Ненормированный рабочий день: что значит для водителей

Содержание
  1. Ненормированный рабочий день для водителей | Статьи | Журнал «Кадровое дело»
  2. Особенности ненормированного рабочего дня для водителей
  3. Какие документы должен предоставить водитель при трудоустройстве
  4. Ненормированный рабочий день водителя служебного легкового автомобиля
  5. Ненормированный рабочий день водителя служебного грузового автомобиля
  6. Что значит ненормированный рабочий день для водителей
  7. ПРИМЕР
  8. Соблюдение режима труда и отдыха водителей. Положение о рабочем времени водителя
  9. Учет рабочего времени
  10. То, что нужно знать
  11. Подробнее о ежедневном и суммированном учете
  12. Продолжительность
  13. Исключения
  14. Разделение рабочего времени
  15. Как долго можно находиться за рулем
  16. Случаи с увеличением времени
  17. Специальные перерывы
  18. Нормативы отдыха
  19. Безопасность водителя и личные качества профессионала
  20. Ненормированный рабочий день — что это по КЗоТу?
  21. Что это значит?
  22. Продолжительность
  23. Журнал для учета времени работы
  24. Перечень должностей с ненормированным рабочим днем
  25. Чем сверхурочная работа отличается от ненормированного дня?
  26. Рабочее время водителей
  27. Положение о рабочем времени водителей
  28. Ненормированный рабочий день для водителей
  29. График работы для личного водителя
  30. Приказ об утверждении рабочего времени водителей
  31. Пример графика работы (сменности) водителей

Ненормированный рабочий день для водителей | Статьи | Журнал «Кадровое дело»

Ненормированный рабочий день: что значит для водителей

Временами сотрудников различных организаций привлекают к работе по ненормированному рабочему графику. Водители транспортных средств не являются исключениями.

Из этой статьи вы узнаете, какие документы нужны водителю при трудоустройстве и в чем заключается ненормированный рабочий день для водителей.

Сколько часов должен работать водитель и в чем отличие ненормированного графика работы водителя легкового и грузового автомобиля.

Из этой статьи вы узнаете:

  • в чем отличие ненормированного рабочего дня водителя от других работников;
  • необходимые документы при трудоустройстве водителя;
  • особенности ненормированного рабочего дня водителя легкового автомобиля;
  • особенности ненормированного рабочего дня водителя грузового автомобиля.

Особенности ненормированного рабочего дня для водителей

На первый взгляд трудоустройство водителей выглядит не очень проблематичным процессом. Но, при ближайшем рассмотрении можно сразу определить, что этот процесс имеет множество нюансов.

Так, например, при трудоустройстве, водитель обязан помимо основных документов, свойственных для приема на работу, должен предоставить еще документы, подтверждающие его профессиональную подготовку и необходимый для работы стаж.

Какие документы должен предоставить водитель при трудоустройстве

Итак, как мы уже говорили, при устройстве на работу водитель должен предоставить водительское удостоверение, подтверждающее наличие у него необходимых профессиональных качеств и стаж работы. Кроме того, водительское удостоверение должно быть на то транспортное средство, управление которым необходимо организации.

Помимо вышеперечисленных документов и основного пакета документов, необходимого при устройстве на работу, важно предоставить работодателю медицинскую справку о том, что вы можете выполнять функции водителя по медицинским показаниям.

Организация труда водителей регламентирована Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Само положение распространяется на водителей всех организаций, кроме тех, кто занимается международными перевозками.

Ненормированный рабочий день водителя служебного легкового автомобиля

Особенности труда водителей законодательно ничем не отличаются от особенностей труда любого другого сотрудника организации.

У водителей продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю. При этом те водители, которые трудятся в рамках пятидневной рабочей недели, не должны работать больше 8 часов в день.

А те, у кого шестидневная рабочая неделя не должны работать больше 7 часов в день.

Тем не менее, бывают ситуации, когда водителю, за исключением водителей такси, может быть назначен ненормированный рабочий день.

При этом количество рабочих смен и их продолжительность определяются исходя из продолжительности стандартной рабочей недели.

А дни еженедельного отдыха предоставляют на общих основаниях.

Как правило, ненормированный рабочий график для персональных водителей в организации устанавливается довольно часто.

Временами, руководители привлекая таким образом сотрудников, даже забывают о том, что ненормированный рабочий график не должен систематически применяться к одному и тому же сотруднику.

Кроме того, подобный график должен применяться исключительно в случаях необходимости.

Таким образом, мы выяснили, что руководитель может установить ненормированный рабочий график водителю легкового автомобиля, за исключением водителей такси. Такой график чаще всего устанавливается персональным водителям.

Ненормированный рабочий день водителя служебного грузового автомобиля

Мы говорили о ненормированном рабочем графике относительно водителей легковых автомобилей.

Но что касается водителей грузовых автомобилей, то, например, те, кто осуществляет перевозки для учреждений здравоохранения, коммунальных служб, аварийных и иных перевозок не подразумевающих выезд на автомобильные дороги общего пользования  и т.д могу увеличить свой рабочий день до 12 часов. При этом, не стоит забывать что для водителей в принципе законодательством установлена предельно допустимый период управления автомобилем — 9 часов. А при перевозке крупногабаритных грузов, требующих дополнительного внимания  — 8 часов.

А для междугородних перевозок водителю должен быть обеспечен необходимый отдых и перерывы в вождении. После трех первых часов — 15 минут и далее от часа и более в зависимости от усталости водителя. Причем перерывы включаются в рабочий график.

Именно поэтому, чтобы обеспечить выполнение всех указанных норм, руководитель помимо учета рабочего времени должен вести дополнительный учет непосредственного управления автомобильным средством сотрудником.

Для того, чтобы дополнительные рабочие часы не были определены, как сверхурочные, необходимо обязательно прописать вероятность привлечения сотрудника к сверхурочной работе в трудовом договоре. Все это должно быть отражено в документе при условии, что должность водителя оговорена в нормативных документах, как допустимая к должностям с ненормированным графиком.

После указания соответствующей информации в договоре, руководителю не нужно издавать дополнительные указы о ненормированном графике или получать согласие сотрудника на дополнительные часы работы.

Водители служебных транспортных средств, как и любые другие работники, имеют право на компенсацию за ненормированный рабочий график в виде дополнительных отпускных дней. 

Рекомендуем материалы по теме:

Источник: https://www.kdelo.ru/art/383957-qqq-16-m11-nenormirovannyy-rabochiy-den-dlya-voditeley

Что значит ненормированный рабочий день для водителей

Рабочий патриотизм – дело святое! Тем более, что усердие в работе никогда не остается без внимания начальства.

Но так ли легко быть патриотом работы настолько, чтобы продолжать исполнять свои трудовые обязанности за пределами рабочего дня, да вдобавок бескорыстно и по собственному желанию? Тем более нужно учесть, что, помимо рабочего патриотизма, есть вещи не менее «святые» и значимые для трудовых отношений, как, например, режим рабочего времени и времени отдыха.

Ну, а теперь серьезно по вашему вопросу: как грамотно установить водителю ненормированный рабочий день и можно ли это делать в принципе.

Действительно, такова специфика профессии водителя – быть в постоянной готовности по поручению начальства совершить рабочую поездку не только в строго определенном направлении, но и в четко сформулированные сроки.

Притом сами эти сроки нередко выходят за пределы установленной продолжительности рабочего времени.

В последнем случае такое поручение не может зависеть от простой прихоти руководства, а должно быть надлежащим образом оформлено и иметь юридическое обоснование.

Начнем с того, что ненормированный рабочий день – это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них . продолжительности рабочего времени (ст. 101 Трудового кодекса РФ, далее – ТК РФ). Важно, что к выполнению работы на условиях ненормированного рабочего дня могут привлекаться только отдельные работники. И далее по закону: перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается на предприятии коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (ст. 101 ТК РФ).

Здесь – стоп! Попробуем вникнуть в последнее. Во-первых, складывается впечатление, что законодатель не поясняет, какие вообще должности можно вносить в указанный Перечень, а какие нельзя, и значит, не предусматривает каких-либо ограничений.

Во-вторых, речь идет именно о должностях, а не профессиях работников, из чего в свою очередь напрашивается еще один вывод: режим ненормированного рабочего дня характерен только для руководителей, специалистов и служащих, занимающих должности, и не распространяется на рабочих, выполняющих работу по профессии/специальности.

Но ведь водители относятся как раз к данной категории работников. Получается, что установить для них ненормированный рабочий день невозможно?

Не совсем так. Поэтому не будем торопиться с выводами, а лучше вспомним о некоторых тонкостях отечественного трудового права.

В условиях ненормированного рабочего дня работник должен выполнять только свои трудовые обязанности и только те, которые указаны в его трудовом договоре и (или) в должностной инструкции

В соответствии с ТК РФ для отдельных категорий работников предусмотрены особенности режима рабочего времени (а работа с ненормированным рабочим днем как раз такой особенностью и является).

В нормативном акте, регламентирующем особенности рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ) указывается: водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день. Решение об этом принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (п. 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15; далее – Положение). Стало быть, указанным в Положении водителям можно устанавливать ненормированный рабочий день. Остается понять – как это сделать.

Оформляйте распоряжение о привлечении к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени в письменной форме. В дальнейшем это поможет подтвердить эпизодичность таких случаев

Если работнику установлен режим ненормированного рабочего дня, это должно быть прописано в качестве обязательного условия в его трудовом договоре.

Оно может быть включено в трудовой договор как при его заключении (пример 2), так и впоследствии – посредством внесения соответствующих изменений. В вашей ситуации речь идет именно о втором варианте.

Такие изменения вносятся при наличии взаимного согласия сторон путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору (пример 1) (ст.

72 ТК РФ) либо по инициативе работодателя, по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ). Но последнее потребует соблюдения предусмотренного законом порядка и, поверьте, весьма проблематично.

Привлечение к работе при ненормированном рабочем дне оформляется распоряжением работодателя.

Однако, устанавливая водителям ненормированный рабочий день, следует учитывать еще одну особенность – требование о соотношении времени управления автомобилем и других периодов, составляющих рабочее время водителя.

Так, время непосредственно управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может по общему правилу превышать 9 ч, а в условиях горной местности при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов – 8 ч.

При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 ч, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч.

Установить режим ненормированного рабочего дня можно только тем водителям, которые названы в Положении, у тв. приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

Для соблюдения всех ограничений необходимо вести отдельный учет времени непосредственно управления автомобилем.

И последнее. Выполнение трудовых обязанностей в режиме ненормированного рабочего дня не относится к сверхурочной работе и не подлежит оплате.

Работникам с ненормированным рабочим днем в рамках компенсации предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, который не может быть менее 3 календарных дней (ст. 119 ТК РФ).

Дополнительное соглашение к трудовому договору

ПРИМЕР

Трудовой договор с условием о ненормированном рабочем дне (фрагмент)

Источник: http://www.krepkoeradi.ru/obschee/177855-chto-znachit-nenormirovannyy-rabochiy-den-dlya-voditeley.html

Соблюдение режима труда и отдыха водителей. Положение о рабочем времени водителя

Положение, касающееся режима труда и отдыха водителей – это очень важный аспект трудовой деятельности людей, которые связаны с транспортными средствами. О нем сказано многое.

Каждый водитель имеет свой индивидуальный график работы. И он обязательно определяется специальным регламентом.

Что ж, тема важная и интересная, так что её обязательно следует рассмотреть более подробно.

Учет рабочего времени

Итак, первое, что касается режима труда и отдыха водителей – это учет рабочего времени. Существует всего два вида. Первый – это ежедневный учет. То есть высчитывается длительность каждого дня. И она должна находиться в пределах, которые установлены законодательством.

А второй – суммированный. Здесь всё немного иначе. Длительность дней, которые отрабатывает водитель, может отличаться.

Бывают и длинные смены, которые в нормативы просто не могут уложиться.

Однако, несмотря на это, количество отработанных за месяц часов норму превышать не должно ни в коем случае.

Оно состоит из нескольких так называемых периодов. Первый – это время, в течение которого человек управляет транспортным средством.

Второй – количество часов, которые отводятся на специальные перерывы, предназначенные для передышки. Нет ничего важнее режима труда и отдыха водителей. Это тот аспект, который действительно нужно соблюдать.

Передышки необходимо делать во время пути и обязательно на конечных пунктах.

Ещё выделяется так называемое подготовительно-заключительное время, которое необходимо для выполнения работ перед выездом и после возвращения. Медицинский осмотр – еще один важный момент. Водитель должен находиться в нормальном состоянии перед тем, как осуществить рейс.

Время стоянки, процесс погрузки грузов и её разгрузки, посадка и высадка пассажиров – это также часть работы.

Простои – неприятное явление, отнимающее отнюдь не лишние минуты (а порой даже часы), но оно тоже нередко входит в рабочий день водителя. Порой по пути в автомобиле возникают какие-то неисправности.

В обязанности водителя входит процесс по их устранению, или хотя бы осуществление шагов, которые могли бы поспособствовать этому.

Охрана груза и непосредственно автомобиля – также часть работы человека, занимающегося перевозками и транспортировками.

Более того, он обязан находиться на своем рабочем месте (то есть в или рядом с транспортным средством) даже в тот момент, когда ТС не находится в движении. В общем, как можно видеть, список довольно внушительный.

Да и работа не из легких и не из безопасных. Потому водителю очень важно вовремя делать перерывы и поддерживать бодрое состояние.

То, что нужно знать

Кое-что стоит уточнить, обсуждая особенности режима труда и отдыха водителей. К примеру, если у человека рабочий день длится 8 часов, то в это время должно войти всё вышеперечисленное.

То есть медицинские осмотры (перед и после рейса), перерывы и т.д. Бывает, что организации предлагают водителю отдыхать за счет сокращения времени, отведенного на обед.

Так быть не должно – это не правильно.

Еще важно знать, что время, уходящее на охрану груза, не всегда засчитывается полностью. Но необходимо, чтобы водителю заплатили как минимум за 30%. Допустим, у водителя рабочий день длится 8 часов.

Из них он три часа охраняет груз, находясь на стоянке. Фирма засчитывает время как полностью, так и на 30%. Если будет сделано так, как описано в последнем примере, то из 3 часов охраны в рабочий день включится лишь один.

Таким образом общая продолжительность рабочего времени составит десять часов.

Подробнее о ежедневном и суммированном учете

Эту тему стоит обсудить более подробно. Итак, если фирма ведет ежедневный учет, то водитель автомобиля в неделю отрабатывает стандартные сорок часов.

И если он выходит на смену 5 раз за неделю, то длительность каждого дня не может составить более 8 ч.

Когда водитель работает по шестидневке, то каждая его смена составляет максимум семь часов.

Суммированный учет считается намного более мудреной схемой. В этом случае фирма рассчитывает отработанное водителем время за целый месяц, а не за отдельный день.

А иногда – и вовсе за сезон! Это в тех случаях, если по условиям работы ежедневная норма просто не может быть выполнена. Ярким примером может считаться летне-осенний период.

Обычно вышеописанная ситуация складывается в связи с обслуживанием сезонных работ. Так что водитель автомобиля может попасть даже под 6-месячный учетный период.

Продолжительность

Это ещё один немаловажный нюанс, касающийся такой темы, как режим труда и отдыха водителей. Продолжительность времени, проводимого человеком за рулем, не должна превышать установленной нормы.

К примеру, на протяжении календарного месяца, который состоит из 31 дня, водитель работает 23. В таком случае он не должен проводить за рулем больше 184 часов. Причем в это время включается отдых, медосмотры, охрана грузов, высадка и посадка пассажиров и т.д.

Исключения

Бывают и отдельные ситуации. В некоторых случаях длительность рабочего дня можно увеличить до 12 часов. Это – ситуации, когда водитель-дальнобойщик осуществляет междугородную перевозку. Тогда он вынужден двигаться дальше – чтобы добраться до места, в котором у него получится отдохнуть.

Еще такие исключения действуют для тех автомобилистов, которые работают на пригородных или же городских маршрутах.

Также такое рабочее время может быть установлено водителям, которые выполняют перевозки для организаций коммунальных служб, например, для больниц, клиник и лечебниц, для аварийных служб, телеграфной и почтовой связи и т.д. Это допускается еще тогда, когда человек осуществляет транспортировку груза особой важности (для органов местного самоуправления, например). Подобные условия могут быть предоставлены перевозчикам, работающим на аварийно-спасательных, пожарных и инкассаторских ТС.

Разделение рабочего времени

Водитель-дальнобойщик также имеет право на разделение рабочего времени. Такая возможность предоставляется тем людям, которые осуществляют регулярные городские, пригородные и междугородные автобусные маршруты.

Перерыв в данных случаях назначается не позднее, чем спустя 5 часов после того, как началось рабочее время. Отдых, в свою очередь, длится максимум три часа. В данный перерыв не включаются часы, отведенные на питание.

Так выглядит режим работы водителя по тахографу: четыре часа – на управление автобусом, два – на перерыв, столько же – на обед, и снова четыре на то, чтобы проехать маршрут.

Что же получается? Реальное рабочее время в данном случае составит 8 часов. По факту – 12.

А ещё бывает ненормированное рабочее время. Оно доступно тем людям, которые управляют легковыми машинами (за исключением такси). Также на таких условиях имеют возможность работать водители, занятые транспортировкой ученых на экспедиции.

Изыскательная и топографо-геодезическая деятельность также разрешает работать по ненормированному графику. А решение касательно того, каким будет трудовой день водителя, принимает непосредственно работодатель.

Только он должен принимать во внимание еще и мнение работников фирмы, компании или его организации. Они также должны быть согласны с ненормированным графиком. Здесь есть своя особенность.

Дело в том, что ненормированный рабочий день может быть любой длительности. Но общее количество часов в неделю никогда не превышает отметки в 40.

Допустим, если водитель провел в пути 20 часов (допустим, осуществлял длительный междугородний рейс), то ему можно осуществить ещё раз этот рейс и всё – остальные дни недели отводятся на выходные.

Как долго можно находиться за рулем

Продолжительность смены устанавливается (в обязательном порядке), исходя из того, сколько обычно длится рабочая неделя. Дни еженедельного отдыха обязательно предоставляются человеку. Таковы общие основания и положения. Это – законный отдых водителя.

Что ж, но даже при ненормированном графике количество часов, которые человек может провести за рулем, не должно превышать девяти.

Более того, если профессионал работает в тяжелых условиях (допустим, везет людей по горной местности, перевозит тяжелые, крупногабаритные грузы или же осуществляет транспортировку на автобусе, длина которого более 9,5 метров), то он может находиться у баранки только 8 часов.

Случаи с увеличением времени

Есть еще две особенные ситуации. Только в них время, напротив, можно увеличить. До десяти часов, например. Но только в том случае, если за две недели у человека будет не больше 90 ч, проведенных за рулем.

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно было понять, что самый тяжелый график водителей у тех специалистов, которые управляют пригородными и городскими автобусами.

Для них верхний предел, касающийся количества часов, проведенных за рулем, не установлен.

Иногда даже бывает так, что при рабочем дне, который длится половину суток, человек находится в движении целых 11 часов.

Важно знать, что если водитель осуществляет длительный рейс (допустим, из города Сочи до Севастополя – время поездки занимает приблизительно 17-20 часов), то у него обязательно должен быть сменщик. Он также находится в автобусе и, когда приходит время, заменяет напарника.

Специальные перерывы

Каждый водитель (кат. С, В, D и т.д.) имеет право на так называемые особые перерывы. Они хороши тем, что включаются в рабочее время человека.

Такие перерывы предоставляют всем автомобилистам, работающим на междугородних маршрутах. Эти перевозки требуют особой выдержки, терпения, так что водителей поощряют 15-минутными перерывами.

Первый такой кратковременный отдых можно совершить спустя четыре часа поездки. А затем – каждые два.

В общем, то, как выглядит режим рабочего времени водителя, понятно, но что же со временем на отдых? Это – отдельная тема. Оно состоит тоже из нескольких “периодов”. Первый – это обед (перерыв, уходящий на отдых и питание).

Второй – ежедневный. Так называемый “отдых между сменами”. И, наконец, еженедельный. Его именуют еще непрерывным. Иными словами говоря – традиционный выходной.

Только длится он у водителей дольше, поскольку работа требует слишком много сил и терпения.

Нормативы отдыха

Время, уходящее на расслабление водителя, также нормируется. Итак, на питание закон выделяет как минимум полчаса и как максимум – два часа.

В случае если длительность рабочего времени составляет более 8 ч, то тогда человеку предоставляется 2 перерыва на питание.

Но суммарная длительность остается прежней – максимум 2 ч.

Что касательно междусменного отдыха? Здесь все просто – он длится в два раза больше, чем непосредственно смена.

К примеру, человек работает с восьми утра и до 17:00 (включен перерыв на обед в 1 ч). Тогда между сменами водитель отдыхает 15 часов.

Таким образом, его следующий рабочий день будет начинаться в 8 утра, как минимум.

Но бывают и исключения, в которых междусменный отдых сокращается. Например, 9 часов водителю дается в том случае, если он работает на пригородном или городском маршруте. Но когда он закончит вторую смену, то обязательно должен получить как минимум двое суток отдыха.

11 часов перерыва дается автомобилисту, если он работает на междугородном маршруте.

Безопасность водителя и личные качества профессионала

Это очень важные аспекты. Автомобиль, который является для водителя рабочим местом, должен соответствовать всем требованиям безопасности.

Подушки безопасности, ремни, приборы освещения, датчики сближения, зеркала заднего вида – транспортное средство должно быть оборудовано всем необходимым.

Поскольку от того, насколько высок уровень безопасности для водителя, зависит и то, насколько хороша будет его связь с дорогой и, соответственно, сохранность пассажиров и груза. Автомобилист должен находиться в комфорте и безопасности – это главное условие.

Стоит отметить, что не каждый человек способен стать водителем. И речь сейчас идет не столько о наличии прав определенной категории, сколько о личностных качествах человека. Водитель – это в первую очередь физически и морально выносливая личность.

Пробки, простои, не всегда доброжелательные попутчики (иногда очень надоедливые и капризные), дорожный контроль – всё это вытерпеть нелегко.

Если мы, простые граждане, застряв в утренней пробке на полчаса, начинаем нервничать, то можно представить, какой ежедневный стресс испытывает водитель маршруток или, чего хуже, междугородних автобусов.

Человек должен быть готов не спать длительное количество времени; уметь максимально отдохнуть за предоставленное ему время, быть внимательным, сконцентрированным, терпеливым.

Это те качества, без которых невозможно стать водителем междугородних автобусов или же дальнобойщиком. Работа этих людей тяжела и непредсказуема.

Важно, чтобы государство предоставляло им достойную оплату и достаточное количество времени на отдых. А люди были терпеливыми и понимающими.

Источник: http://.ru/article/221710/soblyudenie-rejima-truda-i-otdyiha-voditeley-polojenie-o-rabochem-vremeni-voditelya

Ненормированный рабочий день — что это по КЗоТу?

Ненормированный труд в течение суток — это альтернатива восьмичасового рабочего дня. Руководство предприятия может принимать самостоятельное решение, хватает ли сотрудникам стандартного количества времени для того, чтобы выполнить план, либо они нуждаются в дополнительных рабочих часах.

Если таковая необходимость присутствует, то определенным трудящимся предоставляется ненормированный рабочий день.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации:

Что это значит?

Ненормированным рабочим днем считается особый режим труда, во время которого руководитель может отдавать указания по выполнению определенными работниками поставленных задач в нерабочее время (статья 101 ТК РФ).

Согласно законодательству (ранее по КЗоТу, теперь Трудовой кодекс РФ), данное правило прописывается в трудовом договоре. Кандидат на работу соглашается с ним, когда ставит свою подпись на определенных документах. По этой причине руководитель может не спрашивать прямого согласия кандидата.

Образец трудового договора с ненормированным рабочим днем скачивайте здесь бесплатно.

Сотрудник может предполагать, что дополнительные часы ему необходимо будет отработать лишь в случае серьезной необходимости.

По закону, предназначенному регулировать отношения с сотрудниками, достаточно внимания посвящено налаживанию временных нормативов присутствия на трудовом месте, и периода отдыха для восстановления сил организма.

В «Режиме рабочего времени» прописаны часы, когда работник обязан пребывать на территории организации, выполняя свои служебные обязанности. В данном разделе указано время, которое сотрудник посвящает своим обязанностям в течение дня.

Помимо этого, существуют временные пределы трудовых месяцев и года. Время отдыха является конкретным понятием, благодаря которому контролируется длительность отдыха каждого дня и отпусков.

На предприятиях обычно действует привычная пятидневная неделя, а к работе приступают с девяти утра. Конкретные трудящиеся при этом могут начинать свою работу, например, в семь утра, либо уходить с трудового места в одиннадцать вечера.

Как оформить трудовой договор с ненормированным рабочим днем читайте в нашей статье.

Продолжительность

Сорок часов является нормой для обычной рабочей недели (статья 91 ТК РФ). Если рассматривать пятидневку, то сотруднику нужно проводить каждые сутки по восемь часов на работе. При этом обстоятельстве директор может данные нормы увеличить:

Нормы можно увеличить двумя путями:

  1. отработка сверхурочных часов;
  2. увеличение длительности рабочего графика.

По законодательству существуют границы сверхурочного времени: данная переработка не может быть более ста двадцати часов в год. Это означает, что недопустимо просить сотрудника отрабатывать свыше четырех часов два дня подряд без выходного.

Что касается неограниченного трудового дня, то конкретных часовых рамок закон не предусматривает. Ненормированный день иногда возможен, но постоянные графики составлять по такой схеме запрещено. Помимо этого, руководителю должен требоваться такой работник по веским причинам.

Сотрудник, которому предназначена работа по не фиксированному времени, обязан быть в курсе некоторых обстоятельств:

  • Руководитель имеет право не интересоваться постоянно: согласен ли сотрудник с такими условиями. Согласие работника он получает во время подписания трудового договора.
  • Если сотрудник не желает работать ненормированный день, то это может быть расценено, как невыполнение рабочих обязанностей.

Но, нужно учитывать, что на данный момент в судебных разбирательствах отсутствует единый регламент улаживания подобных споров.

В любом случае, следует придерживаться правила, что ежедневной такая отработка быть не может.

Хотя, данный график несет название ненормированного дня, он должен иметь некоторые пределы по продолжительности. Ненормированным он считается по причине его разницы с обычным режимом в организации.

Гражданин, отрабатывающий ненормированный день, обязан быть в курсе, что это не постоянный его график. В остальные дни сотрудник имеет право начинать и заканчивать трудовой день в одно время с коллегами.

Кроме того ненормированность не является причиной исполнения той работы, которая не включена в обязанности сотрудника.

Рабочих часов становится больше, но это не означает дополнения в обязанностях.

Трудящийся имеет право из-за работы в такие дни, на внеплановые выходные, длительностью три дня за счет организации. Данное время отдыха можно совместить с полагающимся отпуском. Помимо этого, сотрудник имеет право просить денежную выплату вместо полагающегося отпуска.

Журнал для учета времени работы

Для регистрации часов сотрудника, который трудится неограниченный день, в компании ведется журнал с фиксированием времени труда свыше нормы (часть 4 статья 91 ТК РФ).

На данный момент отсутствуют особые указания, по которым обязательно фиксировать часы работы в журнале, но этот способ является удобным. Благодаря журналу, можно с легкостью систематизировать нужные данные в определенном порядке.

Нужно вести записи по всем датам, которые гражданин отработал в ненормированном режиме (статья 101 ТК РФ), так как регистрация переработок обязательна. Хотя, за это и не предусматривается дополнительная премия, зато сотрудник может рассчитывать на еще один отпуск (статья 119 ТК РФ).

Образец журнала учета ненормированного времени найдете здесь.

По той причине, что ненормированный труд не происходит в постоянном режиме, то рекомендуется иметь для такой регистрации времени, дополнительный регистр.

На первом листе заполняется:

  • номер списка;
  • какая организация;
  • даты, в которые приступили к заполнению журнала, а также момент окончания;
  • имя, фамилия и должность человека, несущего ответственность за записи в журнале.

Данные необходимо заполнять единожды в неделю, или по той схеме, которая нужна управляющему.

Перечень должностей с ненормированным рабочим днем

Обычной трудовой неделей считается пятидневка с длительностью восемь рабочих часов. Многие компании осуществляют свою деятельность по этой схеме.

Но, существует и иной режим работы, который считается ненормированным трудовым днем и действует для определенных сотрудников, а не для всей компании в целом.

В этот список входят следующие работники:

  1. Директор.
  2. Управляющий филиалом.
  3. Начальник отдела.
  4. Заместитель управляющего.
  5. Главный бухгалтер.
  6. Заведующий складом.
  7. Личный водитель.
  8. И аналогичные трудящиеся, в чьи обязанности входит выполнять свою работу после завершения трудового дня.

К примеру, обычная длительность трудового времени водителей не может составлять более, чем сорок часов в неделю.

Для водителей, которые трудятся по пятидневке, обычная длительность любого дня не может составлять более восьми часов.

Если водитель работает шесть дней в неделю с единственным выходным, то длительность дня не должна превышать семи часов.

Если шоферы занимаются транспортировкой для учреждений здравоохранения, коммунальной и аварийной службы, телефонной связи, управляющих предприятий и подобных, то допустимо увеличение рабочего времени одного дня до двенадцати часов.

Специфическим условием трудового времени водителей является то, что для них существует определенная длительность управления машиной в течение дня – девять часов.

Если вождение транспортом происходит в горных условиях, а длина автобуса составляет более девяти метров, то ограничением по времени является восемь часов.

Для того, чтобы норма была выполнена, руководитель должен вести регистрацию времени управления транспортом, учитывая допустимые пределы рабочих часов водителя.

Чем сверхурочная работа отличается от ненормированного дня?

Для большинства людей понятия «переработка» и «сверхурочные» могут быть похожими по определениям, но по закону эти понятия четко различаются. Трудовым ненормативным периодом является определенный рабочий режим, по нему допускается привлечение определенных сотрудников дополнительно их обычного графика.

Чтобы понять разницу, рассмотрим принципиальные отличия:

  1. Когда сотрудник приходит устраиваться на работу, то с ним не ведут разговор по поводу возможных сверхурочных часов.
  2. Если дело касается ненормированного графика, то кандидата ставят в известность о существовании такой возможности.

  3. В законодательстве указана длительность сверхурочных часов.
  4. Такой труд не может составлять более четырех часов два дня подряд, а также ста двадцати часов на протяжении года. Определенная сумма часов ненормированного времени не оговорено в законодательстве.

  5. В сверхурочных работах могут участвовать рабочие, служащие и начальство.
  6. Ненормированное время не определено для сотрудников, кроме водителей.

  7. У сверхурочного труда нет приятных бонусов в виде дополнительного отпуска.
  8. Если же сотрудник трудится ненормированное время, то ему полагается еще один отпуск, длительностью двенадцать дней, а иногда и премия.

Подробное объяснение ненормированного рабочего дня в видео-ролике:

Источник: http://bizakon.ru/kadry/nenormirovannyj-rabochij-den-eto.html

Рабочее время водителей

Рабочее время водителей

Профессия водителя связана с управлением автомобилем и другими транспортными средствами, то есть непосредственно источниками повышенной опасности.

Кроме того, часто водитель несет ответственность не только за свою сохранность и сохранность транспортного средства, но и за жизни своих пассажиров и других участников дорожного движения.

Поэтому данная профессия имеет свои особенности: права и обязанности работников этой сложной профессии и их работодателей установлены трудовым законодательством и отдельными положениями.

Положение о рабочем времени водителей

При установлении режима труда водителей работодателю необходимо руководствоваться положением, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г.

№ 15 Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей зарегистрировано в Минюсте 1 ноября 2004 года.

Положением установлены определенные особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (исключения: водители, занятые на международных перевозках, а также работающие в вахтовой бригаде), работающих по трудовому договору на машинах, которые принадлежат компаниям зарегистрированным на территории России. Положение состоит из глав: общие положения, рабочее время и время отдыха.

Ненормированный рабочий день для водителей

Водителям стоит установить один из следующих режимов работы:

  • сменный режим работы;
  • деление рабочего дня на части;
  • ненормированный рабочий день.

Сменная работа – работа в несколько смен (две или более), когда сотрудники сменяют друг друга на рабочем месте в течение суток.

Деление рабочего дня на части необходимо ввести в случаях, когда интенсивность работы различается в течение дня. Чтобы рабочий день не был больше по времени установленных законодательством норм его день делят на части.

Но и тут предусмотрены исключения: например, перерыв между частями рабочей смены водителей автобусов, которые работают на регулярных автобусных маршрутах, должен быть не позже чем через пять часов после начала работы.

Что такое ненормированный рабочий день для водителей? Ненормированный рабочий день – такой режим работы, согласно которому работники могут иногда быть привлечены к работе за пределами установленной для них длительности рабочего времени. Например, ненормированный рабочий день может быть установлен:

  • водителям легковых авто (как правило, персональным водителям), кроме машин-такси;
  • водителям машин экспедиций, которые заняты на геологоразведочных и других изыскательских работах.

Если в компании существует представительный орган работников, то решение об определении ненормированного рабочего дня должно быть установлено с учетом решения представительного органа. Это может быть профсоюз или другой представительный орган (например, совет трудового коллектива).

С учетом определенных особенностей работы водителей авто им можно установить как поденный (длительность работы еженедельно не меняется), так и недельный и суммированный учет рабочего времени. Если нормальная длительность работы ежедневно и даже еженедельно не может быть соблюдена, то стоит установить для водителей суммированный учет рабочего времени.

Работодатель обязан учитывать время, которое фактически отработано каждым водителем, в том числе для оплаты рабочего времени. Для этого стоит вести табель учета рабочего времени.

Перед началом рабочей смены, водителю необходимо заполнить и выдать путевой лист, который работодатель составляет по самостоятельно разработанной или установленной форме. По путевому листу можно установить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также определить длительность фактически отработанного времени.

График работы водителя помогает отслеживать тахограф – устройство, которое обеспечивает непрерывную регистрацию маршрута движения машины, информацию о скорости, режиме труда водителя авто.

Организации, которые ведут деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, должны оснащать их такими техническими средствами контроля.

С 1 апреля 2015 года тахограф, предназначенный для регистрации соблюдения режима работы водителя, стал обязательным для коммерческого транспорта, а с 1 июля 2016 года запрещена эксплуатация транспорта, оснащенного техническими средствами, которые не обеспечивают регистрацию информации на картах тахографа.

График работы для личного водителя

Для личного водителя график работы целесообразнее всего установить в режиме ненормированного рабочего дня.

Ненормированный рабочий день устанавливается в случаях, когда:

  • требуется периодическая работа водителя, превышающая нормальную длительность рабочего времени;
  • труд водителя не поддается точному учету по времени;
  • работники распределяют рабочее время на свое усмотрение;
  • рабочее время работника делится на части различной неопределенной длительности.

Однако стоит учитывать, что работа в режиме ненормированного рабочего дня для личного водителя не означает, что его не касаются правила, которые определяют время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Работодатель должен вести точный учет отработанного рабочего времени, которое отработано фактически и отразить его в табеле учета рабочего времени.

Приказ об утверждении рабочего времени водителей

Приводим образец приказа об утверждении рабочего времени водителя в режиме ненормированного рабочего дня

Пример графика работы (сменности) водителей

Источник: https://spmag.ru/articles/rabochee-vremya-voditeley

Бухгалтерия
Добавить комментарий