Налоговый мониторинг: как применяется как проводится штрафы

Содержание
  1. О налоговом контроле в рф
  2. Формы налогового контроля
  3. Постановка на учет
  4. Налоговый мониторинг
  5. Налоговая проверка
  6. Камеральная проверка
  7. Выездная проверка
  8. Дополнительные меры
  9. Осмотр
  10. Выемка документов и предметов
  11. Участие переводчика
  12. Право вносить замечание в акт о результатах проверки
  13. Право предъявить к возмещению убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов
  14. Налоговые санкции как возможное следствие налогового контроля
  15. Как проводится налоговый мониторинг
  16. В каких случаях проводят налоговый мониторинг
  17. За какой период проводят налоговый мониторинг
  18. Как подать заявление о налоговом мониторинге
  19. Когда инспекция может прервать налоговый мониторинг
  20. Как инспекция проводит налоговый мониторинг
  21. Как оформляют результаты налогового мониторинга
  22. Как действовать, если ФНС России инициировала взаимосогласительную процедуру
  23. Плюсы налогового мониторинга
  24. Общие положения о налоговом мониторинге
  25. Проведение налогового мониторинга
  26. Условия проведения налогового мониторинга
  27. Срок проведения и цели налогового мониторинга
  28. Регламент учета и информационного взаимодействия
  29. Налоговый мониторинг: как работает и зачем нужен?

О налоговом контроле в рф

Налоговый мониторинг: как применяется как проводится штрафы

Одна из самых объемных глав первой части Налогового кодекса РФ посвящена налоговому контролю. И это неспроста.

Не только юридические, но и физические лица в Российской Федерации являются плательщиками налогов, а значит, так или иначе, взаимодействуют с органами, осуществляющими налоговый контроль.

А потому крайне важно понимать свои права и обязанности, и то, какими полномочиями обладают органы, осуществляющие контроль уплаты налогов.

Под налоговым контролем понимают деятельность уполномоченных органов, призванную обеспечить соблюдение всех требований кодекса в части корректности начисления и уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Такая деятельность может осуществляться в форме выездных проверок, получения объяснений, контроля заполнения отчетности и в иных формах.

Налоговый контроль осуществляют уполномоченные лица – сотрудники налоговых инспекций. В помощь налоговым органам пунктом 3 статьи 82 кодекса предусмотрен обмен информацией между налоговыми, таможенными, следственными органами и внебюджетными фондами.

Статья 85.1 обязывает также федеральное казначейство уведомлять налоговую инспекцию об открытии организацией лицевого счета. А статьей 86 предусмотрена обязанность банков сообщать инспекции об открытии или любых изменениях реквизитов счетов, вкладов.

Кроме того, статья 85 подразумевает информирование налоговых органов о сведениях, связанных с учетом юридических и физических лиц, органами юстиции, адвокатскими палатами, органами, осуществляющими миграционный учет и иными учреждениями.

С целью контроля над полнотой уплаты земельного, транспортного налогов и налога на имущество в налоговый орган информацию передают ведомства, осуществляющие кадастровый учет, регистрацию прав на недвижимость и регистрацию транспорта.

Также в инспекцию от соответствующих ведомств поступает информация о пользователях природных ресурсов, если такое пользование также является объектом налогообложения.

В настоящее время вся информация между ведомствами передается в электронном виде.

Формы налогового контроля

Существует несколько форм налогового контроля. В зависимости от категории налогоплательщика, обстоятельств и фактов хозяйственной деятельности в отношении юридических или физических лиц могут проводиться разные мероприятия.

Постановка на учет

Именно для целей налогового контроля юридические и физические лица обязаны вставать на налоговый учет. Об этом говорится в статье 83 Налогового кодекса.

В этой же статье разъяснен и порядок осуществления этой процедуры. Предпринимательская деятельность без постановки на учет карается административным штрафом.

Каждому лицу, вставшему на учет, присваивается индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на учет и присвоении ИНН выдается в течение 5 дней после подачи заявления.

Налоговый мониторинг

В 2015 году появилась новая форма контроля для организаций в виде налогового мониторинга. Эта мера носит добровольный характер, т.е.

налогоплательщики могут сами обратиться в налоговый орган с просьбой провести мониторинг.

Для этого предприятие должно соответствовать следующим требованиям:

  • сумма налогов за предыдущий год превышает 300 миллионов рублей (за исключением налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу);
  • доходы за предшествующий год превысили 3 миллиарда рублей;
  • стоимость активов по состоянию на 31 декабря предшествующего года свыше 3 миллиардов рублей.

Отличие мониторинга от иных видов проверок заключается в том, что инспекция в режиме реального времени контролирует данные учета, а результатом обнаруженной ошибки будет не налоговая санкция, а мотивированное объяснение налогового органа и своевременное устранение недочетов налогоплательщиком. Мониторинг проводится в течение календарного года.

Налоговая проверка

Для контроля правильности исчисления и уплаты налогов юридическим лицом инспекции могут проверять как отдельные отчеты, так и деятельность за период продолжительностью до трёх лет.

Камеральная проверка

Почти каждый отчёт, который попадает в налоговую инспекцию, подлежит камеральной проверке. Её целью является контроль правильности заполнения формы и исчисления налога.

Продолжительность этого мероприятия – 3 месяца с даты предоставления отчета налогоплательщиком, если только он не является иностранной организацией (для них срок проверки составит 6 месяцев).

При обнаружении ошибок или возникновении вопросов налоговая инспекция вправе обратиться к налогоплательщику за пояснениями.

На то, чтобы дать ответ налоговому органу, у проверяемого лица есть 5 рабочих дней.

Пояснения придётся дать и в случае, когда подаётся уточняющая декларация, сумма налога в которой будет меньше, чем в первичном отчете.

В случае если несмотря на пояснения налогоплательщика представитель инспекции сочтёт, что имеет место факт налогового правонарушения, он обязан составить акт.

Налоговый орган не вправе требовать дополнительные документы, если обязанность прикладывать их к отчету отсутствует в налоговом кодексе. Исключением являются:

  • декларация по НДС, в которой заявляется право на возмещение налога;
  • случаи, когда подаётся уточняющая декларация спустя 2 года после сдачи первичного отчета, и в этой декларации уменьшается налог к уплате или увеличивается налоговый убыток;
  • декларация по акцизам, в которой заявляется возмещение в связи с возвратом товаров;
  • расчёт по страховым взносам, в котором отражено применение пониженных ставок.

Прекращение камеральной проверки подразумевает, что в отношении проверяемого отчёта закончены какие-либо действия. Тем не менее, согласно Определению Конституционного суда РФ от 10.03.

2016 571-О, если при проведении выездной проверки будут выявлены факты, указывающие на нарушения, которые не были обнаружены в ходе камеральной проверки, инспекция вправе эти факты учесть и применить санкции в отношении организации.

Выездная проверка

Такая проверка проводится на территории налогоплательщика и исключительно по решению руководителя налоговой инспекции или его заместителя. Обязательная информация, которая должна содержаться в документе:

  • наименование (или ФИО) налогоплательщика (полное и сокращённое);
  • налоги, которые являются предметом проверки;
  • срок, за который должны быть проверены документы и факты хозяйственной деятельности (этот период не может быть больше 3 лет, предшествовавших году, в котором было принято решение о проведении проверки);
  • сотрудники инспекции, которые фактически будут проверку проводить.

Основные правила выездной проверки:

  • может проводиться как в отношении одного, так и нескольких налогов;
  • один налог за один период может проверяться только один раз в рамках выездной проверки;
  • в течение одного года выездная проверка может проводиться не больше двух раз (за исключением особых решений органов исполнительной власти);
  • срок проверки – 2 месяца, но он может быть продлён до 4 или в отдельных случаях до 6 месяцев;
  • выездная проверка не может проводиться за период налогового мониторинга, если процедура мониторинга была выполнена без нарушений;
  • проверка может быть приостановлена на срок до шести месяцев (в крайних случаях до 9 месяцев) для истребования дополнительных документов, проведения экспертиз и т.п.

По итогам проверки составляется справка, а в течение двух месяцев должен быть оформлен акт, который подписывается представителями инспекции и налогоплательщика. В случае несогласия с актом, в течение 1 месяца налогоплательщик вправе представить в налоговый орган свои возражения в письменном виде.

Дополнительные меры

В случаях, когда налоговому органу для анализа недостает информации, или есть обоснованное подозрение в недобросовестности налогоплательщика, могут применяться дополнительные меры.

Осмотр

В рамках как выездной, так и камеральной (но только в отношении НДС) проверок налоговый орган вправе провести осмотр территории налогоплательщика. Эта мера применяется для получения более полной картины и выяснения обстоятельств, имеющих отношение к проверке.

Во время осмотра может проводиться фото и видеофиксация, а также сниматься копии с документов. Присутствие понятых при этой процедуре обязательно. По окончании составляется протокол.

В случае если осмотр проводится в рамках камеральной проверки, то обязательно должно быть мотивированное постановление, подписанное руководителем инспекции или его заместителем.

Выемка документов и предметов

Если есть подозрение в том, что документы в ходе выездной проверки могут быть уничтожены или подделаны, налоговый орган на основании мотивированного постановления может изъять документы и связанные с проверкой предметы.

Так же как и с осмотром, данная процедура проводится в присутствии понятых, а по итогам составляется протокол.

ВАЖНО: Ночью выемка не допускается.

До начала процедуры изъятия представителю налогоплательщика должны дать возможность ознакомиться с постановлением и добровольно выдать документы.

В случае отказа сделать это добровольно, представитель налоговой инспекции самостоятельно вскрывает помещения и производит процедуру изъятия.

В некоторых случаях, когда требуются особые знания в области науки, искусстве или иных областях в рамках налоговой проверки может быть назначена экспертиза. В этом случае должно быть оформлено постановление.

Налогоплательщик может указать круг лиц, среди которых проверяющий может выбрать эксперта. Эксперт же может отказаться выдавать заключение, если его знаний недостаточно или ему была предоставлена не вся информация.

ВАЖНО: При неудовлетворенности результатами экспертизы может быть назначена дополнительная или повторная экспертиза.

Мероприятия налогового контроля воспринимаются налогоплательщиками достаточно болезненно. Для того чтобы в ходе таких мероприятий чувствовать себя уверенно, необходимо знать о своих правах.

Участие переводчика

В случае необходимости к проверке может быть привлечен переводчик. Это должно быть незаинтересованное лицо, с которым оформляется договор. Причем переводчик может быть приглашен и к глухому или немому физическому лицу.

Право вносить замечание в акт о результатах проверки

Проверяемое лицо может отказаться подписывать акт. В этом случае в акте делается запись об отказе.

А в течение месяца со дня получения акта с результатами проверки юридическое или физическое лицо вправе предоставить письменные возражения по полученному документу.

При этом в этом письме могут быть также указаны и отклонения в оформлении акта, недостаточность сведений в акте (согласно НК РФ), а также нарушения в ходе процедуры проверки.

К письменным возражениям могут быть приложены документы, поясняющие позицию налогоплательщика.

Нужно иметь в виду, что в случае получения акта по почте, месяц будет исчисляться начиная с шестого дня после отправки письма налоговым органом.

Право предъявить к возмещению убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов

Если по вине налогового органа проверяемое лицо понесло убытки, эти убытки должны быть возмещены в полном объеме.

Это касается в том числе и недополученного дохода.

Важно фиксировать все нарушения процедуры проверки для того, чтобы иметь возможность доказать, что убытки наступили именно по вине представителей налогового органа.

Налоговые санкции как возможное следствие налогового контроля

По итогам мероприятий налогового контроля могут быть предъявлены:

Должностные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

ВАЖНО: Налоговый орган обязан предложить налогоплательщику оплатить все причитающиеся налоговые санкции самостоятельно. В случае отказа или нарушении сроков погашения задолженности, налоговый орган обращается в суд.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/nalogi/control/vidy-proverok.html

Как проводится налоговый мониторинг

Как проводится налоговый мониторинг

Что такое налоговый мониторинг

С 1 января 2015 года в России появился новый вид налогового контроля – налоговый мониторинг (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Суть налогового мониторинга в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.

Это следует из положений раздела V.2 Налогового кодекса РФ.

В каких случаях проводят налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – дело добровольное, но не для всех желающих.

Поэтому, если организация заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям.

И если соответствует, подать в инспекцию заявление о проведении налогового контроля.

Основанием для проведения налогового мониторинга будет положительное решение инспекции на поданное заявление.

Это следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 105.26 Налогового кодекса РФ.

Всем ли организациям доступен налоговый мониторинг? К сожалению, нет.

Провести налоговый мониторинг могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

О том, какие именно установлены ограничения, см. Условия, при которых возможен налоговый мониторинг.

За какой период проводят налоговый мониторинг

Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.

При этом воспользоваться налоговым мониторингом удастся только с 1 января 2016 года.

Дело в том, что в рамках этой процедуры инспекции должны контролировать деятельность организаций с 1 января по 31 декабря включительно.

Но перед этим организация должна подать заявление о проведении налогового мониторинга и получить из инспекции положительное решение.

Получается, что даже если подать заявление в 2015 году (например, в январе), то при положительном решении проверяемым периодом будет период с 1 января по 31 декабря 2016 года. Закончить мониторинг этого периода инспекция должна 1 октября 2017 года.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.26 Налогового кодекса РФ.

Внимание: участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.

2 части 1 Налогового кодекса РФ с 1 января 2016 года. То есть только в 2016 году они смогут подать заявление о проведении налогового мониторинга в 2017 году (п. 2 ст.

 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Как подать заявление о налоговом мониторинге

Чтобы инспекция приступила к налоговому мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

К заявлению о проведении мониторинга приложите:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
  • информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в вашей организации, если доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учетную политику для целей налогообложения организации на текущий год.

Это следует из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 105.26 и пункта 2 статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.

Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно.

Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).

Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Принять решение налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором вы подали ей заявление. И в течение пяти дней после этого вам должны направить:

  • либо решение о проведении налогового мониторинга. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
  • либо мотивированный отказ в проведении такой процедуры. Форма решения об отказе в проведении налогового мониторинга утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Отказать в проведении налогового мониторинга инспекция может в трех случаях:

  • если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
  • если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
  • если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

Это следует из положений пунктов 4, 5 и 6 статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.

Когда инспекция может прервать налоговый мониторинг

Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг посреди года, если организация:

  • нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейший мониторинг будет невозможным;
  • в ходе информационного обмена представит недостоверные сведения;
  • дважды (или более) откажет инспекции в представлении документов (информации), пояснений.

О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.

Такой порядок предусмотрен статьей 105.28 Налогового кодекса РФ.

Как инспекция проводит налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг инспекция проводит на своей территории на основании имеющихся у нее:

  • деклараций (расчетов) по налогам;
  • документов, представленных вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга;
  • других документов, содержащихся в базе данных инспекции.

Помимо этого инспекция вправе запрашивать дополнительные документы (информацию), связанные с расчетом и уплатой налогов, а также требовать письменные или устные пояснения. Все это следует из положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.

Если инспекция затребовала в ходе мониторинга документы, то вы можете представить их на бумаге (копии или подлинники) или же в электронном виде. Последнее возможно, если документы, которые затребованы у организации, составлены в электронном виде по установленным форматам.

https://www.youtube.com/watch?v=svA87L64QVk

Передать такие документы в инспекцию можно разными способами:

  • выслать в инспекцию по почте;
  • вручить лично представителю инспекции (инспектору, который непосредственно проводит налоговый мониторинг, или сотруднику канцелярии инспекции);
  • направить по телекоммуникационным каналам связи (если документы составлены в электронном виде по установленным форматам).

Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.

Порядок представления документов по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.

Как оформляют результаты налогового мониторинга

В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов.

Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель.

Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.

Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

Инициатива инспекции

Если в ходе налогового мониторинга сотрудники инспекции не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение они не составляют и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение.

Составить такой документ они должны не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга. То есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом.

Направить свое мнение в организацию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после его составления.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.

Инициатива организации

Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог. Обращаться нужно письменно. В запросе о представлении мотивированного мнения обязательно изложите суть проблемы и свою позицию.

В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.

Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.

Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.

Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом.

Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление.

К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.

Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.

После окончания налогового мониторинга инспекция в течение двух месяцев (до 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга) уведомит организацию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).

Как действовать, если ФНС России инициировала взаимосогласительную процедуру

Взаимосогласительная процедура сводится к тому, что специалисты ФНС России рассматривают доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу.

И решают, на чьей они стороне. Если на стороне организации, то изменят мотивированное мнение инспекции.

А если на стороне своих коллег – все останется без изменений.

Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с вами и с вашей налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).

О своем решении ФНС России сообщит организации. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения вам выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.

Организация в течение одного месяца со дня получения такого уведомления должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией налоговой инспекции или нет.

Такой порядок следует из положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 105.31 Налогового кодекса РФ.

Плюсы налогового мониторинга

Основной плюс налогового мониторинга в том, что благодаря ему организация будет избавлена от налоговых проверок. Ведь за периоды, которые попали под налоговый мониторинг, инспекции не могут проводить ни камеральные, ни выездные проверки. Исключение составляют:

1) камеральные проверки, которые проводятся:

  • если организация представила налоговую декларацию (расчет) позже 1 июля года, следующего за годом мониторинга;
  • если организация представила декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию (расчет), в которой отразила уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка.

Это следует из положений пункта 1.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

2) выездные проверки, которые проводятся:

  • вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.

Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Источник: http://nalogobzor.info/publ/nalogovye_proverki/kak_provoditsja_nalogovyj_monitoring/14-1-0-976

Общие положения о налоговом мониторинге

Общие положения о налоговом мониторинге Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Общие положения о налоговом мониторинге

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Налоговый мониторинг представляет собой относительно новую форму выражения налогового контроля и учета, направленную на установление наблюдения за соблюдением норм налогоплательщиками, которые устанавливаются положениями НК РФ.

Непосредственным предметом контроля налогового мониторинга в России является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты установленных налогов и сборов, проверка базы доходов как юридических, так и физических лиц, проверка всех этапов процедуры уплаты предусмотренных сборов, защита бюджета государства и своевременное обнаружение нарушений действующих налоговых норм в организациях.

Помимо этого, цель работы налогового мониторинга предусматривает и защиту законных интересов налогоплательщиков, особенно, если это новая служба и финансовый порядок учета, налогообложения, перехода на УСН еще совсем не налажен.

Данная форма контроля выражается в постоянном наблюдении и фиксировании определенных результатов, которые были выявлены в ходе той или иной проверки. Затем полученные результаты могут быть сравнены.

На основании данной операции составляется соответствующий график, который может показать важные процессы, выявить цикличность и обнаружить иные важные сведения.

Налоговый мониторинг является установленной юридической процедурой, следовательно, его результаты могут быть использованы для установления определенных санкций и штрафов за те или иные нарушения, которые были допущены налогоплательщиками.

Чтобы данные результаты оказались правомерными и действительными, налоговый мониторинг должен быть проведен с учетом всех требований и нормативов, которые были установлены положениями действующего НК РФ.

Проведение налогового мониторинга

Проведение налогового мониторинга является важной налоговой процедурой, которая может проводиться только при наличии законных на это оснований и только определенными лицами, имеющими соответствующие полномочия. При этом данная форма контроля и способы ее осуществления должны полностью соответствовать положениям, которые содержат нормы налогового законодательства России, а также соответствующий регламент.

Сама процедура проведения налогового мониторинга в России, как форма контроля, осуществляется на основании представления доступа налоговому органу к определенным сведениям, содержащимся в организациях. К этим сведениям можно отнести данные финансовой отчетности участников налоговых правоотношений, информацию базы доходов и расходов и т.д.

Особым примечанием выступает тот факт, что данный доступ должен быть представлен налоговому органу на постоянной основе, для последующего регулярного осуществления контроля в установленной форме. Налоговый мониторинг, как форма проверки участников налоговых правоотношений, обладает достаточно редкой особенностью – он носит длящийся характер.

В тоже время, важной особенностью, которую предусматривают действующие нормы законодательства России, является тот факт, что налоговый орган не вправе осуществлять дополнительные проверки, в том числе и выездные, в том случае, если в данный момент осуществляется налоговый мониторинг.

Условия проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг может быть проведен при наличии определенных условий, которые устанавливаются положениями НК РФ и являются обязательными для сотрудников налоговых организаций.

Главным условием проведения налогового мониторинга выступает тот факт, что он проводится по письменному заявлению представителя организации, которая выражает свое желание на осуществление данной процедуры. Подать заявление могут организации, которые отвечают следующим условиям, которые устанавливает НК РФ:

  • общая налоговая сумма базы доходов, которая включает в себя НДС, налог на прибыль и т.д., составляет не менее 300 миллионов рублей, за определенный отчетный период;
  • объем базы доходов, по данным действующей бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – календарный год, в который было подано соответствующее заявление;
  • общая сумма активов, в соответствии с данными бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – год, предшествующий году, в котором было подано заявление.

Заявление подается заинтересованным лицом в налоговый орган, по месту нахождения организации, либо иного юридического лица. Организации, которые были признаны крупнейшими налогоплательщиками, должны подавать заявление по месту данного учета в налоговых органах.

Заявление, как правовой документ, должно содержать все необходимые сведения: форма организации, ее регламент, количество законных участников, финансовый порядок учета и налогообложения, данные базы доходов, УСН и т.д.

Срок проведения и цели налогового мониторинга

Налоговый мониторинг участников правоотношений осуществляется в соответствии с целями, поставленными положениями налогового законодательства России и НК РФ. В основной список целей можно включить следующие:

  • максимальное снижение рисков для участников, касаемо применения штрафных санкций со стороны государства, которые нередко бывают вызваны определенными нарушениями норм действующего законодательства России;
  • осуществление определенного страхования от возможных убытков, которые могли бы повлечь непреднамеренные нарушения действующих норм налогового законодательства и НК РФ;
  • более легкое и быстрое урегулирование возможных проблем, которые были найдены во время непосредственного осуществления мониторинга, например, неверного перехода на УСН;

Как видно из вышеперечисленных положений, налоговый мониторинг всегда преследует основную цель – обеспечение защиты законных интересов и прав налогоплательщиков.

https://www.youtube.com/watch?v=FbF5MSM5a0g

Налоговый мониторинг проводится в определенный временной период – финансовый год, следующим за годом, когда балы осуществлена подача соответствующего заявления заинтересованной организацией.

Общие положения устанавливают, что налоговый мониторинг начинается 01 января года и продолжается до 01 октября следующего года.

Регламент учета и информационного взаимодействия

Регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает особый порядок представления налоговому органу требующихся документов, носящих финансовый характер. Данный документ представляет собой сведения базы доходов, данные УСН и налогового учета, финансовый отчет участников и т.д.

Помимо этого, регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает действующий порядок уплаты и учета страховых взносов, перечисления налогов, перехода на УСН.

Регламент учета и информационного взаимодействия составляется и утверждается в соответствии с действующей формой, предусмотренной нормами налогового права.

Несоблюдение установленной формы, также неполное указание требуемых сведений, либо представление ложной информации, приведут к тому, что существующий регламент учета и информационного взаимодействия будет признан недействительным и не сможет учитываться во время непосредственного проведения налогового мониторинга уполномоченными лицами.

Данный финансовый документ должен содержать максимально подробные и точные сведения о схеме учета налогов конкретной организации, вне зависимости от того, применяет ли данная служба УСН или нет.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/nalogovyj-kontrol/obshhie-polozheniya-o-nalogovom-monitoringe.html

Налоговый мониторинг: как работает и зачем нужен?

В начале ноября Президент России подписал закон, который вводит добровольный превентивный налоговый контроль для крупных организаций — так называемый налоговый мониторинг.

Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, а ряд его положений, касающийхся  консолидированной группы налогоплательщиков — с 1 января 2016 года.

Попробуем разобраться, что налоговый мониторинг будет из себя представлять на практике.

Область применения

Пока заключить с ФНС соглашение о налоговом мониторинге могут только крупные компании. Для этого нужно ежегодно платить более 300 млн. рублей налогов и иметь годовой доход и общую стоимость активов не менее трех млрд. рублей.

По соглашению о налоговом мониторинге организация обязуется  раскрыть для налоговой инспекции в реальном времени данные своего бухгалтерского и налогового учета, информацию по сделкам.

Взамен она получает преимущества в виде прекращения выездных налоговых проверок и возможности понимать налоговые последствия совершения нестандартных сделок.

Налоговые органы обязаны давать разъяснения и консультации налогоплательщику по любым спорным вопросам налогообложения, кроме трансфертного ценообразования.

Суть новшества заключается в обеспечении тесного взаимодействия бизнеса и налоговой службы в реальном времени для достижения взаимовыгодных результатов.

 Преимущества использования налогового мониторинга для бизнеса:

  • прекращение выездных проверок налоговых органов;
  • снижение фискальных рисков (получения штрафов, расходов на судебное урегулирование конфликтов и других);
  • доступ к экспертизе специалистов ФНС;
  • понимание налоговых последствий всех совершаемых нестандартных сделок;
  • стабильность и определенность в налоговой нагрузке, что позволяет повышать инвестиционную привлекательность бизнеса.

 Преимущества использования налогового мониторинга для ФНС:

  • возможность оперативнее и лучше контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов;
  • улучшение прогнозируемости объемов налоговых поступлений;
  • повышение эффективности: сокращение расходов на проведение налоговых проверок и разрешение налоговых споров.

Опыт применения

Налоговый мониторинг около десяти лет назад придумали в Голландии.

Когда там проводили «пилот» этого новшества, его участники — два десятка крупных налогоплательщиков страны — по итогам указали на уменьшение административной нагрузки и рост инвестиционной привлекательности.

Многие другие страны переняли голландский опыт, оценив пользу налогового мониторинга для предотвращения применения бизнесом схем ухода от налогов: практика быстро прижилась в Великобритании, США, Германии и других государствах.

В России итоги «пилота» тоже можно признать удачными. Он стартовал в декабре 2012 года, когда c ФНС соответствующие соглашения заключили «Интер РАО ЕЭС», «РусГидро», МТС, российское представительство Ernst & Young и «Северсталь».

В EY отмечают, что с налоговиками встречались регулярно в течение всего время действия соглашения для прояснения применяемого порядка налогового учета операций и обсуждения других вопросов.

«Проверяющие стали лучше понимать структуру и особенности нашего бизнеса, порядок учета, снизилось количество претензий.

Выездные проверки последний год вообще не проводились, а объем запрашиваемой информации по камеральным проверкам сократился примерно на 25%», — поделился с РБК (http://top.rbc.ru/economics/27/05/2014/926354.

shtml) партнер налоговой практики ЕY Иван Родионов. В «РусГидро» рассказали о плотном общении с налоговиками в еженедельном режиме.

За время действия «пилота» его участники получили разъяснения по 50 запросам, рассказал «Ведомостям» (http://www.vedomosti.ru/finance/news/35668741/fns-bez-proverok) заместитель руководителя ФНС Сергей Аракелов. Удалось урегулировать некоторые налоговые споры, дошедшие до судов.

По информации ФНС, число налоговых споров у части компаний сократилось в разы. Например, мировым соглашением окончился суд ФНС и «Интер РАО» на общую сумму 37,1 млн рублей.

Согласно «Ведомостям», в МТС и «РусГидро» довольны снижением фискальных рисков за счет повышения  предсказуемости налогового регулирования.

Но при расширенном информационном контакте с налоговой инспекцией перед компаниями встает и вопрос о степени раскрытия данных.

По информации «Ведомостей» «полную открытость» обеспечили только «Русгидро», «Северсталь» и «Интер РАО».

Другие компании ограничились согласованным перечнем данных, сославшись на «специфику деятельности».

Как считают в компаниях-участницах «пилота», главное преимущество налогового мониторинга — предварительное урегулирование споров, которым недальновидно рисковать ради сокрытия каких-либо нелегальных схем.

Судьба проекта

По оценкам ФНС, в России на сегодняшний день только две тысячи налогоплательщиков отвечают требованиям, допускающим участие в программе налогового мониторинга.

Большинство из них работает в сфере финансов и промышленного производства.

Так что в ближайшие год-два, видимо, не стоит ожидать бума в виде роста бюджетных поступлений или большого числа компаний, присоединившихся к программе налогового мониторинга — интерес к программе, по словам Сергея Аракелова, проявили пока 20-30 компаний. Вполне вероятно, что со временем больше налогоплательщиков смогут поучаствовать в налоговом мониторинге.

Не исключено, что если эксперимент будет признан удачным, требования к объему выручки для входа в программу будут снижены, и она станет доступнее для более широкого круга налогоплательщиков.

Другой вопрос, что самой ФНС для запуска проекта налогового мониторинга на федеральном уровне (хотя бы только для крупных компаний) при её текущей, очевидно немалой загрузке, потребуются существенные дополнительные ресурсы, включая обучение сотрудников, разработку стандартизированных процедур оперативного обмена информацией с налогоплательщиками и т.п., которые также не возникнут в одночасье.

Так что налоговый мониторинг обещает быть делом долгим, но, несомненно, полезным.

Источник: http://blog.ucmsgroup.ru/tax-monitoring/

Бухгалтерия
Добавить комментарий