Альтернативные варианты формирования учетной политики: примеры

Варианты формирования учетной политики для целей налогообложения

Альтернативные варианты формирования учетной политики: примеры

Элементы учетной политики Допустимые варианты Основание
НДС
Момент определения налоговой базы по НДС при получении предоплаты по товарам, работам, услугам с длительностью производственного цикла свыше шести месяцев (по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 июля 2006 г. № 468) День оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг (по умолчанию)День отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг)Право определять налоговую базу по НДС на день отгрузки должно быть закреплено в учетной политике п. 1, 13 ст. 167 НК РФ
Порядок ведения раздельного учета НДС по операциям, облагаемым налогом в обычном порядке и по ставке 0 процентов Разрабатывается самостоятельно п. 10 ст. 165 НК РФ
Порядок ведения раздельного учета НДС по операциям, облагаемым налогом и освобожденным от налогообложения Разрабатывается самостоятельно п. 4 ст. 170, п. 4 ст. 149 НК РФ
Налог на прибыль
Порядок признания доходов и расходов Метод начисления (по умолчанию)Кассовый методКассовый метод можно применять, только если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС не превысила 1 000 000 руб. за каждый квартал ст. 272 НК РФст. 271 НК РФп. 1 ст. 273 НК РФ
Создание резерва на оплату отпусков, выплату вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год Если создается, то в учетной политике указывается способ резервирования, предельная сумма отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв п. 24 ст. 255, ст. 324.1 НК РФ
Создание резерва на ремонт основных средств, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание Если создается, то в учетной политике определяется предельная сумма отчислений в резерв п. 3 ст. 260, п. 2 ст. 324 НК РФ
Создание резерва по сомнительным долгам Если создается, то в учетной политике отражается решение о формировании резерва по сомнительным долгам п. 3 ст. 266 НК РФ
Создание резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание Если создается, то в учетной политике отражается решение о создании резерва, определяется предельный размер отчислений в резерв п. 1 ст. 267 НК РФ
Создание резерва на социальную защиту инвалидов. Право на их создание принадлежит общественным организациям инвалидов или организациям, которые используют труд инвалидов и одновременно отвечают двум условиям:
  • количество работающих инвалидов составляет не менее 50 процентов от общей численности сотрудников (при этом инвалиды, работающие по совместительству и по гражданско-правовым договорам, не учитываются);
  • расходы на оплату труда инвалидов составляют не менее 25 процентов от общих расходов на оплату труда сотрудников
Если создается, то решение о создании резерва отражается в учетной политике ст. 267.1 НК РФ
Создание резервов на НИОКР Если создаются, то в учетной политике отражается решение о создании каждого резерва и указывается срок формирования резервов, но не более двух лет ст. 267.2 НК РФ
Создание резервов предстоящих расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности и учитываемых при исчислении налога на прибыль, некоммерческими организациями (кроме госкорпораций и госкомпаний) Если создаются, то в учетной политике указываются виды расходов, по которым формируется резерв на срок не более трех лет ст. 267.3 НК РФ
Метод амортизации основных средств и нематериальных активов (кроме зданий, сооружений, передаточных устройств, входящих в восьмую–десятую амортизационные группы*) Линейный методНелинейный метод ст. 259.1 НК РФст. 259.2 НК РФ
Списание не более 10 процентов (не более 30% по основным средствам, относящимся к третьей–седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основного средства и (или) расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение либо частичную ликвидацию основного средства Если применяется, то в учетной политике указывается размер амортизационной премии, но не более 10% первоначальной стоимости основного средства (не более 30% первоначальной стоимости в отношении основных средств, относящихся к третьей–седьмой амортизационным группам) абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ
Применение повышающих коэффициентов к нормам амортизации основных средств О необходимости отражения этого элемента в учетной политике см. Как рассчитать амортизацию основных средств с применением повышающих (понижающих) коэффициентов п. 1, 2, 3 ст. 259.3 НК РФ
Применение пониженных норм амортизации Применяются (устанавливается перечень объектов и понижающие нормы) п. 4 ст. 259.3 НК РФ
Метод оценки сырья и материалов при их списании в производство ФИФОПо средней стоимостиПо стоимости единицы запасов п. 8 ст. 254 НК РФ
Метод оценки покупных товаров при их реализации ФИФОПо средней стоимостиПо стоимости единицы товара подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ
Метод списания расходов на приобретение малоценного имущества, не признаваемого амортизируемым ЕдиновременноВ течение нескольких отчетных периодов подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ
Метод оценки ценных бумаг при их реализации и ином выбытии ФИФОПо стоимости единицы п. 9 ст. 280 НК РФ
Порядок распределения доходов, полученных от производства с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом (поэтапная сдача работ (услуг) не предусмотрена). Организация применяет метод начисления Разрабатывается самостоятельно в соответствии с принципом равномерности признания доходов абз. 2 п. 2 ст. 271, ст. 316 НК РФ
Порядок распределения доходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, а также если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем. Организация применяет метод начисления Разрабатывается самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов п. 2 ст. 271 НК РФ
Порядок признания расходов, дату осуществления которых невозможно определить исходя из условий сделки, а также если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем. Организация определяет доходы и расходы методом начисления Разрабатывается самостоятельно. Если такие расходы связаны с получением доходов, относящихся к нескольким отчетным периодам (поэтапная сдача товаров, работ (услуг) не предусмотрена), то они признаются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов п. 1 ст. 272 НК РФ
Порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на продукцию (работы, услуги), изготовленную (выполненные, оказанные) в текущем месяце Разрабатывается самостоятельно п. 1 ст. 319 НК РФ
Порядок формирования стоимости приобретения товаров С учетом расходов на приобретение товаровБез учета расходов на приобретение товаров ст. 320 НК РФ
Перечень прямых расходов Разрабатывается самостоятельно с учетом отнесения расходов непосредственно к производству товаров, работ, услуг п. 1 ст. 318 НК РФ
Порядок списания прямых расходов организациями, оказывающими услуги Путем распределения на остатки незавершенного производстваБез распределения на остатки незавершенного производства (единовременно в полной сумме) п. 2 ст. 318 НК РФ
Механизм распределения прямых расходов, которые невозможно отнести к конкретному производственному процессу Разрабатывается самостоятельно. В учетной политике определяется механизм распределения прямых расходов с применением экономически обоснованных показателей п. 1 ст. 319 НК РФ
Порядок исчисления ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль Исчисление ежемесячных авансовых платежей производится исходя из фактически полученной прибыли за истекший месяцИсчисление ежемесячных авансовых платежей производится исходя из прибыли за предыдущий квартал п. 2 ст. 286 НК РФ
Показатель, используемый при определении доли прибыли, приходящейся на организацию и на каждое ее обособленное подразделение Сумма расходов на оплату трудаСреднесписочная численность сотрудников п. 2 ст. 288 НК РФ
Порядок уплаты налога на прибыль по обособленным подразделениям, расположенным в одном субъекте РФ Уплата налога на прибыль производится через каждое обособленное подразделениеУплата налога на прибыль по обособленным подразделениям, расположенным на территории одного субъекта РФ, производится через одно подразделение (с уведомлением об этом налоговой инспекции) п. 2 ст. 288 НК РФ
Порядок распределения налога организациями, имеющими обособленные подразделения. Специфика работы организации связана с сезонным привлечением рабочей силы. Проводится по согласованию с налоговой инспекцией Для распределения налога на прибыль применяется показатель удельного веса расходов на оплату труда вместо показателя среднесписочной численностиДля распределения налога на прибыль не применяется показатель удельного веса расходов на оплату труда вместо показателя среднесписочной численности п. 2 ст. 288 НК РФ
Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных На основе регистров бухучетаНа основе самостоятельно разработанных регистровНа основе форм, рекомендованных налоговой службой ст. 313 и 314 НК РФинформационное сообщение МНС России от 19 декабря 2001 г.
Порядок учета расходов на освоение природных ресурсов, относящихся к нескольким участкам недр, а также расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля Закрепляется порядок расчета доли расходов, приходящейся на участок недр п. 2 ст. 261, ст. 325.1 НК РФ
Порядок учета расходов на приобретение земельных участков, находившихся в государственной или муниципальной собственности, по договорам, заключенным с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года Равномерно в течение срока, который организация определяет самостоятельно. Продолжительность этого срока не может быть меньше пяти лет подп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФп. 5 ст. 5 Закона от 30 декабря 2006 г. № 268-ФЗписьмо Минфина России от 14 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/95письмо Минфина России от 8 мая 2007 г. № 03-03-05/111
Ежегодно в размере до 30 процентов от налоговой базы по налогу на прибыль за предыдущий год. Период списания расходов организация определяет самостоятельно либо не устанавливает**
Порядок учета расходов на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков (при условии заключения такого договора)*** Равномерно в течение срока, который организация определяет самостоятельно. Продолжительность этого срока не может быть меньше пяти лет подп. 1 п. 3, подп. 2 и 4 ст. 264.1 НК РФписьмо Минфина России от 27 июня 2007 г. № 03-03-06/1/425
Ежегодно в размере до 30 процентов от налоговой базы по налогу на прибыль за предыдущий год. Период списания расходов организация определяет самостоятельно
Порядок учета расходов на приобретение лицензии на освоение природных ресурсов В учетной политике закрепляется один из методов признания расходов, связанных с приобретением лицензии на пользование недрами:
  • в качестве нематериального актива;
  • в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет
ст. 325 НК РФ
Налог на добычу полезных ископаемых
Метод определения количества добытого полезного ископаемого Прямой (посредством применения измерительных средств и устройств)Косвенный (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) п. 2 ст. 339 НК РФ

* К зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, срок полезного использования которых составляет более 20 лет, применяется только линейный метод начисления амортизации (п. 3 ст. 259 НК РФ).

** В случае если самостоятельно период списания организация не определила, то убыток от реализации прав на земельный участок, ранее находившийся в государственной (муниципальной) собственности, включается в расходы равными долями в течение периода, который рассчитывается как разница между сроком, установленным для списания расходов на приобретение участка, и сроком фактического владения этим участком (подп. 3 п. 5 ст. 264.1 НК РФ).

*** Предусмотренный статьей 264.1 Налогового кодекса РФ порядок признания расходов на приобретение права заключения договора аренды земли распространяется в том числе и на договоры, заключенные после 31 декабря 2011 года (письмо Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-03-06/1/8198).

Источник: http://nalogobzor.info/publ/uchet_i_otchetnost/organizacija_ucheta/varianty_formirovanija_uchetnoj_politiki_dlja_celej_nalogooblozhenija/42-1-0-1066

Основные понятие и способы формирования учетной политики

Основные понятие и способы формирования учетной политики

После того как в экономике окончательно завершился переход к современному рыночному ведению дел, изменилось и ведение бухгалтерского учета (БУ), а в особенности  учетная политика организаций (УП).

Теперь понятие и формирование учетной политики не так сильно контролируются со стороны государства, как это было раньше. В сегодняшней экономике можно разумно сочетаются контроль государства и самостоятельная постановка бух. учета самими компаниями.

Особенность новых подходов к современному бух. учету состоит в том, что на базе регламентированных законом правил, каждая организация имеет право сама создавать свою учетную политику.

Так в будущем бухгалтера компании смогут легко, так как им удобно и эффективно решать все имеющиеся задачи.

Что такое учетная политика

Трудно однозначно ответить, что такое учетная политика предприятия. В понятие учетной политики входит слишком много факторов, которые очень сложно описать в нескольких предложениях.

И так что такое учетная политика? Теперь расставим все по полочкам простыми словами.

Учетная политика предприятия организации представляет объединение методов ведение учета. Такова на сегодняшний день позиция правил действующего законодательства.

Учетная политика компании это своего рода документ, который включает в себя:

  • Методы первоначального наблюдения;
  • Ценового измерения;
  • Настоящей группировки;
  • Обобщения всей информации относительно деятельности организации.

Определение учетной политики включает в себе такие способы как:

  • Методы группировки учета;
  • Оценочные факторы ведения основной деятельности;
  • Оценка всех активов предприятия;
  • Ведение документного оборота;
  • Инвентаризации материальных ценностей (ревизия);
  • Методики использования бухгалтерских счетов;
  • Регистрация учета;
  • Обработка всех имеющихся данных.

Учетная политика представляет собой систему сбора, регистрации всех данных о работе предприятия в финансовом выражении, а также их дальнейшего обобщения в единую понятную структуру. Этого удается достигать при помощи документального оборота всех хоз операций, а именно всех движений денежных средств.

Что такое учетная политика организации и  для чего нужна учетная политика можно легко определить благодаря вышеизложенному.

Учетная политика бухгалтерского учета должна быть сформирована в каждой компании ее на стадии ее открытия.

Ведь именно таким образом, показано финансовое положение предприятия.

Кто занимается составлением

Как сделать учетную политику и кто этим должен заниматься? Учетная политика для целей бухгалтерского учета составляется исключительно главным бухгалтером. Иногда в ее создании принимает участие руководитель.

В частности участие руководителя желательно при выборе методов начисления износа, при выборе методов начисления цен и торговой надбавки, и так далее. После того как учетная политика предприятия будет составлена директор ее утверждает.

Отсюда можно вывести простую и понятную формулу. По законам РФ учетная политика утверждается в обязательном порядке директором. Вместо главного бухгалтера (если его нет) составлением учетов может заниматься обычный бухгалтер.

Важно: Иногда предприятия (обычно это небольшие организации) не содержат штатного бухгалтера.

Тогда они пользуются услугами компаний занимающихся бухгалтерским сопровождением.

В этом случае именно эти компании и занимаются разработкой учетной политики. А утверждает все также руководитель.

Учетная политика организации должна составляться и утверждаться ежегодно до 31-го декабря текущего года. В ней должны быть отражены следующие данные:

  • Основная деятельность организации;
  • Оценка полученных активов;
  • Методы, с помощью которых начисляются цены при авторизации;
  • Методы, которыми определяется износ.

Важно: Учетная политика для ООО только что окончивших процесс регистрации должна быть сдана в течение 90 дней.

Из чего состоит учетная политика?

В учетной политике организации должны быть отражены следующие моменты:

  • План синтаксических и аналитических счетов, которых требует учетная политика ОСНО;
  • Все документы компании. Именно те, благодаря которым проводится учет, и оформляются операции без типовых форматов;
  • Порядок, по которому проводится инвентаризация и способы оценки активов и пассивов;
  • На каких правилах проведен учет;
  • Процедуры контроля за операциями и прочие решения, требуемые для ведения БУ.

Принятая фирмой УП используется постоянно из года в год.

Изменения в нее обычно производятся тогда когда возникают изменения в законе РФ или компаний занимающихся регулированием БУ либо при изменении условий, по которым может производиться деятельность самой организации. Именно поэтому сданная до конца года учетная политика вводится в новом финансовом году.

Разновидности учетной политики

Учетную политику делят и по назначению:

  • Ведение БУ;
  • Учет для его предоставления в налоговую службу;
  • Учет, который должен отвечать всем стандартам.

С начала 2002-го в каждой компании в обязательном порядке должно быть сразу две учетные политики. Первая в целях ведения учета, а вторая в целях уплаты налогов.

https://www.youtube.com/watch?v=-7PO9CTJyhM

УП должна соответствовать следующим характеристикам:

  • индивидуальная;
  • гибкая;
  • в достаточной мере пользоваться всеми возможностями предоставленными государством;
  • обоснованная.

То какую именно учетную политику предприятие изберет, окажет прямое влияние такие показатели как:

  • Величина НДС;
  • Величина налога на прибыль и н имущество;
  • Себестоимость продукции;
  • Индикаторы денежного положения дел организации.

Именно поэтому учетная политика это такой важный документ, который участвует в формировании главных индикаторов деятельности организации, ее денежного и налогово го планирования.

Если УП сформирована должным образом, то это позитивно сказывается на улучшении главных показателей организации.

В ее основе состоят  резервы более продуктивного управления всей организацией. Принятая учетная политика призвана обеспечить целость системы всей организации.

Она должна охватывать все аспекты процесса деятельности компании.

Источник: http://buh-spraa.ru/buhgalterskij-uchet/uchetnaya-politika-prilozheniya/ponyatie-i-formirovanie-uchetnoj-politiki.html

Понятие учетной политики предприятия

Понятие учетной политики предприятия 31 марта 2014      Основы бухучета

Организации, предприятия и прочие экономические субъекты различаются по форме собственности, структуре активов, численности сотрудников и другим характеристикам.

В такой ситуации невозможно применить ко всем участникам экономической деятельности строгие единые нормативы организации бухучета. Поэтому возникла необходимость дифференцировать методы ведения бухгалтерской деятельности для различных видов предприятий.

Отсюда и появилось понятие об учетной политике экономического субъекта.  

Скачать образец учетной политики на 2017 год для организации на ОСНО можно бесплатно внизу статьи.

Учетной политикой называется совокупность способов организации бухучета экономическим субъектом.

Иными словами, федеральные стандарты допускают различные виды форм бухгалтерских документов и организации ведения учета, из которых каждый субъект выбирает наиболее подходящие для своей деятельности способы.

Эти способы включают различные варианты группировки и оценки деятельности предприятия, погашения стоимости его активов, обеспечения оборота документов, проведения инвентаризации, использования счетов, реестров бухучета и другие.

Утверждается учетная политика приказом руководителя, который можно составить по такому образцу:

Скачать образец приказа в word.

Кем формируется учетная политика организации

Учетная политика предприятия регламентируется Федеральным Законом №402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.

(статья 8) в редакции от 18 июля 2017 года и Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).

В соответствии с этими нормативными актами, учетная политика должна быть разработана главным бухгалтером (либо другим лицом, уполномоченным вести бухгалтерский учет) и утверждена ее руководителем.

Закон №402-ФЗ отменяет применявшиеся ранее стандартные формы первичной документации, теперь такая документация также утверждаются руководителем предприятия. (Подробнее о первичных бухгалтерских документах читайте здесь). При этом приводится перечень обязательных пунктов.

В пункте 4 статьи 8 уточняется, что при отсутствии принятых федеральными стандартами способов ведения бухучета для конкретного вида объекта, последний может самостоятельно разработать такие способы, в соответствии с требованиями законодательства и существующих стандартов.

Разработка учетной политики предприятия

Положение ПБУ 1/2008 разъясняет организацию учетной политики более подробно. Так, в пункте 5 вводятся подразумеваемые допущения:

  • активы и обязательства предприятия обособлены от активов и обязательств ее собственников (и активов иных организаций)
  • организация будет осуществлять непрерывную деятельность в долгосрочном порядке и будет гарантировано выполнение ее обязательств
  • будет обеспечена последовательная ежегодная учетная политика
  • факты экономической деятельности организации соответствуют отчетному периоду, в котором они происходили, независимо от времени поступления денежных средств.

В пункте 6 ПБУ указаны общие принципы учетной политики, которая должна обеспечивать:

  • комплексное отображение всех фактов экономической деятельности
  • своевременное внесение этих фактов в бухгалтерские документы
  • приоритет признания всех расходов и обязательств перед возможными доходами и стоимостью активов
  • приоритет экономической составляющей хозяйственной деятельности перед ее правовой формой
  • соответствие результатов аналитического учета счетам учета синтетического на последний день периода
  • рациональность ведения бухучета в соответствии с видом деятельности и величиной организации.

Пункт 4 Положения вводит основные разделы учетной политики, составляющие структуру бухгалтерской деятельности. Руководителем организации должны быть утверждены:

  • план счетов бухучета (синтетические и аналитические счета), о рабочем плане счетов читайте здесь.
  • формы первичной документации, регистров бухучета и внутренней отчетности
  • методика инвентаризации активов и пассивов организации
  • варианты оценки этих активов и обязательств
  • порядок документооборота и обработки информации
  • методы контроля хозяйственной деятельности
  • другие документы, регламентирующие бухучет на конкретном предприятии.

Третий раздел Положения ПБУ 1/2008 посвящен изменению учетной политики. Оно допустимо в трех случаях:

  • изменения федерального законодательства и нормативных актов по бухучету
  • разработки организацией более совершенных и эффективных способов ведения учета
  • существенной реорганизации, изменения сферы деятельности предприятия.

Введение новой учетной политики необходимо производить, преимущественно, с начала отчетного периода.

Обязательно утверждение новой структуры бухгалтерского учета соответствующими приказами руководителя предприятия.

Возможные финансовые последствия такого изменения должны быть отражены в бухгалтерской отчетности.

Руководители многих организаций недооценивают значение связи учетной политики с результатами деятельности предприятия.

Правильная учетная политика оказывает положительное влияние на себестоимость выпускаемой продукции, валовую прибыль, другие показатели финансового положения организации.

При отсутствии эффективной учетной политики невозможно произвести сравнительный анализ деятельности предприятия в различные периоды, а также сравнить полученные результаты с показателями других аналогичных предприятий.

Скачать образец

Учетная политика на 2017 год образец скачать бесплатно для ОСНО — ссылка.

Источник: http://buhs0.ru/ponyatie-uchetnoj-politiki-predpriyatiya/

Учетная политика предприятия 10

Учетная политика предприятия 10

Введение…………………………………………………………………………1

Глава 1. Нормативно-правовое регулирование по учетной политике предприятия.

1.1. Учетная политика, как основа для формирования финансовой отчетности организации……………………………………………………………………… 5

1.2. Принципы формирования учетной политики предприятия……………..15

1.3. Основные элементы учетной политики для целей налогообложения…..24

Глава 2. Учетная политика на примере ООО «Олимп».

2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Олимп»…………….35

2.2. Учетная политика для целей бухгалтерского учета………………………38

2.3. Учетная политика для целей налогового учета……………………………43

Глава 3. Оценка эффективности учетной политики на примере ООО «Олимп».

3.1. Оценка эффективности составления и использования учетной

политики для целей бухгалтерского учета…………………………………51

3.2. Оценка эффективности составления и использования учетной

политики для целей налогового учета……………………………………..59

3.3. Основные выводы по проведенной оценке эффективности учетной

политики……………………………………………………………………..62

Заключение………………………………………………………………………65

Список литературы…………………………………………………………….68

Введение.

В настоящее время, в условиях рыночной экономики России, центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на микроэкономическом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

Здесь решаются вопросы движения и взаимодействия фактов хозяйственной деятельности и отражения этих фактов в виде способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения (документация и инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькуляция), текущей группировки (счета и двойная запись) и итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной деятельности. Выбор методологии отражения и учета хозяйственных операций предприятия должен быть закреплен в приказе об учетной политике, что представляет собой акт выполнения требования бухгалтерского законодательства: в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Именно поэтому можно сказать, что выбранная тема дипломной работы очень актуальна на сегодняшний день.

Поскольку учетная политика является методологической основой деятельности каждого бухгалтера, то из всех предоставленных возможностей ведения бухгалтерского и налогового учета необходимо выбрать и закрепить лишь те варианты при которых предприятие будет получать наибольшую выгоду. Именно поэтому существует потребность в оценке учетной политики, раскрытии ее роли в ведении бухгалтерского и налогового учета, что является основной целью данной дипломной работы.

Предметом исследования курсавой работы является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Олимп».

Глава 1. Нормативно-правовое регулирование по учетной политике предприятия.

1.1.Учетная политика, как основа для формирования финансовой отчетности организации.

Основным источником информации о положении и результатах деятельности организации является ее бухгалтерская отчетность.

Можно предположить, что если отчетность организации, во-первых, содержит все необходимые данные для заинтересованных пользователей, и, во-вторых, сопоставима с отчетностью других участников рынка, то решения, принимаемые на основании такой отчетности, экономически оправданны. Инвестирование в этом случае осуществляется при наличии необходимой для принятия решений достоверной информации.

Из сказанного можно сделать вывод, что чем лучше развита система бухгалтерского учета и чем более подробную и достоверную информацию на ее основании могут представлять и получать организации, тем меньше вероятность резкого изменения экономической ситуации.

Отсутствие необходимой информации и адекватных требований к ее подготовке становится причиной неспособности большинства инвесторов реально оценить свои будущие выгоды и риски, что может привести к нарушению экономической устойчивости рынка.

Выбор, сделанный в условиях дефицита информации, не является экономически обоснованным. [23].

В настоящее время основой международной гармонизации правил учета и отчетности являются международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации”

ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г.

N 60н, является одним из первых правовых актов, принятых во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283, и распоряжения Правительства РФ от 21 марта 1998 г. N 382-р.

Международный центр реформы системы бухгалтерского учета при содействии Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) разработал рекомендации по реформе бухгалтерского учета, в которых в качестве среднесрочной цели российской экономики предлагается осуществить полную замену российской системы бухгалтерского учета на МСФО для составления финансовой отчетности всеми компаниями, кроме предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченным числом участников.

Официальные представители названных международных организаций полагают, что использование российских стандартов учета для организаций равнозначно растрате своих инвестиционных ресурсов.

Нынешняя система ведения бухгалтерского учета и составления отчетности приводит к неэффективному использованию ресурсов, так как не позволяет внешним пользователям отчетности делать своевременные и адекватные выводы о результатах хозяйственной деятельности и финансовом состоянии организаций, что создает дополнительные риски и снижает инвестиционную привлекательность российской экономики. Использование же МСФО позволяет привлекать капитал значительно быстрее и по более низкой цене.

https://www.youtube.com/watch?v=9OpcszuhJSU

В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета к январю 2000 г.

предусматривались разработка и принятие 22 основных положений по бухгалтерскому учету, однако на сегодняшний день принято лишь 15, причем эти документы не полностью согласуются друг с другом и с другими правовыми актами. [21].

Таким образом, реформа стандартов бухгалтерского учета и отчетности, применяемых в российской экономике в настоящее время, является необходимым условием оживления инвестиционной активности.

Для экономических субъектов существующие правила учета также создают ненужные трудности и дополнительные издержки при принятии решений, а если организации пытаются привлечь иностранные инвестиции или займы, то им приходится трансформировать имеющуюся отчетность согласно международным стандартам.

Согласно положениям МСФО 1 “Представление финансовой отчетности”, утвержденного Правлением КМСФО в июле 1997 г., учетная политика – это конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности.

В ПБУ 1/98 дано более узкое определение: учетная политика – совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся следующие:

группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;

погашения стоимости активов;

организации документооборота;

инвентаризации;

применения счетов бухгалтерского учета;

применения системы регистров бухгалтерского учета;

обработки информации;

иные соответствующие способы и приемы.

Все организации имеют право самостоятельно разрабатывать свою учетную политику. [3].

Учетная политика отражает выбранные организацией варианты учета, предусмотренные нормативными документами.

Например, это может быть выбор одного из методов оценки стоимости материальных ресурсов, списываемых в производство (по средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО, которые допустимы в соответствии с ПБУ 5/01 “Учет материально-производственных запасов”, утвержденным приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н).

Ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер (бухгалтер) организации.

На руководителя организации возложена обязанность по утверждению сформированной учетной политики организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением руководителя и т.п.). Основные элементы при формировании учетной политики отражены на схеме 1:

Схема 1.Элементы учетной политики в целях бухгалтерского учета.

Источник: http://MirZnanii.com/a/19541/uchetnaya-politika-predpriyatiya-10

Учетная политика предприятия

Что подразумевается под учетной политикой предприятия?

Учетная политика предприятия трактуется как совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и представления финансовой отчетности.

Другими словами, учетная политика представляет собой самостоятельный выбор предприятием определенных и конкретных методик, формы и техники ведения бухгалтерского учета, исходя из действующих нормативных актов и особенностей деятельности предприятия.

https://www.youtube.com/watch?v=EbIB0L_hqOg

Большинство ученых учетную политику определяют как совокупность способов ведения бухгалтерского учета.

В то же время учетная политика, кроме ведения учета, включает в себя довольно широкое понятие его организации.

Без организации не бывает ведения учета: если не придерживаться этого правила, то неправильно будет сформирована вся система подготовки объективной и достоверной отчетности.

В современных условиях учетная политика должна рассматриваться как способ законодательного регулирования финансово-экономических и хозяйственных особенностей функционирования отдельных предприятий в условиях рыночной экономики.

Уровни формирования учетной политики

Существует два уровня формирования учетной политики в современной хозяйственной системе:

  • первый уровень – политика государственных органов относительно развития учета (признание страной международных бухгалтерских стандартов и внедрение их в национальную систему учета; решение вопросов регламентации учета; разработка национального плана счетов или его отсутствие; разработка и утверждение форм отчетности; методологическое и организационное руководство системой учета в стране; содействие подготовке кадров и развитие научных исследований по учету; программа книгоиздания, обеспечение методической литературою бухгалтеров-практиков; вопросы оплаты труда, социального обеспечения и т.п.);
  • второй уровень – политика конкретного предприятия с целью обеспечения надежности финансовой отчетности (рабочий план счетов бухгалтерского учета; формы первичных учетных документов; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; методы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета).

Учетная политика должна разрабатываться каждым предприятием, зарегистрированным в установленном законодательством порядке.

По определению учетная политика должна обеспечить получение достоверной информации об имущественном и финансовом состоянии предприятия, результатах его деятельности, необходимой для всех пользователей финансовой отчетности с целью принятия соответствующих решений.

При этом предприятие самостоятельно определяет свою учетную политику и выбирает форму ведения бухгалтерского учета с соблюдением принципов, установленных законодательством.

Степень свободы предприятия в формировании учетной политики ограничен государственной регламентацией бухгалтерского учета, которая предоставляет перечень методик и учетных процедур, среди которых, однако, допустимы альтернативные варианты.

Она определяется возможностью выбора конкретных способов оценки, калькуляции, рабочего плана счетов.

Следовательно, учетная политика предприятия – это не просто совокупность способов ведения учета, избранных соответственно к условиям хозяйствования, но и выбор методики учета, которая дает возможность использовать различные варианты отражения фактов хозяйственной жизни в учете (в зависимости от поставленных целей). Другими словами, учетную политику в широком понимании можно определить как управление учетом, а конкретнее – как совокупность способов ведения учета, что предполагает выбор предприятием конкретных методик ведения учета.

Учетная политика как внутренний нормативный документ

Учетная политика оформляется организационно-распорядительным документом – приказом или распоряжением руководителя.

Это внутренний нормативный документ, регламентирующий организацию и порядок ведения учета на предприятии, и предполагающий совокупность способов и процедур организации и ведения учета, которые используются с целью подготовки, составления и представления финансовой отчетности.

При этом необходимо помнить, что в учетной политике должны отображаться только те положения бухгалтерского учета, которые имеют различные варианты применения.

Идентичные требования законов, положений, инструкций, используемых в бухгалтерском учете, не должны повторяться в приказе об учетной политике. С другой стороны, общие положения, одинаковые для всех предприятий, не следует включать в учетную политику.

При ее формировании рассматриваются только те вопросы, решение которых согласно нормативных документов может отличаться от принятых на других предприятиях. Наличие в нормативно-правовой базе формулировок «может» или «имеет право» влечет за собой определение очередного элемента учетной политики.

Учетная политика предприятия разрабатывается главным бухгалтером предприятия и утверждается его руководителем.

Именно в учетной политике главный бухгалтер может и должен проявить свой уровень профессиональной подготовки и опыт, но его роль на предприятии иногда неоправданно занижается.

Руководитель анализирует предложенную главным бухгалтером учетную политику и в случае согласия утверждает ее.

Разделы учетной политики

Приказ об учетной политике по содержанию, как правило, состоит из двух разделов в зависимости от круга рассматриваемых вопросов:

  1. организационно-технического (рабочий план счетов, формы первичных документов, порядок инвентаризации, график документооборота и т.д.);
  2. методические (порядок начисления амортизации, списания запасов, формирования резервов и т.п.).

Если отдельные авторы дискутируют по поводу необходимости сохранения в приказе об учетной политике первого раздела, то, по нашему мнению, он является определяющим.

Обязательность включения в приказ об учетной политике организационно-технического раздела следует из Закона «О бухгалтерском учете», хотя при этом он ориентирован, в первую очередь, на внутренних пользователей, а не на внешних.

Относительно второго раздела, то необходимо осознавать, что, используя посредством своей учетной политики различные методы бухгалтерской оценки фактов хозяйственной жизни в абсолютно одинаковых хозяйственных ситуациях, предприятие может представить в бухгалтерской отчетности совершенно разные результаты хозяйственно-финансовой деятельности. Последний вывод сводит на нет значение бухгалтерской отчетности для внешних пользователей.

Учетная политика: соотношений понятий «правильность» и «объективность» финансовой информации

Выделяют два самостоятельных понятия – правильность («правдивость») бухгалтерской отчетности и ее объективность («реальность»).

При этом достоверность отчетности определяют как соответствие ее действующим нормам бухгалтерского законодательства, а объективность отчетности – как соответствие его действительному положению вещей, то есть действительному (реальному) финансовому состоянию предприятия. И именно тут пользователю бухгалтерской отчетности важно осознать, что на практике отчетность конкретных предприятий может (и должна) быть достоверной, но при этом она никогда не может быть реальной. Один и тот же факт хозяйственной жизни может быть отражен в бухгалтерском учете с помощью совершенно разных методов. В теории существует много вариантов бухгалтерской методологии, на практике же набор возможных вариантов бухгалтерской интерпретации фактов хозяйственной жизни ограничивается нормами законодательства. Каждый из таких вариантов позволяет приблизиться к отображению реального содержания только любого одного из многих информационных аспектов факта хозяйственной жизни. Использование учетной политики предусматривает многовариантность учетной отражение, а это означает определенную диспозитивность учета.

Источник: http://topknowledge.ru/uchet-na-predpriyatiyakh/4368-uchetnaya-politika-predpriyatiya.html

Бухгалтерия
Добавить комментарий