дополнительные мероприятия налогового контроля 2018. условия проведения

Содержание
  1. Дополнительные мероприятия налогового контроля
  2. Особенности и виды
  3. Основные мероприятия
  4. Дополнительные мероприятия
  5. Права налогоплательщика
  6. Проведение мероприятий налогового контроля
  7. Что такое мероприятия по налоговому контролю
  8. Цель и задачи мероприятий налогового контроля
  9. Что может быть выявлено в результате
  10. Основные мероприятия налогового контроля
  11. Дополнительные мероприятия налогового контроля
  12. Анализ материалов допмероприятий
  13. Пределы дополнительных мероприятий налогового контроля: возможны ли новые претензии?
  14. Дополнительный налоговый контроль-2017
  15. 1.Цель мероприятий
  16. 2. Формы и сроки мероприятий
  17. 3.Ознакомление с материалами
  18. 4.Итоговый документ и возражения
  19. 5.Уведомление о времени и месте рассмотрения материалов
  20. Правила и сроки проведения налоговых проверок | Отчётсдан
  21. — Какой документ составляется по окончании выездной налоговой проверки?
  22. — В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?
  23. — Может ли акт быть подписан должностным лицом налогового органа, не участвовавшим в проверке?
  24. — Какие сроки составления акта по итогам камеральной проверки?
  25. — Как акт передается налогоплательщику?
  26. — Будет ли считаться нарушением, если акт вручен с пропуском срока?
  27. — Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Мероприятия налогового контроля – это деятельность инспекторов налоговой службы по соблюдению физическими и юридическими лицами законодательных норм, которые регламентируются Налоговым кодексом РФ или международным договорами. Их проводят в рамках налоговых проверок. Различают основные и дополнительные мероприятия. Чем они друг от друга отличаются, рассмотрим подробно в данной статье.

Цель этих действий – проследить за тем, как физическое или юридическое лицо соблюдает нормы действующего налогового законодательства, и наказать, если факт нарушения будет доказан.

При этом при их проведении допускается использование видео- или фотосъемки или любого другого вида техники. Всё это должно быть отражено в протоколе, к которому и следует приложить материалы, полученные с помощью упомянутой техники: фотографии, негативы, видеозапись и пр.

Особенности и виды

Указанные мероприятия проводятся, как правило, в рамках налоговых проверок, например, камеральной или выездной. Однако в отдельных случаях выходят за рамки подобного контроля.

Исследователи различают мероприятия основные (истребование документации, проведение экспертизы, допрос свидетелей) и дополнительные. Первые прописаны в 98 статье НК РФ, вторые – в ст. 101.

Кроме того, проводятся:

  • инвентаризация;
  • осмотр помещения;
  • выемка;
  • привлечение переводчика;
  • получение экспертного заключения.

Каждый случай рассмотрим детально.

Основные мероприятия

К разряду основных, как уже было сказано выше, относится истребование документов.

Какая именно нужна документация, налогоплательщик узнает из Требования, которое составляет и направляет ему налоговый инспектор. В течение 10 дней необходимо выполнить требование госслужащего.

При этом всё, что представлено на бумажном носителе, должно быть в виде заверенных копий.

Закон запрещает повторно требовать те бумаги, которые проверяемый однажды уже предоставил. Исключение составляют следующие случаи: налогоплательщик приносил подлинники, которые ему впоследствии вернули; налоговая их потеряла при форс-мажорных обстоятельствах (пожар, наводнение).

Проведение экспертизы назначает налоговый инспектор. При этом приглашенный эксперт имеет право отказаться, если представленных документов недостаточно или он не владеет необходимыми знаниями. Проверяемому дается право:

  • отказаться от услуг назначенного эксперта и предложить свою кандидатуру;
  • присутствовать при проведении экспертизы и давать необходимые разъяснения.

Вызов свидетелей для допроса – еще одна мера, позволяющая составить полную картину истинного финансового положения проверяемого юридического или физического лица.

В роли свидетеля может выступить любой человек, который, по мнению налогового эксперта, способен пролить свет на произошедшее. Например, бывшие сотрудники компании. Исключение составляют несовершеннолетние и недееспособные.

Если свидетель откажется явиться, ему придется нести налоговую ответственность.

Дополнительные мероприятия

Кроме основных, инспекторы налоговой службы нередко проводят и дополнительные мероприятия налогового контроля. Так, инвентаризацию назначают с целью проверить достоверность данных, предоставленных налогоплательщиком.

Осмотр помещения необходим, чтобы определить величину дохода, получаемого физическим или юридическим лицом с помощью определенного помещения или территории (склад, торговый зал).

Это особенно актуально, когда речь заходит о сдаче этих объектов в аренду или их продаже.

В некоторых случаях требуется помощь переводчика, и налоговый орган самостоятельно принимает решение, включать ли его в состав комиссии.

В ходе проверки для получения достоверной информации инспектор может принять решение о выемке документов или предметов. Бывает так, что специалист, проводя экспертизу, находит ту информацию, которую изначально от него не требовали обнаружить.

Если он посчитает, что эта информация важна, он вправе указать новые данные в своем экспертном заключении.

Права налогоплательщика

Закон позволяет налогоплательщику ознакомиться с перечнем планируемых дополнительных мероприятий.

Согласно нормам действующего законодательства список должен быть предоставлен в течение двух дней с того момента, как проверяемый напишет соответствующее заявление.

Если что-то вызовет сомнение или резкую критику, налогоплательщик вправе высказать свое возражение.

Кроме того, он имеет право ознакомиться с заключением инспектора, составленным после проведения мероприятий: не только визуально осмотреть, но и снять копии документов, сделать выписки. Если возникнут возражения на результаты проведенного дополнительного мероприятия, их следует представить в письменном виде в течение 10 дней с момента проверки.

Итак, помимо собственно налоговой проверки, инспектор имеет право проводить специальные мероприятия, основные и дополнительные.

Например, сделать инвентаризацию, осмотреть помещение, изъять важную документацию, пригласить эксперта для получения более достоверной информации.

Проверяемый имеет право ознакомиться с перечнем запланированных мероприятий, а после их завершения высказать возражение, если результаты покажутся ему не соответствующими действительности.

Источник: https://saldoa.com/nalogi-yur-lits/proverki/meropriyatiya-nalogovogo-kontrolya.html

Проведение мероприятий налогового контроля

Любой контроль предусматривает проведение ряда мероприятий для выяснения степени соответствия действующему законодательству, правилам, нормам, требованиям.

Налоговый контроль, прежде всего, направлен на предотвращение неправильной уплаты предпринимателями обязательных платежей в государственный бюджет.

Проверяя все виды ресурсов организаций, особенное внимание уделяя денежному обороту, уполномоченные для проведения проверок лица производят ряд законодательно определенных действий.

Рассмотрим, какую цель преследуют мероприятия налогового контроля, в чем они заключаются, чем отличаются основные мероприятия от дополнительных, какой результат получается в итоге.

Что такое мероприятия по налоговому контролю

Налоги – сфера государственных интересов. Именно государство устанавливает законы и правила налогообложения, и оно же контролирует их выполнение.

В Российской Федерации принят и действует Налоговый кодекс, а также некоторые другие положения, касающиеся уплаты налогов и сборов, обязательные для выполнения предпринимателями и организациями.

Мероприятия налогового контроля – комплекс действий налоговиков, регламентируемый НК РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ), который производится с целью проверки соблюдения налогового законодательства и международных положений о налогообложении в отношении:

  • налоговых агентов;
  • индивидуальных плательщиков налогов и сборов;
  • плательщиков страховых и социальных взносов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сфера осуществления мероприятий налогового контроля – выездные налоговые проверки и рассмотрение их материалов. В отдельных случаях, оговоренных в НК РФ, некоторые мероприятия могут быть произведены и вне проверок налоговых органов.

Цель и задачи мероприятий налогового контроля

Из самого определения мероприятий налогового контроля вытекает их основная цель – выявление и профилактика правонарушений относительно НК РФ, а в случае обнаружения – обеспечение регламентируемой в НК ответственности. Другими словами, цель мероприятий налогового контроля – обеспечение налоговой дисциплины. На достижение данной цели направлены следующие задачи:

  • способствование экономической государственной безопасности;
  • участие в контроле формирования доходов государства;
  • проверка выполнения предпринимателем или организацией налоговых обязанностей перед государством;
  • контролирование целевого применения льгот на налоговые платежи;
  • пресечение и предупреждение налоговых правонарушений;
  • наказание правонарушителей по Налоговому кодексу РФ.

Что может быть выявлено в результате

По итогам налогового контроля проверяющие органы фиксируют выявленные результаты. Ими могут быть:

  • факты нарушений Налогового кодекса РФ;
  • недоимки, то есть неполные или отсутствующие начисления по налоговым сборам;
  • несвоевременность уплаты необходимых сборов;
  • неправильность исчисления необходимых выплат;
  • несоответствие доходов и расходов проверяемого;
  • ненадлежащее документальное оформление налоговых выплат (деклараций).

Основные мероприятия налогового контроля

Сотрудники ФНС Российской Федерации, опираясь на Налоговый Кодекс, в рамках проверок могут осуществлять ряд регламентированных законодательством мероприятий:

  1. Инвентаризация (проводится в соответствии с п. 13 ст. 89 НК РФ) – сверка данных в документации с их реальным основанием (активами).
  2. Осмотр (регламентирован ст. 91, 92 НК РФ) – ему могут подвергнуться любые территории или помещения, которые проверяемый предприниматель или организация использует для получения дохода (офисы, цеха, мастерские, склады, магазины и др.).
  3. Истребование документов и/или информации (ст. 93, 93.1 НК РФ) – бумаги, необходимые для проверки, могут быть официально запрошены у проверяемой фирмы или лица.
  4. Выемка предметов, документов (на основе ст. 94 НК РФ) – осуществляется тогда, когда нужны доказательства, подтверждающие налоговое правонарушение.
  5. Экспертиза (по ст. 95 НК РФ) – производится только в необходимых случаях, по договору приглашается компетентный специалист. Если он установил факты, важные для результатов налогового контроля, их оформляют в официальное экспертное заключение, получение которого является самостоятельным мероприятием налогового контроля. В него могут быть включены и собственные выводы эксперта, даже они если не входили в запрос по экспертизе.
  6. Вызов в качестве свидетеля (основан на положениях ст. 90 НК РФ) любого физического лица может быть произведен налоговиками, когда понадобятся показания, существенные для налогового контроля. За этой мерой обязательно наступает следующая – допрос.
  7. Привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ) разрешается в случаях, когда это необходимо для решения насущных задач налогового контроля. Осуществляется на договорной основе.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! У лиц, производящих налоговый контроль, есть утвержденное законодательством право применять различные технические средства для фиксации фактов, выявленных в результате проверки: фотосъемку, кино- или видеозапись, аудиозапись, копировальную технику и др. Применение технического обеспечения контроля должно быть отражено в ее документальном сопровождении (протоколах проверки).

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Случается, и нередко, что собранных на самой проверке материалов недостаточно, чтобы вынести заключение. П. 6 ст.

101 НК РФ позволяет налоговикам в таких ситуациях прибегнуть к дополнительным мероприятиям, которые должны будут послужить подтверждением либо опровержением выявленного факта.

ВАЖНО! Допмероприятия не должны выискивать новые факты, а только уточнять уже отраженные в протоколе.

Формой осуществления дополнительных мероприятий по налоговому контролю могут быть:

  • допрос;
  • экспертиза;
  • истребование документации.

Никаких других мероприятий в качестве дополнительных налоговики осуществлять не правомочны. Зато в течение одной проверки вышеописанных мер может быть назначено сразу несколько, закон не ограничивает их количество.

Объекту проверки (предпринимателю или представителю организации) сообщат о дополнительных мероприятиях либо на рассмотрении материалов проверки, либо после его окончания: вручат решение о производстве допмероприятий, оформленное по правилам, установленным приказом ФНС РФ от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. В данном решении, носящем не итоговый, а промежуточный характер, обязательно указывается:

  • обоснование – что вызвало необходимость в дополнительных мерах контроля;
  • избранные допмероприятия (перечисление форм);
  • сроки проведения (финальная дата).

Максимальная продолжительность дополнительных мероприятий не должна превышать 30 дней, только для консолидированных налогоплательщиков в исключительных случаях срок может продлеваться до 2 месяцев (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Анализ материалов допмероприятий

Материалы, полученные в ходе допмероприятий, приобщаются к общим материалам налоговой проверки.

К ним применяются те же законодательные требования, что и к основным, то есть налогоплательщик вправе принять участие в их рассмотрении.

Для этого он должен выразить такое желание, подав в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Через 2 дня налоговики назовут дату рассмотрения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Приглашение налогоплательщика на рассмотрение материалов налоговой проверки обязательно на каждом этапе – как после основных, так и после дополнительных мероприятий. Отсутствие такого извещения – грубое нарушение процедуры проверки.

Если у налогоплательщика имеются возражения по результатам изучения материалов, он может предоставить их в письменном виде, изложив свои соображения, подкрепив соответствующими документами.

Для этого у него есть декада, начиная с даты завершения допмероприятий, указанной в налоговом решении. Ранее этот процесс не регламентировался, теперь он узаконен ФЗ № 130 от 01 мая 2016 года.

Источник: https://assistentus.ru/proverki/meropriyatiya-nalogovogo-kontrolya/

Пределы дополнительных мероприятий налогового контроля: возможны ли новые претензии?

 Долгое время налогоплательщики сталкивались с проблемой неознакомления с результатами дополнительных мероприятий.

Налоговые органы зачастую считали, что на них законодательством напрямую не возложена обязанность извещать налогоплательщика о времени и месте их рассмотрения.

Разрешил этот спор Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, указав в Постановлении от 16.06.

2009 № 391/09, что участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов должно быть обеспечено на всех стадиях налогового контроля.

На сегодняшний день наиболее актуальным и спорным остается вопрос о возможности выявления новых обстоятельств в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, а именно: может ли на основе их результатов быть увеличен объем налоговых претензий к налогоплательщику?

Попробуем разобраться.

Акт налоговой проверки – фиксация результатов проверки

В соответствии с правовым смыслом статей 88, 89 и 100 НК РФ результаты налоговой проверки фиксируются в соответствующем акте.

В нем должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или их отсутствие, а также выводы и предложения проверяющих по устранению правонарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за их совершение (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Виды дополнительных мероприятий

В качестве дополнительных контрольных мероприятий могут проводиться:истребование документов (наиболее распространено);допрос свидетеля;

проведение экспертизы.

Иные процедуры действующим законодательством не предусмотрены и не могут быть применены.
 

При этом законодательством о налогах и сборах не предусмотрено право налогового органа вносить дополнения (изменения) в акт после его вручения налогоплательщику1.

В силу пункта 8 статьи 101 НК РФ в решении, выносимом руководителем налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки, излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, то есть в соответствии с актом налоговой проверки.

Требование указанной нормы свидетельствует о том, что основным доказательством совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения является акт проверки, в котором изложены документально подтвержденные факты совершения им налоговых правонарушений.

Таким образом, решение налогового органа во всех случаях должно основываться на результатах, отраженных в акте проверки2.

При этом полное отражение в акте выявленных нарушений, последующее изучение и составление налогоплательщиком возражений на него – обязательные условия осуществления налоговым органом дальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности и применения механизмов принудительного взыскания налогов, а также служат гарантией соблюдения прав налогоплательщика3.

Если документально подтвержденные факты налоговых правонарушений не зафиксированы в акте проверки, они не могут быть указаны в решении о привлечении к ответственности4.

Такой позиции придерживается и Конституционный Суд РФ5: обнаружение и выявление налогового правонарушения, как следует из статей 31, 82–101 НК РФ, происходит в рамках налогового контроля и фиксируется при оформлении результатов налоговых проверок – выездных и камеральных. При выездной проверке, по мнению Суда, итоговым и одновременно правоприменительным актом, по которому возбуждается преследование за совершение налогового правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности, выступает акт проверки, который вручается проверяемому лицу и на который оно может представить свои возражения.

Цель дополнительных мероприятий – уточнить обстоятельства

Согласно пункту 6 статьи 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств факта совершения налоговых правонарушений либо отсутствия таковых руководитель налогового органа или его заместитель вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий одного месяца, дополнительных мероприятий налогового контроля.

Конституционный Суд РФ подчеркнул, что право налогового органа вместо вынесения итогового решения по результатам проверки провести дополнительные контрольные мероприятия предполагает, что их цель – уточнение обстоятельств, связанных с обнаруженными и указанными в акте проверки правонарушениями6. Следовательно, такие мероприятия должны обеспечить сбор дополнительной информации относительно тех обстоятельств деятельности налогоплательщика, которые установлены в ходе проверки и изложены в акте, подготовленном по ее итогам.

В пункте 11 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.

2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что принятие налоговым органом решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля свидетельствует о том, что, рассмотрев материалы проверки с учетом возражений налогоплательщика, налоговый орган не счел их достаточными для принятия решения о привлечении либо отказе в привлечении к налоговой ответственности.

Таким образом, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принимается при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения на основании имеющихся материалов проверки7.

Дополнительный контроль: право или обязанность?

Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля – это гарантия вынесения налоговым органом законного, обоснованного и мотивированного решения по результатам проверки с указанием доказательств тех выводов, которые легли в его основу.

Как следует из статей 32 и 33 НК РФ, налоговые органы и их должностные лица обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, действовать в соответствии с кодексом и иными федеральными законами, реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции.

Конституционный Суд РФ отмечает: полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правом истребовать у налогоплательщика необходимую информацию8.

Следовательно, в ситуации, когда изначально собранная в рамках мероприятий налогового контроля совокупность доказательств недостаточна и выводы проверяющих в акте проверки о якобы совершенных правонарушениях являются неподтвержденными, реализация налоговым органом правомочия на назначение дополнительных мероприятий налогового контроля является в то же время его обязанностью.

В противном случае вынесенное по результатам проверки решение будет нарушать пункт 8 статьи 101 НК РФ, то есть не будет отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности, поскольку обстоятельства, связанные с якобы обнаруженными нарушениями положений налогового законодательства, налоговым органом не доказаны способами и средствами, установленными пунктом 6 статьи 101 НК РФ.

Непроведение дополнительных мероприятий в подобных ситуациях расценивается судами как «несоблюдение налоговыми органами требований налогового законодательства о полном, всестороннем и объективном рассмотрении дела о налоговом правонарушении»9.

В то же время необходимо учитывать, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля должно быть соответствующим образом мотивировано:

указаны обстоятельства, исключающие возможность принять обоснованное решение по материалам выездной налоговой проверки;

перечислены конкретные мероприятия, которые следует провести для документального подтверждения совершенного налогоплательщиком правонарушения.

Необходимость указания этих сведений предусмотрена самой формой решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (утв. Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@). Иначе проведение таких мероприятий фактически будет означать продление срока проверки10.

Новые правонарушения выявляться не могут

С учетом изложенных выводов о целях дополнительных мероприятий налогового контроля их проведение в первую очередь служит интересам налогоплательщиков, поскольку с их помощью обеспечиваются дополнительные гарантии защиты прав и охраняемых законом интересов проверяемых лиц11.

Выявление в ходе дополнительных мероприятий новых нарушений и учет их в итоговом ненормативном акте налогового органа (решении), принятом по результатам проведенной выездной проверки, фактически превращает дополнительные мероприятия в повторную выездную проверку, что недопустимо в силу положения статьи 89 НК РФ12.

В настоящее время судебная практика по вопросу возможности установления новых правонарушений в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля складывается в целом в пользу налогоплательщика.

Так, например, позиция о неправомерности выявления новых обстоятельств в результате проведения дополнительных мероприятий отражена в целом ряде судебных актов окружных арбитражных судов13.

В качестве примера противоположной позиции по рассматриваемому вопросу можно привести Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.07.2009 № Ф04-3825/2009(9603-А70-15).

Суд указал, что наличие в решении иных обстоятельств и других сумм налога, которые не указаны в акте проверки, объясняется проведением инспекцией дополнительных мероприятий налогового контроля и не противоречит нормам Налогового кодекса РФ.

Однако в данном судебном акте также отражено, что в оспариваемом решении о привлечении к налоговой ответственности не содержится каких-либо выводов, вообще не имеющих отношения к обстоятельствам, установленным в акте проверки, в частности, касающихся других налогов или других составов налоговых правонарушений.

***

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что налоговый орган обязан использовать право на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля во избежание принятия по результатам проверки необоснованного решения.

Однако такие дополнительные мероприятия не могут ухудшать положения налогоплательщика по сравнению с тем, которое уже определено в акте.

Выявление налоговым органом новых правонарушений в ходе дополнительных мероприятий является неправомерным.

Е.И. Семкина,      Н.А. Шагинян

Источник: http://www.livelawyer.ru/yurpraktika/item/1095-predely-dopolnitelnykh-meropriyatij-nalogovogo-kontrolya-vozmozhny-li-novye-pretenzii

Дополнительный налоговый контроль-2017

Наталья Наталюк Ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам группы компаний WiseAdvice Consulting Group. Советник государственной налоговой службы РФ II ранга.Некоторые правила налогового контроля изменились: обновлена процедура дополнительных мероприятий налогового контроля, с которыми налогоплательщикам приходится сталкиваться достаточно часто. Статья поможет вам разобраться в важных нюансах мероприятий дополнительного налогового контроля, чтобы защитить законные интересы своей организации.
  1. Цель мероприятий
  2. Закрытый перечень мероприятий допконтроля
  3. Ознакомление с материалами
  4. Итоговый документ и возражения
  5. Уведомление о времени и месте рассмотрения материалов

1. Цель мероприятий

На практике далеко не уникальна ситуация, когда инспекции не хватает материалов для вынесения итогового решения по результатам проверки.

Но это вовсе не означает, что у налогового органа нет шансов добыть недостающие доказательства после завершения проверки.

НК РФ позволяет в этом случае принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 6 ст. 101 НК РФ).

Полученные в рамках таких мероприятий материалы должны подтвердить либо опровергнуть факт совершения проверяемой компанией налогового правонарушения.

При этом сбор дополнительной информации допустим только в отношении тех обстоятельств деятельности налогоплательщика, которые уже были установлены в ходе проверки и изложены в акте, подготовленном по ее итогам.

То есть, допмероприятия не должны быть направлены на установление новых фактов, не отраженных в акте налоговой проверки. Этот вывод подтверждает судебная практика (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.

2013 № 57, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2016 № 09АП-32695/2016 по делу № А40-52269/2016, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 18.12.2015 № Ф04-27598/2015).

О назначении допмероприятий налогоплательщик узнает, как правило, на рассмотрении материалов проверки либо через несколько дней после них.

В любом случае, соответствующее решение по установленной форме должно быть вручено налогоплательщику. Форма решения утверждена приказом ФНС России от 08.05.

2015 № ММВ-7-2/189@.

Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля не является итоговым документом налогового контроля, оно носит промежуточный характер и должно быть направлено на обеспечение полноты, достоверности и объективности результатов проверки.

Получив решение, следует обратить внимание на его содержание. В нем должны быть указаны (п. 6 ст. 101 НК РФ):

  • обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, т.е. решение должно содержать обоснование причины назначения рассматриваемых мероприятий.
  • форма проведения (допрос, экспертиза, истребование документов).
  • срок проведения (дата окончания этих мероприятий).

2. Формы и сроки мероприятий

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля инспекторы вправе:

1. Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля не является итоговым документом налогового контроля, оно носит промежуточный характер и должно быть направлено на обеспечение полноты, достоверности и объективности результатов проверки.

2. Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля не является итоговым документом налогового контроля, оно носит промежуточный характер и должно быть направлено на обеспечение полноты, достоверности и объективности результатов проверки.

3. Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля не является итоговым документом налогового контроля, оно носит промежуточный характер и должно быть направлено на обеспечение полноты, достоверности и объективности результатов проверки.

Указанный перечень мероприятий является закрытым, иные контрольные мероприятия налоговый орган проводить не вправе.

На практике инспекторы нередко пытаются расширить перечень мер, проводимых в рамках допмероприятий. Например, проводят осмотр помещений и территорий налогоплательщика, привлекают специалистов для оказания содействия в осуществлении налогового контроля.

Судебные органы, как правило, достаточно критически относится к подобному расширительному толкованию положений налогового законодательства.

По их мнению, правовые возможности налоговых органов исчерпываются лишь теми действиями, которые прямо поименованы в п. 6 ст.

101 НК РФ (например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.10.2016 № Ф05-14103/2015).

А вот ограничений по количеству проводимых допмероприятий НК РФ не содержит. Поэтому в рамках одной налоговой проверки может быть назначено несколько мероприятий (Письмо Минфина России от 15.07.2016 года № 03-02-07/1/41426).

Но и в этом случае, общий срок продолжительности всех мероприятий не должен превышать 1 месяца (исключение — для консолидированной группы налогоплательщиков — два месяца), в силу прямого указания на это НК РФ (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Допмероприятия должны быть проведены в срок не более 1 месяца, конкретный срок (дата окончания этих мероприятий) указывается в решении об их проведении (п. 6 ст. 101 НК РФ).

3. Ознакомление с материалами

Результаты допмероприятий являются неотъемлемой частью материалов налоговой проверки. Поэтому налогоплательщик вправе ознакомиться с документами и материалами, полученными при проведении этих мероприятий (абз.3 п.2 ст. 101 НК РФ).

Однако ознакомление проводится только в том случае, когда проверяемым лицом подано в инспекцию соответствующее заявление в произвольной форме (см. пример).

ИФНС России № 1 по г.Москве

105064, г. Москва, Земляной Вал,

от ООО «Успех»

105064, г.Москва, Земляной Вал,30

телефон: +7 (495) 400-00-00,

адрес эл. почты: uspeh@mail.ru

ЗАЯВЛЕНИЕ

об ознакомлении с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля

ООО «Успех» в соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ просит предоставить возможность ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, проведенных в период с 20.10.2016 по 18.11.2016 в отношении общества.

Генеральный директор

ООО «Успех» Иванов (Иванов И.И.)

Инспекция не позднее 2 рабочих дней с момента получения заявления обязана обеспечить налогоплательщику возможность ознакомиться с материалами допмероприятий на территории налогового органа (абз.3 п.2 ст.101, ст. 6.1 НК РФ).

Ознакомиться с материалами допконтроля теперь можно путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий документов.

По окончании ознакомления налоговым органом составляется протокол, в котором указываются (ст. 99 НК РФ):

  • его наименование;
  • место и дата производства конкретного действия;
  • время начала и окончания действия;
  • должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
  • фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;
  • содержание действия, последовательность его проведения;
  • выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Перед подписанием данного документа, следует внимательно ознакомиться с ним и при наличии замечаний — указать на необходимость внесения их в протокол.

4. Итоговый документ и возражения

НК РФ до 02.06.2016 года не был установлен срок представления возражений по материалам допмероприятий. Федеральный закон от 01.05.

2016 № 130-ФЗ восполнил данный пробел, установив право проверяемого лица представить письменные возражения по результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

В возражениях по результатам дополнительных мероприятий налогоплательщик может дать свой анализ и оценку собранным налоговым органом дополнительным доказательствам.

К письменным возражениям можно приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

Налогоплательщик имеет возможность представить свои возражения по результатам допконтроля в письменном виде в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в решении налогового органа о назначении допмероприятий (п. 6 ст. 6.1, п. 6.1 ст. 101 НК РФ, п. 4 ст. 2 Закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Рассматривая новую возможность налогоплательщиков, нельзя не отметить один немаловажный нюанс — по результатам проведенных мероприятий, инспекция не обязана составлять какой-либо документ (например, акт или справку), в котором изложена ее позиция. В связи с чем, возникает логичный вопрос: на что именно писать возражения, если таковые имеются, при отсутствии письменного документа налогового органа?

На практике приходиться писать возражения по допмероприятиям, основываясь только на копиях документов, полученных налоговым органом, которые не содержат какие-либо выводы инспекции. Поэтому налогоплательщик вынужден самостоятельно определять, какие доводы, претензии возможны со стороны контролирующего органа.

Пока остается только надеяться на скорейшее внесение в НК РФ соответствующих положений, обязывающих инспекцию оформлять итоги допмероприятий документом, содержащим выводы, позволяющие однозначно понять позицию налогового органа.

5. Уведомление о времени и месте рассмотрения материалов

Участие налогоплательщика, в рассмотрении имеющихся у инспекции материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.

Стадия контроля после проведения допмероприятий не является исключением.

Поэтому налогоплательщик должен быть извещен о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки, с учетом информации, полученной в ходе допмероприятий и возражений по ним.

Итак, при проведении дополнительных мероприятия налогового контроля, предусмотрено двухэтапное рассмотрение материалов проверки:

1 этап — рассматриваются материалы проверки и возражения налогоплательщика по акту проверки,

2 этап — после проведения допмероприятий — рассматриваются все материалы проверки, включая собранные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля и возражения по ним.

Налогоплательщик должен быть извещен о рассмотрении материалов на каждом этапе. В ином случае — это будет существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки.

И будет являться основанием для отмены итогового решения инспекции вышестоящим налоговым органом или судом (ст. 101 НК РФ, Постановление АС Волго-Вятского округа от 06.05.

2016 № Ф01-1443/2016 по делу № А43-13831/2015, Постановление АС Московского округа от 29.09.2014 № Ф05-10622/14 по делу № А40-125739/13).

Права налогоплательщика на своевременное ознакомление со всеми материалами налоговой проверки и представление им соответствующих возражений, а также на участие в их рассмотрении, являются его неотъемлемыми правами.

Итоговое решение по проверке должно быть принято инспекцией после второго рассмотрения материалов проверки — в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока на представление возражений на материалы допмероприятий (см. подробнее схему).

Решение о проведении дополнительных мероприятий (срок проведения, дата окончания мероприятий указывается в решении)

в течение 10 рабочих дней по окончании срока допмероприятий, указанного в решении

(п.6.1 101НК РФ)

Заявление об ознакомлении с материалами допмероприятий. Ознакомление и представление возражений

в течение 10 рабочих дней по окончании срока на ознакомление и

представление возражений по допмероприятиям

(абз.2 п.1,п. 7 ст. 101НК РФ)

Рассмотрение материалов проверки, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля и вынесение итогового решения

Рассмотрим пример, если в решении о проведении допмероприятий указано, что они проводятся в срок до 01.12.

2016 года, у налогоплательщика есть возможность подать заявление на ознакомление с материалами допмероприятий и направить на них свои возражения в налоговый орган до 15.12.2016 года.

Инспекция в рассматриваемой ситуации должна принять итоговое решение по результатам проверки (о привлечении (отказе в привлечении) налогоплательщика к налоговой ответственности) — до 29.12.2016 года.

Как видим, каждая стадия осуществления налогового контроля таит в себе немало «подводных камней», успешно обойти которые в одиночку не всегда удается.

Мы, как практикующие налоговые юристы, всегда готовы оказать профессиональную поддержку и законную защиту на всех этапах налогового контроля.

Декабрь 2016 г.

Получите дельный совет от практикующих профессионалов для лучшего понимания перспектив развития Вашей ситуации.

Звоните: 8 (495) 998 — 22 — 95 (многоканальный)

Пишите: tax@arplaw.ru

P.S.: Приходите на ближайшие Круглые столы, в том числе по теме Налоговый контроль, где узнаете последние новости и разрешите свои вопросы (см. расписание >>).

Источник: http://arplaw.ru/sovety-yuristov/novye-pravila-dopolnitelnogo-nalogovogo-kontrolya-s-2016-goda-istrebovanie

Правила и сроки проведения налоговых проверок | Отчётсдан

С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

Каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями.

Недоимка, пени и штрафы могут быть выявлены и по итогам камеральной проверки.

Вопросам, посвященным срокам и порядку оформления результатов налоговых проверок, включая проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, посвящено интервью с экспертом.

— Какой документ составляется по окончании выездной налоговой проверки?

В последний день налоговой проверки проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку о проведенной проверке (пункт 15 статьи 89 НК РФ).

В справке фиксируются предмет проверки, сроки ее проведения.

Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Датой окончания проверки является дата составления указанной справки. В справке отдельно оговариваются сроки приостановления или продления проверки.

Форма справки приведена в приложении № 7 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

С составлением справки выездная налоговая проверка заканчивается. Справка вручается налогоплательщику.

Если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика и налогоплательщик проигнорировал уведомление явиться в налоговый орган для получения справки, то она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

— В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?

Акт составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке.

Форма акта, составляемого по результатам налоговых проверок, должна соответствовать приложению № 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Если выездная проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства).

Акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств.

Сами разделы акта проверок филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.

— Может ли акт быть подписан должностным лицом налогового органа, не участвовавшим в проверке?

Может. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не указывает на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика.

Налогоплательщик должен обосновать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в праве подачи возражений, представлении объяснений).

Другая ситуация имеет место, когда акт налоговой проверки, например, по причине отсутствия должностного лица налогового органа на рабочем месте, подписан за него другим должностным лицом.

Акт, подписанный сфальсифицированной подписью, не является надлежащим доказательством и не может лежать в основе решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Независимо от того, привело или не привело это к принятию неправильного по существу решения (Постановление АС Поволжского округа от 29.04.2015 № Ф06-23225/2015).

— Какие сроки составления акта по итогам камеральной проверки?

Статьей 88 НК РФ на камеральную проверку отводится 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
По общему правилу, составление справки о проведенной камеральной проверке НК РФ не предусмотрено.

Камеральная налоговая проверка декларации по НДС, акцизам имеет некоторые особенности.

По окончании проверки декларации, в которой суммы налога заявлены к возмещению, налоговый орган в течение семи дней обязан принять решение о возмещении, если не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (статьи 176 и 203 НК РФ).

При камеральной проверке возмещения НДС в заявительном порядке, возмещения акциза лицам, указанным в пункте 1 статьи 203.

1 НК РФ (в частности, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина), предусмотрено в соответствующих случаях направление налоговым органом сообщения налогоплательщику об окончании налоговой проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (пункт 12 статьи 176.1, пункт 9 статьи 203.1 НК РФ).

Акт камеральной налоговой проверки составляется при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки.

— Как акт передается налогоплательщику?

Акт по итогам камеральной и выездной проверки в течение 5 дней с даты подписания вручается налогоплательщику под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком.

Акт составляется после окончания проверки. Поскольку проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика, вручение акта выездной проверки под расписку может быть реализовано только вызовом налогоплательщика в налоговый орган для получения акта.

Если по каким-то причинам налогоплательщик не явился на получение акта, то акт подлежит направлению налогоплательщику по почте заказным письмом в течение тех же самых пяти дней с даты этого акта. Другого способа вручения акта в этом случае пункт 5 статьи 100 НК РФ не предусматривает.

— Будет ли считаться нарушением, если акт вручен с пропуском срока?

На практике присутствуют случаи вручения акта позже срока, установленного пунктом 5 статьи 100 НК РФ (письмо ФНС России от 08.12.2017 № ЕД-4-15/24930@).

Это не признается существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Но при условии, что налогоплательщик был своевременно проинформирован о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.

— Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?

Один месяц со дня получения акта.

Именно в этот срок согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в налоговый орган письменные возражения в целом или по отдельным положениям акта.

Источник: http://otchetsdan.ru/stati/protsedura-oformleniya-rezultatov-nalogovyh-proverok-2/

Бухгалтерия
Добавить комментарий