Незаконное возмещение ндс

Незаконное возмещение НДС – угроза нашей экономике

Незаконное возмещение НДС

Кто-то об этом знает. Некоторые догадываются. Большинство даже не задумывалось.Предлагаю вашему вниманию статью члена «Профсоюза граждан России» Евгения Симакова об этой важнейшей проблеме российской экономики.

Можно даже считать эту статью запросом от нашего Профсоюза тем партиям, которые собираются провести своих кандидатов в депутаты российской Госдумы.

Потому что законодательства, которое позволяет «воровать по закону», в России быть не должно.

Без налоговой службы государство немыслимо. Налоги — главная составляющая бюджетов всех уровней — от федерального до муниципального.

От работы налоговых органов в немалой степени зависят развитие городов и районов, экономическая стабильность и благополучие страны. Налог на добавленную стоимость является одним из образующих бюджет налогов.

По своей сути НДС — общегосударственный налог с продаж, который распределен между плательщиками.

Однако НДС, за счет прорех в налоговом законодательстве РФ, считается одним из самых коррупционных налогов.

Довольно сложная и опасная ситуация складывается в настоящее время с массовым использованием налогоплательщиками нелегальных и полулегальных схем незаконного возмещения налога на добавленную стоимость.

Иными словами – государство возвращает НДС. Вот на этой почве и расцветают ядовитые цветы.
http://juristmoscow.ru/nalogovye-spory/stat_nal-sp/2650/

Рассмотрим эту проблему подробнее. НДС платится с выручки (дохода юридического лица), однако налогоплательщики имеют право на вычеты (расходы), полученную разницу уплачивают в бюджет. Например, организация купила станок за 5 млн. руб.

в 1 квартале 2011 года и продала его в 1 квартале 2011 года за 5.5 млн. руб., с полученной выручки в размере 500 тыс. руб. уплачивает в бюджет 18%, то есть 90 тыс. руб. Остальные деньги в сумме 410 тыс. руб.

– доход фирмы, за минусом иных сборов и расходов.

Однако на практике так происходит редко, российские налогоплательщики стараются всячески минимизировать платежи в бюджет или использовать право на возмещение НДС из бюджета. Что это такое за право? В интернете множество рекламы с лозунгами: «Вернем НДС на любой стадии» http://www.finsovet.ru/nds.

Начинаем сначала: купила организация станок уже за 50 млн. руб. и не продала. Ну, не нашелся покупатель или сорвался. А по итогам каждого квартала декларацию по НДС надо подавать. Считаем НДС: выручки у нас нет, вычеты 50 млн.*18%. В итоге имеем минус 9 млн. руб.

Поскольку НДС – косвенный налог, следовательно, в соответствии с действующим налоговым законодательством бюджет (налоговый орган) обязан вернуть на расчетный счет организации 9 миллионов рублей.

Те, кто знает об этом – давно возмещают НДС в особо крупных размерах, 30 млн. в квартал, 100 млн.

в квартал, кто больше? Но даже если Вы пойдете в метро просить на подаяние, Вы поймете, что эта ниша занята и нужно делиться, а также искать покровителя.

Можно попробовать потеснить мошенников, начав свою собственную игру, которая стоит свеч — бюджет-то ведь «резиновый»!

Вот она, коррупционная составляющая НДС – организация за счет применения схем ухода от налогообложения при возмещении НДС должна поделиться с налоговой, банками, таможней, управлением по борьбе с экономическими преступлениями и пр.

Но вернемся к рассматриваемой сделке: казалось бы — ситуация реальная, ну может же такое быть, купила фирма многострадальный станок и не продала, случайно возмещение нарисовалось, все в рамках закона, но давайте посмотрим глубже.

И мы увидим, что такие организации в основном создаются незадолго до совершения первой хозяйственной сделки и ненадолго.

1й этап – купить (зарегистрировать) фирму. 2-й этап – предоставить (отправить по почте) в налоговый орган декларацию. В действующем законодательстве (п. 2 ст.

88 НК РФ) проверка заявленного возмещения НДС из бюджета длится не более 3-х месяцев с даты подачи (отправки) декларации.

По окончании проверки налоговый орган обязан вернуть НДС на расчетный счет организации.

Пока декларация идет по почте, пока налоговый орган отправляет по почте требование о предоставлении документов, плавно истекают 3 месяца, отведенные на проверку.

А требование на предоставление документов организация не получит только потому, что зарегистрирована по несуществующему адресу или по адресу массовой регистрации. До 80% фирм не находятся по юридическому адресу, не установлена законодательством такая обязанность.

По домашнему адресу руководитель требование тоже не получит, поскольку руководитель зачастую лицо подставное.

Но, допустим, требование налогового органа все же получено – предоставляем документы на покупку станка – договор с фирмой-контрагентом (типовую форму мы распечатаем из интернета). Этот «контрагент» — скорей всего такая же однодневка, возможно даже создана одними и теми же лицами, которые сами себе «продают станки» и потом «возмещают НДС из бюджета».

Но «пуповина» этих фирм не доказуема, руководители в них разные. В договоре между ними предусмотрена отсрочка платежа до 1 года, то есть купили мы станок, но не заплатили за него, нет у вновь созданной организации пока денег.

Предоставляем счет-фактуру и товарную накладную по тем же типовым формам из инета, ставим печать (заказ печати стоит 300-500 руб.). Комплект документов готов. Если дополнительно запрашивают – «рисуем» договор хранения.

Много в России заброшенных заводов и станков в нерабочем состоянии производства 1975 года, их можно даже купить по документам за 50 млн. руб. (не запрещено, хоть за 100 млн.

) Можно даже сфотографировать, принести фотографии цеха, станка, подтвердив реальность осуществления финансово-хозяйственной сделки.

Наш «контрагент», который продал нам станок, желательно, но не обязательно, должен отчитываться и уплачивать налоги в бюджет. Ведь НДС косвенный налог, государство, возмещая его, предполагает, что он уже кем-то был уплачен.

Наш контрагент уплачивает НДС… 500 руб. в квартал, не больше. Может, не уплачивает вовсе, отчитываясь нулевыми декларациями. Дело десятое. Штука в том, что законодательно не предусмотрена ответственность за добросовестность своих контрагентов.

В Налоговом Кодексе нет такой статьи.

В случае движения денежных средств в особо крупном размере по счету и при условии предоставления декларации с нулевыми оборотами, у налогового органа не предусмотрены механизмы принуждения налогоплательщика к предоставлению декларации «с начислениями”.

Согласно НК РФ за непредоставление деклараций налоговый орган имеет право приостановить операции по счетам, за предоставление нулевых деклараций при оборотах на счете – такого права нет.

Вот наступает последний этап – налоговый орган перечисляет со счетов Федерального Казначейства на счета фирмы-однодневки 9 млн. руб. Потом деньги незаконно обналичивают через другого контрагента-однодневку.

А дальше украденные у налогоплательщиков, то есть у всех нас, деньги делятся, как в детской песенке: эта долька для меня, эта долька для инспектора , который не заметил….

Если же налоговый орган откажет в возмещении НДС, можно пойти в арбитражный суд, и около 90% судов принимают сторону налогоплательщика в подобных делах и выносят положительное решение о возврате НДС. Потому что все по закону.

Оказывается: на налогоплательщика не возложена обязанность доказывания своей добросовестности и обоснования получения налоговой выгоды в виде возмещения НДС. Согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства трактуются в пользу налогоплательщика.

Экономическая преступность в последнее время нашла для своей деятельности множество лазеек. Причина этого кроется в том, что в законодательстве на возмещение НДС есть «прорехи».

Сократить уровень экономической преступности можно в первую очередь с помощью ликвидации таких лазеек в законодательстве, которые сегодня позволяют злоумышленникам совершать махинации.

А слабые места законов нетрудно определить с помощью статистики раскрытых преступлений.

По оценке экспертов на сегодняшний день мошеннические действия с НДС стали серьезной угрозой государству, поскольку они составляют до трети объема бюджета. http://www.papashi.ru/lastarticles/Nelegalnye_sposoby_vozmeshcheniya_NDS_25_05_2010-10_55_46.htm

Темпы роста возмещения НДС опережают рост начислений по этому налогу, вот до такого абсурда доходит действующее налоговое законодательство. То есть наше государство «возмещает» НДС больше, чем его получает.

В настоящее время можно говорить о целой индустрии фальсификации сделок, сложившейся за последние годы.

Причем данная индустрия базируется не только на грубой подделке документов, а и на создании длинных запутанных цепочек фиктивных покупателей и продавцов, которые достаточно трудно, а в некоторых случаях невозможно, проследить до конца.

Есть и схемы незаконного возмещения налога при экспорте товаров. Они не отличаются изощренностью и чиновникам давно известны. Товар либо оформляется на вывоз из страны и на самом деле никуда не вывозится, либо перепродается через цепочку взаимосвязанных фирм.

При этом стоимость его накручивается, и размер предъявляемого к возмещению НДС оказывается более чем внушительным. Проследить при этом за механизмом «накрутки» почти невозможно — мелкие посредники чаще всего бесследно исчезают после совершения сделки.

Они снова – фирмы-однодневки.

Проблема незаконного возврата НДС огромна. И сегодня она никак не решается. Незаконное возмещение НДС (особенно в г. Санкт-Петербурге и в г. Москве) приобрело такие масштабы, что ставит под сомнение саму целесообразность применения налога на добавленную стоимость.

Что же нужно делать для решения этой проблемы?

Сегодня назрела необходимость применения следующих корректировок в налоговом законодательстве:
1.

Отменить НДС, заменив его налогом с оборота, налогом с продаж, исключив возможность возмещения из бюджета денежных средств (при оборотах в особо крупном размере налогоплательщики отчитываются «минимальными» начислениями либо и вовсе нулевыми декларациями),— или запретить возмещение НДС как таковое, либо вернуться к норме законодательства производить возмещение НДС в счет уплаты будущих платежей по налогу, то есть ни в коем случае не возвращая живые деньги на расчетные счета налогоплательщиков.2. Создать четкую организацию взаимодействия сотрудников таможенных, налоговых служб и правоохранительных органов на постоянной основе, в том числе проведение совместных проверок (зачастую в налоговых органах по причине текучести кадров из-за окладов в 2-5 тыс. руб. работают молодые специалисты из университетов, не имеющие опыта проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, либо люди предпенсионного возраста).3. Вернуться к норме законодательства принимать НДС к вычету после обязательной оплаты (при свершившемся факте отгрузки товара, выполненных работ, оказанных услуг).4. Вернуться к норме законодательства ареста расчетных счетов налогоплательщика за не предоставление документов на проверку.5. Отменить норму законодательства, при которой плательщик имеет право при перечислении предоплаты в счет предстоящих поставок товара принять НДС к вычету.(Это ещё одна волна схем: одним лицом покупаются 2 фирмы, это же лицо вносит на расчетный счет одной из фирм определенную сумму денег. Затем с одной фирмы на другую поступает аванс, первая фирма возмещает НДС из бюджета с суммы перечисленного аванса, со 2-й фирмы хозяин снимает свои же деньги и к ним получает бонус в виде законного возмещения НДС. Предстоящая поставка уже никогда не произойдет, да и фирмы внезапно ликвидируются).6. Установить обязанность на налогоплательщика, а не на налоговые органы, обосновывать и доказывать правомерность получения налоговой выгоды.7. Установить обязанность налогоплательщика находиться по юридическому адресу.8. Установить обязанность юридическим лицам нести ответственность за своих контрагентов и в случае работы с фирмами-однодневками перенесения налогового бремени однодневок на данное юридическое лицо.9. Исключить возможность регистрации предприятий на утерянные паспорта, на БОМЖей, на заключенных, на психически нездоровых личностей.10. Исключить возможность регистрации предприятий по почте (в т.ч. электронной).11. Исключить возможность регистрировать на 1 физическое лицо более 5 организаций.12. Поднять сумму уставного капитала вновь созданной фирмы до 300-500 тыс. руб.13. Допустить возможность использования специальных процедур возмещения НДС при экспорте только производителям товаров, а не цепочке перепродавцов.14. Разработать оптимальную стратегию налоговых проверок организаций, входящих в «группу риска», продлить сроки проведения камеральных налоговых проверок до 9 месяцев.15. Вернуться к уголовной ответственности за лжепредпринимательство (такое понятие было исключено из УК РФ), то есть предусмотреть ответственность для лиц, осуществляющих подбор «номинальщиков» (подставных лиц) и вводящих в заблуждение этих людей для создания однодневок.16. Поднять престиж работы в налоговых органах (в том числе за счет повышения заработных плат специалистов до 20-25 тыс. руб. в месяц, поскольку мизерные заработные платы вынуждают инспекторов с молчаливого согласия принимать недобросовестные предложения налогоплательщиков).

17. Ужесточить меры ответственности за коррупцию (вплоть до пожизненного заключения за взятки в особо крупном размере), так как нормы действующего законодательства в случае уплаты штрафов и вовсе не предполагают ответственности в виде лишения свободы.

Симаков Евгений.

Поделитесь

Источник: https://nstarikov.ru/blog/11093

Возмещение НДС из бюджета, возврат НДС, документы для возмещения НДС, незаконное возмещение НДС

Возмещение НДС из бюджета, возврат НДС, документы для возмещения НДС, незаконное возмещение НДС

Одна из сложнейших задач, с которыми сталкивается бухгалтер в своей деятельности — возмещение НДС из бюджета.

Это связано с детальным изучением контролирующими органами представленных документов, а также с длительностью самого процесса.

Даже несущественные ошибки в счетах-фактурах могут послужить поводом для отказа.

Подлежит возмещению та часть «входного» НДС, которая превышает сумму, начисленную к уплате. Чаще всего возникает у компаний, которые занимаются экспортом товара, реализуют продукцию по пониженной ставке 10%, а приобретают по 18%, а также у которых затраты больше доходов.

Для возмещения НДС в 2016 году необходимо представить в инспекцию налоговую декларацию в установленные сроки.

Конечно, когда налоговая получит декларацию, в которой указан НДС к возмещению, то проведет камеральную проверку, в ходе которой могут быть затребованы любые документы на возмещение НДС, в том числе: счета-фактуры, первичные документы, книги покупок и продаж.

При экспортных операциях подтверждающими документами являются: контракты, таможенная декларация, товаросопроводительные документы.

В течение 180 дней надо собрать все необходимые документы и представить в налоговые органы вместе с декларацией, если не уложиться в этот срок, то придется начислять НДС.

По результатам проверки по истечении 3 месяцев выносится решение о возмещении НДС либо отказе в возврате НДС. Одновременно с принятием решения утверждается способ возврата.

Можно разными способами вернуть сумму: путем возврата на расчетный счет компании, зачетом в счет будущих оплат по НДС и федеральным налогам либо зачетом в счет задолженности по налогам, пеням и т.п.

Первоначально, конечно, инспекция должна зачесть суммы в качестве оплаты задолженности, но лучше написать заявление о способе возмещения НДС.

Заявление подается как в письменной, так и в электронной форме, подписанное усиленной квалификационной подписью. Его лучше подавать совместно с декларацией.

Также бывают случаи, когда налоговая принимает решение о возмещении не всей заявленной суммы, а только части, проверка документов по которой не выявила нарушений.

Можно воспользоваться своим правом на возмещение НДС в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором образовалось данное право.

Некоторые компании могут вернуть НДС до окончания камеральной проверки.

Воспользоваться правом использовать заявительный или ускоренный порядок возмещения НДС могут не все, а лишь те организации, у которых уплата по НДС, НДПИ, акцизам и налогу на прибыль за 3 предшествующих календарных года составляет не менее 7 миллиардов рублей. При этом они должны представить банковскую гарантию, в которой предусмотрена обязанность банка возвратить сумму возмещенного НДС в случае принятия налоговыми органами отрицательного решения. Также к такому способу могут прибегнуть компании — резиденты территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток.

Если вдруг вы решили изменить сумму к возмещению, то до окончания камеральной проверки можно подать уточненную декларацию. Тогда прекращается проверка по предыдущей декларации и начинается проверка новой – уточненной.

Когда уточненка подана после проверки, но до принятия решения инспекцией, то выносится решение в отношении каждой декларации.

При этом если сумма указана больше, чем в первичной декларации, то берется сумма, указанная в первоначальной декларации.

Если в уточненке сумма меньше, чем в первичной, то берется уточненная. Но при условии подтверждения данных сумм проверкой.

Когда у организации есть задолженность перед бюджетом по налогам, пеням и т.п., то по такому основанию налоговая инспекция не вправе отказать в возмещении. Сумма к возмещению будет автоматически зачтена.

После завершения камеральной проверки, налог должен быть возвращен не позднее 12 рабочих дней с даты окончания проверки, но при условии, что у ИФНС имеется заявление о возврате сумм до принятия решения.

Общий срок не должен превышать 3 месяцев и 12 рабочих дней со дня подачи декларации. Если налогоплательщик представил заявление позднее, то возмещение возвращается в течение месяца со дня получения заявления.

Когда налоговая нарушает сроки возврата НДС, начисляются пени за каждый день просрочки, размер процентной ставки за просрочку равен ключевой ставке Банка России.

Такая же процентная ставка применяется в случае отказа налоговой инспекции от возмещения, но впоследствии ее решение признано недействительным.

В расчет просрочки включаются, в том числе, выходные и праздничные дни.

Недобросовестные лица часто злоупотребляют государственными льготами, в том числе пытаются незаконно присвоить денежные средства из бюджета.

Для этого мошенники прибегают к различным схемам от подделки документов до сговора с работниками инспекций. Это самый коррумпированный налог из имеющихся.

Поэтому налоговые органы с особой тщательностью анализируют представленные документы на возмещение НДС, чтобы исключить мошеннические действия.

Способы незаконного возмещения НДС бывают разные, к примеру, создается специальное общество с ограниченной ответственностью с номинальным директором и минимальным уставным капиталом 10 000 рублей.

Это общество заключает миллиардный контракт на покупку импортного товара с отсрочкой оплаты на один год. Потом предъявляется НДС к возмещению.

Недобросовестными предпринимателями готовится соответствующий пакет поддельных договорных, товаросопроводительных и бухгалтерских документов, для того, чтобы сделка выглядела реальной.

Конечно, такого рода сомнительная деятельность вызовет много вопросов у контролирующих органов.

Обобщая имеющуюся практику по расследованию уголовных дел в рамках незаконного возмещения НДС можно сказать, что чаще всего мошенники используют схему с куплей-продажей дорогостоящей продукции.

Также используются схемы, когда покупается сырье по цене дороже его реальной стоимости через специально созданные фирмы со ставкой НДС 18%, это сырье будет использоваться в производстве продукции, которое при продаже будет облагаться по ставке 10%, например, детские товары. В результате разницы между ставками получается большая сумма входного НДС, которую государство должно возместить из бюджета. Много махинаций с якобы экспортными операциями, когда у компании есть право на ставку 0 процентов и по документам товар отгружается заграницу. На самом деле товар никуда не уезжает либо его вовсе нет.

Сейчас налоговые органы достаточно оперативно выявляют случаи, когда недобросовестные предприниматели пытаются возместить НДС, заключая фиктивные договоры купли-продажи товара, целью которых является только возмещение НДС, а не оплата по договору и передача товара в собственность. Полностью изучается сама фирма, дата создания, ее контрагенты. Вновь созданные общества на особом контроле. Также обязательно проверяется наличие товара на складе, инспектора выезжают на место хранения. Если предприниматель не может показать товар, а показывает документы на хранение, то налоговая отказывает по формальным основаниям, так как имеются мошеннические признаки. Если у компании большие обороты, а НДС к уплате нет, то это тоже вызовет много вопросов у налоговых органов.

Нередко мошенники, чтобы не привлекать внимание, пытаются возместить небольшие суммы. Способствуют хищению и пробелы в законодательстве РФ, которые в настоящее время устраняются в этой части.

Незаконное возмещение НДС – это уголовно наказуемое деяние, которое в свете дефицита бюджета находится под пристальным вниманием налоговых и правоохранительных органов, ведь при незаконном возмещении государство теряет большие суммы денег. Ответственность за совершение данного преступления предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации и в зависимости от квалификации преступления может грозить до 10 лет лишения свободы. И это именно уголовное преступление, а не только налоговое как многие полагают. На практике данное преступление относится к мошенничеству по статье 159 УК и согласно части 4 этой же статьи наказание может быть в виде лишения свободы до 10 лет и штраф до 1 миллиона рублей.

Источник: http://seoblack.ru/nds/vozmeshhenie-nds-iz-byudzheta-vozvrat-nds-dokumenty-dlya-vozmeshheniya-nds-nezakonnoe-vozmeshhenie-nds

Налоговики рассказали, как они выявляют факты незаконного возмещения НДС из бюджета (Лахман Р., Крылова М.)

Дата размещения статьи: 15.06.2015

Каковы нетипичные признаки сомнительности контрагентов.”Обналичка” со счета контрагента – признак недобросовестности.Что помогает инспекторам доказать фиктивность возмещения НДС.

В распоряжении редакции журнала РНК оказался документ одного из региональных управлений ФНС России. Документ посвящен мероприятиям налогового контроля, которые осуществляются в рамках проведения камеральных проверок, связанных с возмещением НДС (ст.

176 НК РФ). Он был разослан контролерам на местах для использования в работе.Содержащаяся в документе информация позволит узнать, каким образом налоговики выявляют незаконные схемы возмещения НДС из бюджета.

К тому же в нем приведен перечень контрольных мероприятий, необходимых для сбора доказательственной базы.Кроме того, УФНС выделило несколько новых признаков сомнительности контрагентов.

Аналогичными критериями и рекомендациями руководствуются проверяющие и из других субъектов РФ.

Чиновники выделяют прямые и косвенные признакисомнительности контрагентов

В документе чиновники сетуют на то, что в ходе камеральных проверок все чаще выявляются случаи, связанные с незаконным возмещением НДС из бюджета.

Отдельные организации действуют исключительно с целью получения дохода за счет бюджета в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.

В целях недопущения незаконного возмещения НДС налоговое управление призывает проверяющих на местах более тщательно выявлять проблемных контрагентов налогоплательщика. Причем УФНС выделяет прямые и косвенные признаки сомнительности контрагентов.

Наличие совокупности таких признаков может стать для проверяющих сигналом о том, что компания использует незаконные схемы возмещения НДС.

По мнению чиновников, к прямым признакам сомнительности относятся, в частности, непредставление контрагентом налоговой и бухгалтерской отчетности, отказ руководителей и учредителей контрагента от участия в деятельности компании, нахождение этих лиц в розыске по ранее совершенным уголовным преступлениям, неоднократное изменение юридического адреса (миграция из одной инспекции в другую). А также местонахождение контрагента по адресу массовой регистрации, наличие массовых руководителей и учредителей, отсутствие трудовых ресурсов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.Помимо стандартных критериев, УФНС приводит достаточно нетипичные признаки сомнительности контрагентов. Например, наличие единственного расчетного счета, который открыт в банке, находящемся далеко от офиса контрагента (в другом городе и даже регионе).Также в числе нетипичных признаков указан случай, когда учредители и должностные лица контрагента проживают в одном субъекте РФ, а компания зарегистрирована в другом регионе страны.

Длительная отсрочка по оплате товаров, работ, услугявляется новым сомнительным признаком

К косвенным признакам проблемности контрагента относится, в частности, представление нулевой налоговой и бухгалтерской отчетности, минимальная численность сотрудников (один-два человека), отсутствие компании по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, отсутствие на балансе контрагента основных средств и иного имущества. А также отсутствие в банковской выписке расходов (платежей), связанных с ведением деятельности (аренда, коммунальные платежи, Интернет и т.д.).Наличие значительных оборотов по банковскому счету при уплате минимальных сумм налогов в бюджет также вызовет подозрения у контролеров. Как и идентичность денежных сумм, поступивших на расчетный счет и списанных с него в течение одного – трех рабочих дней. Или если расчетные счета налогоплательщика и его контрагента открыты в одном кредитном учреждении.Обналичивание денег со счета контрагента (под видом приобретения ценных бумаг или выдачи займов в адрес физлиц) по-прежнему служит явным признаком, доказывающим его недобросовестность.Помимо указанных признаков, налоговое управление приводит следующие косвенные критерии сомнительности контрагентов:- покупателем товаров, работ, услуг контрагента является только налогоплательщик либо узкий круг лиц;- государственная регистрация контрагента осуществлена незадолго до исполнения спорных сделок (в течение шести месяцев);- регистрация контрагента на основании недостоверных паспортных данных, представленных учредителями и должностными лицами компании (в том числе по утраченным паспортам);- отсутствие за прошлый отчетный период, то есть до подачи декларации к возмещению, платежей по НДС в бюджет либо сумма налога к уплате ранее составляла менее 10% от суммы, заявленной к возмещению;- наличие взаимозависимости между участниками сделок, которые задействованы в цепочке поставки и продажи товаров (работ, услуг);- подача уточненной декларации в ходе проведения камеральной проверки ранее поданной декларации, в которой сумма налога заявлена к возмещению, при этом вновь заявленная сумма возмещения налога уменьшилась более чем на 80%.Опять же УФНС приводит несколько необычных косвенных критериев сомнительности контрагентов. Это, к примеру, длительная отсрочка по оплате реализованных в адрес налогоплательщика товаров, работ, услуг. В этом случае, по мнению налогового руководства, существует вероятность, что у покупателя нет намерения оплатить спорные товары (работы, услуги), поэтому сделку можно считать фиктивной. При этом длительной проверяющие считают отсрочку шесть месяцев и более. Кроме того, УФНС считает подозрительным, если склад, на котором хранится товар, приобретенный компанией у поставщика, находится в одном субъекте РФ, а продавец и покупатель в другом.

С выходом новой формы декларации по НДС популярностьиспользования компаний-“прокладок” возросла

В документе чиновники отмечают, что перечень признаков, на основании которых контрагент признается проблемным, является открытым. И может меняться под влиянием арбитражной практики и поправок, вносимых в законодательство.

Руководство обращает внимание подчиненных и на тот факт, что многие компании, которые заявляют НДС к возмещению из бюджета, умышленно привлекают или создают фирмы-“однодневки” с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

При этом контрагенты-“однодневки”, как правило, имеют прямые сомнительные признаки.Впрочем, в настоящее время для хищения средств из бюджета все чаще используются контрагенты, имеющие отдельные косвенные сомнительные признаки (так называемые компании-прокладки).

Эти контрагенты обычно представляют в установленные сроки бухгалтерскую и налоговую отчетность, располагаются по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и уплачивают в бюджет незначительные суммы налогов.

Такие поставщики и подрядчики путем создания фиктивного документооборота (например, в рамках посреднических договоров) выступают своеобразным буфером между проверяемым налогоплательщиком и “однодневками”.Отметим, что в связи с выходом новой формы декларации по НДС (утв.

Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@) использование компаний-“прокладок” становится более актуальным.

При этом так называемые прокладки зачастую внедряются в деятельность налогоплательщика именно в качестве перепродавцов товаров, работ, услуг, а не в качестве посредников.

Поскольку новая декларация по НДС предусматривает раскрытие всей информации о контрагентах, которая отражается в книге покупок и книге продаж.Так, в разд. 8 “Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период” декларации (п.

45 Порядка заполнения декларации, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@) отражаются также ИНН и КПП посредника (агента, комиссионера, экспедитора, застройщика). А разд.

10 “Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период” (п.

49 Порядка заполнения декларации) заполняют не только посредники на общей системе, но и посредники, которые освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС (ст. ст. 145 и 145.1 НК РФ), и лица, которые не являются плательщиками НДС (в частности, компании на УСН).Таким образом, теперь прямое использование фирм-“однодневок” (в том числе в качестве посредников) становится довольно опасным и нецелесообразным мероприятием.

По мнению УФНС, необходимо исследовать весь комплектдокументов, подтверждающих перемещение товара

С целью пресечения необоснованного возмещения из бюджета НДС налоговое руководство рекомендует проверяющим на местах проводить определенный перечень мероприятий налогового контроля.

В том числе с использованием сведений из внешних источников (например, Интернет, запросы в банки и госорганы).

УФНС настаивает, что сбор и систематизация доказательственной базы, предметом которой является факт совершения фиктивных сделок, должны осуществляться по двум направлениям: исследование товарного потока (фактического наличия и перемещения товаров) и исследование финансового потока (движения денежных средств и векселей). При этом мероприятия по сбору доказательственной базы должны проводиться как в отношении прямого поставщика или подрядчика, так и по всей цепочке контрагентов, вплоть до производителя товаров (работ, услуг). Это необходимо, чтобы выявить круговую схему движения денежных средств, факт обналичивания и конечного получателя денег, то есть организатора схемы по незаконному возмещению налога (как правило, это проверяемый налогоплательщик).По мнению чиновников, при проведении камеральной проверки у налогоплательщика (помимо основной “первички”, свидетельствующей о совершении операций и оприходовании ТМЦ) необходимо истребовать весь комплект документов (ст. 93 НК РФ), подтверждающих перемещение товара. Это транспортные и товаросопроводительные документы. С помощью этих документов можно установить методы транспортировки, идентифицировать транспорт и лиц, осуществляющих транспортировку. А также установить сроки доставки товара и склад, на котором он хранится.Эти сведения помогут проследить фактическое наличие и движение ТМЦ от грузоотправителя к грузополучателю, проверить правоустанавливающие бумаги на складские помещения (договоры аренды, свидетельства на право собственности), договоры хранения. При этом одним из мероприятий налогового контроля является допрос свидетелей (ст. 90 НК РФ) – должностных лиц проверяемого покупателя и его контрагентов по факту реального существования ТМЦ, их транспортировки и хранения.

Осмотр в рамках “камералки” поможет установитьфактическое наличие товара

В рамках камеральной проверки УФНС советует провести осмотр офисов и складов компании (п. 1 ст. 92 НК РФ). Основанием для этого является постановление, утвержденное руководителем инспекции или его заместителем (абз. 2 п. 1 ст. 92 НК РФ).

Чиновники настаивают, что важно осмотреть документы и предметы, которые находятся в местах непосредственного хранения товара, приобретенного по сомнительным сделкам.

В протоколе желательно зафиксировать следующие сведения: описание товарной продукции, ее серийный номер, штрихкод. К протоколу можно приложить копии сопроводительной документации (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, сертификаты и т.п.

), а также фото- и видеоматериалы.Также целесообразно провести выборочный осмотр товара (упаковок, ящиков), расположенных в разных местах склада.

Это исключит предоставление для осмотра так называемых образцов товара, не соответствующих реальной номенклатуре и количеству, заявленным налогоплательщиком.

Далее чиновники рекомендуют на основании истребованных сертификатов соответствия на продукцию установить производителей ТМЦ.

Кроме того, для выявления незаконного возмещения налога УФНС рекомендует инспекторам на местах провести следующие мероприятия налогового контроля:- проанализировать перспективы дальнейшей реализации спорного товара или использования его в деятельности, облагаемой НДС (п. 1 ст.

146 НК РФ). При этом исследуются договоры купли-продажи;- установить способы и сроки расчетов за приобретенные проверяемым покупателем товары (работы, услуги), определить источники финансирования деятельности налогоплательщика (наличие собственных денежных средств, использование ценных бумаг, получение займов, проведение взаимозачетов);

– направить запросы в кредитно-финансовые учреждения о предоставлении информации о движении денежных средств по всем расчетным счетам налогоплательщика (п. 2 ст. 86 НК РФ) и его контрагентов (в том числе второго и третьего звена).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Источник: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/9087

Проблемы расследования преступлений, связанных с незаконным возвратом НДС

Налог на добавленную стоимость (далее по тексту — НДС) претендует на свою некоторую уникальность, как в экономическом смысле, так и в истории развития этого налога.

В 1954 году французский экономист Морис Лоре предложил заменить налог с оборота на налог на добавленную стоимость. В 2014 году НДС исполняется 60 лет.

Применение НДС является одним из обязательных условий для вступления в Европейский Союз.

НДС применяется в 135 странах мира, то есть достаточно популярен среди развивающихся стран и стран с низким уровнем экономического развития. НДС применяется и у нас.

Этот налог по-прежнему остается одним из самых запутанных и сложных налогов в налоговой системе России. Об этом свидетельствует обширная судебная практика по налоговым спорам, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Незаконные схемы возмещения НДС наносят колоссальный ущерб бюджету. Огромное количество схем ухода от налогообложения, сложность администрирования НДС и пробелы в законодательстве позволяют недобросовестным предпринимателям осуществлять операции по его незаконному возмещению.

По неофициальным подсчетам в течение года путем различных схем из бюджета при помощи фирм-однодневок выводится до 700 млрд. руб. Отсутствие точных оценок наносимого ущерба при помощи таких схем является одним из недостатков данного налога.

Преступления, связанные с незаконным возвратом НДС не обладают сильными отличиями от иных налоговых преступлений. Одним из наиболее характерных признаков данных преступлений является использование в схемах по незаконному возврату НДС «фирм-однодневок».

«Фирмы-однодневки» — это юридические лица, которые создаются исключительно для осуществления фиктивных финансовых операций, при этом не планируется составлять отчетность и платить налоги. Никакой реальной предпринимательской деятельностью такие компании не занимаются.

Схем возмещения НДС множество, какие-то из них могут показаться на первый взгляд законными.

Некоторые предприниматели, добросовестно заблуждаясь и не разобравшись в деталях, начинают их применять на практике.

В действительности же оказывается, что данные способы «оптимизации» не являются законными.

Некоторые схемы налоговым органам известны давно, поэтому, если у организаторов незаконной схемы нет покровителя, который ее пролоббирует шансов получить возмещение таким способом, просто нет. К устаревшим схемам можно отнести механизм возврата НДС в отсутствие выручки.

Фирма покупает какой-либо товар для реализации на сумму 14 миллионов рублей, но не успевает его продать, а декларацию по НДС необходимо. Фирма заявляет возмещение 2,52 миллионов рублей с приобретенной продукции.

Способы борьбы с таким мошенничеством основаны на осмотре складов, в которых в лучшем случае лежат дрова. В настоящее время при отсутствии выручки НДС не возмещается, пока налоговики не проверят помещения для хранения товаров и не убедятся в реальности существования товара.

Признаки, указывающие на использование хозяйствующим субъектом в своей предпринимательской деятельности «фирмы-однодневки» были сформулированы в Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3–06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»:

–                   отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

–                   отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

–                   отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

–                   отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

–                   отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров или других лиц, сайта контрагента и т. п.).

При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т. д.

) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

–                   отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России — www.nalog.ru).

Одновременно стоит отметить, что установленные критерии не являются исчерпывающими.

На практике случается, что даже добросовестный контрагент может не иметь рекомендаций от партнеров или наружной рекламы (например, ввиду финансовых обстоятельств, уровня развития компании, текущих приоритетов).

Кроме того, заключая договоры, добросовестные контрагенты могут устанавливать контакты через своих уполномоченных представителей, работников, имеющих соответствующие полномочия.

Отсутствие сайта также не всегда свидетельствует о том, что контрагент не сможет выполнить обязательства по договору.

Сведения об операциях по банковскому счету юридического лица являются не менее важными. Истребованные выписки из банковского счета «фирмы-однодневки» наглядным образом позволят установить несоответствие структуры баланса характеру и количеству проводимых операций по банковскому счету.

Как правило, первым делом обнаруживается громаднейший перекос. Так, в отсутствие активов (кроме 10 тыс. рублей уставного капитала) и у фирма проводит многомиллионные транзакции по счету.

То есть, компания, не имеющая в своих активах ни запасов, ни готовой продукции с нулевым балансом, по банковским выпискам окажется крупной торговой компанией, торгующей различными товарами, от гвоздей до космически ракет.

Вторым признаком фиктивности компании может быть, превышающее разумные пределы количество торговых операций, это согласуется с истинной целью «фирм-однодневок» поскольку в основном они используются для транзита, вывода, легализации и обналичивания денежных средств по заказу «клиентов».

В-третьих, для подобного рода операций фирмы используются достаточно мелкие банки, основная функция которых — обслуживание таких компаний.

Сегодня статистика уголовных дел по налоговым преступлениям обнаруживает некоторые сложности в их раскрытии и расследовании.

Во время президентства Д. А. Медведева с 7 декабря 2011 г. Федеральным законом от 06.12.

2011 № 407-ФЗ был изменен порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям: поводом для возбуждения дела служат только материалы налоговых органов, направленные для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Существуют два диаметрально противоположных мнения, так сказать, противоборствующих сторон относительно причин снижения числа налоговых преступлений.

Бизнес-сообщество настаивает, что либерализация уголовно-процессуального законодательства относительно порядка возбуждения уголовных дел лишила следственные органы инструмента давления на бизнес.

Ввиду необходимости получения заключения от налоговых органов, снизилось количество необоснованно возбуждаемых ранее уголовных дел в отношении предпринимателей.

Следственный комитет РФ полагает же, что снижение количества уголовных дел скорее связано с качеством работы налоговых органов в вопросе своевременного выявления и направления материалов по налоговым правонарушениям в следственные органы.

По данным ГИАЦ МВД России, начиная с 2010 года, наблюдалось стабильное, на уровне 30–40 %, ежегодное сокращение количества противоправных деяний в сфере налогообложения.

За 9 месяцев 2012 г. выявлено 5 301 налоговое преступление (- 31 % к 2011 г.), из них расследовано 4 433 уголовных дела: 2 589 — СК России и 1 819 — органами внутренних дел (в период полицейской подследственности налоговых преступлений).

По ст. 173 УК РФ «Лжепредпринимательство» осуждено:

–                   в 2009 г. — 55 человек (из них 11 — к реальному лишению свободы);

–                   в 2010 г. — 9 человек (из них ни одного — к реальному лишению свободы).

В декабре 2011 г. — октябре 2012 г. зарегистрировано (ведется предварительное следствие):

–                   по ст. 173.1 УК РФ «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица» — 50 преступлений;

–                   по ст. 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица» — 3 преступления [2].

Если быть объективным, то все-таки стоит признать, что изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом от 6 декабря 2011 г.

№ 407-ФЗ негативно повлияли на эффективность противодействия налоговым преступлениям, в том числе на практику их выявления и расследования, что подтверждается статистикой.

Не более 8 % уголовных дел возбуждаются по результатам проверок налоговых органов [1]. Наибольшее число сообщений о преступлениях поступало из правоохранительных органов. В 1-м полугодии 2011 г.

их удельный вес составил 65 % (1-е полугодие 2010 г. — 60,5 %), в 2010 г. — 57 %. Удельный вес таких сообщений, поступивших из контролирующих органов в 2009 г., составил 39 %, в 2010 г. — 37 %, в 1-м полугодии 2010 г.

 — 34 %, в 1-м полугодии 2011 г. — 31 %.

Относительно невысокая выявляемость преступлений налоговыми органами обусловлена тем, что функция противодействия налоговым преступлениям для них является второстепенной.

Основная их задача — контроль (проверка) правильности исчисления налогоплательщиками сумм налогов исходя из представленных ими документов бухгалтерской и налоговой отчетности, в доначислении выявленных недоимок по ним и привлечении виновных к налоговой ответственности. Для реализации этих задач налоговый орган наделен полномочиями по проведению мероприятий налогового контроля, которые не являются оперативно-розыскными мероприятиями [4].

В рамках ОРД есть возможность негласно прослушивать телефонные и иные переговоры лиц, заподозренных в причастности к преступлению.

Во многих случаях именно по результатам этого оперативно-розыскного мероприятия удавалось доказать умысел лица, совершившего преступление, предварительный сговор отдельных участников преступного уклонения от уплаты налогов или причастность конкретных лиц к деятельности той или иной фиктивной организации (так называемой фирме-однодневке либо компании-прокладке), используемой в преступной схеме. Применялись также такие средства, как легендированное оперативное внедрение в компанию под видом наемного работника, посредством чего удавалось произвести оперативное документирование таких фактов, как выплата наличными денежными средствами части заработной платы, сокрытой от налогообложения, источник происхождения и направление движения не отраженных в бухгалтерском учете материальных ценностей и денежных средств, а также ведение так называемой двойной бухгалтерии. Практиковались также оперативно-тактические комбинации, основанные на легендированном внедрении в преступные налоговые организации.

С принятием федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 407-ФЗ ОВД фактически отстранены от выявления налоговых преступлений.

Конечно, за ними сохранена функция по раскрытию этих преступлений, однако результативность такой деятельности без функции по выявлению налоговых преступлений, которая и определяет в конечном счете статистические показатели деятельности ОВД, вызывает сомнение.

Это негативно отражается и на эффективности оперативного сопровождения предварительного расследования по уголовным делам о налоговых преступлениях [3].

Следственный комитет РФ обратил внимание Президента РФ на снижение количества возбуждаемых уголовных дела по налоговым преступлениям и выступил с законодательной инициативой о фактической отмене поправок внесённых федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 407-ФЗ.

К жалобам СКР прислушался президент Владимир Путин — в октябре он внес в Госдуму проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, возвращающий следователям право самостоятельно возбуждать дела. Документ уже принят в первом чтении.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/139/6295/

Бухгалтерия
Добавить комментарий