Ндс с консультационных услуг

Проблемы подтверждения реальности услуг и вычет НДС

НДС с консультационных услуг

Услуги в отличие от товаров нематериальны — результаты выполнения договора на их оказание нельзя увидеть, сфотографировать, пересчитать.

Поэтому для применения вычетов НДС с расходов на приобретение услуг крайне важно позаботиться о том, чтобы эти операции были обоснованы и верно оформлены документально.

Иначе налоговый орган может заподозрить, что сделка носила фиктивный характер, и не принять вычет. Но как доказать, что услуги на самом деле оказывались?

Что есть услуги

Рассмотрим пример. Организация заключила договор с клининговой фирмой на оказание услуг по уборке офиса. Согласно договору, сотрудник фирмы должен ежедневно выполнять определенный объем работ по поддержанию чистоты в офисе заказчика.

Доказать, что работник выполнял свои обязанности, довольно проблематично, ведь результат его труда нельзя увидеть. Точнее, можно, но только непосредственно во время уборки.

В соответствии с пунктом 5 статьи 38 НК РФ, именно это и отличает услуги — результаты их оказания потребляются в момент создания и не имеют материального воплощения.

Можно, конечно, проводить ежедневно фото- и видеофиксацию процесса уборки или заставлять сотрудника клининговой компании заполнять отчеты о проделанной работе. Однако это выглядит несколько абсурдно, и вряд ли кто-то всерьез задумается об этом.

Хотя вы подумаете совсем иначе, когда будете доказывать реальность клининговых услуг в арбитражном суде.

Чтобы уменьшить риск развития ситуации по этому сценарию, специалисты рекомендуют, во-первых, позаботиться о доказательстве обоснованности приобретенных услуг, а, во-вторых, грамотно оформлять все документы, связанные с их получением.

Почему услуги могут признать фиктивными

Организация заявила о вычете НДС с консультационных услуг, однако налоговый орган в этом отказал. Инспекторы посчитали, что сделка по предоставлению консультаций носила формальный характер. Делая такие выводы, они руководствовались следующими:

  • счета-фактуры, которые заказчик выставлял своему контрагенту, были составлены с нарушением правил;
  • акты приема-передачи услуг были составлены по одному образцу и не содержали детализацию консультационных услуг;
  • организации не удалось достичь показателей хозяйственной деятельности, на которые были направлены услуги — вместо увеличения выручки в 20% удалось достигнуть только роста на 14%;
  • заказчик услуг и их исполнитель были признаны налоговой инспекцией взаимозависимыми лицами.

Взаимозависимость

Что касается последнего обстоятельства, на такие сделки налоговики обращают повышенное внимание. Особенно это характерно для операций, объектом которых выступают услуги.

Без преувеличения можно сказать, что заказ услуг в компании, которая является взаимозависимой — та самая «красная тряпка», которая побуждает органы ФНС подозревать фиктивность сделки.

В соответствии со статьей 105.1 Налогового кодекса, взаимозависимыми признаются такие лица, взаимоотношения между которыми могут сказаться на условиях или результатах сделок между ними либо лицами, которые они представляют.

Попросту говоря, если одно лицо влияет на решения, принимаемые другим, то эти лица взаимозависимые. Такое влияние может быть обусловлено, скажем, участием одного лица или его представителя в капитале другого.

Пример – директор одной компании является одним из собственников (участников) другой.

В той же статье определено, какие именно лица являются взаимозависимыми. Кроме того, суд может установить взаимозависимость лиц по иным основаниям.

Что говорят суды

Но вернемся к нашему примеру. Получив отказ в вычете, заказчик обратился в арбитражный суд с целью признать выводы налоговиков неправомерными. В качестве подтверждения реальности сделки был представлен договор на оказание услуг, содержащий вполне конкретные цели.

Среди них — достижение определенных показатели деятельности, увеличение эффективности управления компанией и использования ресурсов.

Суду были представлены счета-фактуры и акты приема-передачи оказанных услуг, а ключевые фигуры исполнителя — директор и главбух — подтвердили, что компания действительно оказывала консультационные услуги заказчику.

В качестве доказательства проведения консультаций были предъявлены списки сообщений, которыми обменивались заказчик и исполнитель, а также представлены командировочные удостоверения и служебные задания сотрудников исполнителя, направленных для консультаций к заказчику.

Однако все это не убедило арбитров, и вот почему. Во-первых, суд поддержал вывод ФНС о том, что указанные компании являются взаимозависимыми. Ничто не мешало им «провернуть» эту операцию лишь на бумаге с целью получения налоговой выгоды.

Во-вторых, представленные суду документы — счета-фактуры и акты приема-передачи — не содержали детализации хозяйственных операций.

Из них невозможно было понять, какие именно консультационные услуги и в каком объеме исполнитель оказал заказчику, а также как формировалась их стоимость.

Между тем в первичных документах в обязательном порядке должны отражаться сведения о том, какие конкретно услуги были оказаны. Детализировать их можно как непосредственно в акте приема-передачи, так и в отчете исполнителя о проделанной работе.

Организации, которая предъявляет к вычету НДС с приобретенных услуг, следует проверить, что в первичных документах они детализированы.

В противном случае для надежности нужно запросить у контрагента отчеты исполнителей о работе, которую они проделали.

Также читайте по теме: «Безопасный размер НДС» — какой максимальный удельный вес вычетов по НДС не привлекающий внимание налоговиков?

Вывод. Компания из нашего примера допустила две главные ошибки: 1. Обратилась за консультационными услугами во взаимозависимую организацию. 2. Не позаботилась о том, чтобы первичные документы были оформлены надлежащим образом.

https://www.youtube.com/watch?v=NqctOcMRTG8

Каждое из этих обстоятельств само по себе является серьезным поводом для сомнений относительно реальности сделки. В нашем же примере имеют место они оба. Неудивительно, что суд встал на сторону ИФНС и посчитал вычет НДС за консультационные услуги неоправданным и необоснованным.

Источник: http://KonturSverka.ru/stati/problemy-podtverzhdeniya-realnosti-uslug-i-vychet-nds

О налогообложении по ндс инжиниринговых и консультационных услуг при нахождении заказчика за пределами территории рф |

О налогообложении по ндс инжиниринговых и консультационных услуг при нахождении заказчика за пределами территории рф |

Компания, зарегистрированная на территории Италии, оказывает инжиниринговые услуги по проекту для Клиента, зарегистрированного на территории РФ.

Российская организация является субподрядчиком по этому проекту и оказывает консультационные услуги, а также разрабатывает проектную и техническую документацию для итальянской компании. Являются ли услуги, оказываемые российской организацией (соисполнителем) объектом налогообложения по НДС?

Дополнительная информация: Сотрудники российской организации совершают служебные командировки на объект Клиента с целью консультирования, который находится также на территории РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 НК РФ.

Так, согласно пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации инжиниринговых[1], консультационных и иных услуг, предусмотренных данными подпунктами, определяется по месту деятельности покупателя услуг.

При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги оказаны через это постоянное представительство.

Из Вашего вопроса следует, что российская организация оказывает иностранной организации консультационные и инжиниринговые услуги (подготовка проектной и технической документации).

При этом договор об оказании услуг заключен между российской организацией (исполнителем) и иностранной организацией (заказчиком) в рамках оказания этой иностранной организацией (заказчиком) инжиниринговых услуг для другой российской организации (клиента).

Правоотношения, возникающие по договору об оказании услуг, регулируются главой 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг».

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Согласно ст.783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (ст. ст. 702 — 729 ГК РФ),  если это не противоречит нормам гл. 39 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Согласно норме п. 1 ст.

702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатитьего. Следует обратить внимание, что если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами (п.1 ст.704 ГК РФ).

Таким образом, из природы договора возмездного оказания услуг следует, что именно заказчик  является покупателем услуги (принимает результаты работ). При этом факт командирования работников исполнителя непосредственно к клиенту заказчика не меняет сущности правоотношений по договору.

Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемой ситуации покупателем консультационных и инжиниринговых услуг, оказываемых российской организацией (исполнителем), является иностранная организация (заказчик).  Следовательно, местом реализации консультационных и инжиниринговых услуг в данном случае территория Российской Федерации не является.

Таким образом, при оказании российской организацией (исполнителем) вышеуказанных услуг иностранной организации (заказчику), зарегистрированной на территории иностранного государства и не имеющей представительства на территории РФ, отсутствует объект налогообложения по НДС. Следовательно, у российской организации (исполнителя) не возникает обязанность по начислению и уплате НДС с данной реализации.

Справочно: В рассматриваемом примере обязанность уплатить НДС возникает лишь у российской организации (клиента), приобретающей инжиниринговые услуги у иностранной организации.

[1] В целях применения пп.4 п.1 и пп.4 п.1.1 ст.

148 НК РФ к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).

Источник: http://corprf.ru/o-nalogooblozhenii-po-nds-inzhiniringo/

Налоговые обязательства по НДС при заключении сделок с иностранными организациями

Налоговые обязательства по НДС при заключении сделок с иностранными организациями

Каждая страна стремится облагать налогами не только доходы своих резидентов, но и доходы нерезидентов, которые они получают от международных трансакций, затрагивающих экономику данной страны.

В системе международного налогообложения распространение получили два способа уплаты налога: уплата налога непосредственно налогоплательщиком и уплата налога налоговым агентом.

Второй способ уплаты налога применяется в случае положительного экономического эффекта от консолидации обязанностей по уплате налога и возложения их на одно лицо – налогового агента, в случае, когда уплата налога самостоятельно непосредственным налогоплательщиком затруднена или невозможна, а также в других случаях.
Система налогового регулирования иностранного капитала в стране должна быть построена таким образом, чтобы лицо, на которое возложена обязанность осуществлять уплату налога в бюджет, было подконтрольным налоговым органам страны, налагающей этот налог.

В случаях, когда невозможно возложить эту обязанность на подконтрольное лицо, обязанным лицом по уплате налога, по мнению автора, должна стать непосредственно иностранная организация.

Российское законодательство также предусматривает уплату налога как самим налогоплательщиком, так и источником выплаты дохода. В силу ст.

24 Налогового кодекса РФ (НК РФ) лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налогов, признаются налоговыми агентами.

Основной обязанностью налогового агента при возникновении объекта обложения является правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление соответствующих налогов. Обстоятельства, которые обязывают к выполнению обязанностей налогового агента, довольно многочисленны.

В данной статье рассмотрим порядок исполнения обязанностей налогового агента иностранной организации в целях налога на добавленную стоимость (НДС).

Налоговыми агентами иностранных организаций чаще всего выступают российские организации и индивидуальные предприниматели (далее – российские организации).

Но в определенных НК РФ случаях, которые мы рассмотрим ниже, налоговыми агентами также могут выступать и иностранные организации, состоящие на налоговом учете в Российской Федерации. Такие иностранные организации в налоговых целях приобретают статус российской организации по НДС или налогу на прибыль организаций. Они самостоятельно выполняют обязанности налогоплательщика и одновременно обязанности налогового агента по отношению к иностранным организациям, не имеющим статус российской организации.

Налогоплательщики

Для правоотношений с иностранным участием крайне важно определить момент, с которого эти отношения попадают под юрисдикцию России. Объектом налогообложения, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст.

146 НК РФ, является реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.

В силу специфики данного налога само по себе местонахождение участников сделки имеет лишь вторичное значение: налогоплательщиком НДС при определенных обстоятельствах может являться как российская, так и иностранная организация. Все иностранные организации в целях НДС делятся на две группы:

1) иностранные организации, состоящие на налоговом учете;

2) иностранные организации, не состоящие на налоговом учете.
Иностранные организации, относящиеся к первой группе, исчисляют и уплачивают НДС в общем режиме, предусмотренном для российских организаций. Такие организации приобретают статус российской организации в целях НДС.
Иностранные организации, относящиеся ко второй группе, подпадают под особый порядок обложения НДС. Суммы НДС за указанных налогоплательщиков исчисляются, удерживаются и перечисляются в бюджет налоговыми агентами.

Место реализации товаров, работ, услуг

Ключевым для обложения НДС фактором является место реализации товаров или услуг. Следовательно, налоговые обязательства по НДС возникают у иностранных организаций, которые реализуют товары (работы, услуги) на территории РФ.

Местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств (ст.

147 НК РФ): – товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется; – товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.

Неоднозначен вопрос с определением места реализации работ (услуг), что представляет для налогоплательщиков особую трудность. Виды выполняемых работ и оказываемых услуг очень разнообразны по сферам деятельности, месту реализации, особенностям налогообложения.

Налоговым кодексом РФ введен ряд критериев для определения места реализации работ (услуг) в зависимости от сферы деятельности налогоплательщика в целях обложения НДС (ст. 148 НК РФ). Правила определения места реализации для целей НДС варьируются в зависимости от характера самих услуг (табл. 1).

Таблица 1

N п/пВиды работ

Источник: http://www.pnalog.ru/material/nds-cdelki-inostrannye-organizacii-nalogovyy-agent

Департамент общего аудита по вопросу обложения НДС услуг по проведению информационного семинара

26.03.2013

Ответ

В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно предоставленному Вами счету, Организация планирует для своего контрагента провести информационный семинар.

При этом согласно устным разъяснениям, целью данного семинара является консультирование сотрудников контрагента по работе на поставленном Вашей организацией оборудовании.

Поскольку в рассматриваемом случае, услуги оказываются организации зарегистрированной на территории члена Таможенного союза, то при определении места реализации необходимо руководствоваться Протоколом от 11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе» (далее по тексту – Протокол).

Согласно статье 3 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена таможенного союза, если:

1) работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства.

Положения настоящего подпункта применяются также в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества;

2) работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства;

3) услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства;

4) налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются:

консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы;

работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных;

услуги по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя.

Положения настоящего подпункта применяются также при:

передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав;

аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях движимого имущества, за исключением аренды, лизинга и предоставления в пользование на иных основаниях транспортных средств;

оказании услуг лицом, привлекающим от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ, услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

5) работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено подпунктами 1) – 4) пункта 1 настоящей статьи.

Положения настоящего подпункта применяются также при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств.

Исходя из имеющейся информации, следует отметить следующее.

Согласно устным разъяснениям, на данный момент договор между сторонами не содержит разъяснений относительно понятия «информационный семинар». В связи с этим, по нашему мнению, при определении места реализации услуг следует исходить из следующего.

Согласно статье 3 Протокола местом реализации услуг признается территория покупателя услуг, если услуги соответствуют перечню услуг, приведенному в пункте 4 статьи 3 Протокола. В ином случае, место реализации определяется по исполнителю услуг.

Такая услуга, как информационный семинар прямо не поименована в пункте 4 статьи 3 Протокола. Соответственно,при формальном подходе, можно говорить о том, что местом реализации является территория исполнителя, т.е. территория РФ.

Вместе с этим, если исходить из того, что информационный семинар представляет собой консультирование сотрудников казахской организации, то такие услуги, по нашему мнению, можно квалифицировать как консультационные услуги.

Согласно статье 1 Протокола консультационные услуги – это услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в том числе налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом.

В случае, квалификации информационного семинара в качестве консультационных услуг, которые поименованы в пункте 4 статьи 3 Протокола, местом реализации, по нашему мнению, будет признаваться территория покупателя, т.е. территория республики Казахстан.

Учитывая вышесказанное, по нашему мнению, определение места реализации услуг будет производиться исходя из формулировок договора, который предусматривает проведение информационного семинара.

Рассмотрим вариант признания местом реализации услуг территории РФ, в случае, если договор будет трактовать информационный семинар в качестве услуги по обучению сотрудников контрагента.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Протокола местом реализации признается территория оказания услуг по обучению (образованию), т.е. место реализации таких услуг определяется по месту их фактического оказания.

Поскольку Протокол не содержит разъяснений понятий обучение (образование), по нашему мнению, под обучением можно считать любое получение знаний, умений и навыков, не только в образовательных учреждениях, но и в любом другом виде.

Поскольку в рассматриваемом случае услуги по обучению оказываются на территории республики Казахстан, местом реализации данных услуг признается также территория республики Казахстан. При этом налоговая база, ставка и порядок взимания НДС регулируются казахским законодательством (статья 2 Протокола).

Учитывая вышесказанное, по нашему мнению, у Организации не возникает обязанность начислить НДС на стоимость оказываемых услуг по обучению сотрудников контрагента.

Назад в раздел

Источник: http://www.mosnalogi.ru/consultation/obshchiy-audit/departament_obshchego_audita_po_voprosu_oblozheniya_nds_uslug_po_provedeniyu_informatsionnogo_seminara.html

Бухгалтерия
Добавить комментарий