Мораторий на налоговые проверки в 2018 году. ужесточение надзора

Опять каникулы

Мораторий на налоговые проверки в 2018 году. Ужесточение надзора

Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлят до 2022 года и расширят его действие на средние предприятия. Внести соответствующие поправки в закон поручено Минэкономразвития и Генеральной прокуратуре

Александр Коряков / «Коммерсантъ»

Министерству экономического развития (МЭР) совместно с Генпрокуратурой поручено подготовить поправки, которые продлят мораторий на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса и распространят мораторий на средний бизнес, следует из поручения вице-премьера, главы аппарата правительства Сергея Приходько (копия есть у РБК). Подлинность документа подтвердили в аппарате министра по вопросам «открытого правительства» Михаила Абызова, курирующего реформу контрольно-надзорной деятельности. РБК направил запрос в Минэкономразвития.

Для продления «надзорных каникул» необходимо подготовить поправки ко второму чтению законопроекта (.

pdf) об изменениях в 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении госконтроля и в статью 19 закона о лицензировании, который находится сейчас в Госдуме.

В соответствии с поручением Сергея Приходько сделать это предстоит в двухнедельный срок со дня принятия этого законопроекта в первом чтении.

Риск-ориентированная реформа

Минэкономразвития и Генпрокуратура в течение двух недель после принятия законопроекта в первом чтении должны представить в правительство проект поправок, предусматривающих введение моратория на период 2019–2022 годов на проведение плановых проверок в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, проводимых без применения риск-ориентированного подхода, говорится в поручении Приходько. Риск-ориентированный подход пока применяется не по всем видам контроля и надзора, и продление моратория нужно, чтобы не ухудшалось положение предпринимателей.

«Эта мера позволит не только сохранить общий положительный эффект от моратория, но и еще больше снизить административную нагрузку на бизнес начиная с 2019 года.

Таким образом, будет сделан еще один важный шаг к улучшению положения предпринимателей, который дополнит проводимую с 2016 года по поручению главы государства комплексную реформу контрольно-надзорной деятельности», — рассказал РБК Михаил Абызов.

Важно, что планируется распространить действие «надзорных каникул» и на средний бизнес, считает вице-президент «Опоры России» Марина Блудян, после введения моратория в 2016 году именно на них фактически пришелся основной «удар» со стороны надзорных органов.

Некоторые надзорные органы, по словам Блудян, уже отказались от плановых проверок и теперь реагируют только на факты нарушений.

Мораторий на проведение плановых проверок бизнеса был введен с 1 января 2016 года и продлится до конца 2018 года.

«Надзорные каникулы» не коснулись предприятий, работающих в сфере надзора промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности, а также аудиторских организаций и компаний, управляющих многоквартирными домами.

Режим «надзорных каникул» для малого бизнеса доказал свою эффективность, отмечалось в докладе о проблемах бизнеса, подготовленном в аппарате бизнес-омбудсмена.

В некоторых регионах мораторий помог снизить число плановых проверок почти вдвое, отмечалось в докладе. Впрочем, надзирателям за бизнесом легко обойти мораторий за счет роста числа внеплановых проверок и административных расследований, указывали авторы доклада.

По данным «Опоры России», за 2017 год число плановых проверок бизнеса сократилось в среднем на 40%.

Правительству неоднократно предлагали продлить мораторий: в частности, в марте 2017 года МЭР предлагало сделать его бессрочным, а бизнес-омбудсмен Борис Титов в декабре предлагал ввести мораторий на проверки всех малых и средних предприятий без исключения, если речь не идет об угрозе жизни или здоровью.

Внеплановые проверки представляют собой серьезную нагрузку для бизнеса, констатирует Михаил Абызов.

Зачастую они являются инструментом недобросовестной конкуренции и надуманного давления на бизнес — важно принять закон (соответствующее поручение президента сейчас находится на исполнении в правительстве), закрепляющий соотношение внеплановых проверок в объеме не более 30% от плановых, ранее подчеркивал министр.

В октябре прошлого года Минэкономразвития представило разработанный на площадке «открытого правительства» проект федерального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который предусматривает значительную реформу надзорной деятельности. Согласно прошедшему первое чтение в Госдуме законопроекту, власти не смогут проводить проверки в отсутствие руководителей компаний и в случаях, если установить нарушение можно и без личного присутствия проверяющего на предприятии. Кроме того, документ закрепляет переход от «палочной» системы, согласно которой работа надзорных органов оценивалась только по количеству проверок и объему штрафов, к риск-ориентированному подходу. Предприятия будут делиться на шесть классов опасности, от низкого до чрезвычайно высокого, и именно этот критерий станет основанием для определения периодичности надзора (так, для шестого, то есть самого низкорискового класса, плановых форм контроля вообще не предусмотрено).

Источник: https://www.rbc.ru/economics/16/03/2018/5aaa95949a7947d00631fc6d

Мораторий на проверки малого бизнеса в России: содержание закона

Мораторий на проверки малого бизнеса начал действовать первого января 2016 года, а закончится тридцать первого декабря 2018 года.

Учитывая, что недавно была пройдена средина отведенного срока, то пора рассмотреть этот закон, особенности его реализации, и то, насколько теория совпадает с практикой.

Общая информация

Как было сказано ранее, закон о моратории проверок малого бизнеса работает в период времени с первого января 2016 по тридцать первое декабря 2018.

Что он даёт? Законом вводится запрет на осуществление плановых проверок юрлиц, которые отнесены к представителям малого бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей.

Это было сделано с целью создания благоприятных условий для развития небольших экономических субъектов. Но всё же это неполноценная защита.

Так, исключение сделано для радиационного, экологического и пожарного надзора, а также в сфере обеспечения государственной тайны и при использовании атомной энергии. Поэтому трехлетний мораторий на проверку малого бизнеса не в полной мере почувствовали те субъекты, что занимаются потенциально опасной деятельностью.

Что нужно делать, если есть желание ознакомиться с оригиналом? В таком случае можно прочитать федеральный закон под номером N 294-ФЗ от двадцать шестого декабря две тысячи восьмого года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Это конкретная часть. Но опирается она в плане теории на четвертую статью федерального закона под номером N 209-ФЗ от двадцать четвертого июля две тысячи седьмого года “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ”. Далее в статье будет приведена краткое описание понятным «человеческим» языком о его действии.

Что же в законе написано?

Первоначально давайте обратим внимание на срок. Мораторий на налоговые проверки малого бизнеса действует во временном диапазоне с первого января 2016 по тридцать первое декабря 2018.

И это закреплено на законодательном уровне, а не является распоряжением правительства, президента или кого-то ещё. Об этом говорится в статье 26.1 N 294-ФЗ этого документа. Следует отметить ещё раз, что запрет не является абсолютным. Так, он не распространяется на внеплановые проверки.

Об этом идёт речь в статьях 10 и 26.1 N 294-ФЗ. Внеплановые проверки могут быть проведены без ограничений. От чего он защищает, ясно указывается в частях два и три статьи девять закона N 294-ФЗ. Также существуют определённые ограничения в базе действия.

Так, если проверка не подчиняется требованию этого же закона под номером N 294-ФЗ, то она тоже может быть проведена без какого-то ограничения. Со всем списком можно ознакомиться в частях 3 и 3.1 первой статьи.

Если кратко, то интерес здесь представляет федеральный закон под номером N 144-ФЗ от двенадцатого августа 1995 года “Об оперативно-розыскной деятельности”. Не остановит закон и государственных служащих, что ориентируются УПК Российской Федерации.

Иными словами – налоговые, полицейские, прокурорские, таможенные, страховые, валютные, банковские проверки будут продолжаться. Кроме них, ещё стоит упомянуть о соблюдении законодательства относительно контрактной системы, а также при распространении информации или же при её хранении.

Общий интерес представляют подпункты от первого и по восьмой шестой части статьи 26.1 в законе N 294-ФЗ.

Как уже ранее писалось в статье (хоть и кратко), не отменены проверки пожарных инспекторов и Госгортехнадзора для производственных объектов, которые относятся к 1 или 2-му классу опасности.

Кроме этого, следят за теми, кто имеет доступ к государственной тайне. Не освобождены от лицензионных проверок управляющие организации, что занимаются обеспечением проживания в многоквартирных домах.

Не вздохнули и аудиторские компании, ведь внешний контроль над их деятельностью и качеством работы тоже не отменили.

Мораторий на проверки малого бизнеса в России не отменён также в сферах образования, здравоохранения, электроэнергетики, теплоснабжения, энергетической эффективности, энергосбережения и относительно субъектов социальной направленности.

Об этом говорится в девятой и первой частях соответственно статей 9 и 26.1. Несмотря на то что основные моменты прописаны в законе, определённое влияние оказывает и постановление, выданное правительством Российской Федерации N 944 от двадцать третьего ноября 2009 года. Почему так? Дело в том, что в законе N 294-ФЗ существует довольно много расплывчатых формулировок, поэтому и было принято решение о постановлении N 944.

Ещё меньше защиты

Мораторий на проверки малого бизнеса не действует также в случае соответствия субъекта экономической деятельности целому набору условий. Часть из них, следует признать, являются вполне адекватными и необходимыми.

В иных же случаях возникает определённая доля сомнений в плане возможности возникновения манипуляции.

Так, не приходится говорить про мораторий на проверки малого бизнеса в случаях, если было выявлено за последние 3 года деятельности такие нарушения, что привели к дисквалификации или приостановке деятельности субъекта экономической деятельности за грубые нарушения.

Также должно вступить в свою законную силу решение об аннулировании лицензии или же о назначении административного наказания. И пока этого всего нет, вопрос остается в подвешенном состоянии. Данные требования находятся во второй части девятой статьи закона N 294-ФЗ.

Важный момент

Когда формировался план (или будет), то он должен быть подан в прокуратуру не позднее первого сентября текущего года. И со следующего он уже будет действовать.

Такое требование предусматривается постановлением правительства РФ N 489 от тридцатого июня 2010 года. Хотя иные ведомства рекомендуют обращаться к ним ещё раньше.

Так, в методических рекомендациях, утверждённых Рострудом под номером N 455 от двадцать восьмого октября 2010 года, говорится о том, что вся документация должна быть готова до первого июля.

Это сделано с целью обеспечения своевременного реагирования на все запросы. Хотя следует не забывать, что это не требование, а рекомендация.

Изменение реальности

Увы, мораторий на налоговые проверки малого бизнеса не распространяется. И здесь ничего исправить нельзя.

Но что, если предприниматель или организация считают, что они подпадают под действие закона, тогда как относительно их уже запланирована проверка? В таком случае изменить реальность вполне под силу.

Что же для этого нужно сделать? Первоначально пишется заявление, где просят исключить проверку из ежегодного плана. В нём указывается, что текущее положение дел нарушает статью 26.1 N 294-ФЗ.

Все требования и рекомендации к заявлению можно найти в постановлении N 1268 правительства РФ от двадцать шестого ноября 2015 года. В нём имеется перечень документации, которую необходимо подготовить для утверждения положительного решения.

Но что делать, если плановая проверка буквально сейчас начнётся? В таком случае необходимо предоставить собранную для заявления документацию и указать на тот факт, что отсутствует нужда в проверке.

И если до этого не было административных нарушений или же данных о них, то этот процесс будет прекращен. В этом случае составляют специальный акт, который предусмотрен пятой частью статьи 26.1 рассматриваемого N 294-ФЗ. Если проверка всё же была проведена, то можно подать апелляцию и признать её недействительной. В этом случае на помощь придут первая и седьмая части статей 20 и 26.1 соответственно.

Иногда можно услышать неверную информацию, которая является или сознательным обманом, или же желанием видеть то, чего нет, но хочется. Так, можно встретить упоминание о том, что был введён мораторий на проверку малого и среднего бизнеса. Это неверно.

Хотя подобные предложения и звучали, когда закон только обговаривался, но в конечном результате под его действие попали малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Также, как уже рассматривалось, он не даёт 100% неприкосновенности со стороны государственных чиновников.

Ещё раз хочется сконцентрировать внимание на том, что мораторий направлен только на плановые проверки. Если же к соответствующим органам обратится заинтересованное лицо, избежать общения с государством в лице его представителей не получится.

Таким, например, может выступить гражданин, у которого после питания в кафе заболел живот.

Зачем вводился этот закон?

Мораторий на плановые проверки малого бизнеса направлен на улучшение экономической ситуации в стране и обеспечение деятельности субъектов экономической деятельности.

Подразумевается, что он даст возможность предпринимателям развиваться, а не тратить время на бумажки. Насколько эта цель будет выполнена, можно будет судить только после завершения льготного периода.

Сейчас же ограничимся промежуточными итогами. Наибольшую пользу от рассмотренного закона получили те предприниматели, которые выбрали белую модель работы и не совершают правонарушений.

И это хорошо, ведь они и были главной целью осуществляемого мероприятия.

Заключение

Несмотря на такой довольно неплохой закон, всё ещё есть много работы. Сейчас Российская Федерация переживает не самые лёгкие времена. Поэтому необходимо сконцентрироваться на создании собственной устойчивой экономики.

У РФ уже успел закончиться один крупный резервный денежный фонд, ещё два на исходе. И всё активней стоят вопросы о том, что мы будем делать после их истощения. В таком случае можно будет полагаться только на себя.

И во главе поезда, который вытянет нас всех, станут предприниматели – люди, которые не боятся брать на себя ответственность и действовать. Нам же следует озаботиться тем, чтобы честные и умелые оказались в самых благоприятных условиях.

Для этого важно не мешать им действовать. И став богатыми, они сделают такими же и других людей, что окружают их. Нужно только запастись терпением.

Источник: http://.ru/article/331164/moratoriy-na-proverki-malogo-biznesa-v-rossii-soderjanie-zakona

Проверки бизнеса в 2018 году – к чему готовиться малому бизнесу

Проверки бизнеса в 2018 году - к чему готовиться малому бизнесу

Расскажу, в каком направлении изменятся проверки бизнеса в 2018 году и как будет развиваться налоговый контроль.

Минфин оценивает объем серого фонда оплаты труда в 10 трлн руб. в год. Этот теневой сектор — потенциальные зарплатные налоги, которые государство хочет собрать.

Минфин понимает риски «обеления» экономики, однако конкретных решений не предлагает.

Цель государства — создание единой информационной системы с потенциалом в управлении экономикой.

Общий курс направлен на сокращение теневой экономики и создание равных конкурентных условий.

Количество проверок уменьшится, но при этом повысятся доначисления налогов.

Учитывая действия налоговиков за последние годы в данном направлении, планы Минфина с высокой вероятностью будут реализованы.

Что будет происходить с налоговыми проверками малого бизнеса в 2018-2020 годах, прописано в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Изменения направлены на переход к «цифровой прозрачности информации».

Это означает, что данные о сделках (активах) будут собираться максимально оперативно, а в некоторых случаях онлайн.

Сделают это с помощью единой информационной системы, куда будут стекаться данные на локальном и международном уровне.

В ближайшие три года развернется жесткая борьба с налоговыми схемами и «обезличиванием» денежных средств.

Одновременно Минфин планирует снизить давление на добросовестных налогоплательщиков, то есть информационная система позволит и дальше придерживаться риск-ориентированного подхода, применяемого налоговыми органами. Приходить с проверками будут в компании с нарушениями, не трогая добросовестные организации.

Налоговики уже сейчас понимают, сколько могут доначислить и взыскать с налогоплательщика, проведя предпроверочный анализ. В 2018 году пройдет интеграция налоговой и таможенной базы, что позволит налоговикам отслеживать цепочку поставок от границы до розницы.

Сильным ударом по налоговым схемам стал банковский контроль. Банки избавлялись от компаний, имеющих признаки недобросовестных, через блокировку счетов или просто не открывая счет.

Взаимодействие с налоговиками планируется продолжить в 2018 году.

Будут интегрированы информационные системы в режиме онлайн, которые позволят реагировать на любые подозрительные действия еще быстрее.

Как изменится система проверок бизнеса в 2018 году

Налоговые проверки бизнеса в 2018 году

Планируется ограничить камеральные и выездные проверки. Изменения хотят внести в статью 88 НК (законопроект № 249505–7).

Срок проведения камеральной проверки бизнеса в 2018 году сократят с трех месяцев до одного. Кроме того, проводя дополнительные мероприятия налогового контроля, инспекторы будут обязаны составить отдельный акт и указать в нем суть мероприятий, а также свои выводы.

Компании смогут ознакомиться с актом и подать возражения. Если повторную выездную проверку будут проводить в связи с подачей уточненной декларации, в которой уменьшен налог, то проверят только обоснованность уменьшения.

Неналоговые проверки бизнеса в 2018 году

Президент поручил Генпрокуратуре и Правительству подготовить проект, ограничивающий число неналоговых проверок. Срок внеплановой проверки планируют сократить до 10 рабочих дней. Сейчас неналоговая проверка может длиться не дольше 20 дней.

Проверки бизнеса трудовой инспекцией в 2018 году

На плановые проверки трудовые инспекторы будут приходить с листом-опросником. С 1 января 2018 года проверки по опросникам начнут с компаний, которым Роструд присвоил категорию умеренного риска. С 1 июля это правило распространится на всех работодателей.

Основанием для внеплановой проверки бизнеса в 2018 году может послужить даже единичная жалоба сотрудника в трудовую инспекцию.

Ему достаточно заявить, что он работает неофициально или по гражданско-правовому договору вместо трудового.

Поэтому работодателям лучше проверить оформление трудовых отношений с работниками.

Изменения, которые позволят проводить внеплановые проверки по жалобам сотрудников, планируют внести в статью 320 ТК (законопроект № 1181957–6).

ККТ

С 1 июля 2018 года налогоплательщики, использующие патентную систему налогообложения и ЕНВД, обязаны будут применять онлайн-кассы. Это также одна из мер по сокращению наличного денежного оборота.

Автоматический обмен информацией

Предполагается, что с сентября 2018 года Россия начнет автоматический обмен информацией о финансовых счетах за 2017 год с другими странами. Действовать будут на основе единого стандарта обмена (CRS) со странами, подписавшими Многостороннее соглашение компетентных органов (МСАА).

Налоговики смогут штрафовать налоговых резидентов РФ, которые не уведомили о счете в иностранном банке или о контролируемой иностранной компании. Поскольку передаваемая информация не будет исчерпывающей, появятся отдельные точечные запросы. К концу 2018 года могут последовать первые штрафы.

Льготы

Продлят льготы компаний, работающих в сфере информационных технологий. Для них ставка по взносам в ПФР составит восемь процентов, на социальное и медицинское страхование — два и четыре процента соответственно.

Изменится порядок учета расходов на НИОКР

Закон предоставит возможность уменьшить облагаемую базу на страховые взносы и премии работникам, занятым научными исследованиями, а также за счет увеличения расходов на образование. Работодатели получат возможность учитывать расходы на обучение сотрудников при налогообложении прибыли. Льгота будет действовать до 31 декабря 2022 года.

К чему готовиться малому бизнесу в 2018 году

Большое число компаний малого и среднего бизнеса выживают за счет налоговых схем. Так низкомаржинальный бизнес компенсирует собственную неэффективность и ценовые условия, которые диктует рынок. Курс на «обеление» рынка без налоговых стимулов может повлечь за собой повышение цен.

В худшем случае это может привести к банкротству индивидуальных предпринимателей и небольших компаний, а также к новой волне уголовных дел. Налоговые органы сами выпускают письма с обзорами примеров из судебной практики, что говорит о нацеленности на результат.

Сегодня налоговая инспекция — самый технически оснащенный орган исполнительной власти.

При сохранении таких тенденций государство может «обелить» экономику в течение нескольких лет.

Бизнесу придется подстраиваться под эти условия: повышать собственную эффективность, но только законными методами.

Говорит Генеральный Директор

Василий Мунтян, Генеральный Директор и совладелец компании «Рубашка на заказ», Ижевск

Переход к цифровой информации — это положительное изменение. Мы сами ищем приемлемые и недорогие способы перевести оборот с документами и информацией в электронное измерение.

Переход в «цифру» благоприятно отразится на удобстве работы с контрагентами. За штрафы и проверки мы не переживаем, поскольку наш бизнес легален.

Оперативность работы инспекторов и сокращение срока проверки приведут к повышению эффективности работы организации. Для меня это радостная новость.

Данное изменение только подстегнет держать все документы в порядке, лишь бы это не привело к увеличению числа проверок на одно предприятие.

Бухгалтерии нужно выполнять свои основные задачи, а не только отвечать на вопросы надзорных органов.

Переход на онлайн-кассы приведет к неоправданным расходам, если мы захотим заниматься розницей через данные системы.

Использование трудинспекторами листов-опросников — хорошее нововведение. Если инспекция захочет найти нарушения, то обязательно попытается это сделать. Благодаря листам-опросникам мы будем четко знать, к чему готовиться.

Новые льготы позволят компаниям повысить квалификацию ценных сотрудников с меньшими затратами.

Говорит Генеральный Директор

Святослав Бирюлин, Директор компании Sapiens Consulting, Москва

Логика государства очевидна и направлена на повышение собираемости налогов. Плохая новость — бизнесу придется труднее. Хорошая новость — труднее станет всем одинаково.

В последнее время уклониться от государственной машины все сложнее. Все меньше компаний могут использовать «дырки» в законе. Мне остается только одно: тратить меньше сил на возмущение по поводу перемен. Подобное возмущение лишь расходует энергию, но не приносит пользу.

У предпринимателей есть выбор из трех опций: закончить предпринимательскую деятельность, попытаться изменить ситуацию в свою пользу или адаптировать бизнес под новые условия.

Первый вариант — личное дело каждого. Как реализовать второй — мне неизвестно, поэтому могу предметно обсуждать только третий.

Изменение законодательства означает рост издержек бизнеса в явном или неявном виде.

Но рост издержек происходит всегда — увеличиваются зарплаты, дорожает электроэнергия и топливо.

На подобные изменения есть только два ответа: либо повышение эффективности бизнеса, либо рост доходов. В некоторых случаях возможно и то, и другое, хотя и с трудом.

Растущие издержки нужно заложить в план. Время и силы лучше потратить на привлечение новых клиентов, повышение привлекательности своего продукта для потребителей, сокращение удельных издержек. Кроме того, стоит передать непрофильные функции на аутсорсинг.

У всех организаций разные ситуации, но мне лично доводилось видеть не так много компаний, близких к совершенству с точки зрения эффективности.

Следовательно, пространство для улучшений есть.

Повышение налоговой нагрузки может стать поводом для пересмотра процессов и подходов, чтобы научиться зарабатывать в новых условиях.

Источник: https://www.gd.ru/articles/9629-proverki-biznesa-2018

На какие хитрости идут чиновники для проверки бизнеса

На какие хитрости идут чиновники для проверки бизнеса

В России установлен трехлетний мораторий на плановые проверки малого бизнеса. При этом процедуру проведения внеплановых проверок ужесточили.

В то же время чиновники указывают – недовольство предпринимателей не всегда обоснованно: зачастую они грубо нарушают закон. Стало ли легче субъектам бизнеса и как работают в новых условиях контролирующие органы, выяснил корреспондент “РГ”.

Подозрения проверяющих далеко не всегда бывают беспочвенными. Антон Вергун/ТАСС

Трехлетние “надзорные” каникулы стартовали 1 января 2016 года.

Внесенные в закон № 294-ФЗ поправки запретили проведение плановых проверок в отношении предприятий с годовой выручкой менее 800 миллионов рублей и штатом до 100 сотрудников. Исключения есть – не оставлять же бизнес совсем без надзора.

Так, освобождение не коснулось медицинских и образовательных организаций, компаний, работающих в сфере соцобслуживания.

Закон касается лишь предприятий, которые за последние три года не лишались лицензии, где не были дисквалифицированы руководители и которые не подпадали под административное приостановление деятельности. По-прежнему разрешены проверки бизнеса, работающего с бюджетными средствами. Не попали под мораторий налоговые ревизии.

Сотовые компании получат новые рынки сбыта услуг за счет онлайн-касс

Прошел год, и в регионах начали подводить первые итоги. Так, в Орловской области нарушений со стороны контролирующих органов стало чуть меньше.

Это отметил в своем годовом докладе региональный бизнес-омбудсмен Евгений Лыкин. По его словам, качество работы инспекторов повысилось, количество жалоб на них немного сократилось.

В целом нагрузка на бизнес снизилась.

Первый шаг был сделан несколько лет назад, когда контролирующие органы обязали согласовывать проверки с прокуратурой. Реестр публикуется в государственной информационной системе.

Обнаружив себя в списке, предприниматель может потребовать исключения из плана. Мораторий не отменил внеплановые инспекции, но они тоже требуют согласования.

Именно их бизнес считает основным инструментом давления. Впрочем, ситуация меняется.

– Сокращению количества незаконных проверок и снижению административного давления на бизнес способствовала принципиальная позиция прокуроров, – считает Евгений Лыкин.

– В 2016 году в прокуратуру области поступило 155 заявлений от органов государственного и муниципального контроля о согласовании внеплановых проверок юридических лиц и ИП.

В 84 случаях им было отказано.

То есть отклонено было свыше 54 процентов заявок. Это говорит о том, что желание “кошмарить” бизнес не пропало. Около 70 процентов заявок предполагали проверки малых предприятий.

Возможно, инспекторы пытались нащупать брешь. Исключение составили органы муниципального контроля.

Они “успокоились” и за прошедший год подали всего две заявки на внеплановые проверки, да и те были отклонены.

– Однако факты необоснованного вмешательства в деятельность предпринимателей все еще имеются, – продолжает Евгений Лыкин.

– Оценка работы контролирующих органов свидетельствует о том, что при отсутствии строгого соблюдения закона рождаются серьезные риски.

Они создают угрозу закрытия предприятий.

Маленькие хитрости

Инспекторы ищут обходные пути. Например, появилась такая практика. Возбуждают административное производство по подозрению в совершении правонарушения. И в его рамках, по сути, проводят внеплановую проверку. Административное расследование – это маскировка.

Но доказать, что под видом одного делается другое, тяжело. Мораторий не освобождает от ответственности. В такую ловушку попала предпринимательница из Орла. Она арендовала помещение в центре города и открыла парикмахерскую.

Однажды к ней пришли сотрудники Росреестра, но не с проверкой предприятия, это было бы незаконно. Провели административное обследование участка, на котором стоит здание. Составили протокол – дескать, земля предназначена для обслуживания жилого дома, а не парикмахерской.

Проверки не было, а штраф наложили, да еще и непонятно за что.

В Ростове узаконят деятельность мобильных кофеен

– Постановление Росреестра после проверки по обращению предпринимательницы было опротестовано природоохранной прокуратурой и полностью отменено, – рассказал Евгений Лыкин. – Оно было признано незаконным, поскольку ИП не совершала правонарушения.

В Мценске полиция возбудила уголовное дело о незаконном предпринимательстве. Оперативники пришли на завод и временно парализовали его работу.

Их заинтересовали печи, которые якобы кто-то использовал для незаконного бизнеса. Незаконными же прокуратура признала действия полицейских.

Как пояснили в ведомстве, “произошла подмена следственного действия “осмотр места происшествия” следственным действием “обыск”.

Около 70 процентов заявок от контролеров предполагали проверки малых предприятий

Подмена понятий – один из самых больших рисков для бизнеса. Уголовное дело возбуждается по факту, а не в отношении конкретного человека. Далее у фирмы или ИП изымают компьютер и бухгалтерию, блокируют счета – на период расследования.

Но оно способно длиться месяцами. Предприятие не может нормально работать. Даже зарплату не выдашь, потому что счетами пользоваться нельзя. Три месяца спустя на директора вполне можно заводить дело за невыплату зарплаты.

Хотя что он мог сделать, когда у него все изъяли? Это порождает коррупционные риски. Возвращение изъятых документов, техники и разблокировка счетов может стать предметом сомнительного торга.

Что делать ИП в такой ситуации? Закон его вроде защищает, а вроде и нет.

Однако и проверяющие оказались в непростых условиях. Инспекции и ревизии стали одним из инструментов грязной конкурентной борьбы. Дело не в том, что надзорные органы будто бы кому-то помогают расправиться с соперником.

Просто некоторые пытаются сводить счеты чужими руками. Например, был случай, когда пациент пожаловался на работу частного стоматологического кабинета – зубы плохо вылечили, болят. Внеплановую проверку разрешили, ведь речь шла о здоровье человека. Поползли слухи.

Горожане стали обходить кабинет стороной. В ходе проверки возникло подозрение, что придирчивого пациента подослал конкурент. Доказать это не удалось. Но, даже если бы удалось, наказание никто не понес бы. От такого риска пока не защищает ни один закон.

А экспертиза показала, что обвинения были надуманны.

Сами виноваты

Бизнес все чаще оспаривает постановления и предписания в суде. Контролирующим органам приходится отвлекаться на тяжбы и доказывать, что права предпринимателя они не нарушили.

Так, владелец продуктового магазина оспорил штраф, наложенный Россельхознадзором за продажу колбасы без маркировки и сопроводительной документации.

Заявил, что ведомство превысило полномочия и присвоило себе функции… Роспотребнадзора.

– Пришлось доказывать, что колбасные изделия проверялись в части эпизоотического благополучия, а это наша сфера деятельности, – рассказал замглавы ТУ Россельхознадзора Лев Лейзеров. – Без маркировки с датой изготовления невозможно сличить продукцию с ветеринарными сопроводительными документами и подтвердить ее эпизоотическое благополучие.

Предприниматель настаивал на том, что его наказали за нарушение правил торговли, а это действительно сфера деятельности Роспотребнадзора. Но суд отказал ему в иске и признал действия инспекторов законными.

На выяснение отношений уходят и время, и силы. Суть “надзорных каникул” как раз и заключается в том, чтобы создать риск-ориентированную модель организации проверок.

Она заработает по окончании моратория в 2018 году, хотя на местах внедрение уже началось.

МЧС значительно сократило проверки малого бизнеса

– У нас сформирован реестр субъектов надзора по классам потенциального риска причинения вреда здоровью населения, – отметил врио главы управления Роспотребнадзора Александр Румянцев. – Внедрение этой модели уже позволило снизить административную нагрузку на добросовестных предпринимателей, соблюдающих требования санитарного законодательства.

Предполагается, что модель избавит от проверок, а значит, и от бюрократических проволочек те сферы бизнеса, которые можно оставить без строгого надзора, где риск возникновения опасных последствий невелик.

Уже сейчас, как заверил Александр Румянцев, за впервые совершенное правонарушение предпринимателя предупреждают, а не карают штрафом. Однако есть и обратные примеры.

Требования к бизнесу настолько разнообразны, многочисленны и противоречивы, что придраться можно к чему угодно.

Так, в Орле только суд спас от разорения владельца небольшого кафе. Сотрудники миграционной службы нашли официантку – вынужденную переселенку с Украины, у которой не было патента на работу в нашей стране.

Предпринимателя оштрафовали на 250 тысяч рублей. Для него это большая сумма, которую он не мог “вытащить” из оборота. В суде ИП доказал, что наказание несоразмерно нарушению. Вину он и не отрицал. Штраф заменили на предупреждение.

Но предупредить могли и проверяющие.

– При назначении наказаний в большинстве случаев не учитываются цели, задачи и правила привлечения к административной ответственности, – считает Евгений Лыкин. – Факторы малозначительности и возможности освобождения от ответственности даже не рассматриваются, а предпочтение отдается безусловному назначению штрафа.

По его словам, от этого, как ни странно, теряет казна. Практика показывает, что надзорные органы судятся до последнего.

Если они проиграли процесс предпринимателю в первой инстанции, обязательно обжалуют решение в апелляции, потом – в кассации. Доходят и до Верховного суда.

На тяжбы тратят бюджетные средства, порой гораздо большие суммы, чем величины штрафов, за которые судятся.

Уральский округ оказался в числе отстающих по кредитованию бизнеса

– Решения в интересах предпринимателей в подавляющем большинстве случаев остаются в силе, поэтому можно с полным правом говорить о необоснованном расходовании государственных ресурсов, – добавляет Евгений Лыкин. – Учитывая длительность процедуры оспаривания, работа предпринимателей в отдельных случаях парализуется на год и более.

Бизнес жалуется, что его “душат”, но массово нарушает закон. В прошлом году было проведено 9049 проверок – почти на две тысячи меньше, чем годом ранее.

В результате 4519 должностных и 996 юридических лиц были привлечены к ответственности.

К слову, в этом году многие ведомства начали проводить для предпринимателей дни открытых дверей и “круглые столы”, организовали горячие телефонные линии, публичные отчеты. Возможно, это поможет наладить диалог.

Справка “РГ”

В 2016 году при осуществлении надзора за соблюдением законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности прокуратура Орловской области нашла 867 нарушений.

К дисциплинарной ответственности привлечено 273 должностных лица, к административной – 48. В суд направлено 18 заявлений, семь должностных лиц предостережено о недопустимости нарушений закона.

Кроме того, по материалам прокурорских проверок было возбуждено три уголовных дела.

Источник: https://rg.ru/2017/05/11/reg-cfo/na-kakie-hitrosti-idut-chinovniki-dlia-proverki-biznesa.html

Налоговики не смогут проводить проверки до отдельного разрешения Кабмина

Налоговики не смогут проводить проверки до отдельного разрешения Кабмина

Продление моратория на проверки до 31 декабря 2018 года формально запрещает всем контролерам проверять украинский бизнес, пока не появится список органов, на которые этот запрет не распространяется.

Как отмечают юристы Crowe LF Ukraine, формально мораторий распространяется и на налоговые проверки — до тех пор, пока Кабмин своим постановлением не утвердит соответствующий список, куда будут включены и налоговики.

Таким образом, если в этом промежутке времени налоговые органы выйдут на проверку, у компании есть основания не допускать их со ссылкой на данный мораторий.

  • ТОП-3 налоговых изменений в 2018 году

«При этом мы не исключаем, что ГФС не согласится с распространением моратория на налоговые проверки, ссылаясь на то, что на них закон «Об основных началах госнадзора (контроля) в сфере хоздеятельности» (а именно на нем основан данный мораторий) не распространяется. Однако, в таком случае подход Государственной фискальной службы будет противоправным и с ним можно и нужно спорить», — подчеркнули в Crowe LF Ukraine.

Напомним, мораторий продлен законом о госбюджете Украины на 2018 год и соответствующие правки закона о госнадзоре вступили в силу уже с 1 января 2018 года.

Что могут налоговики

Если до сих пор ст. 6 закона о госнадзоре содержала список контролеров, которые не подпадали под действие моратория, то теперь из-под действия закона могут быть выведены только те контролирующие органы, перечень которых установит Кабмин.

Как сообщили в Госрегуляторной службе Украины (ГРС), соответствующий документ должен появиться в самое ближайшее время.

Советник киевского офиса, МЮФ Baker McKenzie Юрий Залуский ранее уточнял, что мораторий на проверки бизнеса впервые был введен еще в августе 2014 г. тоже законом о госбюджете.

Он действовал только до конца того же года и запрещал контролирующим органам проводить любые виды инспекций, кроме как по согласию Кабмина или заявлению самого предприятия.

Но мораторий не касался ГФС.

Позднее такой общий мораторий продлили, а для налоговых проверок ввели еще один — налоговый, который распространялся на налоговые проверки. Но он касался только предприятий с годовым доходом меньше 20 млн грн и не касался бизнеса, связанного с производством и продажей подакцизных товаров.

По словам юристов, прежде всего, нужно помнить, что запрет на проверки касается исключительно плановых налоговых проверок.

  • Наличный доллар дорос до 28,55 грн./$, и будет еще дороже

Напомним, в конце декабря ГФС обнародовала план-график налоговых проверок на 2018 год.

Кроме того, с 1 января 2018 вводится интегрированная автоматизированная система государственного надзора (контроля), для информирования о мерах госнадзора как субъектов хозяйствования, так и органы государственной власти, местного самоуправления.

Субъект хозяйствования уже сейчас может получить информацию из автоматизированной системы о том, кто будет осуществлять проверку (какой контролирующий орган), что будут проверять (предмет проверки), когда состоится инспекция и сроки ее проведения.

Кроме того, с 1 июля 2018 года Кабмин должен разработать и запустить риск-ориентированную систему проверок. Соответствующе поручение премьер-министр Украины Владимир Гройсман дал в декабре 2017-го.

В свою очередь глава Госрегуляторной службы Ксения Ляпина отметила, что с 2018 года, согласно предлагаемым правительством изменениям, должна заработать система информирования о результатах проверок. Чтобы нельзя было применять разные санкции в одной и той же ситуации.

По словам юристов Crowe LF Ukraine, уже сейчас, согласно действующему законодательству, если деятельность предприятия подпадает под высокий степень риска и в 2017 году уже была соответствующая плановая проверка, то проведение аналогичной ревизии в 2018 году является недопустимым.

  • Что даст украинскому бизнесу реформа налоговой службы

Впрочем, налоговики наверняка попытаются воспользоваться всеми возможностями, чтобы проверять бизнес. Например, активно применяя внеплановые инспекции.

Внеплановые меры

Согласно сообщению Госрегуляторной службы, в закон о госнадзоре (№1728) с 1 января 2018 года внесены изменения, расширяющие основания для внеплановых мер контроля.

Во-первых, внеплановая проверка может быть проведена в случае наступления события, которое имеет значительное негативное влияние (согласно критериям, утвержденным КМУ) на права, законные интересы, жизнь или здоровье человека, защиты окружающей среды и обеспечения безопасности государства. Во-вторых, внеплановая проверка может быть проведена для выяснения того, как предприятие выполнило предписания поле предыдущей ревизии. Конечно, это больше касается других проверяющих органов, однако нельзя исключать, что налоговики найдут способы применения этих критериев.

  • Как и почему банки проверяют и блокируют деньги украинцев: новые истории

Тем более, что ГФС назвала проверки и рассылки писем наиболее действенными инструментами в работе с налогоплательщиками.

По данным фискалов, инспекции являются наиболее действенным методом стимулирования уплаты единого социального взноса (ЕСВ) и налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Это показали результаты проекта, в ходе которого ГФС определяла наиболее эффективные методы работы с налогоплательщиками в Винницкой и Днепропетровской областях на протяжении второго квартала 2017 года.

Источник: https://ubr.ua/finances/taxes/nalohoviki-ne-smohut-provodit-proverki-do-otdelnoho-razreshenija-kabmina-3862660

Бухгалтерия
Добавить комментарий