их к доходам, которые не подлежат обложению налогом на прибыль.

Перечень не облагаемых налогом доходов, определен в ст. 251 п. 1, пп.11 Налогового кодекса Российской Федерации.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческой организации и не участвующим в формировании налоговой базы, в соответствии с поправками, принятыми в 2012 г.

, относят любые виды взносов учредителей и прибыль, доход в виде безвозмездно полученных такими организациями работ или услуг на основании договоров (пп. 1 п. 2 ст.

251 Налогового кодекса Российской Федерации), в порядке наследования или на благотворительную деятельность полученные организацией имущественные права в соответствии с пп. 2, 4 п. 2 ст.

251 Налогового кодекса Российской федерации, а также специальные виды денежных средств, передаваемые в рамках уставной деятельности между некоммерческой организацией и созданным ею отделением, которое является самостоятельным налогоплательщиком (пп. 10.1, 10.2 п. 2 ст. 251 НК РФ) [1].

Доход, не указанный в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации, расценивается налоговыми органами как внереализационные доходы.

В пункте 8 статье 250 Налогового кодекса Российской Федерации отмечено, что внереализационными доходами субъекта налога признаются, в доходы полученные в виде безвозмездного имущества, услуг или работ, имущественных прав, исключением является прописанные в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации. Расходы, связанные с безвозмездным оказанием услуг, по общему правилу не учитывались в целях налогообложения прибыли (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации). Прибыль, которая остается после налогообложения полученная некоммерческой организацией от предпринимательской деятельности и иных доходов, не распределяется между ее участниками или учредителями, а направляется на достижение уставных целей, ради которых создана организация [1].

В соответствии с главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, имеют обязанность быть плательщиком налога на добавленную стоимость, в независимости осуществляет коммерческую деятельность или нет.

Этим видом налога облагаются только те средства, поступление которых связано с осуществлением расчетов за реализованные товары, работы и услуги.

Поэтому целевые средства, которые организация получила, не являются объектом обложения НДС, если они не связаны с реализацией [2].

Для осуществления уставной деятельности некоммерческой организации, которая не связана с коммерческой деятельностью передаются основные средства, нематериальные активы или другое имущество не признается реализацией товаров работ и услуг.

При передаче имущества некоммерческой организации для уставной деятельности, передающий хозяйствующий субъект НДС платить не будет, так как данная операция не является реализацией.

В случае реализации некоммерческими организациями основных средств, нематериальных активов или иного имущества, полученного на осуществление уставной деятельности сторонним организациям или физическим лицам, НДС исчисляется и уплачивается в общеустановленном порядке.

При безвозмездной передаче товаров, работ, услуг коммерческим организациям и физическим лицам у некоммерческой организации возникает объект налога по НДС, в соответствии с п.1 ст.

146 Налогового кодекса Российской Федерации, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе в целях исчисления НДС являются реализацией товаров, работ, услуг.

Освобождается от обложения НДС только безвозмездная передача товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках благотворительнойдеятельности. [1].

В налогообложении некоммерческих организаций расширен перечень операций, не облагаемых НДС услуг:

–        по уходу за больным гражданином, инвалидом и престарелым человеком;

–        образования детей в дошкольных учреждениях и внешкольных занятиях;

–        продуктов питания, произведенных столовыми либо реализуемых им организациями общественного питания;

–        услуг в сфере образования;

–        услуг в сфере культуры и искусства.

Налог на имущество организации является частью налогового поля некоммерческих организаций, представленного совокупностью всех уплачиваемых налогов и сборов.

В соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций относится к региональным налогам, который является обязательным к уплате и взимается на территории соответствующего субъекта на основании регионального закона о налоге. Некоммерческие организации в общем порядке признаются плательщиками налога на имущество организаций. Несмотря на то, что некоммерческим организациям, в силу специфики их деятельности, полагаются льготы по земельному налогу и налогу на имущество организации, споры о справедливости и необходимости налогообложения таких объектов имущества остаются актуальными.

В отношении уплаты налога на имущество организаций и земельного налога особенностью является то, что некоммерческие организации фактически уплачивают эти налоги не из собственных денежных средств.

Плательщиком в данном случае выступает Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, которые создают государственные учреждения.

Таким образом, для некоммерческих организаций расходы на уплату налога на имущество организаций и земельного налога, включены в сумму субсидии.

Поэтому организации фактически освобождены от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога, так как государство, рассчитывает и выделяет им субсидии для выполнения государственного задания, и первоначально закладывает в эту сумму расходы на уплату данных налогов.

Проводя аналогию с опытом налогообложения некоммерческих организаций в зарубежных странах следует отметить, что в отношении налогообложения доходов, некоммерческие организация имеют так же перечень доходов, не подлежащих налогообложению либо вообще освобождены от уплаты такого налога. В отношении НДС, предусмотрены следующие преференции: снижение ставки НДС: во-первых, на товары и услуги, приобретаемые некоммерческими организациями; во-вторых, на товары и услуги реализацию которых осуществляет некоммерческая организация.

Благотворительные организации освобождаются от налогов отношении имущества, которое использует в интересах общества, только если выполняют прописанные цели в уставе организации.

Таким образом, некоммерческие организации создаются не с целью получения прибыли, а с целью достижения положительных изменений в обществе, в зарубежных странах государство обеспечивает для них льготные условия налогообложения, т. к. некоммерческие организации способствуют выполнению социальных функций.

Литература:

1.                  Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. — М.: Издательство «Омега-Л», 2014.- 793 с.

Источник: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6459/

Объект налогообложения для российских организаций

Объект налогообложения для российских организаций

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (ст. 374 НК РФ).

Следовательно, имущество, подлежащее налогообложению, должно:

– быть движимым или недвижимым;

– признаваться объектом основных средств в соответствии с пра-вилами ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено главой 30 Налогового кодекса РФ (например, при совместной деятельности).

Вся сложность определения объекта обложения налогом на имущество заключается в том, что существует множество нормативных актов по бухгалтерскому учету, которые устанавливают порядок учета основных средств, а также в том, что в хозяйственной практике организаций основные средства отражаются по-разному.

Налогом на имущество облагаются только основные средства организации, которые числятся на ее балансе.

При этом неважно, находятся основные средства в самой организации или переданы ли во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление либо внесены в качестве вклада в совместную деятельность (ст. 374 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 374 НК РФ, объектами налогообло-жения не являются:

– земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

– имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Объект налогообложения для иностранных организаций

Для иностранных организаций, которые ведут деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

Иностранные организации должны вести учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета. Это новая норма в налоговом законодательстве.

Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, объектом налогообложения признается находящееся на территории России недвижимое имущество, которое принадлежит указанным иностранным организациям на праве собственности.

Кроме того, иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через свои представительства в Российской Федерации, обязаны также уплачивать налог на имущество организаций за недвижимое имущество на территории России, не используемое в предпринимательской деятельности, но принадлежащее им на праве собственности.

Порядок расчета налоговой базы. Налоговый период

И налоговая ставка

Налоговая база при расчете налога на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество как объект налогообложения учитывается по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, который предусмотрен учетной политикой организации.

Стоимость объектов основных средств, для которых начисление амортизации не предусмотрено, рассчитывается как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, определяемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Перечень счетов бухгалтерского учета, сальдо по которым принимается для расчета налоговой базы по налогу на имущество, приведен в таблице 23.

Таблица 23

Перечень счетов, остатки по которым принимаются

для определения налоговой базы по налогу на имущество

Вид актива Номер и наименование счета  
Основные средства 01 «Основные средства 02 «Амортизация основных средств»» 03 «Доходные вложения во внеоборотные активы»
Движимое и недвижимое имущество, переданное в доверительное управление 79 «Внутрихозяйственные расчеты» субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»
Движимое и недвижимое имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления Забалансовые счета
Движимое и недвижимое имущество, внесенное в качестве вклада в простое товарищество 58 «Финансовые вложения» субсчет «Вклады по договору простого товарищества»
Движимое и недвижимое имущество, приобретенное (созданное) в процессе совместной деятельности   В балансе не отражается

При исчислении налоговой базы остаточная стоимость имущества определяется на 1-е число каждого месяца как разность между суммой остатков, числящихся по счетам 01 «Основные средства» и
03 «Доходные вложения в материальные ценности», и суммой остатков, отраженных на счетах 02 «Амортизация основных средств» и 010 «Износ основных средств» (для основных средств, не подлежащих амортизации).

В формировании налоговой базы по налогу на имущество организаций не участвует сумма затрат организации по объектам, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств или доходных вложений в материальные ценности, учитываемая на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Согласно ПБУ 6/01, амортизация не начисляется по объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.

), объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т. п.

), а также продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста.

По таким объектам основных средств и объектам основных средств некоммерческих организаций износ начисляется в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа учитывается на отдельном забалансовом счете.

В бухгалтерском учете амортизация объектов основных средств рассчитывается одним из следующих способов:

– линейный;

– способ уменьшаемого остатка;

– метод списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

– метод списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Способ начисления амортизации выбирается каждой организацией самостоятельно и утверждается приказом об учетной политике. В течение всего срока полезного использования объектов, входящих в группу однородных объектов основных средств, следует применять один из способов начисления амортизации.

Объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, включаются в облагаемую базу по их инвентаризационной стоимости по данным органов технической инвентаризации.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, так же как и российские организации, для определения налоговой базы рассчитывают среднегодовую стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. В связи с этим представительства должны вести учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в РФ порядком ведения бухгалтерского учета, то есть по ПБУ 6/01.

Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Кроме того, иностранные организации обязаны раздельно исчислять налоговую базу:

– по имуществу, подлежащему налогообложению по месту постановки на учет представительства иностранной организации;

– по недвижимому имуществу, находящемуся вне местона-хождения постоянного представительства (по каждому объекту);

– по части каждого объекта недвижимого имущества, если он находится на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации). При этом стоимость имущества принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

– в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговая база по местонахождению объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения постоянного представительства иностранной организации определяется исходя из стоимости этого имущества.

Налоговая база по месту постановки на учет иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, определяется исходя из стоимости имущества, находящегося:

– на территории Российской Федерации;

– в территориальном море Российской Федерации (на континен-тальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации).

Отдельно налоговая база определяется в отношении имущества:

– подлежащего налогообложению по местонахождению организа-ции (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);

– каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

– находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации (по каждому объекту недвижимого имущества);

– облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налог со стоимости недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, должен уплачиваться по местонахождению этого имущества.

При этом налог рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости этого имущества и ставки налога, установленной в том регионе, где оно находится.

Движимое имущество включается в налоговую базу только по местонахождению организации и местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Следовательно, сначала нужно сложить остаточную стоимость основных средств на 1-е число каждого месяца квартала (полугодия, 9 месяцев, года) и на 1-е число следующего месяца после квартала (полугодия, 9 месяцев, года). Затем полученную сумму следует разделить на количество месяцев в квартале (в полугодии, 9 месяцах, году), увеличенное на единицу, то есть соответственно на 4 месяца (7, 10, 13 месяцев).

Таким образом, в соответствии с новым порядком исчисления налога на имущество для определения среднегодовой стоимости имущества:

за I квартал – следует сложить стоимость налогооблагаемого имущества на 1-е число каждого месяца с января по апрель и полученную сумму разделить на 4;

за полугодие – сложить стоимость имущества на 1-е число каж-дого месяца с января по июль и полученную сумму разделить на 7;

за 9 месяцев – сложить стоимость имущества на 1-е число каждого месяца с января по октябрь и полученную сумму раз-
делить на 10;

за год – сложить стоимость имущества с января по январь и полученную сумму разделить на 13.

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.

Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Если в региональном законе не установлены иные отчетные периоды, то в качестве них признаются I квартал, полугодие и
9 месяцев календарного года. Налоговым периодом всегда признается календарный год.

Налоговые ставки определяются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %.

Допускается устанавливать дифференцированные налоговые ставки в регионах Российской Федерации в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) по видам имущества (например, для организаций, оказывающих почтовые, образовательные услуги, для некоммерческих, научных организаций, внебюджетных фондов и др.). Из состава имущества научных организаций может быть выделено лабораторное имущество для проведения НИОКР, для которого устанавливается отдельная ставка.

Дифференцированные ставки могут также применяться конкретно в отношении любого имущества, признаваемого объектом налогообложения (например, для имущества, используемого для охраны природы, для гражданских воздушных судов, наземного транспорта, памятников истории и культуры и иных объектов основных средств, находящихся на балансе налогоплательщиков).

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/28906.html

17.3. Некоторые особенности налогообложения некоммерческих организаций в России

Налогообложение некоммерческих организаций в настоящее время имеет весьма существенную специфику в зависимости от конкретного вида и правового статуса той или иной некоммерческой организации.

Отличительный признак некоммерческой организации — то, что она не имеет основной целью извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между своими участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и др.

В соответствии с ГК РФ (часть первая, § 5) к некоммерческим организациям, в частности, относятся:

• потребительские кооперативы;

• общественные и религиозные организации (объединения);

• фонды (не имеющие членства некоммерческие организации,

учрежденные гражданами или юридическими лицами на основе

добровольности, преследующие социальные, благотворительные и

некоторые иные цели);

• разные учреждения (организации, создаваемые собственником) для

решения некоммерческих задач и финансируемые собственником

полностью или частично, а также

• некоммерческие организации некоторых иных видов.

Общий подход к режиму налогообложения некоммерческих организаций связан как с юридическим статусом этих организаций, так и с видом осуществляемой этими организациями деятельности.

В целом данный подход может быть сформулирован как отсутствие налогообложения в части некоммерческой деятельности этих организаций и действие общего режима налогообложения (или льготного режима, сформулированного в рамках отдельных законов по конкретным налогам) в части коммерческой деятельности этих организаций.

Рассмотрим несколько примеров режимов налогообложения в отношении отдельных типов некоммерческих организаций.

Общественные объединения инвалидов и их подразделения, а также общественные организации инвалидов, являющиеся юридическими лицами, могут быть участниками хозяйственной деятельности, иметь в собственности предприятия, учреждения и организации, здания, сооружения и иное имущество.

Для всероссийских общественных объединений инвалидов, их организаций и находящихся в их собственности предприятий и учреждений (уставный капитал которых состоит из вклада этих общественных организаций) государством гарантируется предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов и пошлин.

В настоящее время для данной категории организаций предусмотрены следующие налоговые льготы:

• по налогу на прибыль — не подлежит налогообложению прибыль

общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и

организаций, находящихся в их собственности, а также хозяйственных

обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада

общественных организаций (данная льгота не распространяется на

прибыль от производства и реализации подакцизной продукции,

минерального сырья и некоторых иных видов товаров);

• по НДС — освобождаются товары (за исключением подакцизных,

минерального сырья и некоторых иных видов), работы и услуги,

производимые и реализуемые общественными организациями

инвалидов;

• по налогу на имущество предприятий — не облагается налогом

имущество общественных организаций инвалидов.

Общественные объединения инвалидов освобождаются также от Уплаты налога с владельцев транспортных средств, от уплаты единого социального налога в части, зачисляемой в Пенсионный фонд РФ. Имеются и другие льготы как по отдельным налогам общефедерального значения, так и по уплате региональных и местных налогов в разных регионах РФ.

Бюджетные организации также представляют собой один из видов некоммерческих организаций.

Юридический статус бюджетной организации определяется учредительными документами (уставом или положением), а ее деятельность осуществляется на основании сметы доходов и расходов (бюджетной сметы).

Обязательным условием бюджетной организации является финансирование из бюджета, ведение бухгалтерского учета, исполнение смет расходов (доходов и расходов) в соответствии с Планом счетов для бюджетных организаций и Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.99 № 107н.

В соответствии с действующим законодательством бюджетные организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог на прибыль с получаемой от этой деятельности суммы превышения доходов над расходами с применением ставок по налогу на прибыль и льгот при исчислении налогооблагаемой прибыли в общеустановленном порядке. Так, плательщиками налога на прибыль являются:

• бюджетные организации, получающие доходы от предпринимательской

деятельности, которым в соответствии с учредительными документами

предоставлено право деятельности, приносящей доход (оказание

платных услуг, выполнение отдельных видов работ и др.);

• научно-исследовательские организации, состоящие на бюджете и

выполняющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские

работы по договорам.

Подлежат налогообложению также доходы бюджетных организаций:

— от сдачи имущества в аренду;

  • от вложения временно свободных внебюджетных денежных средств

на депозиты;

— от реализации основных средств и иного имущества;

— коммерческие доходы некоторых иных видов.

Налогообложению подлежит сумма превышения доходов от предпринимательской деятельности над величиной произведенных расходов.

При этом в составе доходов и расходов бюджетной организации не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание бюджетных организаций, поступающие от других организаций и граждан, а также расходы, производимые за счет этих поступлений. К целевым средствам, которые не подлежат налогообложению и исключаются из налогооблагаемой базы, относятся:

• средства, полученные образовательными учреждениями по договорам за

платное обучение и инвестируемые в учебный процесс;

• суммы экономии по смете расходов по бюджету;

• гранты, полученные от иностранных благотворительных организаций

для целевых программ, относящихся к уставной деятельности этих

бюджетных организаций.

Кроме того, целевой характер носят также средства отраслевых централизованных внебюджетных фондов на развитие материально-технической базы.

Поясним схему расчета налога на прибыль для бюджетной организации.

Пример 68. Допустим, что за первое полугодие текущего года на

расчетный счет бюджетного учреждения поступили средства:

— бюджетные — 1,9 млн руб.;

— целевые на содержание учреждения — 0,175 млн руб.;

— от предпринимательской деятельности — 0,758 млн руб.

Расходы за счет всех имеющихся источников в первом полугодии составили 2,425 млн руб.

  1. Определим сумму налога на прибыль, которая должна быть уплачена

бюджетным учреждением по итогам полугодия.

Определим долю доходов от предпринимательской деятельности в общей

сумме источников финансирования: 0,758 млн : (1,9 млн + 0,758 млн) • 100 =

= 28,5%.

Таким образом, доля доходов от коммерческой деятельности составит

28,5% в общей сумме доходов (поступлений) этой бюджетной организации

(без учета целевых поступлений).

  1. Определим сумму расходов, которая приходится на коммерческую

деятельность данной организации, исходя из доли коммерческих доходов:

(2,425 млн – 0,175 млн) • 0,285 = 0,6413 млн руб.

  1. Определим превышение доходов от коммерческой деятельности над

расходами: 0,758 млн – 0,6413 млн = 0,1167 млн руб.

Полученная таким образом сумма превышения доходов от коммерческой

деятельности над расходами (116,7 тыс. руб) подлежит обложению налогом

на прибыль предприятий.

  1. Определим сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет по

итогам первого полугодия текущего года: 116,7 тыс. • 0,35 = 40,85 тыс. руб.

Имущество бюджетных организаций освобождается от уплаты налога на имущество предприятий. При этом если бюджетная организация ведет коммерческую деятельность, то она обязана уплачивать этот налог с части (доли) имущества, приходящейся на ее коммерческую деятельность (см. пример 56).

По НДС на товары и услуги, оказываемые бюджетными учреждениями и организациями, льготы предоставляются в соответствии с действующими нормами в общеустановленном порядке, т. е. зависят от вида товаров или услуг.

Так, например, услуги учреждений культуры и искусства не подлежат обложению этим налогом.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые с финансированием из бюджета, также этим налогом не облагаются, а аналогичные виды работ с иными источниками финансирования облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Религиозные объединения и предприятия, находящиеся в их собственности, освобождаются от уплаты налога на прибыль предприятий с прибыли от культовой деятельности, производства и реализации предметов культа и религиозного назначения, а также с иной прибыли, направленной на осуществление ими их уставной деятельности.

Услуги религиозных объединений освобождаются от НДС. Под услугами религиозных объединений законодательство понимает проведение обрядов и церемоний, а также изготовление и реализацию этими объединениями предметов культа и иных предметов исключительно религиозного назначения.

Имущество религиозных объединений и организаций также не облагается налогом на имущество предприятий.

Благотворительные организации также имеют определенные налоговые льготы в рамках отечественного налогового законодательства.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Цели благотворительной деятельности подробно описаны в Федеральном законе от 11.08.95 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

В соответствии с этим Законом

под благотворительной организацией подразумевается

неправительственная (негосударственная и немуниципальная)

некоммерческая организация, созданная для реализации

предусмотренных этим Законом целей путем осуществления

благотворительной деятельности в интересах общества в целом или

отдельной категории лиц.

Льготы по уплате налогов участниками благотворительной деятельности регулируются законодательными актами РФ по отдельным налогам и могут применяться этой организацией с момента ее государственной регистрации. Большая часть этих льгот уже рассмотрена при описании отдельных налогов, поэтому здесь приведем лишь основные из них.

При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактических затратах и расходах уменьшается на суммы взносов на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям и учреждениям, детским и молодежным общественным объединениям, зарегистрированным в установленном порядке, а также на сумму средств, перечисленных учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования и др. При этом необходимо иметь в виду, что благотворительные организации могут расходовать эти средства только на уставные (т. е. благотворительные) цели. Если полученные таким образом средства будут израсходованы благотворительной организацией на другие цели, то она должна будет внести в бюджет всю сумму использованных нецелевым образом средств.

По НДС в соответствии с п. 12 ст. 149 гл.

21 второй части Налогового кодекса РФ освобождается от налогообложения безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, за исключением подакцизных товаров.

По налогу на имущество предприятий установлено, что им не облагается имущество общественных объединений и ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций на содержание указанных общественных организаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность.

От налога на пользователей автомобильных дорог освобождены налогоплательщики в части выручки от реализации продукции в процессе оказания безвозмездной помощи (содействия). От налога с владельцев транспортных средств освобождаются владельцы транспортных средств, используемых исключительно и непосредственно для безвозмездной помощи.

Практически по всем основным налогам Российской Федерации существуют в той или иной форме налоговые льготы, которые предоставляются либо прямо благотворительной организации, либо иным налогоплательщикам в части их благотворительной деятельности (содействия благотворительным организациям, осуществления благотворительных взносов и т. д.).

Законодательные органы субъектов РФ и местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные налоговые льготы по ряду налогов в части, подлежащей зачислению в доход бюджета субъекта Федерации или муниципалитета.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5255739/page:58/

Особенности налогообложения НКО в РФ

Введение………………………………………………………………….. …3

Глава I. Основные принципы и организационно-правовые формы некоммерческих организаций………………………………………………….6

1.1 Правовое положение некоммерческих организаций……………….…6

1.2 Виды некоммерческих организаций в РФ…………………………….17

Глава II. Механизм налогообложения некоммерческих организаций (на примере ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по г.Владикавказ)……………………………………………………..……………29

2.1. Система налогообложения некоммерческих организаций в РФ……………………….…………………………………………………………29

2.2. Налогообложение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по г. Владикавказ…………….………………………………………………………..44

Глава III. Перспективы развития налогообложения некоммерческих организаций……………………………………………………………………..53

3.1. Проблемы и пути совершенствования системы налогообложения некоммерческих организаций в РФ…………………………………………….53

3.2. Особенности налогообложения некоммерческих организаций за рубежом…………………………………………………………………………..65

Заключение…………………………………………………………………74

Список использованной литературы……………………………………78

Приложения

Введение

В 10-летней российской практике законо­творчества в области регулирования «третьего сектора» экономики наиболее распространенным стал термин «некоммерческая организация», определен­ный Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях». В то же время в соответствии с этими законодательными актами к некоммерческим в российской практике отно­сятся многие организации, в которых основные функциональные роли (уч­редителя, собственника, участника, управляющего, контролера – как все вместе, так и по отдельности) принадлежат государству. Это, прежде всего бюджетные учреждения и государственные внебюджетные фонды, а также другие формы некоммерческих организаций с государственным участием.

Сегодня российский некоммерческий сектор – это большое количество как российских, так и иностранных организаций.

Приблизительно четверть из них ведут активную деятельность и оказывают услуги социального, информационного и образовательного ха­рактера, аналогов которым зачастую нет ни в государственном, ни в муни­ципальном, ни в частном секторе.

Кроме того, без вмешательства некоммерческих организаций в большинстве регионов России игнорировались бы такие актуальные для общества проблемы, как обеспечение равных возможностей для инвалидов, поиск новых механизмов устройства детей оставшихся без попечения роди­телей, защита от семейного насилия, помощь беженцам и вынужденным переселенцам, отстаивание права граждан на здоровую окружающую среду, социальная реабилитация, комплекс проблем, связанных с территориальным самоуправлением, и др.

Все это является свидетельством важной роли некоммерческого сектора как в экономическом, так и в социальном развитии общества. Несмотря на бесспорную значимость некоммерческих организаций, на сегодняшний день их развитию и поддержке не уделяется должного внимания со стороны государства.

Кроме того, отношение государства к этому сектору можно охарактеризовать большой степенью недоверия, что способствовало ужесточению налогообложения и невозможностью ведения некоммерческой деятельности в России иностранным организациям. Все это обуславливает актуальности темы исследования.

За последние годы исследованию некоммерческого сектора посвящены работы Кузьмина Г.В., Гамольского П.Ю., Андреева С.Н.,Ахинова Г.А., Панагушина О.В., Кожевникова О.А.

, Червякова И.В. Горюнова И.Ю. Русанова Ю.Ю., К.В. Черкасс и ряда других авторов занимающихся изучением вопросов налогообложения некоммерческих организаций в России.

Целью дипломной работы является исследование деятельности некоммерческих организаций Российской Федерации и особенностей их налогообложения.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

– охарактеризовать принципы и организационно-правовые форм НКО;

– изучить механизм налогообложения некоммерческих организаций (на примере ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по г.Владикавказ);

– определить проблемы и перспективы налогообложения некоммерческих организаций;

– изучить зарубежный опыт налогообложения некоммерческих организаций.

Предметом исследования являются отношения, складывающиеся между некоммерческими организациями и государством в области налогообложения.

Объектом исследования выступают некоммерческие организации в России на современном этапе развития экономики.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования сформулированных в ней положений и выводов для развития теории налогообложения.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования выводов и предложений в совершенствовании системы налогообложения некоммерческих организаций в России.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель и ставятся задачи исследования, которые поэтапно решаются в соответствующей главе дипломной работы.

В первой главе определяются принципы и организационно-правовые формы некоммерческих организаций.

Во второй главе рассматривается механизм налогообложения некоммерческих организаций на примере ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по г. Владикавказ. В третьей главе определены перспективы развития некоммерческих организаций в РФ. В заключении подводятся итоги исследования.

Глава I. Основные принципы и организационно-правовые формы некоммерческих организаций

1.1 Правовое положение некоммерческих организаций

Согласно ч.1 ст.30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение. Свобода деятельности общественных объединений га­рантируется.

Объединение лиц может быть облечено в юридическую форму организации (юридичес­кого лица).

Юридическими лицами, могут быть организа­ции, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имею­щие извлечение прибыли в качестве та­кой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммер­ческие организации) [1].

Принципиальное отличие некоммерческих организаций от коммерческих заключается, в следующем:

– основной целью создания и деятельности некоммерческой организации не является извлечение прибыли;

– если некоммерческая органи­зация получает прибыль, эта прибыль не под­лежит распределению между участниками некоммерческой организации.

Даже в слу­чае параллельного обогащения (получения при­были в результате второстепенной деятель­ности) этим обогащением никто (включая участников некоммерческой организации) не может воспользоваться в личных целях. Вся получаемая прибыль используется для достижения целей, ради которых и была создана некоммерческая организация.

Порядок создания, функционирования, реорганизации и ликви­дации некоммерческих организаций как юридических лиц, а также их правовое положение определены нормами Гражданского кодек­са РФ, Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также иными законами и положениями, регулирующими деятель­ность отдельных видов некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации создаются для достижения соци­альных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, разви­тия физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, закон­ных интересов граждан и организаций, разрешения споров и кон­фликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, на­правленных на достижение общественных благ.

Тем не менее, для достижения уставных целей, ради которых созданы НКО, они могут заниматься и коммерческой деятельно­стью. Исключение составляют ассоциации и союзы.

Если по реше­нию участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение пред­принимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобра­зуется в хозяйственное общество или товарищество, либо может создать для осуществ­ления предпринимательской деятельности хозяйственное общест­во или участвовать в таком обществе.

Предпринимательской деятельностью некоммерческой органи­зации признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика[2]. При этом следует помнить об ограничениях установленных зако­нодательством на участие некоммерческих организа­ций в хозяйственных обществах.

Так, учреждения могут быть участниками хозяйственных об­ществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом, а, благотворительные организации например, не могут участвовать в хозяйст­венных обществах совместно с другими лицами .[3]

Также в интересах достижения целей, предусмотренных уставом, НКО может создавать другие некоммерческие организа­ции и вступать в ассоциации и союзы.

Доходы некоммерческой организации от предпринимательской деятельности в соответствии с налоговым законодательством облагаются теми же налогами, что и доходы коммерческих организаций. В случае если после уплаты всех налогов осталась прибыль, она может быть направлена только на дос­тижение уставных целей, ради которых создана организация.

Исключение составляют потребительские кооперативы, они имеют право распреде­лять доходы от предпринимательской деятельности между своими членами. Несмотря на то, что они относятся к некоммерче­ским организациям, они предназначены для удовлетворения материальных потребностей своих членов.

Источник: http://MirZnanii.com/a/240343/osobennosti-nalogooblozheniya-nko-v-rf

Бухгалтерия
Добавить комментарий