Риск-ориентированный подход при проведении трудовых проверок

Содержание

Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности

Риск-ориентированный подход при проведении трудовых проверок

Риск является необъемлемой частью любого предприятия и мероприятия. Что бы вы ни делали, всегда есть возможность того, что что-то пойдет не так.

Особенно актуально это для бизнеса, так как в этой сфере риски существуют в самых разных формах и могут проявляться в самых неожиданных местах и моментах.

Именно поэтому существует риск-ориентированный подход, который позволяет максимально эффективно действовать в условиях повышенного риска.

В чем суть этого процесса? Какие у него существуют факторы? Используется ли он в Российской Федерации, и если да, то на каком уровне? Данная статья будет полностью посвящена тому, что такое риск-ориентированный подход, и всем деталям, которые его касаются.

Суть подхода

Итак, в первую очередь необходимо разобраться с тем, что такое риск-ориентированный подход. Представьте себе предприятие, которое функционирует на каком-либо рынке.

Существует огромное количество рисков, которые его касаются, в зависимости от того, какую именно деятельность оно осуществляет.

Проведение контрольно-надзорной деятельности на этом предприятии может осуществляться самыми разными способами, но в последнее время наибольшую популярность получил именно риск-ориентированный подход.

Специалист анализирует все возможные риски, которые касаются данного предприятия, выделяет среди них самые большие, отсеивает те, которые не сильно влияют на деятельность предприятия, а затем создает полноценную стратегию по борьбе с ними, чтобы предприятие могло максимально эффективно функционировать, снижая их вероятность. Так что суть данного метода, другими словами, заключается в поиске тех факторов, которые мешают предприятию функционировать на сто процентов, и дальнейшее их нивелирование.

Многие предприниматели могут задуматься: а зачем вообще им нужен риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности? Ведь их предприятие является маленьким, поэтому и риски у него все на поверхности, да и опасности реальной они не представляют. Однако это большое заблуждение. Даже самое маленькое предприятие может иметь десятки разнообразных факторов риска, многие из которых скрыты от взгляда непрофессионала. В результате они остаются незамеченными, реализуются и не позволяют предприятию достичь желаемой цели. Соответственно, риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности является очень важным, так как он позволяет выявить все факторы риска еще до того как они могли был реализоваться, а затем превратить эту информацию в полноценный бизнес-план, который позволяет предприятию функционировать, избегая реализации того или иного фактора риска, тем самым повышая свою производительность. Предприниматель сможет наглядно увидеть, какие именно процессы подвержены наибольшей опасности – и не запускать их, чтобы значительно повысить свой шанс на успех. Что ж, теперь вы понимаете в общих чертах, что это за метод. Пришло время разобрать его на детали и изучить более внимательно.

Прежде чем затевать применение риск-ориентированного подхода, вам необходимо четко уяснить основные понятия, связанные с этим процессом. И первое, естественно, это риск.

Что это такое? Под риском подразумевается определенное событие, которое еще не произошло и не происходит, а может произойти в будущем – и при этом оно имеет определенный процент вероятности нанесения ущерба вашему предприятию.

Сложность здесь заключается в том, что риск может быть как непосредственно самим событием, так и фактором, влияющим на другие.

При этом не стоит забывать, что он может случиться, а может и не случиться, его эффект может быть как серьезным, так и слабым.

Именно поэтому рекомендуется приглашение специалиста по данному подходу для его использования, так как здесь очень многое зависит от опытности профессионала. Человек, который работает с риск-ориентированным подходом не первый год, сможет гораздо более четко и быстро определять серьезность тех или иных рисков, разграничивать их факторы.

Исходный и остаточный риски

Что еще необходимо знать про риск-ориентированный подход? Организации используют его все чаще. Однако при этом рекомендуется прибегнуть к услугам специалистов, так как именно они смогут помочь вам максимально эффективно составить план рисков для вашего предприятия.

Например, вы вряд ли знаете, что такое исходный и остаточный риски, а также какая между ними разница. Естественно, вам стоит об этом узнать даже в том случае, если вы не планируете использование подобного подхода, так как это очень важная информация.

Дело в том, что иногда даже самые серьезные меры не дают вам стопроцентной гарантии того, что риск не будет активирован. Именно поэтому и существует данное разграничение.

Исходный риск – это тот, который имеется изначально без какого-либо стороннего вмешательства с вашей стороны, в то время как остаточный – это тот, который остается после того, как были предприняты все возможные меры по его устранению.

Естественно, чаще всего остаточный риск имеет гораздо меньшую вероятность активации и намного меньший потенциальный урон. И уже это дает понять, что риск-ориентированный подход в контроле является очень эффективным и невероятно полезным для любого типа бизнеса.

Фактор риска

Уже не раз выше был упомянут термин «фактор риска» – но что же он обозначает? Это результат какого-либо действия, бездействия либо условия, из-за которого увеличивает вероятность реализации конкретного риска, а также повышается вероятный ущерб, который будет нанесен при его активации. Тот фактор риска, который запускает процесс реализации риска, является причиной, и это вызывает большое заблуждение у многих людей. Дело в том, что причиной будет какой-либо фактор, однако далеко не все факторы являются причиной. Можно легко запомнить, что причина у активации риска будет одна, а побочных факторов, которые будут увеличивать вероятность активации и усиливать урон, может быть много. Нетрудно представить себе, что в различных отраслях будут различаться как факторы риска, так и сам по себе риск-ориентированный подход. В охране труда, например, факторы риска вряд ли буду совпадать с теми, которые существуют в сфере малого бизнеса. Итак, вы теперь имеете общее представление о том, как это действует. Пришло время взглянуть на наглядный пример. И какой будет лучше, чем совсем недавно начавшийся процесс внедрения риск-ориентированного подхода в систему организации государственного контроля и надзора Российской Федерации?

Первого апреля 2016 года в Российской Федерации было выпущено постановление Правительства о риск-ориентированном подходе при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий.

В соответствии с ним было принято решение о введении данного подхода на государственном уровне для повышения функциональности и эффективности действия государственных органов.

В принципе, то же самое происходит и в сфере бизнеса – предприниматель должен принять решение о внедрении риск-ориентированного подхода, и уже оно, подтвержденное документально, запускает весь процесс, о котором сейчас и пойдет речь.

Определение видов контроля

Итак, с чего же начался риск-ориентированный подход организации государственного контроля в правительстве Российской Федеарции? В первую очередь, постановлением Правительства были обозначены виды контроля, которые будут подвержены изменениям после введения данного подхода. Другими словами, риск-ориентированный подход, когда он будет полностью внедрен, затронет не все сферы, а лишь те, которые были обозначены в постановлении. Что это за сферы? В соответствии с постановлением, следующие виды государственного контроля и надзора будут осуществляться с применением риск-ориентированного подхода: федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемический надзор, федеральный государственный надзор в области связи и федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства. Однако это не единственная информация, которая содержалась в постановлении.

Введение правил

Что еще содержало в себе постановление, в соответствии с которым для обозначенных выше сфер деятельности был запущен риск-ориентированный подход? Государственный надзор в этих сферах будет осуществляться в соответствии с правилами, которые также были обозначены в тексте постановления. Всего было выделено 21 правило. Их должны будут придерживаться государственные органы при проведении надзора и контроля в соответствующих сферах деятельности.

Категории риска и критерии отнесения

Но и на этом информация, предоставляемая постановлением, не заканчивается – также в нем определены конкретные категории риска, классы опасности, а также особенности мероприятий при обнаружении той или иной категории риска и опасности.

Более того, в тексте постановления созданы и критерии отнесения того или иного физического или юридического лица к определенной категории риска и опасности.

Собственно говоря, на этом теоретическая часть закончилась – и с апреля 2016 года постановление начало вступать в силу поэтапно.

К слову, процесс все еще не закончен, поэтому будет интересно взглянуть на то, какие шаги уже были успешно завершены, какие находятся на стадии реализации, а какие еще даже не стартовали и только назначены на определенную дату в будущем.

Методики расчета

Первым практическим заданием, которое началось в мае 2016 года, стала разработка методик расчета значений показателей, которые в дальнейшем будут использоваться для определения степени опасности того или иного фактора и непосредственно самого риска.

Обратите внимание на то, что этот процесс является очень важным и трудоемким, так как, по сути, именно его результаты будут фундаментом для дальнейшей деятельности программы.

Поэтому работы над этим шагом все еще ведутся, хотя и были начаты уже много месяцев назад.

Внеплановые проверки

Что касается данного шага, то он был очень коротким и быстрым – в ходе него необходимо было законодательно закрепить возможность использования данного подхода при проведении внеплановых проверок. Это было осуществлено уже во втором квартале 2016 года.

Подготовка рекомендаций

Следующим шагом стала подготовка развернутых методических рекомендаций, которые могли бы использовать соответствующие государственные правительственные органы для внедрения риск-ориентированного подхода в свою деятельность.

Этот шаг потребует немало усилий, так как он подразумевает наличие готового проекта, в соответствии с которым и будут созданы рекомендации.

Именно поэтому срок реализации этого пункта назначен на февраль 2017 года – и ответственный органы все еще ведут работу над его завершением.

Подведение предварительных итогов

К марту 2017 года должны быть подведены предварительные итоги внедрения риск-ориентированного подхода в указанные выше органы государственного надзора.

Дело в том, что данный подход в будущем планируется использовать гораздо более широко, поэтому сейчас он внедряется только в ограниченное количество сфер, и сейчас происходит оценка того, насколько эффективным является этот проект. В марте 2017 года будут подведены итоги и, на основании полученных результатов, будет принято решение о том, насколько в ближайшее время будет расширен список видов надзора, и каким он будет к 2018 году, то есть к моменту полного внедрения данного подхода в государственные органы надзора.

Проведение семинаров

В июне 2016 года был проведен первый семинар по обмену успешными практиками функционирования риск-ориентированного подхода в органах государственного контроля и надзора.

У этого шага нет срока давности, так как он должен производиться раз в полгода.

Вполне вероятно, что после полного внедрения системы в этот пункт будут внесены коррективы, но вплоть до 2018 года эти семинары будут проводиться каждые шесть месяцев, что позволит значительно улучшить функциональность данного проекта.

Источник: http://.ru/article/286090/risk-orientirovannyiy-podhod-v-kontrolno-nadzornoy-deyatelnosti

Как будет применяться риск-ориентированный подход при проверках Государственной инспекции труда

Как будет применяться риск-ориентированный подход при проверках Государственной инспекции труда

В письме от 12.04.2017 № ТЗ/1330-11-2 Роструд напомнил, что постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 г.

№ 197 утверждены изменения, в соответствии с которыми федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с правилами отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

Хозяйствующие субъекты распределяются на 5 категорий рисков. В зависимости от категории риска периодичность проведения плановых проверок будет составлять:

  • для категорий высокого риска – 1 раза в 2 года; 
  • для категорий значительного риска – 1 раз в 3 года;
  • для категорий среднего риска – не чаще чем 1 раз в 5 лет;
  • для категорий умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к низкой категории риска, плановые проверки проводиться не будут.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрен коэффициент устойчивости их добросовестного поведения (Ку), который рассчитывается для каждого работодателя на основании следующих показателей:

  • наличие несчастных случаев;
  • факт задолженности по зарплате;
  • наличие факта назначения административных наказаний.

При отсутствии назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки принимается решение о понижении категории риска до следующей.

При наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством, за 3 года, предшествующих текущему, категория риска повышается до категории высокого риска.

Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании:

  • данных ведомственной отчетности о результатах надзорно-контрольной деятельности, представленных территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости за 3 года, предшествующих текущему;
  • сведений о травматизме за 3 года, предшествующих текущему;
  • сведений о задолженности по зарплате за предшествующий год.

Решение об изменение категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении работодателя к категории риска.

При отсутствии решения об отнесении работодателя к определенной категории риска работодатель считается отнесенным к категории низкого риска.

Кроме того, предусмотрен заявительный характер об изменении присвоенной ранее категории риска, путем подачи юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем заявления в федеральную инспекцию труда.

Информация о подконтрольных субъектах по категориям рисков будет размещена на сайте Роструда до 15 июля 2017 года.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО

от 12.04.2017 г. № ТЗ/1330-11-2

Ваше обращение, поступившее в Федеральную службу по труду и занятости, рассмотрено и разъясняется следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2017 г.

№ 197 утверждены изменения, в соответствии с которыми федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

Хозяйствующие субъекты распределяются на 5 категорий рисков.

В зависимости от категории риска периодичность проведения плановых проверок будет составлять:

  • для категорий высокого риска — 1 раза в 2 года;
  • для категорий значительного риска — 1 раз в 3 года;
  • для категорий среднего риска — не чаще чем 1 раз в 5 лет;
  • для категорий умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к низкой категории риска, плановые проверки проводиться не будут.

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей предусмотрен коэффициент устойчивости их добросовестного поведения (Ку), который рассчитывается для каждого работодателя на основании следующих показателей:

  • наличие несчастных случаев;
  • факта задолженности по заработной плате;
  • наличие факта назначения административных наказаний.

Отнесение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категориям риска осуществляется решением главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его заместителя) — при отнесении к категории высокого риска, решением главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (его заместителя) — при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

При отсутствии назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки принимают решение о понижении категории риска, присвоенной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, до следующей категории риска.

При наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством, за 3 года, предшествующих текущему, категория риска, присвоенная деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, повышается до категории высокого риска.

Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании:

  • данных ведомственной отчетности о результатах надзорно-контрольной деятельности, представленных территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости за 3 года, предшествующих текущему;
  • сведений о травматизме за 3 года, предшествующих текущему;
  • сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год.

В ведомственной отчетности о деятельности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации содержатся сведения об административных правонарушениях, в том числе возбужденных органами прокуратуры.

Решение об изменение категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении работодателя к категории риска, с направлением указанного решения, документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении работодателя к соответствующей категории риска.

При отсутствии решения об отнесении работодателя к определенной категории риска работодатель считается отнесенным к категории низкого риска.

Кроме того, предусмотрен заявительный характер об изменении присвоенной ранее категории риска, путем подачи юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в федеральную инспекцию труда заявления.

В соответствии с п.

12 Правил отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806, при отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям высокого и значительного риска, орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.

Одновременно информируем, что информация о подконтрольных субъектах по категориям рисков будет размещена на официальном сайте Роструда до 15 июля 2017 года, согласно срока, предусмотренного паспортом приоритетного проекта «Повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», утвержденного на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» 21 февраля 2017 года.

Заместитель начальника

Управления проектной

деятельности в сфере

трудовых отношений

С.А. Шерстнев

Источник: http://ogbucuot.ru/?p=1454

Риск-ориентированный подход — 2018. Как применит Роструд

Риск-ориентированный подход — 2018. Как применит Роструд

В 2018 году большинство проверок Роструд будет осуществлять с применением новых правил – используя риск-ориентированный подход. В данной статье предлагаем рассмотреть, какие категории риска предусмотрели чиновники, и что означает для работодателей каждая категория.

В 2018 году Роструд начнет применять риск-ориентированный подход при выборе компаний для плановых проверок. Рассмотрим, какие категории риска предусмотрели чиновники Роструда и что означает для работодателей каждая категория.

Что такое риск-ориентированный подход Роструда

Суть подхода в следующем: закон предусматривает несколько категорий риска, каждую компанию (или предпринимателя) относят к одной из них.

Соответственно, есть компании из категории с высоким риском, которые будут проверять чаще, а есть — из категории с низким риском, которые будут проверять реже.

Например, пожарная инспекция будет чаще проверять школы, но откажется от плановых проверок киосков.

Цели риск-ориентированного подхода ГИТ

Применение риск-оринетированного подхода инспекцией позволит: 

  • тратить меньше ресурсов на проверки;
  • не усложнять работу компаниям, деятельность которых не опасна для граждан;
  • уделять больше внимания тем, чьи нарушения могут нанести значительный вред.

Какие проверки будут проводить с учетом риск-ориентированного подхода ГИТ

Виды проверок, которые будут проводить с применением риск-ориентированного подхода, утвердило Правительство РФ в постановлении от 17 августа 2016 г. № 806.

В 2016 году их было четыре, все федерального уровня:

  • пожарный надзор;
  • надзор за соблюдением трудового законодательства;
  • санитарно-эпидемиологический надзор;
  • надзор в области связи.

С 18 марта 2017 года их стало 37, в том числе региональные. Изменения внесло постановление Правительства РФ 2 марта 2017 г. № 245.

По четырем видам надзора, которые были в перечне ранее, риск-ориентированный подход ГИТ уже применяется.

По видам надзора, которые включили в перечень с 18 марта 2017 года, риск-ориентированный подход будут применять, когда утвердят критерии отнесения компаний к категориям риска и классам опасности.

В полной мере положения о риск-ориентированном подходе Роструда должны заработать не позднее 1 января 2018 года (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г.

№ 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”»).

Какие ГИТ категории риска предусмотрены

Для каждого вида госнадзора закон устанавливает категории риска либо классы опасности. Их может быть от трех до шести.

А также критерии отнесения деятельности работодателей к определённой категории риска.

При этом учитываются сведения о травматизме, наличии задолженности по зарплате и административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда.

Кроме того, установлена периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной деятельности работодателей категории риска: 

  • для категории высокого риска – один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска – один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска – не чаще, чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска – не чаще, чем один раз в 6 лет.

  Работодателя с категорией низкого риска проверять не будут.

Как узнать категорию риска предприятия ГИТ

Чтобы отнести компанию и предпринимателя к одной из категорий риска, учитывают следующие общие критерии:

  • тяжесть потенциальных негативных последствий, если компания нарушит требования закона;
  • вероятность, что компания допустит нарушение.

Если вместо категории риска определяют класс опасности, учитывают только первый критерий.

Роструд: категория риска работодателя

На своем сайте Роструд разместил информацию о работодателях, чья деятельность отнесена к категориям высокого и значительного рисков.

Сведения представлены с разбивкой по регионам и содержа перечень работодателей по категориям риска Роструд:

  • наименование компании, ОГРН, ИНН;
  • место нахождения;
  • категорию риска.

Риск-ориентированный подход предполагает, что от категории риска деятельности компании зависит частота плановых проверок ГИТ. Чем выше риск, тем больше проверок.

Например, работодателей с высокой категорией риска проверят 1 раз в 2 года.

Если работодатель не согласен с присвоенной ему категорией риска, он вправе обратиться в ГИТ с соответствующим заявлением.

Источник: https://www.tspor.ru/article/2338-risk-orientirovannyy-podhod-k-proverkam-rostruda-v-2018-godu

Роструд будет совершенствовать риск-ориентированный подход при проверках работодателей

Iakov Filimonov / Shutterstock.

com

Применение риск-ориентированного подхода должно учитывать результаты спецоценки труда и оценки профессиональных рисков, отметил начальник Управления государственного надзора в сфере труда Роструда Егор Иванов. «Если бы на каждом предприятии была проведена оценка рисков в полном объеме и эту информацию мы могли бы взять из системы, нам оставалось бы только добавить сведения о привлечении работодателя к ответственности. В этом случае можно было бы более объективно говорить о том, где действительно наиболее высокий уровень риска», – заявил он на днях в ходе круглого стола, организованного Объединением корпоративных юристов.

Напомним, что риск-ориентированный подход при организации плановых проверок работодателей введен с 1 марта 2017 года (постановление Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. № 197). Установлены пять групп риска, от которых зависит частота плановых проверок:

  • высокий уровень – один раз в 2 года (6,5 тыс. предприятий);
  • значительный уровень – один раз в 3 года (3,5 тыс. предприятий);
  • средний уровень – один раз в 5 лет (22, 3 тыс. предприятий);
  • умеренный уровень – один раз в 6 лет (1,998 млн предприятий);
  • низкий уровень – проведение плановых проверок не осуществляется (5,774 млн предприятий).

Основными критериями риска при этом являются:

  • данные ведомственной отчетности о результатах проверок за предшествующие 3 года;
  • сведения о травматизме за предшествующие 3 года;
  • сведения о задолженности по заработной плате за предшествующий год (п. 10 Критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска; далее – Критерии).

Однако высокий уровень риска присваивается работодателю вне зависимости от других показателей, если имел место смертельный несчастный случай на производстве (п. 9 Критериев).

Кроме того, по словам Егора Иванова, при расчете уровня риска учитывается отраслевая принадлежность предприятия: очевидно, что в банковской сфере и угольной промышленности разные риски причинения вреда здоровью. «Но есть некоторые нюансы: у нас все выстраивается по кодам ОКВЭД.

У больших предприятий кодов может быть много, но мы берем по основному виду деятельности. Плюс работодатели, как правило, не меняют коды. Например, компания когда-то занималась строительством, но, не меняя код по ОКВЭД, уже давно сдает свой строительный трест в аренду.

И наоборот, часто бывает так, что кто-то целенаправленно ставит менее «рискованный» код. Более того, филиалы иногда занимаются разными видами деятельности по ОКВЭД, а у нас нет отдельных проверок филиалов.

Мы ставим риски целиком по юрлицу и, следовательно, вынуждены проверять и все филиалы», – рассказал он.

Вместе с тем организации и предприниматели могут подать в федеральную инспекцию труда заявление об изменении присвоенной категории риска (ч. 6 ст. 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.

24 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, письмо Роструда от 12 апреля 2017 г. № ТЗ/1330-11-2).

На сегодняшний день предусмотрен только один критерий снижения уровня риска – отсутствие административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки (п. 8 Критериев).

В связи с этим Роструд прорабатывает перечень дополнительных критериев (например, наступление смертельного несчастного случая не по вине работодателя).

«Мы понимаем, что система несовершенна, потому в законодательстве и предусмотрена возможность снижения уровня риска. Необходимо провести большую работу, чтобы процедура приблизилась к идеалу и риск-ориентированный подход был более полным. Но я честно скажу, это лучше, чем было», – поделился представитель ведомства.

Помимо этого, Роструд ведет работу над законопроектом, согласно которому работодатель, который прошел самопроверку с помощью размещенного на сайте ведомства сервиса «онлайн-инспекция», может получить освобождение от проверок на 5 лет. По истечении этого срока можно заново пройти самопроверку и снова получить освобождение – и так каждые пять лет. Главное, чтобы у работодателя не было тяжелых и смертельных несчастных случаев на производстве.

Также стоит отметить, что 22 января Минюстом России был зарегистрирован приказ Роструда от 10 ноября 2017 г.

№ 655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового права». Документ содержит 107 чек-листов. До 1 июля 2018 года проверки с их использованием будут проводиться только в отношении работодателей, которым присвоен умеренный уровень риска, а с указанной даты их будут применять при проведении всех плановых проверок (п. 2 постановления Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»). К этому же числу Егор Иванов анонсировал появление еще как минимум 50 дополнительных проверочных листов.

В настоящее время, по данным Роструда, проверки охватывают всего 1,7% хозяйствующих субъектов из 8 млн. «Это низкий охват – согласно рекомендациям МОТ, он должен составлять 20-25%», – пояснил Иванов.

При этом чиновник обратил внимание на то, что количество плановых проверок снижается, а внеплановых – растет: «Мы видим, что при снижении плановых проверок увеличивается число обращений, но не знаем, взаимосвязано ли это напрямую или зависит от повышения качества работы ГИТ и осведомленности населения о ее деятельности. В любом случае нужно найти золотую середину и понять, сколько должно быть плановых проверок, чтобы было как можно меньше нарушений».

Источник: garant.ru

Источник: http://yurist-cons.ru/trud/rostryd-bydet-sovershenstvovat-risk-orientirovannyi-podhod-pri-proverkah-rabotodatelei.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.