Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

досудебное урегулирование налоговых споров

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

ЗдмитровичАлександра Сергеевна,МарченковаВероника Юрьевна,Цветкова НатальяЕвгеньевна,

студентки3-го курса юридического факультета

Федеральногогосударственного

образовательногобюджетного учреждения

высшегопрофессионального образования

«Финансовыйуниверситет

приПравительстве Российской Федерации»

Контактныйтелефон: 8 968 895 30 32

8968 895 29 79

E-mail:leksy07@mail.ru

Секция:Правовоеобеспечение финансовой деятельностигосударства

Досудебноеурегулирование налоговых споров:актуальное состояние и перспективыразвития.

Даннаястатья посвящена проблемам, возникающимв сфере досудебного урегулированияналоговых споров. В работе отмеченынедостатки существующего механизма,проанализировано актуальное состояние,перспективы и предложены пути решениявозникающих на практике проблем.

Thisarticle isdevotedto problems arisinginthe areaofpre-trialsettlementoftax disputes.Inthis work arenotedshortcomingsofthe existing mechanism,analyzed thecurrentsituation,prospectsandways ofsolvingproblemsarisingin practice.

Ключевыеслова: досудебный порядок урегулированияналоговых споров, медиация, налоговыеорганы, налогоплательщики, обжалование,камеральные и выездные проверки,налоговое законодательство, законопроект.

Досудебный порядокурегулирования налоговых споровдействует в РФ с начала 2009 года. Такойпорядок включает в себя обжалованиерешений, вынесенных по итогам проверокналоговых органов, в вышестоящий орган.

Досудебноеурегулирование налоговых споровпредставляет собой комплекс предусмотренныхзаконодательством Российской Федерациио налогах и сборах, законодательствомРоссийской Федерации о рассмотренииобращений граждан и внутриведомственнымиактами мероприятий, осуществляемыхдолжностными лицами налоговых органовв административном порядке, в целяхурегулирования налогового спора досуда.

Для начала короткоследует рассмотреть существующийпорядок досудебного урегулированияналоговых споров.

В настоящее времяв соответствии со ст. 101 НК РФ досудебноерегулирование производится поправонарушениям, выявленным в ходепроведения камеральных и выездныхпроверок.

Согласно п. 5 ст.101.

2 НК РФ решение о привлечении / оботказе в привлечении к ответственностиза совершение правонарушения в налоговойсфере может быть оспорено в судебномпорядке только после его обжалованияв вышестоящий налоговый орган. Срок дляобращения в суд исчисляется со дня,когда лицу, в отношении которого вынесеноэто решение, стало известно о вступленииего в силу.

Из этого следует,что налогоплательщик, обращаясь в суд,должен подтвердить факт прохожденияпроцесса досудебного урегулированиявозникшего спора: к заявлению в судследует приложить документ, которыйподтверждает факт обращения в вышестоящийналоговый орган по поводу обжалованияуже вынесенного решения. В случае, еслитаковые сведения не предоставлены, судне рассматривает заявление. Однакоотказ не лишает заявителя возможностиповторного обращения после прохожденияпроцедуры досудебного урегулированияспора.

Механизмарассмотрения жалоб и принятия по нимрешений в Налоговом кодексе РФ нет. Встатьях 140, 141 регламентированы лишьосновные моменты.

Так, по итогамрассмотрения апелляционной жалобы нарешение или жалобы на акт инспекциивышестоящий налоговый орган иливышестоящее должностное лицо вправе:-оставить решение без изменения, а жалобубез удовлетворения;- отменить илиизменить решение полностью или частичнои принять новое решение (отменить актинспекции);- отменить обжалуемоерешение и прекратить производство поделу. Решение налогового органа(должностного лица) по жалобе принимаетсяв течение одного месяца со дня ееполучения. Этот срок может быть продленне более чем на 15 дней для запросанеобходимых документов (информации). Орешении в течение трех дней со дня егопринятия сообщается в письменной формелицу, подавшему жалобу (п. 3 ст. 140 Налоговогокодекса РФ). В случае если вышестоящийналоговый орган нарушил срок рассмотренияапелляционной жалобы, то организация,не дожидаясь результатов рассмотренияее жалобы, вправе обратиться в суд дляобжалования решения нижестоящегоналогового органа.

Мироваяпрактика дает нам множество примеровзаконодательного закрепления медиации.Так в США, Канаде, Великобритании иГермании 80% споров разрешаются в процедуремедиации, не доводя до суда, безвмешательства полиции или иныхгосударственных органов. Имеющийся насегодняшний день опыт ФРГ в данной сферепозволил еще раз убедиться в высокойэффективности данного метода подосудебному разрешению споров.

В Германии

Источник: https://StudFiles.net/preview/4168723/

Досудебное урегулирование налоговых споров – Актуальная бухгалтерия

Досудебное урегулирование налоговых споров - Актуальная бухгалтерия

Из интервью с Еленой Суворовой, начальником Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России, вы узнаете об измененном порядке подачи и рассмотрения жалоб, а также о возможности приостановить исполнение обжалуемых решений до принятия итогового решения по жалобе.

Порядок досудебного обжалования несколько изменился. Елена Владимировна, расскажите, пожалуйста, какие новации внесены в процедуру?

Действительно, Федеральным законом «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (Федеральный закон от 01.05.

2016 № 130-ФЗ (далее — Закон № 130-ФЗ)) внесены изменения в отношении досудебного урегулирования налоговых споров, которые начали действовать с 2 июня 2016 года.

Основным концептуальным положением является установление возможности приостановить исполнение обжалуемых решений до итогового решения по жалобе при предоставлении банковской гарантии (п. 5 ст. 138 НК РФ).

Эта норма позволяет налогоплательщикам до урегулирования налогового спора в досудебном порядке на всех стадиях инициировать приостановление действий налогового органа по взысканию доначисленных налогов, пеней, штрафов.

Также для налогоплательщиков введена новая возможность: подача жалобы через личный кабинет налогоплательщика (ст. 139.2 НК РФ).

Это предоставляет налогоплательщикам более широкие возможности для коммуникации с налоговыми органами, упрощает процедуру подачи жалобы и позволяет оперативно получить по ней ответ в электронном виде непосредственно в личном кабинете.

Кроме того, Законом № 130-ФЗ предусмотрена возможность участия налогоплательщиков в рассмотрении жалобы (п. 2 ст.

140 НК РФ), которое предусмотрено при рассмотрении жалобы по решениям, вынесенным по результатам налоговых проверок, в случае установления вышестоящим налоговым органом противоречий и расхождений между сведениями, содержащимися в материалах жалобы и представленными налогоплательщиком.

Согласно сложившейся судебной практике суды признавали, что положениями Налогового кодекса не определена обязанность рассматривать жалобы с участием налогоплательщиков.

Установленная законодателем административная процедура без участия налогоплательщиков была вполне оправдана.

Во-первых, количество жалоб в некоторых регионах еще оставалось значительным, и возможность участия не могла бы быть эффективно реализована.

Во-вторых, в отдельных случаях в региональных управлениях в целях объективного рассмотрения заявленных доводов налогоплательщики приглашались до вынесения решения по существу для предоставления необходимых пояснений по заявленным в жалобе расчетам и претензиям.

Последние годы нами велась активная работа по снижению споров с налоговыми органами. На сегодняшний день мы готовы рассматривать жалобы с участием налогоплательщиков.

Указанная возможность появляется по таким важным категориям налоговых споров, как решения по налоговым проверкам. Налогоплательщики могут самостоятельно заявить ходатайство о таком участии.

Согласно новым положениям налоговый орган будет инициировать процедуру, если увидит несоответствие представленных налогоплательщиком документов материалам жалоб.

Упомянутым Законом предложен еще ряд нововведений, в том числе касающихся режима налогового мониторинга. Многие рассматривают эту форму налогового контроля как один из механизмов внесудебного урегулирования конфликтов. Расскажите о наиболее важных его положениях

В рамках концепции по внедрению и усовершенствованию примирительных процедур в налоговой сфере ФНС России также реализует механизмы внесудебного урегулирования налоговых споров.

С 1 января 2015 года в Налоговый кодекс введен институт налогового мониторинга (Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ) — проверки компании в режиме реального времени с одновременным отказом от выездных и камеральных налоговых проверок.

В рамках налогового мониторинга налогоплательщики получили возможность обращаться за мотивированным мнением налогового органа по совершенным сделкам, то есть после совершения сделки налоговый орган самостоятельно или по запросу налогоплательщика предоставляет организации информацию о порядке уплаты налогов.

ФНС России продолжает развивать и совершенствовать институт налогового мониторинга с учетом с практического опыта реализации данного вида налогового контроля.

Так, в Законе № 130-ФЗ содержатся новые положения, расширяющие возможности для налогоплательщиков получать мотивированные мнения в рамках мониторинга не только по совершенным, но и по предварительным сделкам (п. 4 ст. 105.30 НК РФ), что позволит налогоплательщикам еще до подачи декларации и заключения сделки определять свои налоговые обязательства и осуществлять финансовое планирование с учетом налоговых последствий, подтвержденных налоговым органом.

При этом в случае несогласия с мотивированным мнением налогоплательщик может инициировать взаимосогласительную процедуру на уровне ФНС России.

Указанным Законом закреплена возможность продлить проведение налогового мониторинга в случае, если организация не обратится с заявлением об отказе в проведении налогового мониторинга (п. 7 ст. 105.27 НК РФ).

Такое продление обеспечивает возможность налогоплательщика находиться в режиме налогового мониторинга три года.

При этом для организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, в дальнейшем для принятия решения о проведении налогового мониторинга соблюдение критериев (сумма налога, активов, выручки) не является обязательным (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

По моему мнению, принятие Закона № 130-ФЗ позволит значительно сократить количество налоговых споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Вернемся к вопросу о приостановлении исполнения обжалуемых решений до итогового решения по жалобе. Каким образом поправки помогут отсрочить уплату налогов по претензиям на время их досудебного обжалования?

Важным положением Закона № 130-ФЗ является установление возможности приостановить исполнение обжалуемых решений до итогового решения по жалобе при предоставлении банковской гарантии.

При этом действующий порядок вступления в силу решений по налоговым проверкам не изменяется.

В вышестоящий налоговый орган налогоплательщики обжалуют как не вступившие, так и вступившие в силу решения инспекции.

Кроме того, налогоплательщики после вынесения решения вышестоящим налоговым органом и вступления в силу решения могут обратиться в Федеральную налоговую службу.

Порядок приостановления взыскания доначисленных сумм налогов (пеней, штрафа) распространяется только на решения налоговых органов по результатам налоговых проверок, которые вступили в законную силу. Это либо решения, по которым налогоплательщиком пропущен месячный срок на обжалование, либо обжалуемые в ФНС России после вынесения вышестоящим налоговым органом в отношении них решения.

Следует учитывать, что данный институт используется налогоплательщиком в качестве защиты своих имущественных интересов, является добровольным и не связан с действиями налоговых органов или с обязательностью обжалования до суда актов налоговых органов.

Какой процент споров урегулируется в рамках досудебного обжалования? Имеет ли значение сумма спора? По каким спорам чаще всего дело передается дальше в суд?

В 2015 году по Российской Федерации поступило на 5,3 процента жалоб меньше, чем в 2014 году.

Общая тенденция снижения количества жалоб обусловлена ведущейся ФНС России на постоянной основе аналитической работой, повышением качества налогового администрирования, а также выработке и доведению до налогоплательщиков единой правовой позиции по сложным методологическим вопросам посредством сервисов ФНС России «Решения по жалобам» и «Письма, направленные в адрес территориальных налоговых органов».

Примерно 60 процентов от числа рассмотренных жалоб составляют жалобы на решения по налоговым проверкам, остальную часть — жалобы на акты налоговых органов ненормативного характера и действия (бездействие) их должностных лиц.

В целом по России в 2015 году удовлетворено 33,8 процента жалоб от общего числа рассмотренных.

Повышение доверия к системе налоговых органов в части объективного пересмотра собственных результатов работы привело к тому, что налогоплательщики вместо обращений в судебные органы стали чаще пользоваться возможностью обжалования актов ненормативного характера налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц в Федеральную налоговую службу.

Так, количество судов первой инстанции по заявлениям (искам) налогоплательщиков, предъявленных к налоговым органам, снизилось в 2015 году на 7,7 процента в сравнении с 2014 годом.

При этом причиной снижения количества споров с налогоплательщиками в судах стала не только выработка налоговыми органами единой правоприменительной позиции, доводимой до налогоплательщиков, но и оценка налогоплательщиками результатов рассмотрения споров в налоговых органах как объективных и не требующих дальнейшего судебного обжалования.

Поэтому я, пользуясь случаем, хочу обратить внимание налогоплательщиков на наши сервисы.

Хотела бы посоветовать интересоваться вопросами налогообложения и складывающейся судебной практикой, которые регулярно представляются на сайте Федеральной налоговой службы, занимать более активную позицию и использовать всевозможные способы обратной связи, так как нам важно ваше мнение.  

Источник: http://actbuh.ru/pravo/nalogovoe/dosudebnoe-uregulirovanie-nalogovyh-sporov

Досудебное урегулирование налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров

Досудебное обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящие налоговые органы было установлено более 12 лет назад – с момента принятия части первой НК РФ (ст. ст. 139 – 141). Однако данную процедуру налогоплательщики применяли нечасто, предпочитая обжаловать решения в судебном порядке.

Количество налоговых споров, рассматриваемых арбитражными судами, постоянно возрастало. Все это привело к необходимости реформирования механизма досудебного разрешения налоговых споров.

Поэтому изменения, внесенные в 2009 году в НК РФ, ввели обязательность досудебного урегулирования, то есть решение, вынесенное по результатам налоговой проверки, может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган (п. 5 ст. 101.2 НК РФ, введенной Федеральным законом от  27.06.2006г.№ 137-ФЗ).

Это означает, что налогоплательщик, который не согласен с вынесенным решением налогового органа по результатам налоговой проверки (камеральной либо выездной), не может обжаловать решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в судебном порядке, не обжаловав это решение в вышестоящем налоговом органе (п.5 ст.101.2 НК РФ).

Для решения вопросов досудебного урегулирования в системе налоговых органов, в том числе и в аппарате Федеральной налоговой службы действуют подразделения налогового аудита.

В задачи таких подразделений входит создание условий для реализации прав налогоплательщиков на рассмотрение споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов (должностных лиц налоговых органов), а также на акты ненормативного характера налоговых органов, связанные с применением налогового законодательства, либо иных актов законодательства РФ, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы.

Одной из основных функций подразделений налогового аудита является рассмотрение заявлений и жалоб на акты ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам выездных и камеральных налоговых проверок.

Подразделения налогового аудита, рассматривают налоговые споры в рамках двух основных стадий:

  • на стадии рассмотрения возражений (разногласий) по материалам налоговой проверки (от момента вручения акта по результатам мероприятий налогового контроля до вынесения решения);
  • на стадии рассмотрения жалоб на действия (бездействие) налоговых органов (должностных лиц), а также на ведомственные акты ненормативного характера.

Одним из преимуществ досудебного порядка рассмотрения споров является быстрое урегулирование налогового спора. Срок рассмотрения дела судебными инстанциями  превышает срок рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.

Порядок оформления и подачи жалобы менее трудоемок по сравнению с судопроизводством. Государственная пошлина за подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган не уплачивается.

При принятии апелляционной жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом приостанавливаются действия по исполнению обжалуемых решений по результатам налоговых проверок, то есть доначисленные суммы по результатам налоговых проверок не взыскиваются до вынесения решения вышестоящим налоговым органом.

Досудебное урегулирование споров позволяет восстановить нарушенные права налогоплательщиков, не доводя дело до суда, с минимальными затратами для заявителя и в кратчайшие сроки.

Быстрое реагирование на нарушения, выявленные при рассмотрении возражений и жалоб, устранение выявленных ошибок способствуют повышению качества администрирования и ведут к сокращению количества жалоб, подаваемых на решения налоговых органов по результатам налоговых проверок. Так, начиная с 2010 года, прослеживается тенденция сокращения числа возражений и жалоб в среднем на 10% ежегодно (Приказ ФНС России от 13.02.2013 N ММВ-7-9/78@ “Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013 – 2018 годы”).

 В настоящее время ожидаются изменения в налоговом законодательстве в части  досудебного урегулирования налоговых споров.

Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении принят Законопроект № 190725-6 «О внесении изменений в часть первую НК РФ и признании утратившим силу пункта 53 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (в части совершенствования порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками)».

Изменения, предусмотренные законопроектом, подготовлены на основании предложений ФНС России по совершенствованию системы досудебного урегулирования налоговых споров в части, регламентирующей процедуру досудебного урегулирования налоговых споров. Основными изменениями, которые предлагается ввести данным законопроектом, являются:

  • введение обязательной процедуры обжалования до суда всех налоговых споров;
  • ускоренная процедура рассмотрения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов – 15 дней;
  • увеличение срока на подачу налогоплательщиками апелляционных жалоб с 10 дней до 1 месяца для того, чтобы у налогоплательщиков имелось больше время для подготовки жалобы.

Что же является основными причинами возникновения налоговых споров? В большинстве случаев это:

  • различное толкование норм налогового законодательства РФ налогоплательщиками и налоговыми органами;
  • неправильное применение норм налогового законодательства;
  • представление налогоплательщиками дополнительных документов, которые не являлись предметом исследования в период проведения проверки, но имеют существенное значение для решения вопроса о наличии или об отсутствии состава правонарушения;
  • нарушения процедуры проведения налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля (осмотры, допросы, выемка документов, направление требований о предоставлении документов), допущенные, по мнению налогоплательщиков, налоговыми органами;
  • арифметические и иные ошибки, допускаемые при оформлении результатов налоговых проверок;
  • иные объективные  причины  (изменение судебной практики, применение смягчающих обстоятельств, различное толкование норм налогового законодательства судебными и налоговыми органами, в связи с разъяснениями  вышестоящего налогового органа).

Ну а пока вышеназванный законопроект не принят, разберем порядок подачи жалоб в рамках действующего налогового законодательства.

К обязательному урегулированию споров в досудебном порядке относятся жалобы на решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В остальных же случаях подача жалобы (на действие (бездействие) и т.д.) в вышестоящий налоговый орган не лишает  права на одновременную или последующую подачу жалобы в судебные инстанции.

В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ по итогам налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки, который в течение пяти дней должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (п.5.

ст.100 НК РФ). На этом этапе у налогоплательщика возникает первая возможность не согласиться с мнением налогового органа.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п.6 ст. 100 НК РФ).

Возражения на акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта.

Однако если налогоплательщик не уложился в указанный срок и представил письменные возражения за его пределами, но до вынесения решения по результатам проверки, налоговый орган обязан их рассмотреть, оценить и учесть при принятии итогового решения.

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Как видно из вышеприведенной нормы (п.6 ст.100 НК РФ) представление возражения на акт налоговой проверки это право налогоплательщика, а не обязанность.

От  этого права не стоит отказываться, так как только обоснование своей позиции письменными документами, в том числе первичными учетными, позволяет убедить налоговый орган в необоснованности претензий к налогоплательщику.

Источник: http://www.buhday.ru/articles/nalogi/dosudebnoe-uregulirovanie-nalogovykh-sporov/

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

15 августа, 2012

печать

Юридическое здоровье, “Свободная газета”, № 46 от 23 июня 2009г.

Не будет преувеличением утверждение о том, что споры с налоговыми органами возникают практически у всех без исключения субъектов предпринимательской деятельности.

Постоянный риск налоговой проверки беспокоит не только неплательщиков, но и вполне добросовестных бизнесменов и предпринимателей. Зачастую выездная или камеральная проверка заканчивается не справедливым, с точки зрения налогоплательщика, начислением налогов, пени, штрафов.

Для того чтобы достаточно четко понимать как защитить свои права в данном случае, кратко рассмотрим наиболее важные моменты.

·         С 1 января 2009 г. действует обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров в вышестоящем налоговом органе.

То есть решение, принятое по результатам проверки, налогоплательщик сможет обжаловать в судебном порядке только после того, как он обжалует его в вышестоящем налоговом органе.

·         Данное правило установлено только для решений, которые вынесены по результатам рассмотрения материалов как выездной, так и камеральной налоговой проверки, о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Иные акты (например, решение об отказе в зачете или возврате налога, о приостановлении операций по банковским счетам, требование об уплате налога, пеней, штрафа), а также действия или бездействие налоговых органов могут быть обжалованы в суд без предварительного рассмотрения в вышестоящем налоговом органе.

·         Вышестоящим налоговым органом по отношению к инспекции является Управление ФНС соответствующего субъекта РФ.

·         Апелляционная жалоба в отношении не вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности подается в течение 10 рабочих дней с даты вручения такого решения налогоплательщику или его представителю.

·         Жалоба относительно вступившего в законную силу решения налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

·         Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца со дня получения.

·         Срок рассмотрения жалобы на вступившее в силу решение может быть увеличен на 15 дней для получения от нижестоящей инспекции необходимых документов.

·         Срок рассмотрения жалобы на не вступившее в силу решение не увеличивается, поскольку апелляционная жалоба подается через принявшую решение инспекцию, которая передает ее вместе со всеми материалами в вышестоящий орган.

·         О принятом по жалобе решении налогоплательщику сообщается в течение трех дней со дня его принятия. Вышестоящий налоговый орган может утвердить или отменить обжалуемое решение, а также изменить его или принять новое.

Налоговым кодексом, помимо обязательной письменной формы, каких-либо требований жалобы не установлено. Однако следует учитывать, что от того, насколько убедительно изложена в жалобе позиция налогоплательщика зависит дальнейшая судьба разрешения спора.

Поэтому, несмотря на произвольную форму жалобы, желательно не только указать в ней на нарушение своих прав или на незаконное возложение на налогоплательщика каких-либо обязанностей, но и четко обосновать свою точку зрения.

Подавая жалобу желательно приложить к ней следующие обосновывающие документы:

·         акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права;

·         акт налоговой проверки;

·         первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;

·         иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы (справки, расчеты, договоры).

И, в заключении, необходимо обратить внимание на то, в каких случаях налоговики могут отказать налогоплательщикам в рассмотрении жалобы:

·         пропущен срок подачи жалобы в соответствии со ст. 139 НК РФ;

·         в жалобе отсутствуют указания на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;

·         наличие документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);

·         получение налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе;

·         жалоба подана лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика.

Для того, чтобы выбрать эффективную линию защиты и выработать устойчивую правовую позицию, необходим тщательный предварительный анализ и точная оценка перспективы победы в налоговом споре.

Исход налогового спора напрямую зависит от того, кто осуществляет защиту прав налогоплательщика. Залогом успеха являются квалификация, знания, опыт представителей налогоплательщика.

Руководитель дополнительного офиса                                                                                                                      

Центра Правовых Технологий «ЮРКОМ»                                                         

Ватаман Д.А.

Источник: http://cpt-yurcom.ru/press-czentr/publikaczii-speczialistov/2012/08/15/dosudebnyij-poryadok-uregulirovaniya-nalogovyix-sporov/

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Современное налоговое законодательство дает налогоплательщикам широкие права в том случае, если им приходится сталкиваться с нарушением материальных или процессуальных требований закона.

Так, налоговый кодекс предоставляет ему выбор способа защиты при незаконных притязаниях со стороны налогового органа.

В такой ситуации гражданин может выбрать между досудебным порядком обжалования и обращением за защитой своих интересов в судебные органы.

  • [ps2id url=offset=]Порядок обжалования [/ps2id]
  • [ps2id url=#pht1 offset=]Административное обжалование и судебное производство[/ps2id]
  • [ps2id url=#pht2 offset=]Существует возможность отозвать обращение в любой момент до принятия решения по нему.[/ps2id]

Каждый из вариантов восстановления нарушенных прав имеет как плюсы, так и минусы. Если говорить о досудебном урегулировании спорной ситуации, то к ее плюсам можно отнести:

  • Возможность судебной защиты в случае неблагоприятного исхода административной процедуры обжалования.
  • Отсутствие денежных затрат в виде необходимости оплаты государственной пошлины.

Но у этого порядка есть и один существенный недостаток – тридцатидневный срок рассмотрения жалобы, который предоставлен законом должностным лицам налоговой службы.

Такой длительный срок решения вопроса может неблагоприятно сказаться на предпринимательской деятельности налогоплательщика. Яркий пример негативных последствий действий налоговиков – запрет проведения банковских операций.

Этот запрет будет действовать все время рассмотрения жалобы вышестоящим должностным лицом, а в случае признания административной жалобы необоснованной еще и время рассмотрения обращения в судебные органы.

Именно поэтому важно точно определить, что административное урегулирование спора позволит избежать судебной тяжбы.

Порядок обжалования

Решить вопрос о том, какой порядок обжалования выбрать, не так просто как кажется на первый взгляд. Необходимо полноценно изучить все нюансы ситуации, учесть интересы лица, чьи права нарушены, определить серьезность нарушения закона сотрудниками налоговой службы.

Все эти аспекты указывают на то, что сделать выбор без глубоких знаний законов и особенностей работы налоговиков невозможно, и поэтому стоит посоветоваться с профессионалом, который поможет принять оптимальное решение, позволяющее свести к минимуму негативные последствия нарушения частных интересов.

Высококвалифицированный специалист изучит все аспекты проблемы и подберет верную стратегию восстановления прав клиента.

В случае когда речь идет о досудебном порядке, юрист подготовит жалобу, соответствующую всем требованиям закона, и будет представлять интересы налогоплательщика в ходе разбирательства.

Административное обжалование и судебное производство

Одним из наиболее существенных моментов спора с налоговой службой является законодательно предусмотренная возможность одновременного возбуждения двух процедур – административного обжалования и судебного производства.

Помимо этого, в любом случае возбуждения спора можно попросить о приостановлении действия спорного нормативного акта.

Для этого нужно подать ходатайство об этом вышестоящему должностному лицу или написать заявление об обеспечительных мерах в суд. Исходя из судебной практики, суды часто устанавливают обеспечительные меры, о которых просит заявитель.

При этом вышестоящая налоговая инстанция нередко отказывает в приостановлении действия решения инспектора, так как она мало заинтересована в исходе дела, который будет благоприятен для налогоплательщика.

Именно этим и обосновано привлечение высококвалифицированных правоведов, которые смогут грамотно и быстро защитить законные интересы налогоплательщиков.

Как и любой другой правовой спор, досудебная процедура обжалования решений и действий налоговых органов четко прописана в законодательстве.

Основные аспекты установленных законом правил обращения налогоплательщика за защитой своих интересов заключаются в определенных особенностях досудебного порядка урегулирования разногласий.

Определенный срок, предоставленный для подачи жалобы на действие, нарушающее законные интересы гражданина равен девяноста дням, и начинает течь с момента, когда налогоплательщик узнал о том, что его права нарушаются. Этот срок можно продлить, но придется доказывать уважительный характер его пропуска.

Существует и максимальное время, когда можно обжаловать решение налоговиков о привлечении к ответственности. Такой срок равен одному году, но он начинается с момента, когда решение было оглашено.

Исключительный характер формы подачи жалобы – она обязательно подается в виде письменного документа.

Специфичный порядок подачи предполагает необходимость обращения с жалобой в тот налоговый орган, который вынес решение или совершил действие, противоречащее закону. У инспекции есть три дня, чтобы передать заявление в инстанцию, правомочную рассматривать его.

Существует возможность отозвать обращение в любой момент до принятия решения по нему

Уполномоченный орган может: удовлетворить заявление, и соответственно признать решение не соответствующим нормам закона, может отказать в удовлетворении, может изменить решение, а может выдать новый акт правоприменения, отличный от решения первой инстанции, может отменить акт и закрыть дело.

Рассматривается заявление в течение месяца, этот срок может быть продлен еще на полмесяца, это возможно в случае запроса дополнительных документов и доказательств.
После вынесения решения по спору ответ направляется заявителю в течение трех рабочих дней.

Наиболее частым нарушением в порядке рассмотрения жалоб граждан является пропуск срока рассмотрения. И в такой ситуации помощь юриста становится жизненно необходимой.

Именно специалист, контролируя рассмотрение дела, может проследить за соблюдением процессуального законодательства.

В том же случае, если сроки все-таки будут нарушаться, юрист сможет использовать этот факт в ходе дальнейшего разбирательства.

Важным правовым моментом в административной процедуре обжалования является составление налоговым органам специального документа, в который вносятся результаты проверки инспекции относительно того, соответствуют ли доводы в жалобе реальному ходу дел.

Обжаловать этот акт в ходе рассмотрения жалобы нельзя, но можно подать на него свои возражения. Срок на их подачу составляет пятнадцать дней.

Если налоговый орган получает такие возражения, то он обязан в течение трех дней собрать жалобы сторон и обсудить все указанные в возражении несоответствия.

Наша компания всегда готова помогать добросовестным плательщикам налогов и разрешать любые спорные ситуации в пользу лица, чьи права нарушаются налоговыми органами нашего государства.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Источник: http://siosagio.ru/dosydebnyi-poriadok-yregylirovaniia-nalogovyh-sporov.html

Налоговые споры

Налоговые споры

Гарантия защиты прав граждан, выплачивающих налоги – обязательное условие финансовой системы любого демократического государства.

Досудебное урегулирование несогласий – это процедура, осуществление которой дает возможность в сжатые сроки исчерпать конфликт, не доводя дело до разбирательства в суде.

Процедура эта достаточно простая, но для грамотного урегулирования вопроса лучше обратиться за профессиональной помощью к специалистам, у которых большая практика налоговых споров.

Особенности налоговых споров

Регулирование, подведомственность и подсудность споров до судебного выяснения регламентируется главами 19 и 20 НК РФ. Действующее законодательство дает право каждому лицу обжаловать нарушающие его права действия или бездействие контролирующих органов.

Споры с налоговыми органами являются наиболее многочисленной и сложной категорией судебных дел.

Выплата налогов осуществляется на обязательной основе, а уклонение граждан от выполнения своих прямых обязанностей несет за собой суровое наказание.

Но далеко не всегда налогоплательщик преступает закон. Именно поэтому пострадавшие обращаются за юридическими услугами.

Чаще всего проблемы возникают при плановых и внеплановых инспектированиях. Специалисты могут оказать сопровождение налоговых проверок, чтобы пресечь незаконную деятельность ФНС. Такие меры позволят урегулировать конфликты с регулирующими органами, и исключат возможные финансовые последствия.

Если, все-таки, появится необходимость выяснения отношения в досудебном порядке, опытные юристы будут представлять ваши интересы и возьмут на себя ведения процесса от его начало до момента завершения. Только профессионал знает все особенности рассмотрения налоговых споров, чтобы грамотно представлять и защищать ваши интересы.

Досудебное урегулирование налоговых споров – особенности процедуры

Главное преимущество системы для плательщиков налогов – ее простота.

Разрешение налоговых споров до суда менее формализовано в сравнении с судебным разбирательством и позволяет решить множество вопросов, не привлекая судебные инстанции. Такой способ решения налоговых споров также отличается большей оперативностью.

Досудебный налоговый спор предполагает подачу соответствующей жалобы в соответствующий орган.

Срок подачи жалобы составляет 3 месяца с момента, когда налогоплательщик узнал о предъявляемом ему нарушении.

Если лицу отказали в удовлетворении претензий, можно обратиться в суд для последующего разрешения конфликта.

Отзывы

«Банк «Возрождение» регулярно обращается к консультантам ООО «Аудиторско-консалтинговая группа Law Well».

Хотелось бы отметить, что при оказании помощи специалисты компании всегда глубоко вникают в суть вопроса и стараются предотвратить возможные проблемы клиента.

Банк «Возрождение» высоко оценивает результаты сотрудничества и надеется на дальнейшую совместную работу».

Банк «Возрождение» , http://www.vbank.ru

«Руководство и коллектив «Кадила фармасьютикалз Лтд» искренне благодарит Вас за оказанную профессиональную помощь в решении правовых вопросов.

Хотелось бы отметить оперативное реагирование на все возникающие в процессе работы нюансы.

На рынке оказания юридических услуг Ваша фирма зарекомендовала себя одной из лучших и надежных организаций, способных качественно и грамотно организовать работу предприятия в правовой и экономической сфере.Удачи, успехов и роста в профессиональной деятельности».

Кадила фармасьютикалз Лтд, http://cadilapharma.com

ЗАО “Трансмашхолдинг” благодарит ООО “ЛОВЕЛЛ Аудит” за высокий уровень профессионализма и компетентность в проведении работы. Отмечая высокую квалификацию сотрудников, выражаю уверенность во взаимовыгодном долгосрочном сотрудничестве.

Генеральный директор ЗАО “Трансмашхолдинг”, Липа К. В., http://www.tmholding.ru

«ООО «Альянс Инжиниринг» выражает Вам искреннюю благодарность за профессиональную и юридическую поддержку, оказанную нашему предприятию.

Высокая квалификация, профессионализм и обязательность юристов группы компаний Law Well позволяют нам оперативно и качественно решать все юридические вопросы.

Выражаем огромную признательность за эффективную работу и надеемся на дальнейшее успешное сотрудничество».

Генеральный директор ООО «Альянс Инжиниринг» Демьяненко Станислав Алексеевич, http://engalliance.ru

«Выражаем Вам благодарность за оказанные юридические услуги.

Хотелось бы отметить высокий профессиональный уровень сотрудников компании, оперативность и готовность оказать консультации по возникающим вопросам.

Открытое акционерное общество «Башкирэнерго» благодарит Вас за проведенную работу и выражает признательность за профессионализм и компетентность сотрудников».

ООО «Башкирэнерго», http://www.bashkirenergo.ru

«В результате плодотворного сотрудничества с ООО “ЛОВЕЛЛ Аудит” нам была оказана высококвалифицированная помощь в рамках проверки налоговой отчетности. Проверка была проведена оперативно и качественно».

Генеральный директор ООО “Фирма Альт Групп”, Чеботарева Д. П., http://www.altgroup.ru

Источник: http://lwell.ru/yuridicheskie-uslugi/nalogovye-spory/

Бухгалтерия
Добавить комментарий