Ндс при аренде

Вычет НДС для арендатора при аренде помещений | Бухгалтерия и кадры

НДС при аренде

Коммунальные службы при тепло-, энерго- и водоснабжении потребителей на стоимость своих услуг начисляют НДС. Не является исключением и доля услуг, потребляемых арендатором, когда помещение сдано внаем.

То есть, возмещая собственнику затраты на коммуналку, арендатор в составе компенсации оплачивает и сумму налога. Вправе ли он претендовать на вычет коммунального НДС? Попробуем разобраться, в каком случае это будет возможно.

Право на вычет НДС появляется при одновременном выполнении трех условий (ст. 171, 172 НК РФ):

– принятие услуг к учету;

– участие арендуемого помещения в облагаемых НДС операциях;

– наличие у арендатора счета-фактуры на потребленные услуги.

Как раз последнее из требований и есть камень преткновения. То есть вопрос о возможности вычета коммунального НДС по сути сводится к вопросу о наличии у арендатора соответствующего счета-фактуры.

Понятно, что при заключении прямых договоров с коммунальщиками проблема решается сама собой. Ведь снабжающие организации составят и предъявят арендатору все необходимые документы.

Однако подобная схема коммунальных отношений при аренде помещения встречается довольно редко. 

Реализация и компенсация

Итак, за исключением случая прямых расчетов арендатора с коммунальщиками единственным возможным автором требуемого счета-фактуры является арендодатель. Рассмотрим случай, когда собственник помещения выставляет документ на коммунальные услуги от своего имени. Насколько это правомерно?

Если счет-фактуру на коммунальные услуги арендодатель перевыставил от своего имени, арендатор не вправе использовать такой документ как основание для НДС-вычета

Увы, точка зрения ведомственных специалистов по данному вопросу на сегодня малоутешительна. Так, финансисты в письме от 3 марта 2006 г.

№ 03-04-15/52 со ссылкой на постановления ВАС РФ отмечают, что реализация электроэнергии владельцем помещения арендатору невозможна.

По той простой причине, что последний сам является абонентом энергоснабжающей организации и соответственно никак не может выступать в роли энергоснабженца для арендатора (постановление Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2000 г. № 7349/99).

Арендатор же не может быть признан абонентом, поскольку объект, потребляющий энергию, находится не на его балансе (постановление ВАС РФ от 8 декабря 1998 г. № 5905/98).

А раз нет факта реализации в целях НДС, то и сам налог на передачу электроэнергии начислять не нужно. Значит, невозможно и выставление соответствующего счета-фактуры.

Приведенные выводы Минфин распространил и на прочие коммунальные услуги в письме от 24 марта 2007 г. № 03-07-15/39. А немного позднее Федеральная налоговая служба придала этим разъяснениям статус официальной позиции обоих ведомств, направив для использования в работе всем подотчетным налоговым инспекциям (письмо ФНС России от 23 апреля 2007 г. № ШТ-6-03/340).

Итак, если счет-фактуру на коммунальные услуги арендодатель перевыставит от своего имени, арендатор не вправе использовать такой документ как основание для НДС-вычета. Ведь указание собственника помещения в качестве продавца коммунальных благ не соответствует реальной хозяйственной ситуации.   

Подобным образом не возникает объекта реализации и в том случае, когда по условиям договора арендатор лишь компенсирует арендодателю затраты на коммуналку. Ведь в данном случае речь идет о возмещении расходов, а не о продаже услуг. Значит, НДС-объект отсутствует.

Как и обязанность арендодателя по выставлению счета-фактуры. Ну а без этого документа рассчитывать на вычет НДС, предъявленного в составе компенсации, арендатору не приходится (письма Минфина России от 3 марта 2006 г. № 03-04-15/52, от 24 марта 2007 г. № 03-07-15/39).

Арендодатель-посредник

Отдельного внимания заслуживает вариант, при котором арендодатель выступает в роли посредника (ст. 1005 ГК РФ).

То есть стороны заключают отдельное соглашение или указывают непосредственно в арендном контракте, что собственник помещения (агент) по заданию арендатора (принципала) приобретает за его счет, но от своего имени коммунальные услуги у снабжающих организаций.

При таком подходе у арендодателя, без сомнений, есть все основания перевыставлять счета-фактуры, полученные от коммунальщиков, арендатору. Соответственно последний сможет беспрепятственно применить НДС-вычет по затратам на коммуналку после принятия данных услуг к учету.

Здесь единственной проблемой на пути к вычету может быть претензия инспекторов к самой правомерности посреднических отношений в данном случае.

К сожалению, ни официальной позиции, ни арбитражной практики по применению описанного способа на сегодня нет.

Поэтому сторонам арендного договора, которые решают использовать подобную конструкцию правоотношений, не помешает иметь в виду налоговые риски по прибыли и НДС.

Собственник помещения может выставить коммунальный счет-фактуру от своего имени, если приобретает услуги у снабжающих организаций в качестве посредника по агентскому договору для арендатора-принципала

Маскируем коммуналку для вычета НДС

Рассмотрев большую часть способов оформления коммунальных расчетов при аренде помещений, можно констатировать, что их использование не слишком выгодно арендатору в налоговом смысле. Либо грозит вполне обоснованными претензиями со стороны инспекторов.

Впрочем, отчаиваться и прощаться с НДС-вычетом по коммуналке арендатору все же не стоит. Важно помнить, что все озвученные выводы относятся к случаю, когда коммунальные платежи он компенсирует сверх суммы арендной платы.

Таким образом, в поиске подходящего во всех смыслах варианта мы вновь неизбежно приходим к способу учета коммуналки в составе арендной платы.

Ведь для вычета коммунального НДС у арендатора он так же благоприятен, как для учета соответствующих затрат в его налоговых расходах.

Итак, по условиям арендного договора в сумму ежемесячной платы за помещение входит стоимость коммунальных услуг, которые потребляет непосредственно арендатор. Организовать это можно двумя способами.

Константа…

Коммуналку можно включить в арендные платежи фиксированной суммой.

Арендодатель при этом рассчитывает желаемый размер компенсации на основании действующих тарифов и предполагаемого объема потребления арендатором коммунальных услуг.

Делает это он, как правило, с учетом сезонных изменений тарифов, то есть вычисляя среднюю за год величину ежемесячного платежа.

Правда, упоминать в договоре о коммунальных расходах в данном случае не стоит. На их расчетную стоимость нужно просто увеличить сумму арендной платы и зафиксировать в контракте с арендатором полученную величину.

Именно она должна фигурировать в счете-фактуре, который собственник помещения будет выставлять арендатору по итогам месяца.

При таком подходе арендатор сможет принять к вычету весь НДС, предъявленный владельцем недвижимости (как обычный «входной» налог, начисляемый на сумму арендной платы).

Другое дело, что арендодатель не всегда четко представляет себе сумму коммуналки, которую хотел бы видеть возмещенной.

Ведь невозможно заранее определить точный объем услуг, который потребуется арендатору. Поэтому некоторые собственники предпочитают делать расчет по факту реального потребления услуг.

Для таких случаев больше подходит следующий вариант учета коммунальных затрат в составе арендной платы.

…или переменная

При использовании другого способа арендную плату в договоре изначально устанавливают в двух частях – основной и дополнительной.

Первая является постоянной величиной, это ежемесячная плата непосредственно за пользование помещением.

Вторая изменяется каждый месяц и отражает стоимость реально потребленных арендатором коммунальных услуг.

Напомним, что данный вариант установления арендной платы как определяемой величины абсолютно законен, поскольку механизм ее расчета останется неизменным в течение всего срока действия договора (см. п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).

Оптимальные налоговые последствия арендатору обеспечит вариант, согласно которому коммуналка включена в сумму арендной платы в виде переменной составляющей

Описанный способ приведет к тем же налоговым последствиям, что и предыдущий. Заметим, что финансисты в письме от 19 сентября 2006 г.

№ 03-06-01-04/175 не только признали за арендатором право на коммунальный НДС-вычет в данной ситуации, но и подсказали, каким образом должен быть оформлен счет-фактура, чтобы правомерность вычета не вызывала никаких вопросов.

По мнению Минфина, к коммуналке как переменной части арендного платежа применимы те же правила налогообложения, что и к обычной плате за пользование помещением. То есть она облагается налогом на добавленную стоимость как составляющая услуги по аренде.

А значит, нет проблем с НДС-вычетом при наличии правильного счета-фактуры. Такого, в котором коммунальные услуги не выделены и никак не обозначены, а налог предъявлен с общей суммы комбинированного арендного платежа.

При использовании данного способа следует обратить внимание еще на один существенный момент. Как правило, документы на оказанные услуги от коммунальщиков поступают с некоторым опозданием, уже в следующем месяце.

Поэтому если арендная плата за текущий месяц вносится в его первых числах, то у арендодателя не будет возможности рассчитать в срок переменную составляющую платежа. Таким образом, коммунальная часть будет входить в его состав с опозданием на месяц.

Чтобы полностью обезопасить себя от претензий инспекторов, этот факт можно зафиксировать в арендном договоре.

Пример

ООО «Арсенал» арендует помещение под магазин. Фиксированная часть арендной платы по договору составляет 70 800 руб. (в том числе НДС – 10 800 руб.

), а переменная отражает сумму коммунальных платежей за месяц по услугам, потребленным арендатором.

«Арсенал» перечисляет арендную плату ежемесячно не позднее 10-го числа текущего месяца.

Согласно счетам коммунальных служб,  выставленным арендодателю, общая стоимость услуг за январь 2008 года равна 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.), а за февраль – 18 100 руб. (в том числе НДС – 2761 руб.).

Арендодатель выставил «Арсеналу» счета-фактуры на последнее число:

– января – на сумму 70 800 руб., в том числе НДС – 10 800 руб.;

– февраля – на сумму 88 500 руб. (70 800 + 17 700), в том числе НДС – 13 500 руб.;

– марта – на сумму 88 900 руб. (70 800 + 18 100), в том числе НДС – 13 561 руб.

Бухгалтер «Арсенала» при расчете налогооблагаемой прибыли за I квартал 2008 года включил в состав прочих расходов сумму затрат на арендуемое помещение и коммунальные услуги в размере 210 339 руб.

((70 800 – 10 800) + (88 500 – 13 500) + (88 900 – 13 561)). А в состав суммы, заявленной к вычету в квартальной декларации по НДС, был включен налог в размере 37 861 руб. (10 800 + 13 500 + 13 561).

  

© “Бухгалтерия и кадры”, №3, 2008

Источник: http://www.buhkadr.ru/articles/888-vychet-nds-dlya-arendatora-pri-arende-pomeshcheniy

Проводки по НДС при аренде муниципального имущества

Проводки по НДС при аренде муниципального имущества

При ведении основной деятельности юридическое лицо или частный предприниматель могут арендовать собственность у государства или муниципальных властей.

В этом случае они становятся налоговыми агентами, на которых возлагается обязанность по выплате НДС. Но из этого положения есть ряд исключений.

Предлагем разобраться, кто и каким образом оплачивает НДС при аренде государственного или муниципального имущества?

Конечно, проще всего было бы приобрести необходимое имущество в собственность, но не каждая организация, тем более индивидуальный предприниматель имеют такую возможность. Поэтому часто приходится брать объекты во временное пользование. Это можно сделать не только у другой компании, но и у государства или у региональных органов власти.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Звоните:

+7(499)703-35-33 доб. 664

Это быстро и бесплатно!

Понятие собственности и права на неё регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно статье 212 ГК существует:

  • частная;
  • государственная;
  • собственность муниципалитета.

Государственным имуществом согласно статье 214 ГК являются:

  • объекты федеральной собственности;
  • объекты, принадлежащие субъектам РФ.

Согласно статье 215 ГК владением муниципалитета являются предметы, принадлежащие городским и сельским муниципальным образованиям. На правах собственности владельцы могут распоряжаться своей собственностью, в том числе сдавать её во временное пользование.

Кто является налоговым агентом?

Вступая в отношения «арендодатель-арендатор» с органами власти или местного самоуправления, юридическое лицо или ИП становится налоговым агентом.

В некоторых случаях на него возлагается обязанность по выплате налога на добавочную стоимость.

Давайте разберёмся, кто и в каких случаях выплачивает налог на добавочную стоимость при аренде государственной собственности.

Если арендный договор составляется с предприятием, которое принадлежит муниципалитету, то арендатор НДС не выплачивает. В этом случае такая обязанность ложится на арендодателя.

Например, это касается бюджетных организаций, таких как школы или больницы.

То же самое происходит, когда орган регионального самоуправления подтверждает полномочия своей организации, но при этом сам арендодателем не считается.

А вот в случае, если организация арендует владения непосредственно у муниципалитета, то она становится агентом. Следовательно, на неё ложатся обязанности по выплате НДС.

Арендуемые предметы можно передавать в пользование другим компаниям. Такая форма отношений называется субарендой.

Налоговый агент обязуется оплатить пошлину на добавочную стоимость в ФНС до 20 числа месяца, который следует за отчётным кварталом.

Отчётность и налог выплачиваются в налоговый орган по месту нахождения арендуемого владения.

Важно правильно указать статус плательщика — 02 «налоговый агент».

Сумма налога на добавленную стоимость рассчитывается с помощью умножения налоговой базы на ставку. В 2017 году была принята ставка 18/118, ею надо пользоваться при учете оплаты.

В случае, если налог на добавочную стоимость включен в оплату за временное пользование, то формула следующая: НДС при аренде муниципального имущества рассчитывается как произведение стоимости платы за аренду с учётом налога и ставки 18/118.

Рассмотрим на примере. Допустим, частный предприниматель арендует недвижимость у муниципалитета за 67 тыс. рублей.

Следовательно, 67 000 :118х118=10 220 рублей.

Исходя из этого, 56 780 рублей компания перечисляет в качестве арендной платы государственному органу, а 10 220 рублей уходят в бюджет в качестве налога.

Ту сумму, которую организация платит в качестве налога на добавочную стоимость можно вычесть из общего, который начисляется по остальным объектам налогообложения. Чтобы оформить вычет необходимо:

  1. Арендованную собственность использовать в том виде деятельности, которое облагается по закону пошлиной.
  2. Организация должна являться агентом.
  3. У арендатора должны быть на руках платёжные документы об уплате и счёт-фактура.
  4. Счёт-фактуру нужно зарегистрировать в книге покупок.

В случае, если объект арендован для осуществления предпринимательской деятельности, которая будет реализоваться на территории иностранного государства, то вычет произведён не будет.

Счёт-фактура

Счёт-фактура является одним из основных документов при арендных отношениях. Именно по нему осуществляется расчёт пошлины на добавочную стоимость и производится последующий вычет. Что указывается в документе:

  1. Полная сумма платы за аренду, указанная в договоре.
  2. Строка с указанием пошлины на добавочную стоимость.
  3. Назначение бумаги — договор о временном пользовании предметами владения, принадлежащего органам власти.
  4. Реквизиты организации-арендатора.

Счёт-фактура составляется в двух экземплярах. Одна бумага хранится у арендатора, она считается основанием для получения вычета. Её нужно занести в книгу покупок.

Второй экземпляр выдаётся арендодателю и вносится в книгу продаж с пометкой о выплате денег агентом. Эти записи нужно вносить в книгу только после того, как была отдана арендная плата.

Счёт-фактура оформляется в течение 5 дней после выплаты арендной суммы. После проведения всех выплат в налоговый орган подаётся декларация.

Если досконально изучить законодательство, то аренда имущества у государства может стать выгодным решением для бизнеса.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Звоните:

+7(499)703-35-33 доб. 664 (Москва)

+7(812)309-06-71 доб. 316 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно

Источник: https://consultantor.ru/action/arenda/munitsipalnogo-imushhestva-nds.html

Арендуем у государства

Арендуем у государства

Не каждая компания может позволить себе иметь в собственности помещения для работы. Да это и необязательно, ведь недвижимость можно арендовать. А как известно, самым крупным собственником площадей является государство.

Поэтому оно может предложить арендаторам большой выбор и приемлемые цены. Однако налогоплательщикам следует помнить, что процедура найма федерального (муниципального) имущества и ее налоговые последствия имеют свои особенности.

По сей день остается актуальным вопрос уплаты НДС при аренде госимущества. Кто в такой ситуации должен пополнить бюджет налогом, и по какой ставке следует его исчислять? Каким образом на решение данных вопросов влияют условия арендного договора? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Правильный договор аренды

Для начала напомним в общих чертах основные положения арендных отношений. Установлены они в главе 34 Гражданского кодекса и распространяются на любых участников договора аренды, в том числе на представителей государственной власти.

Итак, по договору арендодатель (собственник или уполномоченное лицо) обязуется предоставить имущество за плату арендатору (ст. 606 ГК РФ).

В обязанности последнего при этом входит как своевременная оплата, так и использование объекта аренды в соответствии с его назначением или договором.

Невыполнение этих условий может привести к расторжению контракта (ст. 614, п. 1, 3 ст. 615 ГК РФ).

Необходимо также помнить, что для договора аренды здания (сооружения) обязательна письменная форма. А при его заключении дольше чем на один год – еще и госрегистрация в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ

Кроме того, в арендном контракте должно быть точно указано местонахождение сдаваемых в аренду помещений, их параметры, характеристика и площадь, а также размер оплаты и срок аренды. Отсутствие таких данных означает, что объект аренды не согласован, а сам договор не заключен.

Особое внимание арендатор должен уделить упоминанию в договоре о правах арендодателя на помещение.

Ведь передача площадей не уполномоченным на это лицом может повлечь не только правовые, но и налоговые последствия для арендатора.

Финансисты, к примеру, полагают, что тогда он не сможет подтвердить расходы по арендной плате (письмо Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-03-04/1/288).

Арендодатель госимущества: возможны варианты

Для НДС-последствий аренды муниципальной или государственной недвижимости весьма существенно, кто участвует в договоре со стороны арендодателя.

От этого будет зависеть, должен ли арендатор исполнять обязанности налогового агента. Или же ему достаточно будет уплатить налог в составе арендной платы.

На практике существуют разные способы предоставления в аренду государственного (муниципального) имущества и, соответственно, варианты оформления необходимого договора.

Прежде всего в роли арендодателя может выступать непосредственно орган власти и управления (самоуправления). Речь идет о передаче арендатору из первых рук так называемого публичного имущества, составляющего государственную казну.

Кроме того, муниципальное (государственное) имущество нередко бывает передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления балансодержателю.

Наиболее часто в данном качестве выступают различные государственные предприятия и учреждения. Они также вправе сдавать в аренду (разумеется, с согласия собственника) подведомственное имущество.

Передавать активы уполномоченный властями хозяин может и от собственного имени, и в качестве третьей стороны арендного договора.

Когда арендатору быть агентом

Исходя из норм действующего законодательства, выбор НДС-обязанного участника арендных отношений является наименее очевидным как раз в случае трехстороннего договора аренды. То есть контракта, сторонами которого, помимо арендатора, являются орган госвласти (на правах собственника имущества) и балансодержатель (МУП, ГУП и т. п.).

Проблема в том, что налоговое законодательство разъяснений по данному вопросу не содержит.

Буквальное прочтение пункта 3 статьи 161 НК РФ об агентских обязанностях арендаторов муниципального или государственного имущества показывает, что арендатор должен удерживать из доходов арендодателя и платить в бюджет НДС в определенной ситуации.

А именно «при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества».

То есть возможность наличия в арендных отношениях третьей стороны никак не упомянута в кодексе.

Поэтому вполне логично предположить, что положения упомянутого пункта не распространяются на случаи найма помещений у оперативного управляющего или прочего распорядителя гос-имуществом.

Иначе говоря, арендатору не нужно выступать в роли налогового агента в случае трехстороннего договора.

На возникновение агентских обязанностей арендатора только при двустороннем договоре уже несколько лет назад указывал и Конституционный суд РФ. В определении от 2 октября 2003 г.

№ 384-О судьи отметили, что порядок уплаты НДС, установленный пунктом 3 статьи 161 НК РФ, необходимо применять лишь «в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т. е. составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях».

Источник: http://ndsinfo.ru/article/229

Коммунальный НДС при аренде офиса

Коммунальный НДС при аренде офисаКоммунальные службы при тепло-, энерго- и водоснабжении потребителей на стоимость своих услуг начисляют НДС. Не является исключением и доля услуг, потребляемых арендатором, когда помещение сдано внаем.

То есть, возмещая собственнику затраты на коммуналку, арендатор в составе компенсации оплачивает и сумму налога. Вправе ли он претендовать на вычет коммунального НДС? Попробуем разобраться, в каком случае это будет возможно.

Право на вычет НДС появляется при одновременном выполнении трех условий (ст. 171, 172 НК РФ):

  • принятие услуг к учету;
  • участие арендуемого помещения в облагаемых НДС операциях;
  • наличие у арендатора счета-фактуры на потребленные услуги.

Как раз последнее из требований и есть камень преткновения. То есть вопрос о возможности вычета коммунального НДС по сути сводится к вопросу о наличии у арендатора соответствующего счета-фактуры.

Понятно, что при заключении прямых договоров с коммунальщиками проблема решается сама собой. Ведь снабжающие организации составят и предъявят арендатору все необходимые документы.

Однако подобная схема коммунальных отношений при аренде помещения встречается довольно редко. _

Реализация и компенсация

Итак, за исключением случая прямых расчетов арендатора с коммунальщиками единственным возможным автором требуемого счета-фактуры является арендодатель. Рассмотрим случай, когда собственник помещения выставляет документ на коммунальные услуги от своего имени. Насколько это правомерно?

ВЫНОС 1

Если счет-фактуру на коммунальные услуги арендодатель перевыставил от своего имени, арендатор не вправе использовать такой документ как основание для НДС-вычета

Увы, точка зрения ведомственных специалистов по данному вопросу на сегодня малоутешительна. Так, финансисты в письме от 3 марта 2006 г.

№ 03-04-15/52 со ссылкой на постановления ВАС РФ отмечают, что реализация электроэнергии владельцем помещения арендатору невозможна.

По той простой причине, что последний сам является абонентом энергоснабжающей организации и соответственно никак не может выступать в роли энергоснабженца для арендатора (постановление Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2000 г. № 7349/99).

Арендатор же не может быть признан абонентом, поскольку объект, потребляющий энергию, находится не на его балансе (постановление ВАС РФ от 8 декабря 1998 г. № 5905/98).

А раз нет факта реализации в целях НДС, то и сам налог на передачу электроэнергии начислять не нужно. Значит, невозможно и выставление соответствующего счета-фактуры.

Приведенные выводы Минфин распространил и на прочие коммунальные услуги в письме от 24 марта 2007 г. № 03-07-15/39. А немного позднее Федеральная налоговая служба придала этим разъяснениям статус официальной позиции обоих ведомств, направив для использования в работе всем подотчетным налоговым инспекциям (письмо ФНС России от 23 апреля 2007 г. № ШТ-6-03/340).

Итак, если счет-фактуру на коммунальные услуги арендодатель перевыставит от своего имени, арендатор не вправе использовать такой документ как основание для НДС-вычета. Ведь указание собственника помещения в качестве продавца коммунальных благ не соответствует реальной хозяйственной ситуации.

Подобным образом не возникает объекта реализации и в том случае, когда по условиям договора арендатор лишь компенсирует арендодателю затраты на коммуналку. Ведь в данном случае речь идет о возмещении расходов, а не о продаже услуг. Значит, НДС-объект отсутствует.

Как и обязанность арендодателя по выставлению счета-фактуры. Ну а без этого документа рассчитывать на вычет НДС, предъявленного в составе компенсации, арендатору не приходится (письма Минфина России от 3 марта 2006 г. № 03-04-15/52, от 24 марта 2007 г. № 03-07-15/39).

Арендодатель-посредник

Отдельного внимания заслуживает вариант, при котором арендодатель выступает в роли посредника (ст. 1005 ГК РФ).

То есть стороны заключают отдельное соглашение или указывают непосредственно в арендном контракте, что собственник помещения (агент) по заданию арендатора (принципала) приобретает за его счет, но от своего имени коммунальные услуги у снабжающих организаций.

При таком подходе у арендодателя, без сомнений, есть все основания перевыставлять счета-фактуры, полученные от коммунальщиков, арендатору. Соответственно последний сможет беспрепятственно применить НДС-вычет по затратам на коммуналку после принятия данных услуг к учету.

Здесь единственной проблемой на пути к вычету может быть претензия инспекторов к самой правомерности посреднических отношений в данном случае.

СНОСКА 3 К сожалению, ни официальной позиции, ни арбитражной практики по применению описанного способа на сегодня нет.

Поэтому сторонам арендного договора, которые решают использовать подобную конструкцию правоотношений, не помешает иметь в виду налоговые риски по прибыли и НДС.

3 «Коммунальные расходы арендатора. Учет для налога на прибыль»

ВЫНОС 2

Собственник помещения может выставить коммунальный счет-фактуру от своего имени, если приобретает услуги у снабжающих организаций в качестве посредника по агентскому договору для арендатора-принципала

Маскируем коммуналку для вычета НДС

Рассмотрев большую часть способов оформления коммунальных расчетов при аренде помещений, можно констатировать, что их использование не слишком выгодно арендатору в налоговом смысле. Либо грозит вполне обоснованными претензиями со стороны инспекторов.

Впрочем, отчаиваться и прощаться с НДС-вычетом по коммуналке арендатору все же не стоит. Важно помнить, что все озвученные выводы относятся к случаю, когда коммунальные платежи он компенсирует сверх суммы арендной платы.

Таким образом, в поиске подходящего во всех смыслах варианта мы вновь неизбежно приходим к способу учета коммуналки в составе арендной платы.

Ведь для вычета коммунального НДС у арендатора он так же благоприятен, как для учета соответствующих затрат в его налоговых расходах.

Итак, по условиям арендного договора в сумму ежемесячной платы за помещение входит стоимость коммунальных услуг, которые потребляет непосредственно арендатор. Организовать это можно двумя способами.

Константа…

Коммуналку можно включить в арендные платежи фиксированной суммой.

Арендодатель при этом рассчитывает желаемый размер компенсации на основании действующих тарифов и предполагаемого объема потребления арендатором коммунальных услуг.

Делает это он, как правило, с учетом сезонных изменений тарифов, то есть вычисляя среднюю за год величину ежемесячного платежа.

Правда, упоминать в договоре о коммунальных расходах в данном случае не стоит. На их расчетную стоимость нужно просто увеличить сумму арендной платы и зафиксировать в контракте с арендатором полученную величину.

Именно она должна фигурировать в счете-фактуре, который собственник помещения будет выставлять арендатору по итогам месяца.

При таком подходе арендатор сможет принять к вычету весь НДС, предъявленный владельцем недвижимости (как обычный «входной» налог, начисляемый на сумму арендной платы).

Другое дело, что арендодатель не всегда четко представляет себе сумму коммуналки, которую хотел бы видеть возмещенной.

Ведь невозможно заранее определить точный объем услуг, который потребуется арендатору. Поэтому некоторые собственники предпочитают делать расчет по факту реального потребления услуг.

Для таких случаев больше подходит следующий вариант учета коммунальных затрат в составе арендной платы.

…или переменная

При использовании другого способа арендную плату в договоре изначально устанавливают в двух частях – основной и дополнительной.

Первая является постоянной величиной, это ежемесячная плата непосредственно за пользование помещением.

Вторая изменяется каждый месяц и отражает стоимость реально потребленных арендатором коммунальных услуг.

Напомним, что данный вариант установления арендной платы как определяемой величины абсолютно законен, поскольку механизм ее расчета останется неизменным в течение всего срока действия договора (см. п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).

ВЫНОС 3

Оптимальные налоговые последствия арендатору обеспечит вариант, согласно которому коммуналка включена в сумму арендной платы в виде переменной составляющей

Описанный способ приведет к тем же налоговым последствиям, что и предыдущий. Заметим, что финансисты в письме от 19 сентября 2006 г.

№ 03-06-01-04/175 не только признали за арендатором право на коммунальный НДС-вычет в данной ситуации, но и подсказали, каким образом должен быть оформлен счет-фактура, чтобы правомерность вычета не вызывала никаких вопросов.

По мнению Минфина, к коммуналке как переменной части арендного платежа применимы те же правила налогообложения, что и к обычной плате за пользование помещением. То есть она облагается налогом на добавленную стоимость как составляющая услуги по аренде.

А значит, нет проблем с НДС-вычетом при наличии правильного счета-фактуры. Такого, в котором коммунальные услуги не выделены и никак не обозначены, а налог предъявлен с общей суммы комбинированного арендного платежа.

При использовании данного способа следует обратить внимание еще на один существенный момент. Как правило, документы на оказанные услуги от коммунальщиков поступают с некоторым опозданием, уже в следующем месяце.

Поэтому если арендная плата за текущий месяц вносится в его первых числах, то у арендодателя не будет возможности рассчитать в срок переменную составляющую платежа. Таким образом, коммунальная часть будет входить в его состав с опозданием на месяц.

Чтобы полностью обезопасить себя от претензий инспекторов, этот факт можно зафиксировать в арендном договоре.

Пример

ООО «Арсенал» арендует помещение под магазин. Фиксированная часть арендной платы по договору составляет 70 800 руб. (в том числе НДС – 10 800 руб.

), а переменная отражает сумму коммунальных платежей за месяц по услугам, потребленным арендатором.

«Арсенал» перечисляет арендную плату ежемесячно не позднее 10-го числа текущего месяца.

Согласно счетам коммунальных служб, выставленным арендодателю, общая стоимость услуг за январь 2008 года равна 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.), а за февраль – 18 100 руб. (в том числе НДС – 2761 руб.).

Арендодатель выставил «Арсеналу» счета-фактуры на последнее число:

  • января – на сумму 70 800 руб., в том числе НДС – 10 800 руб.;
  • февраля – на сумму 88 500 руб. (70 800 + 17 700), в том числе НДС – 13 500 руб.;
  • марта – на сумму 88 900 руб. (70 800 + 18 100), в том числе НДС – 13 561 руб.

Бухгалтер «Арсенала» при расчете налогооблагаемой прибыли за I квартал 2008 года включил в состав прочих расходов сумму затрат на арендуемое помещение и коммунальные услуги в размере 210 339 руб.

((70 800 – 10 800) + (88 500 – 13 500) + (88 900 – 13 561)). А в состав суммы, заявленной к вычету в квартальной декларации по НДС, был включен налог в размере 37 861 руб. (10 800 + 13 500 + 13 561).

Источник: https://delovoymir.biz/kommunalnyy_nds_pri_arende_ofisa.html

Ндс при аренде государственного или муниципального имущества: новый подход в судебной практике 2008

НДС при аренде государственного или муниципального имущества:

новый подход в судебной практике

(из архива статей БиНО за сентябрь 2008 года)

 

С.В. Балдина,
генеральный директор
Центра финансовых экспертиз (г. Санкт-Петербург),
А.А. Куликов,

эксперт-консультант по налогообложению
и правовым вопросам (г. Санкт-Петербург)
 

Договор аренды с органом управления имуществом
 

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества исчисление НДС должно производиться налоговыми агентами, которыми признаются арендаторы указанного имущества. Данная формулировка представляется достаточно емкой и в достаточной степени описывающей соответствующие правоотношения. Фактически пункт 3 статьи 161 НК РФ содержит специальную норму о возникновении обязанностей налогового агента при отсутствии лица, являющегося налогоплательщиком, но при наличии объекта налогообложения. Эта норма отличается от общего правила, которое состоит в том, что обязанности налогового агента возникают только тогда, когда есть налогоплательщик (статья 24 НК РФ). Арендодатель – орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) – действует при заключении договора от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а данные субъекты, согласно статье 143 НК РФ, не являются плательщиками НДС. Поэтому законодатель возложил обязанность по удержанию из арендной платы и уплате НДС в федеральный бюджет на арендатора, который в этой ситуации является налоговым агентом. Обязанность по уплате НДС в бюджет у арендатора – налогового агента возникает в момент перечисления арендной платы. Уплаченный арендатором в бюджет, а не арендодателю, НДС предъявляется к вычету в общеустановленном порядке. На практике длительное время действовал следующий механизм: арендатор сам себе выписывал счет-фактуру, который затем регистрировал в книге покупок (а налоговые органы иногда настаивали еще и на том, чтобы этот счет-фактура проходил и по книге продаж, хотя к собственной реализации арендатора никакого отношения не имел).

Базировался этот механизм на давнем письме налогового ведомства, принятом еще в период действия Закона РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (письмо ГНС России от 20 марта 1997 г.

№ ВЗ-2-03/260 «О применении счетов-фактур при расчетах по НДС при аренде государственного и муниципального имущества»). Однако в 2003 г.

Конституционный суд РФ заключил, что никаких счетов-фактур сам себе арендатор выписывать не должен, он вправе получить вычеты по НДС на основании документов, подтверждающих уплату налога в бюджет.

Ведь в соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами. Таким образом, счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по НДС. Налоговые вычеты в данном случае могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату НДС. Такой подход продемонстрирован в определении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О.

Мифы и легенды тройственных договоров

Практика передачи в аренду государственного и муниципального имущества породила специфические формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов. В частности, получили широкое распространение так называемые тройственные договоры аренды, участниками которых являются: – орган управления государственным или муниципальным имуществом (как правило, именуемый «Собственник» или «Арендодатель»); – бюджетное учреждение, которому сдаваемое в аренду имущество было передано ранее в оперативное управление (в договоре может именоваться «Арендодатель», «Арендодатель-балансодержатель» или просто «Балансодержатель»); – арендатор имущества, каковым может быть любое юридическое или физическое лицо. При всей очевидности грамматического толкования понятия «балансодержатель» (тот, кто учитывает на своем балансе) его гражданско-правовое толкование отсутствует. В соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции РФ вопросы гражданского законодательства находятся в исключительной компетенции Российской Федерации. Следовательно, введение (установление) каких-либо терминов гражданского законодательства возможно только федеральным законодательством. Поэтому введение договорного понятия «балансодержатель» противоречит требованиям гражданского законодательства РФ и приводит к необходимости установления объема вещных прав «балансодержателя». Наряду с правом собственности, принадлежащим публично-правовым субъектам, на соответствующее имущество существует право хозяйственного ведения и оперативного управления, которым, в частности, могут соответственно обладать унитарные предприятия и бюджетные учреждения. Практика деятельности бюджетных учреждений в отношении имущества, которое по решению и (или) с согласия собственника может быть предоставлено в пользование третьим лицам, показывает, что исчисление НДС осуществляется зачастую по аналогии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ. Заключение «тройственных» договоров (собственник, балансодержатель, арендатор) рассматривается в качестве основания для возложения на арендатора обязанности налогового агента. До недавнего времени налоговые органы подтверждали, что в случае заключения тройственных договоров с участием органа управления имуществом обязанности исчисления и уплаты в бюджет НДС, как и в случае заключения арендатором договора непосредственно с органом управления имуществом без участия балансодержателя, возлагаются на арендатора. Такой подход продемонстрирован, например, в письме ФНС России от 24 ноября 2006 г. № 03-1-03/2243@ «О налоге на добавленную стоимость». В названном письме было сказано: по договорам, по которым арендодателями выступают орган государственной власти и управления, орган местного самоуправления и балансодержатель имущества, не являющийся органом государственной власти и управления, органом местного самоуправления, арендатор такого имущества признается налоговым агентом. Данный арендатор, по мнению налогового ведомства, обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Однако в определении от 2 октября 2003 г. № 384-О (пункт 3 мотивировочной части) Конституционный суд РФ указал, что такого субъекта аренды как балансодержатель вообще не может существовать, поскольку это не предусмотрено гражданским законодательством РФ. В названном судебном акте было сказано следующее: при реализации на территории РФ услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества организациями, которым такое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения (статья 294 Гражданского кодекса РФ) или оперативного управления (статья 296 ГК РФ), исчисление и уплату в бюджет налога на добавленную стоимость осуществляют указанные организации. Не обратив внимания на позицию Конституционного суда РФ в 2003 г. и способствуя своим письмом от 24 ноября 2006 г. № 03-1-03/2243@ «О налоге на добавленную стоимость» неверному толкованию и определению сферы применения пункта 3 статьи 161 НК РФ, налоговые органы впоследствии стали менять свою позицию. Это явилось полной неожиданностью для бюджетных учреждений – арендодателей-балансодержателей в тройственных договорах, заключенных с участием органов управления имуществом (собственников). В недавнем письме Управления ФНС России по г. Москве от 12 сентября 2007 г. № 19-11/086673 изложена новая позиция: в том случае, если договор аренды заключен между арендодателем-балансодержателем государственного имущества, не являющимся органом государственной власти и управления, органом местного самоуправления и организацией-арендатором (субарендатором), уплата НДС в бюджет осуществляется в общеустановленном порядке налогоплательщиком НДС – балансодержателем. При этом у арендатора (субарендатора) не возникает обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплате в бюджет НДС. С точки зрения гражданского законодательства РФ данный новый вывод налогового органа представляется обоснованным. В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Следовательно, после закрепления за учреждением имущества на праве оперативного управления к последнему переходит, в частности, право владения указанным имуществом. В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель передает арендатору имущество во временное владение и (или) пользование. В соответствии же со статьями 307 и 309 ГК РФ обязательства по договору должны исполняться надлежащим лицом и надлежащим способом. Следовательно, для надлежащего исполнения обязательств по договору аренду арендодатель должен обладать соответствующими вещными правами на предмет аренды. Таким образом, при заключении договора аренды в отношении имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления, именно последнее выступает в качестве арендодателя. Возможное упоминание в договоре о собственнике имущества, как правило, является выражением согласия последнего на заключение соответствующего договора, но не изменяет характера гражданских правоотношений между учреждением-арендодателем и арендатором. Необходимо отметить, что попытки возложения обязанности налогового агента по НДС на арендатора договором аренды неправомерны. Договором нельзя изменить закон, исчисление и уплату налога в бюджет должно производить то лицо, на которое данная обязанность возложена законом. При аренде у бюджетного учреждения, имущество у которого находится на праве оперативного управления, арендная плата перечисляется на бюджетные счета собственника (органа управления имуществом), а НДС должен поступать на внебюджетный счет бюджетного учреждения – плательщика НДС (для дальнейшего перечисления в федеральный бюджет). Поэтому в договоре бюджетное учреждение – арендодатель вправе предусмотреть дробление платежа на две части: собственно арендную плату, зачисляемую на бюджетный счет, и НДС, первоначально зачисляемый на внебюджетный счет арендодателя (названные платежи перечисляются разными платежными поручениями). Такой подход связан с особенностями казначейских технологий, применяемых при исполнении бюджета.

Источник: http://bino.ru/NDS_pri_arende_gosudarstv_ili_munitip_imush_2008

Бухгалтерия
Добавить комментарий