Ндс на транспортные услуги: различные виды ндс

Содержание
  1. Транспортно-экспедиционные услуги: вопросы исчисления НДС
  2. Определение налоговой базы по НДС при оказании экспедиторских услуг
  3. Порядок применения нулевой ставки по НДС при оказании услуг транспортной экспедиции
  4. НДС. Льготы для транспортных компаний
  5. Как работают транспортно-экспедиционные компании? С НДС и без НДС
  6. От 0 % до 18%
  7. Компенсация недополученных доходов
  8. Покупка транспорта
  9. Технический осмотр
  10. Страховое возмещение при ДТП
  11. Покупка бензина
  12. Организация парковки и подъездных путей
  13. Заключение
  14. Услуги иностранных перевозчиков: как платить НДС
  15. Определение места реализации транспортных услуг
  16. Особенности налогообложения перевозок различными видами транспорта
  17. Перевозка автомобильным или железнодорожным транспортом
  18. Перевозка морским (речным) или воздушным транспортом
  19. Порядок исчисления и уплаты НДС при получении услуг иностранного перевозчика
  20. Обложение НДС транспортно-экспедиторских услуг при международных перевозках

Транспортно-экспедиционные услуги: вопросы исчисления НДС

В современных условиях автотранспортным организациям важно не только доставить груз “в целости и сохранности”, но и правильно организовать налоговый учет при осуществлении такой деятельности.

Несомненно, что в наиболее сложной ситуации оказываются бухгалтеры организаций, работающих по договору транспортной экспедиции, а проблемы “повышенной сложности” возникают при осуществлении таких услуг в отношении экспортируемых и импортируемых грузов в части исчисления и уплаты НДС. Среди которых можно выделить следующие:

Вместе с тем, особого внимания заслуживает ситуация с оценкой налоговых рисков у организаций – заказчиков услуг транспортной экспедиции, так как нередко неправильное применение ставки по НДС экспедитором влечет негативные последствия у заказчика как с точки зрения завышения стоимости оказываемых услуг, так и с точки зрения неправомерного предъявления НДС к возмещению или вычету.

Примечание:
* В статье И.А. Баймаковой “Договор транспортной экспедиции: проблемы налогообложения” рассмотрены общие вопросы налогообложения по договору транспортной экспедиции.

В современных условиях автотранспортным организациям важно не только доставить груз “в целости и сохранности”, но и правильно организовать налоговый учет при осуществлении такой деятельности.

Несомненно, что в наиболее сложной ситуации оказываются бухгалтеры организаций, работающих по договору транспортной экспедиции, а проблемы “повышенной сложности” возникают при осуществлении таких услуг в отношении экспортируемых и импортируемых грузов в части исчисления и уплаты НДС. Среди которых можно выделить следующие:

  • определение места реализации услуг;
  • определение налоговой базы;
  • порядок применения нулевой ставки и ряд других.

Вместе с тем, особого внимания заслуживает ситуация с оценкой налоговых рисков у организаций – заказчиков услуг транспортной экспедиции, так как нередко неправильное применение ставки по НДС экспедитором влечет негативные последствия у заказчика как с точки зрения завышения стоимости оказываемых услуг, так и с точки зрения неправомерного предъявления НДС к возмещению или вычету.

Порядок определения места реализации работ (услуг) для целей исчисления и уплаты НДС определен статьей 148 НК РФ. В соответствии с подпунктом 4.

1 пункта 1 данной статьи местом реализации услуг по перевозке и/или транспортировке, а также услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и/или транспортировкой признается Российская Федерация при соблюдении двух условий:

  • услуги оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями;
  • пункт отправления и/или пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

Таким образом, в отношении услуг по перевозке грузов по территории РФ либо перевозке грузов, вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию Российской Федерации, а также транспортно-экспедиционному обслуживанию данных грузов, оказываемых российскими субъектами предпринимательской деятельности, местом реализации услуг признается Российская Федерация.

Местом оказания услуг как по перевозке грузов, так и их транспортно-экспедиционному обслуживанию Российская Федерация не признается в следующих случаях (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ):

  • оказания услуг российской организацией, если пункт отправления и пункт назначения расположены вне пределов РФ;
  • оказания услуг иностранной фирмой независимо от места расположения начального и (или) конечного пункта перевозки.

Дополнительно следует отметить, что по услугам (работам), непосредственно связанным с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита*, оказываемых (выполняемых) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности признается территория Российской Федерации (подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ), но при этом применяется ставка 0 % (подробнее об этом см. далее).

Примечание:
* Международный таможенный транзит – таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории РФ) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 167 ТК РФ).

Определение налоговой базы по НДС при оказании экспедиторских услуг

В соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 статьи 154 НК РФ, налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг). Как отмечалось ранее*, размер дохода по договору транспортной экспедиции может быть определен двумя способами:

  • исходя из полной стоимости договора;
  • в виде вознаграждения.

Примечание:
* Правовой анализ определения размера дохода по договору транспортной экспедиции приведен в статье, опубликованной в статье И.А. Баймаковой “Договор транспортной экспедиции: проблемы налогообложения”.

С учетом принятого в организации порядка формирования дохода налогоплательщику при определении налоговой базы по НДС следует руководствоваться статьей 156 либо статьей 157 НК РФ.

В случае, если организация по договору транспортной экспедиции выполняет услуги перевозчика, то необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 157 НК РФ, согласно которому при осуществлении перевозок грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортном налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее суммы налога). По мнению автора, в таком же порядке необходимо исчислять налоговую базу и по договору транспортной экспедиции, если стоимость услуг транспортной экспедиции определяется как общая сумма договора.

https://www.youtube.com/watch?v=paBM0XjxPmo

При осуществлении посреднических услуг по договору транспортной экспедиции для правильного определения налоговой базы следует обратиться к статье 156 НК РФ “Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров”.

Как показывает практика, в большинстве случаев ни налоговые органы, ни суды категорично не возражают против применения данной нормы НК РФ при определении налоговой базы в подобной ситуации, несмотря на то обстоятельство, что договор транспортной экспедиции среди вышеуказанных договоров не поименован.

Например, категоричные выводы, подтверждающие изложенную позицию, были сделаны в постановлениях ФАС ВВО от 19.03.

2007 по делу № А31-384/2006-15 и № А31-11508/2005-19: “особенности определения налоговой базы (по НДС) налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров, в том числе договора транспортной экспедиции, предусмотрены в статье 156 НК РФ”. Таким образом, в соответствии с частью первой пункта 1 указанной статьи налоговая база по договору транспортной экспедиции определяется как сумма дохода, полученная в виде вознаграждения.

Порядок применения нулевой ставки по НДС при оказании услуг транспортной экспедиции

Ставка по НДС в размере 0 % применяется в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (подп. 2 п. 1 ст.

164 НК РФ).

При этом абзацем вторым рассматриваемой нормы предусмотрено, что “положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги)”.

Источник: https://buh.ru/articles/documents/14393/

НДС. Льготы для транспортных компаний

НДС. Льготы для транспортных компаний

Для компании-производителя важно не просто произвести качественную продукцию, нужно в срок доставить товар до заказчика.

Доставка груза может производиться транспортом самого производителя или с привлечением посредника в качестве перевозчика.

По различным причинам не все производители желают организовывать свой личный автопарк, тем не менее товар требуется доставить заказчику, иногда даже за пределы РФ.

Поэтому производитель товара заключает договор с транспортно-экспедиционной компанией, силами и транспортом которой товар будет доставлен до покупателя.

https://www.youtube.com/watch?v=br6DMpTBizY

Учитывая востребованность услуг по доставке и растущий с каждым годом спрос на транспортные услуги, количество компаний, желающих их предоставить, тоже увеличивается.  

Как работают транспортно-экспедиционные компании? С НДС и без НДС

Налоговые инспекторы следят за учетом НДС очень строго.

Закон четко определяет, какая ставка НДС у перевозчиков должна быть зафиксирована в налоговом учете.

Ставка НДС на транспортные услуги зависит от того, кто является исполнителем и где территориально услуги оказаны.

От местонахождения производителя товаров и покупателя груза, доставку которого осуществляет транспортная компания, зависит какая ставка НДС будет применена.

Конкурентоспособность транспортной компании во многом зависит от объявленной цены на предоставляемые ею услуги.

Себестоимость таких услуг в том числе складывается, например, из цены на бензин и технический осмотр; расходов, связанных с ремонтом транспорта после возможных ДТП или покупкой новых транспортных средств.

Итак, с одной стороны у транспортных компаний есть стоимость услуги, которую они выставляют заказчику, а с другой – собственные затраты на организацию доставки грузов в определенный заказчиком адрес.

Как оптимизировать НДС в транспортной компании? Все эти затраты могут быть минимизированы компаниями, которые перевозят грузы, когда руководители правильно организуют налоговый учет.

Как меньше платить НДС с оказания транспортных услуг? Грамотный бухгалтер, конечно, посоветует, где взять НДС транспортной компании и подскажет с каких сделок можно учесть вычеты по НДС в транспортных услугах.

И в результате цена предоставляемых транспортной компанией услуг может быть снижена, что позволит ей повысить конкурентоспособность.

От 0 % до 18%

НК предусматривает разные ставки НДС для каждой категории транспортных услуг. Некоторые перевозчики не начисляют НДС вовсе.

Максимальной ставкой 18% облагаются услуги транспортных компаний, которые работают только на территории России, а предоставляемые ими услуги не попадают в льготные категории.

НДС 10% облагаются услуги по перевозке пассажиров и багажа самолетами внутренних авиалиний. Исключение составляют маршруты в Республику Крым, город Севастополь и обратно.

Особым распоряжением Правительства РФ на эти рейсы действует льгота, и услуги по перевозке облагаются НДС по ставке 0%.

С 1 января 2018 года на внутренние авиаперевозки пассажиров и багажа в Калининградской области Законом также разрешено применять нулевую ставку НДС.

Налогоплательщик, который применил в сделке пониженную ставку НДС 10%, обязательно должен предоставить в налоговую все документы, подтверждающие его на это право.

Услуги по транспортировке международного характера тоже облагаются НДС по нулевой ставке. К ним относятся в целях исчисления НДС перевозки пассажиров за пределы РФ, а также багажа и прочих грузов всеми видами транспорта, если пункт отправления или доставки располагается за пределами РФ.

Например, осуществляет автомобильные перевозки эстонский перевозчик, НДС не начисляется, так как транспорт предоставляет иностранная компания, которое не состоит на налоговом учете в РФ, а пункт назначения находится за пределами России. Ставка НДС 0% распространяется в этом случае и на сопутствующие транспортировке грузов услуги.

То есть, НДС за услугу по перевозке за пределами РФ оплачивать не надо. В целях исчисления НДС перевозки пассажиров за пределы РФ облагаются по ставке 0%.

Нулевой ставкой НДС облагаются и некоторые услуги по перевозке пассажиров. К таким относятся все путешествия в дальние регионы РФ общественным транспортом, а также услуги по доставке груза и людей в пределах пригородов, предоставляемые железнодорожным транспортом.

Услуги по перевозке пассажиров городским общественным автомобильным транспортом также НДС не облагаются, соответственно, не может возникнуть вопроса, как показать выручку от городских перевозок в декларации по НДС.

Если налогоплательщик реализует свое право на ставку по НДС 0%, ему следует предоставить инспекторам обоснования своих действий, иначе придется заплатить в казну стандартные 18%.

Возникает вопрос: если доход полученный от перевозки пассажиров не облагается НДС, как возмещать НДС по этой деятельности, где взять входящий НДС транспортной компании?

Важно помнить, что обойти НДС транспортные услуги в рамках Закона не помогут!

Компенсация недополученных доходов

Государством из бюджета выделяется компенсация, которая покрывает перевозчику часть расходов, связанных с предоставлением услуг по перевозке льготных категорий пассажиров городским общественным автомобильным транспортом.

Облагается ли налогами компенсация недополученных доходов и какой процент НДС? Перевозка пассажиров автомобильным транспортом не облагаются НДС, за исключением такси, в том числе маршрутного.

Перевозка пассажиров маршрутным такси облагается НДС по ставке 18%.

Покупка транспорта

К минимизации расходов, к сожалению, никак нельзя отнести сделки по закупке транспорта у частного лица.

Но такие случаи имеют место в деятельности транспортных компаний.

Дело в том, что в случае такой сделки у транспортников нет «входного НДС», так как физическое лицо без образования ИП не является плательщиком НДС.

Минимизация расходов при покупке транспорта у физического лица получится только, если вдруг продавец предлагает заниженную цену, а вот НДС в этом случае не играет в оптимизации затрат никакой роли.

Продавец в этом случае не предоставляет ни счет-фактуру, ни кассовый чек, а транспортная компания не может принять НДС к вычету.

Технический осмотр

Для безопасной деятельности по перевозке грузов транспортная компания обязана обеспечить прохождение транспортом государственного технического осмотра.

Услуги по проверке технического состояния транспортных средств предоставляют аккредитованные государством организации.

Услуги по проведению техосмотра не облагаются НДС, поэтому транспортная компания и в этом случае не приобретает право принять НДС к вычету.

Страховое возмещение при ДТП

Дорожно-транспортное происшествие – это неприятное событие для водителей всех задействованных в нем транспортных средств.

Часто в ДТП возможно определить виновника, действия которого и послужили причиной повреждений транспорта.

После процедур оформления и разбирательств ДТП в ГИБДД транспорт отправляется в мастерскую, которая оценивает, во сколько обойдется восстановление транспорта, а вот страховая компания признает ущерб в меньшую сумму, тогда в судебном порядке недостающую сумму взыскивается с виновника.

Полученная со страховой компании по договору добровольного страхования сумма возмещения не облагается НДС, так как не признается оплатой товара или услуги. Таким образом, с суммы страхового возмещения, полученной у страховой компании, НДС платить не потребуется.

В случае же полного уничтожения транспорта по причине аварии транспортная компания списывает поврежденное транспортное средство в пользу страховой компании, а такая передача признается реализацией.

По закону при списании транспортного средства следует сумму НДС восстановить.

Но судебная практика показывает, что транспортная компания имеет все основания в случае полного уничтожения транспортного средства и списания его с баланса НДС не восстанавливать.

Покупка бензина

Не последней по сумме затрат статьей расхода в транспортной компании значится оплата топлива. При покупке бензина или дизельного топлива на автозаправочных станциях водитель транспортной компании получает на руки кассовый чек, подтверждающий оплату топлива.

Чтобы организация произвела вычет НДС, ей по сделке должен быть представлен документ, в котором отдельно выделена и указана сумма НДС с оплаченной суммы.

Привычное для бухгалтерии подтверждение сделки – счет-фактура, если же таковая не предоставлена, то таким подтверждением признается бланк строгой отчётности, например, кассовый чек. Главное условие – это выделенная в чеке сумма НДС.

До 01.01.2018 года торгующие в розницу организации не были обязаны указывать на чеках выделенную сумму НДС. С начала этого года вступила в действие соответствующая поправка в Закон. Теперь в каждом чеке, который получает потребитель, содержится информация о сумме НДС.   

В кассовых чеках с АЗС НДС указана отдельной строкой, а значит, такой чек предоставляет налогоплательщику право на возмещение входного НДС из бюджета.

Организация парковки и подъездных путей

Некоторые транспортные компании содержат автопарк, состоящий из многочисленного транспорта.

Для стоянки транспорта руководители транспортной компании организовывают специализированную парковку.

 Для беспрепятственного подъезда к парковке строители прокладывают подъездные пути с асфальтированием или бетонированием.

Налоговые органы принимают от транспортных компаний обоснование в необходимости подобных дорогостоящих строек, так как обустройство парковки непосредственно связано с их деятельностью и увеличит размер прибыли компании (сохранность транспорта, исключение затрат на оплату платных парковок сторонним организациям).

Исключением являются объекты, на финансирование которых были привлечены бюджетные средства.

В случае, если работы по организации парковки и подъездных путей выполнены специализированными организациями, применяющими ОСНО, транспортная компания вправе заявить вычет НДС со стоимости оказанных ими услуг. Конечно, если отчетная документация предоставлена и оформлена строителями в соответствии с необходимыми требованиями.

Заключение

Законом четко установлены все критерии, по которым исчисляется НДС для транспортных услуг. Перевозчик не несет никаких налоговых рисков, связанных с применением неправильной ставки НДС, если будет неукоснительно выполнять требования Закона по оформлению сделок.

В условиях современного рынка иметь дело с партнерами по сделке, которые оказались недобросовестными налогоплательщиками, стало причиной не просто получения требований из налоговой инспекции, а еще и дополнительных проверок инспекторов, отвлекающих от дел бизнеса. Накладно отвлекать собственных работников компании на подготовку оправдательных писем из-за нерадивого партнера, который не заплатил НДС.

Поэтому при выборе транспортной компании производитель продукции стремится сотрудничать с теми представителями рынка, которые, зная права на льготную ставку НДС, выполняют требования закона по налоговому учету сделок, связанных с доставкой грузов.

Источник: http://nalogobzor.info/publ/stati_iz_tematicheskikh_zhurnalov/slozhnosti_ischislenija_nds_u_transportnykh_kompanij/71-1-0-2081

Услуги иностранных перевозчиков: как платить НДС

Услуги иностранных перевозчиков: как платить НДС

Нередко российские организации привлекают иностранных перевозчиков для транспортировки грузов как по территории России, так и за ее пределы. Как правило, иностранные перевозчики не являются налоговыми резидентами России.

Нужно ли начислять и удерживать НДС при оплате их услуг? Этот вопрос волнует многих бухгалтеров.

В статье подробно рассмотрено, в каких случаях российская организация — потребитель транспортных услуг иностранной компании является налоговым агентом по НДС.

При предоставлении транспортных услуг иностранными перевозчиками самое главное — определить, является ли местом оказания таких услуг территория России.

Ведь согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Поэтому давайте выясним, в каких случаях транспортные услуги, оказанные иностранной организацией, будут считаться реализованными на территории России.

Определение места реализации транспортных услуг

Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен статьей 148 НК РФ.

По общему правилу местом реализации работ (услуг) признается территория России, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации.

Об этом сказано в подпункте 5 пункта 1 указанной статьи. Исключение из общего правила составляют услуги, перечисленные в подпунктах 1—4 пункта 1 статьи 146 НК РФ, но транспортные услуги в них не упоминаются.

Следовательно, местом реализации транспортных услуг признается территория Российской Федерации, если она является местом деятельности организации, оказывающей данные услуги. Это возможно в следующих ситуациях:

  • организация фактически присутствует на территории России на основании государственной регистрации;
  • Россия указана в качестве места деятельности в учредительных документах организации (при отсутствии госрегистрации);
  • Россия является местом нахождения органов управления организацией;
  • Россия является местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации.

Если организация имеет постоянное представительство в России и услуги оказаны через него, то в этом случае местом деятельности данной организации также признается территория России (п. 2 ст. 148 НК РФ).

Такой порядок определения места деятельности организации не применяется при оказании услуг по международной перевозке воздушным и водным транспортом.

Об этом говорится в абзаце 2 пункта 2 статьи 148 НК РФ.

Если авиа- или морская перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами российской территории, то Россия не признается местом деятельности организации, оказывающей эти услуги.

На автомобильные и железнодорожные перевозки нормы пункта 2 статьи 148 НК РФ не распространяются.

Место осуществления таких перевозок определяется по месту деятельности организации, оказывающей транспортные услуги, на основании подпункта 5 пункта 1 той же статьи.

Таким образом, место реализации транспортных услуг, а следовательно, и возникновение объекта налогообложения по НДС, напрямую зависит от того, каким видом транспорта осуществляется перевозка.

Перечень документов, подтверждающих место выполнения работ (оказания услуг) за пределами или на территории Российской Федерации, предусмотрен пунктом 4 статьи 148 Кодекса. Это:

  • контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
  • документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Особенности налогообложения перевозок различными видами транспорта

Как отмечалось выше, определение места реализации транспортной услуги, осуществленной автомобильным или железнодорожным транспортом, существенным образом отличается от определения места реализации услуги по перевозке водным или воздушным транспортом. Рассмотрим конкретные ситуации, когда иностранная организация осуществляет перевозки различными видами транспорта.

Перевозка автомобильным или железнодорожным транспортом

Рассмотрим ситуацию, когда иностранная организация, не состоящая на налоговом учете в Российской Федерации, осуществляет перевозку автомобильным транспортом.

Иностранный перевозчик осуществляет для российской организации перевозку грузов автомобильным транспортом с территории Австрии на территорию России.

У российской организации имеется контракт, заключенный с иностранным перевозчиком, и документы, подтверждающие факт выполнения услуги (акт сдачи-приемки), подписанные обеими сторонами сделки.

Иностранная организация не является налоговым резидентом России.

В этом случае местом реализации автотранспортной услуги Российская Федерация не является. Следовательно, объекта налогообложения по НДС не возникает.

При этом не имеет значения, осуществлялась ли перевозка исключительно по территории иностранного государства, или по территории России и иностранного государства, или только по российской территории.

Место реализации услуг по перевозке железнодорожным транспортом определяется по тем же правилам, что и по перевозке автотранспортом.

Перевозка морским (речным) или воздушным транспортом

При осуществлении иностранной организацией для российского партнера перевозок воздушным или водным транспортом место реализации транспортной услуги определяется в зависимости от того, где расположены начальный и конечный пункты перевозки. Если хотя бы один из них расположен на территории России, то местом реализации транспортных услуг будет считаться Российская Федерация.

Российская организация заключила договор с иностранной фирмой на перевозку грузов морским транспортом из Португалии. Груз прибывает в порт Санкт-Петербурга.

В данном случае один из пунктов перевозки, а именно пункт назначения — это порт, расположенный на территории России. Поэтому местом реализации транспортных услуг является территория Российской Федерации.

Следовательно, услуги иностранного перевозчика, оказанные российской организации — заказчику, признаются объектом налогообложения по НДС, а российская организация — налоговым агентом.

https://www.youtube.com/watch?v=jNWAI0s5fTM

Теперь рассмотрим на конкретном примере определение места реализации услуг иностранного перевозчика при авиаперевозках.

Российская организация пользуется услугами французской транспортной компании при перевозке грузов авиатранспортом из Тулузы в Токио.

В этом случае начальный и конечный пункты авиаперевозки расположены за пределами России, поэтому местом реализации указанных услуг ее территория не является. Следовательно, не возникнет и объекта налогообложения.

Порядок исчисления и уплаты НДС при получении услуг иностранного перевозчика

Иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, но реализующие товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория России, признаются плательщиками НДС. На это указывает пункт 1 статьи 161 НК РФ.

Налоговая база по таким операциям формируется как сумма дохода иностранной организации от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога и определяется налоговыми агентами — российскими организациями (потребителями товаров, работ, услуг) отдельно при совершении каждой операции (пункты 1 и 2 ст. 161 НК РФ).

Ответственность налогового агента

Налоговый агент несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него налоговых обязанностей. Это установлено пунктом 5 статьи 24 НК РФ.

Так, за неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, которые налоговый агент обязан удержать и перечислить, на него могут быть возложены штрафные санкции.

Размер штрафа согласно статье 123 НК РФ составляет 20% от суммы, подлежащей перечислению в бюджет.

Если налоговый агент привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, то это не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет причитающиеся суммы налога и пеней (п.

5 ст. 108 НК РФ). Следовательно, если налоговый агент, удержав налог, не перечислил его в бюджет и за это был оштрафован, то он обязан уплатить не только налог, но и пени за просрочку платежа.

За непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, налоговому агенту грозит штраф. Размер штрафа составляет 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Налоговые агенты при выплате дохода иностранной организации обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Причем эту обязанность нужно исполнить вне зависимости от того, является ли сама российская организация плательщиком НДС.

Об этом говорится в пункте 2 статьи 161 Кодекса.

Налоговые агенты определяют сумму налога расчетным методом согласно пункту 4 статьи 164 НК РФ. А именно: как процентное отношение соответствующей налоговой ставки (18%) к налоговой базе, принятой за 100% и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (18%/118%).

Пункт 4 статьи 173 НК РФ обязывает налоговых агентов исчислять и уплачивать НДС за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику или другим лицам, им указанным.

Таким образом, оплачивая услуги иностранного перевозчика, российская организация должна перечислить ему доход в сумме, обусловленной договором, за вычетом удержанного НДС.

Налоговые агенты уплачивают налог одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранным перевозчикам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. Такой порядок установлен пунктом 4 статьи 174 НК РФ.

При этом банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу иностранных партнеров, если налоговый агент одновременно не представит поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.

https://www.youtube.com/watch?v=IMMtqL7Xm60

Согласно пункту 3 статьи 171 НК РФ налоговый агент вправе предъявить к вычету уплаченные в бюджет суммы НДС при одновременном выполнении следующих требований:

  • приобретенные товары (работы, услуги) приняты налоговым агентом к учету. То есть налоговый агент является непосредственным покупателем этих товаров (работ, услуг);
  • товары (работы, услуги) приобретены для операций, облагаемых НДС;
  • сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) удержана из средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислена в бюджет.

Источник: https://www.RNK.ru/article/70930-uslugi-inostrannyh-perevozchikov-kak-platit-nds

Обложение НДС транспортно-экспедиторских услуг при международных перевозках

При международных перевозках сторонами  договора транспортной экспедиции  (заказчиком и исполнителем) могут быть как российские, так и иностранные компании.

Место государственной регистрации сторон такого договора влияет на налогообложение транспортно-экспедиторских услуг (ТЭУ). При этом ст. 7 НК РФ установлен приоритет международных налоговых норм над российским налоговым законодательством.

Однако международные налоговые соглашения, заключенные между РФ и государствами, не являющимися членами Таможенного союза, не регулируют обложение косвенными налогами, включая НДС. Следовательно, для целей НДС в данном случае должны применяться нормы НК РФ, учитывающие международные правила взимания НДС по принципу «страна назначения».

Налоговые взаимоотношения по НДС между участниками Таможенного союза (Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан) регулируются специально принятыми документами.

Место реализации ТЭУ

Объектом налогообложения признается реализация услуг (работ), местом осуществления которых является территория РФ [3, п. 1 ст. 146].

Если заказчиком либо исполнителем договора выступает иностранное юридическое лицо, то для целей обложения НДС должно быть установлено, является ли РФ местом реализации транспортно-экспедиторских услуг.

В случае если местом реализации услуг РФ не является, объект обложения НДС отсутствует.

Сторона договора — иностранное лицо, зарегистрированное в стране, не являющейся членом Таможенного союза

Для определения места реализации услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, должны применяться положения ст. 148 НК РФ (табл. 2).

Если одной из сторон договора является иностранное лицо, то ТЭУ признаются оказанными на территории РФ (т. е. облагаются НДС) в следующих случаях:

1) исполнителем услуг является российская сторона договора (для случаев организации международной перевозки товаров, помещенных под любую таможенную процедуру);

2) исполнителем услуг является иностранная организация, не зарегистрированная в РФ, и при этом оказываемые услуги связаны с перевозкой товаров между пунктами, расположенными на территории РФ.

Это означает, что у российской организации, приобретающей ТЭУ, возникает обязанность исполнять функции налогового агента по НДС за иностранное лицо, установленная ст. 161 НК РФ.

Пример 1

Российская организация ООО «ТрансСервис» оказывает ТЭУ немецкой компании по организации перевозки груза со склада в Москве до склада в Гамбурге. Согласно подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации таких услуг является РФ, следовательно, услуги экспедитора облагаются НДС [3, п. 1 ст. 146].

Пример 2

Российская компания ООО «ВЭД Логист» оказывает ТЭУ китайской компании по организации перевозки товаров со склада в Шанхае (КНР) до склада в Астане (Казахстан) без завоза на таможенную территорию РФ.

Так как в рассматриваемом случае ни пункт отправления, ни пункт назначения не находятся на территории РФ, то согласно подп. 5 п. 1 ст.

148 НК РФ местом реализации таких услуг РФ не является, следовательно, услуги экспедитора не облагаются НДС [3, п. 1 ст. 146].

Пример 3

Российская компания ЗАО «Витаруз» экспортирует товары в Австрию (опасный груз). Согласно условиям договора право собственности на товары переходит к покупателю на таможенном посту в Смоленской области. Доставка осуществляется специализированным автомобильным транспортом.

В процессе перевозки товары не подлежат перегрузке с одного транспортного средства на другое. Австрийский покупатель для организации перевозки предложил привлечь специализированную логистическую компанию — резидента Австрии.

Так как экспортным договором доставка товаров до Смоленской таможни возложена на российского экспортера, то ЗАО «Витаруз» заключило договор транспортной экспедиции с австрийской логистической компанией об организации перевозки опасного груза от склада в Москве до Смоленской таможни.

Далее по отдельному договору та же логистическая компания будет оказывать услуги по доставке груза, но уже австрийскому покупателю, получившему на Смоленской таможне право собственности на товар. Груз в пути перегружаться не будет.

В рассматриваемом случае ЗАО «Витаруз» приобретает ТЭУ у иностранной компании, не зарегистрированной в налоговых органах РФ. В соответствии с подп. 4.1 п. 1 ст.

148 НК РФ местом реализации экспедиторских услуг в данном случае будет РФ, так как организация перевозки товаров иностранным лицом осуществляется по договору с ЗАО «Витаруз» между двумя пунктами, расположенными на территории РФ, их реализация облагается НДС.

ЗАО «Витаруз» признается налоговым агентом согласно ст. 161 НК РФ и обязано уплатить в бюджет за иностранную компанию  НДС.

Отдельно рассмотрим нормы подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ, устанавливающие правила определения места реализации услуг экспедитора при перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру транзита.

На основании подп. 4.2 п. 1 ст.

148 НК РФ можно сделать вывод, что местом реализации таких услуг является РФ только в случае, если согласно договору российский экспедитор оказывает услуги, связанные с международной перевозкой таких товаров, между пунктами от места прибытия на территорию РФ до места убытия с территории РФ.

При буквальном толковании вышеуказанного подпункта  для ситуаций оказания услуг российским экспедитором, когда по условиям договора он оказывает услуги заказчику на всем протяжении маршрута перевозки груза (из одного зарубежного государства в другое), а не от места прибытия на территорию РФ до места убытия с территории РФ, может быть сделан вывод, что для этого случая должны применяться правила подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, т. е. местом реализации услуг РФ не является.

Однако аудиторская практика показывает, что отдельные налогоплательщики применяют  и иной вариант толкования норм НК РФ о месте реализации услуг, оказываемых на всем протяжении маршрута следования товаров, помещенных под таможенный режим транзита:

а) на маршруте, пролегающем по территории других государств, территория РФ не считается местом реализации ТЭУ (подп. 5 п.1.1 ст. 148 НК РФ), т. е. услуги по данной части маршрута не являются объектом обложения НДС;

б) на маршруте, проходящем по территории РФ, местом реализации ТЭУ считается РФ, и на данной части маршрута услуги облагаются НДС [3, подп. 4.2 п. 1 ст. 148].

Как видим, при толковании неоднозначных положений подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ могут быть  сделаны разные выводы, требующие применения разных правил налогообложения операций.

Для получения официального мнения в отношении толкования спорных положений заинтересованному налогоплательщику следует получить адресные разъяснения Минфина России [3, ст. 34.2].

Сторона договора — иностранное лицо, зарегистрированное в стране – участнице Таможенного союза

При выполнении работ (оказании услуг) налогоплательщиками государств – членов Таможенного союза налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ (услуг) [2, ст. 2].

Местом реализации работ (услуг) признается территория государства – члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого выполняются работы (оказываются услуги) [2, подп. 5. п. 1 ст. 3].

О б р а т и т е   в н и м а н и е: положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и  импорте товаров в Таможенном союзе (от  11 дек.  2009 г.) распространяются только на те ситуации, когда сторонами договора транспортной экспедиции являются резиденты государств – участников Таможенного союза.

Следовательно, если ТЭУ оказываются российской организацией, а их заказчиком является белорусская или казахстанская организация, местом реализации таких услуг считается территория РФ, и услуги облагаются НДС в порядке, установленном НК РФ.

Если же исполнителем услуг является организация, зарегистрированная в Республике Беларусь (либо Республике Казахстан), а заказчиком – российская организация, то местом их реализации РФ признается только при перевозке товаров между двумя географическими пунктами, расположенными на территории РФ. В иных случаях местом реализации ТЭУ, оказанных белорусским или казахстанским исполнителем российскому заказчику, РФ не является.

Пример 4

Белорусская транспортная компания «БелТрансАвто» по договору с российским экспортером ОАО «Нафтадоб» оказывает ему услуги по организации перевозки оборудования из Тюмени (Россия) в Брест (Беларусь).

Местом реализации работ (услуг) признается территория государства – члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого выполняются работы (оказываются услуги) [2, подп. 5 п. 1 ст. 3] .

Так как услуги оказываются налогоплательщиком Республики Беларусь, при этом маршрут товаров проходит не только по таможенной территории РФ, то местом реализации таких услуг РФ не признается [3, подп. 4.1 п. 1 ст. 148], и, значит, услуги не являются объектом обложения российским НДС.

Соответственно, у ОАО «Нафтадоб» отсутствуют обязанности налогового агента по уплате НДС за иностранное лицо [3, п. 1, 2 ст. 161].

Пример 5 

Российская компания ООО «ТрансГрупп» оказывает ТЭУ компании «Смит и Ко», резиденту Великобритании, по автоперевозке товаров по территории Республики Беларусь (от склада в Минске до склада в Витебске). Должна ли российская экспедиционная компания облагать свои услуги НДС?

Так как заказчиком по договору является резидент Великобритании, то для определения места реализации услуг следует применять положения НК РФ, а не законодательство стран Таможенного союза.

Исполнителем ТЭУ является российская компания, однако маршрут не проходит через территорию РФ (услуги оказываются между географическими пунктами на территории Республики Беларусь).

Следовательно, для определения места оказания услуг должен применяться подп. 5 п. 1 ст.

148 НК РФ, в соответствии с которым РФ таковым не является, и, значит, операции реализации услуг не облагаются НДС.

В условиях договора цена услуг экспедитора должна быть согласована сторонами без включения в нее суммы НДС.

О.П. Глебова, директор по аудиторской деятельности ООО «Аудиторская консалтинговая компания “Юкон / эксперты и консультанты”» glebova@yukon-co.ru

Источник: http://NalogKodeks.ru/oblozhenie-nds-transportno-ekspedito/

Бухгалтерия
Добавить комментарий