Бухучет в муп: специфика ведения учета в муп и распоряжение имуществом

Особенности ведения бухгалтерского и налогового учёта унитарных предприятий

Унитарные предприятия (муниципальные или государственные – далее МУП и ГУП, соответственно), чья деятельность регулируется Федеральным законом от 14.11.

2002 N161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» – это коммерческие организации, не имеющие права собственности на имущество, используемое в хозяйственной деятельности.

Это имущество передаётся им собственником, которым является муниципальное образование или государство, в хозяйственное ведение или оперативное управление.

Унитарное предприятие осуществляет коммерческую деятельность под контролем собственника этого имущества.

Бухгалтерский учёт в МУП и ГУП, имеет свои особенности и специфику, что связано в основном с отражением операций по формированию уставного капитала, передаче, постановке на баланс, снятию с баланса и выбытия имущества.

Как отражается в бухгалтерском учёте формирование уставного фонда унитарного предприятия?

Уставный фонд унитарного предприятия формируется, как правило, путём передачи в его хозяйственное ведение имущества собственником.

Имущество может быть представлено в виде денежных средств, ценных бумаг и прочих материальных и нематериальных активов, которые имеют определенную стоимость.

Стоит учитывать, что при ведении бухгалтерского учета в МУП и ГУП, для расчётов с собственником по имуществу, которое он передаёт на баланс унитарного предприятия, используется субсчёт 75-1.

Учёт по нему ведётся в стандартном порядке, предусмотренном для ведения расчётов по вкладам в уставный капитал предприятия.

Первая запись бухучёта в МУП и ГУП, которая должна появиться после регистрации предприятия, выглядит следующим образом:

Дебет 75-1 – Кредит 80 на сумму уставного капитала, отражённого в учредительных документах.

В дальнейшем в случае очередного поступления имущества, в бухгалтерской отчетности МУП и ГУП производится запись:

Дебет 08, 10, 11, 20, 41 – Кредит 75-1 на сумму вновь поступившего от учредителя имущества.

Поступление имущества в унитарное предприятие свыше уставного капитала.

Чтобы не превышать размер уставного фонда, указанного в учредительных документах унитарного предприятия, основные средства, переданные учредителем сверх суммы уставного капитала, отображаются в бухгалтерском учёте МУП и ГУП следующим образом:

Дебет 08 – Кредит 75-1;

Дебет 75 – Кредит 84 на сумму поступившего имущества

Облагаются ли НДС операции по получению от собственника имущества унитарным предприятием?

Нет, в соответствии с пп.5, п.2 ст.

146 НК РФ при передаче основных средств унитарным предприятиям не возникает объекта обложения НДС, таким образом, эти поступления не учитываются при определении налоговой базы МУП и ГУП.

Изъятие собственником имущества, находящегося в собственности унитарного предприятия.

В случае изъятия собственником имущества из уставного капитала унитарного предприятия необходимо произвести следующую запись бухгалтерского учёта:

Дебет 80 – Кредит 75-1 на сумму изъятия имущества уставного капитала по его первоначальной стоимости.

Выбытие основных средств отображается следующим образом:

Дебет 01, субсчёт «Выбытие основных средств» – Кредит 01 на сумму выбывающего имущества по его первоначальной стоимости;

Дебет 02 – Кредит 01, субсчёт «Выбытие основных средств» на сумму амортизации, начисленной на данное имущество;

Дебет 75-1 – Кредит 01, субсчёт «Выбытие основных средств» на сумму остаточной стоимости имущества;

Дебет 75-1 – Кредит 91 на сумму разницы, которая образовалась на счёте 75.

Если изымается имущество, которое было получено сверх уставного капитала, то эта хозяйственная операция отображается в учёте в стандартном порядке с использованием счета 91.

Амортизация имущества МУП и ГУП, которое было получено от собственника, производится в обычном порядке.

Особенности продажи недвижимого имущества, находящегося у государственного унитарного предприятия в хозяйственном ведении.

Для продажи недвижимого имущества ГУП, необходимо получение согласия собственника этого имущества, которым является государство либо муниципальное образование.

Согласование всех сделок по продаже недвижимого имущества унитарными предприятиями осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Если стоимость данного имущества превышает 150 млн руб.

, то для согласования сделки Росимуществом необходимо получение соответствующего решения, принимаемого на уровне Правительства РФ.

В бухгалтерском учёте МУП и ГУП учёт операций по продаже государственного либо муниципального недвижимого имущества не отличается от учёта операций по изъятию данного имущества собственником.

Что скрывается за простотой «упрощёнки»? Нюансы применения.

Упрощенная система налогообложения отнюдь не так проста в применении, как следует из ее названия.

Однако она обладает рядом преимуществ, в числе которых возможность снизить налоговое бремя для многих налогоплательщиков.

Подробнее

Исчисление налога на добавленную стоимость при долевом строительстве

Нехватка финансового ресурса вынуждает застройщиков привлекать соинвесторов, что влечет за собой необходимость пересмотра системы налогового и бухгалтерского учёта. А несовершенство законодательства в этом вопросе часто приводит к возникновению споров с контролирующими органами. Подробнее

Источник: https://ruconst.com/articles/8827/

Учет в МУП

Учредитель передает МУПу основные средства б/у в хозяйственное ведение. В акте есть и первоначальная стоимость и начисленная амортизация.

по какой стоимости принимать их к учету и каким образом отразить в учете? Можно принять по первоначальной стоимости, тогда как же быть с уже начисленной амортизацией учредителем-в своем учете её не отражать? Унитарное предприятием основные средства сверх суммы уставного фонда, но у меня не полностью самортизировано-первоначальная стоимость сплит-системы -73550, а амортизация учредителя-7134,82

В акте приема-передачи учредитель должен указать стоимость, по которой имущество ставится на учет, амортизация в акте не указывается, то есть, акт заполнен неверно.

Если в акте и первоначальная и амортизация и учредитель ничего не меняет, то приходуйте по остаточной, так как имущество уже амортизировалось, то есть имеет износ, и организация не вправе отражать у себя на балансе амортизацию, начисленную другим собственником и первоначальную стоимость – пункт 2 ответа. Например, по сплит-системе 66415,18.

Обоснование
 

Из рекомендации
 

Как отразить в бухучете получение унитарным предприятием основного средства сверх суммы уставного фонда

Минфин России рекомендует отражать стоимость активов, полученных унитарным предприятием от собственника в хозяйственное ведение сверх уставного фонда, в добавочном капитале на счете 83.

Вообще действующим законодательством по бухучету порядок отражения имущества, полученного унитарным предприятием сверх суммы уставного фонда, прямо не урегулирован.

То есть его необходимо разработать самостоятельно и закрепить его в учетной политике для целей бухучета. Воспользоваться для этого можно и рекомендациями Минфина России.

Так, специалисты финансового ведомства указывают, что поступление имущества в хозяйственное ведение сверх уставного фонда не может рассматриваться в качестве доходов унитарного предприятия. В том числе и доходов будущих периодов. При этом на основании решения учредителя о передаче унитарному предприятию имущества сверх уставного капитала сделайте такую запись:

Дебет 75 субсчет «Расчеты с учредителем» Кредит 83
– отражена задолженность учредителя на стоимость имущества сверх уставного капитала.

При этом приходовать имущество необходимо по дебету счетов учета имущества – 08, 10, 15, 41, 43 и т. п. Сделать это нужно в корреспонденции с кредитом субсчета 75 «Расчеты с учредителем».

Таким образом, поступление основного средства сверх взноса в уставный фонд оформите проводкой:

Дебет 08 Кредит 75 субсчет «Расчеты с учредителем»
– получено основное средство сверх уставного фонда.

Основное средство, полученное сверх уставного фонда, примите на учет (на счет 01) в общем порядке.

Такая схема бухгалтерских проводок рекомендована письмами Минфина России от 8 июля 2015 г. № 07-01-06/39246, от 27 января 2012 г. № 07-02-18/01 и от 9 июня 2011 г. № 07-02-06/104.

ПБУ 6/01 не содержит указаний о порядке формирования первоначальной стоимости основных средств, полученных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Поэтому первоначальную стоимость таких объектов можно, например, определять исходя из их стоимости, указанной в передаточном акте, а также фактических затрат на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 12 ПБУ 6/01).

В данном случае имущество, полученное сверх уставного фонда, примите к учету по стоимости, указанной учредителем в акте приема-передачи (п. 7 ПБУ 6/01).

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 19.03.2014 № 02-06-10/11905

«Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел по компетенции письмо по вопросу начисления унитарными предприятиями амортизации нефинансовых активов за период нахождения имущества в составе казны и сообщает.

Государственные (муниципальные) унитарные предприятия осуществляют бухгалтерский учет объектов нефинансовых активов в составе основных средств, до принятия соответствующих федеральных стандартов, согласно ПБУ 6/01 “Учет основных средств”, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н (далее – ПБУ 6/01).ПБУ 6/01 не предусмотрено отражение в бухгалтерском учете организации, принимающей объект основных средств, первоначальной стоимости и начисленных сумм амортизации, отраженных предыдущими владельцами такого объекта.»

Источник: https://www.26-2.ru/qa/245498-uchet-v-mup

Бухгалтерское дело (5)

Деятельностьгосударственных и муниципальныхунитарных предприятий регулируетсяГражданским кодексом РФ и Федеральнымзаконом от 14 ноября 2002 г.

№ 161-ФЗ «Огосударственных и муниципальныхунитарных предприятиях», которыесодержат особенности, отличающие данныепредприятия от других коммерческихорганизаций.

Унитарныепредприятия сохраняются и действуютна основе государственной или муниципальнойформы собственности.

Учредителем этихпредприятий является государство,субъект РФ, муниципальное образование.

Имущество принадлежит унитарнымпредприятиям на праве хозяйственноговедения или оперативного управления.

Унитарныепредприятия могут быть двух разновидностейс различным объектом имущественныхправ и оперативно-хозяйственнойсамостоятельностью:

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные предприятия);
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).

Различиямежду ними представлены в табл. 3.

Таблица3

Различиямежду унитарными предприятиями

Учредитель Вещное право учредителя Вещное право юридического лица Юридическое лицо
1 2 3 4
Государство (Российская Федерация) Право собственности Право хозяйственного ведения Федеральное государственное унитарное предприятие
Государство (субъект Российской Федерации) Право собственности Право хозяйственного ведения Государственное унитарное предприятие субъекта Российской Федерации
Муниципальное образование Право собственности Право хозяйственного ведения Муниципальное унитарное предприятие
Государство (Российская Федерация) Право собственности Право оперативного управления Федеральное казенное предприятие
Государство (субъект Российской Федерации) Право собственности Право оперативного управления Казенное предприятие субъекта Российской Федерации
Муниципальное образование Право собственности Право оперативного управления Муниципальное казенное предприятие

Собственникомимущества унитарного предприятияявляется государство или муниципальноеобразование.

От имени РоссийскойФедерации или субъекта РоссийскойФедерации права собственника имуществаунитарного предприятия осуществляюторганы государственной власти.

От именимуниципального образования правасобственника имущества унитарногопредприятия осуществляют органы местногосамоуправления.

Имуществоунитарного предприятия являетсянеделимым и не может быть распределенопо вкладам (паям, долям), в том числемежду работниками предприятия.

Унитарноепредприятие несет ответственность посвоим обязательствам всем принадлежащимему имуществом и не несет ответственностьпо обязательствам собственника имущества.

Учредительнымдокументом унитарного предприятияявляется его устав.

В уставе государственногоили муниципального предприятия содержатсясведения о размере его уставного фонда,а также о порядке и источниках егоформирования.

Размер уставного фондагосударственного предприятия долженбыть не менее чем 5000-кратный МРОТ,уставного фонда муниципальногопредприятия – не менее чем 1000-кратныйразмер МРОТ на дату государственнойрегистрации.

Втечение трех месяцев с моментагосударственной регистрациигосударственного или муниципальногопредприятия его уставный фонд долженбыть полностью сформирован собственникомимущества этих предприятий.

Порядокопределения состава имущества,закрепленного за унитарным предприятием,устанавливается ПравительствомРоссийской Федерации, уполномоченнымиорганами государственной властисубъектов Российской Федерации илиорганами местного самоуправления.

Стоимостьимущества, закрепляемого за унитарнымпредприятием, при его учрежденииопределяется в соответствии сзаконодательством об оценочнойдеятельности.

Собственникунитарного предприятия может неограничиваться передачей имущества вуставный фонд. Если передача в хозяйственноеведение или оперативное управлениеосуществляется сверх суммы уставногофонда унитарного предприятия, то такаяоперация оформляется записями:

  • Дебет счета 75 «Расчеты с учредителями» (отдельный субсчет) Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
  • на стоимость имущества, получаемого сверх суммы уставного фонда при поступлении имущества делается запись: Дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 41 «Товары» и т.д. Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями» (отдельный субсчет).

Помимоимущества, закрепляемого за унитарнымпредприятием собственником этогоимущества, источниками финансированияимущества предприятия являются: целевоебюджетное финансирование, капитальныевложения и дотации из бюджета; доходы,полученные в результате хозяйственнойдеятельности, заемные средства.

Государственныеи муниципальные унитарные предприятияявляются коммерческими организациями,поэтому органами власти, их создавшими,не предусмотрены постоянные ассигнованияиз бюджета по их текущим расходам.

В тоже время государственные и муниципальныеорганы власти могут поддерживатьстабильное финансовое положениеунитарных предприятий путем целевогобюджетного финансирования, дотаций избюджета и ассигнований на капитальныезатраты.

Унитарныепредприятия могут приобретать имуществоза счет средств, выделяемых им в видегосударственной помощи.

Государственнаяпомощь может быть представлена в формебюджетных средств (субвенций, субсидий),бюджетных кредитов, включая предоставлениересурсов, отличных от денежных средств(земельные участки, объекты природопользованияи т.д.). Учет государственной помощиосуществляется в соответствии с ПБУ13/2000 «Учет государственной помощи».

Государственноеили муниципальное предприятиесамостоятельно распоряжается движимымимуществом, принадлежащим ему на правехозяйственного ведения. Вместе с темограничены его права по распоряжениюнедвижимым имуществом.

Продаватьнедвижимое имущество, сдавать его варенду, передавать в залог, вносить вкачестве вклада в уставный капиталдругих организаций государственныеили муниципальные предприятия могуттолько с согласия собственника имущества.

Внекоторых случаях собственник изымаетимущество унитарного предприятия. Приизъятии имущества, внесенного ранее вуставный фонд, производится уменьшениеуставного фонда.

Вгосударственном или муниципальномпредприятии может быть увеличен уставныйфонд. Такое увеличение допускаетсятолько после его формирования в полномобъеме, в т.ч. после передачи предприятиюнедвижимого и иного имущества,предназначенного для закрепления заним на праве хозяйственного ведения.

Источникамиувеличения уставного фонда являютсяимущество, дополнительно передаваемоесобственником, а также доходы, полученныев результате деятельности государственногоили муниципального предприятия.

Решениеоб увеличении уставного фонда можетбыть принято собственником только наосновании утвержденной годовойбухгалтерской отчетности предприятияза истекший финансовый год.

При этомдолжно быть соблюдено правило: размеруставного фонда государственного илимуниципального предприятия с учетомразмера его резервного фонда не можетпревышать стоимость чистых активов,т.е.

Уставныйфонд + Резервный фонд < Чистые активы

Уменьшениеуставного фонда государственного илимуниципального предприятия производится:

  • по решению собственника;
  • в соответствии с законодательством.

Собственникимущества вправе уменьшить уставныйфонд унитарного предприятия. Но если врезультате уменьшения размер уставногофонда окажется меньше установленногозаконодательством его минимальногоразмера, решение об уменьшении уставногофонда не принимается.

Всоответствии с действующим законодательством,собственник имущества унитарногопредприятия обязан уменьшить егоуставный фонд, если по окончаниифинансового года стоимость чистыхактивов предприятия окажется меньшеразмера уставного фонда. При этомуставный фонд необходимо довести доразмера, не превышающего стоимостьчистых активов предприятия.

Еслистоимость чистых активов предприятияокажется меньше минимального размерауставного фонда, установленногофедеральным законом на дату регистрациипредприятия, необходимо восстановитьчистые активы до минимального размерауставного фонда.

Еслив течение трех месяцев такое восстановлениене произойдет, собственник имуществагосударственного или муниципальногоунитарного предприятия должен принятьрешение о ликвидации или реорганизациипредприятия.

Ликвидацияунитарного предприятия влечет за собойпрекращение его деятельности безперехода прав и обязанностей в порядкеправопреемства к другим лицам.

Еслипри ликвидации унитарного предприятияустановлена его неспособностьудовлетворить требования кредиторовв полном объеме, руководитель предприятияили ликвидационная комиссия должныобратиться в арбитражный суд с заявлениемо признании его банкротом.

Реорганизацияунитарного предприятия может бытьосуществлена в форме:

  • слияния двух или нескольких унитарных предприятий;
  • присоединение к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
  • разделения унитарного предприятия на два и несколько унитарных предприятий;
  • преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.

По решениюсобственника имущества унитарноепредприятие может быть преобразованов государственное или муниципальноеучреждение.

Преобразованиеунитарного предприятия в организациюиной организационно-правовой формыосуществляется в соответствии сзаконодательством о приватизации.

Единоличныйисполнительный орган унитарногопредприятия является его руководитель(директор, генеральный директор), которыйназначается собственником имуществапредприятия и подчинен ему.

Источник: https://works.doklad.ru/view/17R9fDYZ1sU/21.html

Специфика организации бухгалтерского учета в государственных и муниципальных унитарных предприятиях

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество такого предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

Органом управления является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утвержденный государственным органом или органом местного самоуправления.

Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, создавший предприятие, обязан

произвести уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятия, и возмещения убытков.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК РФ. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.

На базе государственного и муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие). Учредительным документом такого предприятия является устав, утвержденный государственным органом или органом местного самоуправления.

Фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Унитарные предприятия применяют субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал» для учета расчетов с государственным органом по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (при создании предприятия, пополнении его оборотных средств, изъятии имущества). Эти предприятия именуют этот субсчет «Расчеты по выделенному имуществу». Учетные записи аналогичные учету расчетов по вкладам в уставный капитал.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия вместо уставного капитала учитывают уставный фонд, сформированный в установленном порядке.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Федеральные министерства и др.

федеральные органы исполнительной власти РФ составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным предприятиям, а также отдельно сводную бухгалтерскую отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера, доли).

Источник: http://studopedya.ru/1-55689.html

Муниципальное унитарное предприятие (МУП): особенности управления жилищным хозяйством

Значительная часть ресурсоснабжающих организаций и прочих важных участников рынка ЖКХ работает в форме муниципальных унитарных предприятий.

В статье мы расскажем об общих характеристиках и особенностях этих юридических лиц, их разновидностях и руководящих нормативных актах.

Читателям будет полезно узнать о том, как МУПы распоряжаются своим имуществом и доходами, а также какие ограничения на их деятельность накладывает законодательство.

Действующий в нашей стране №161-ФЗ (актуальная редакция) определяет возможность создания унитарных предприятий на трех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. УП – юридические лица с особой организационной формой. Больше всего распространены именно МУПы, создаваемые и работающие при участии местного самоуправления.

Общие характеристики организационной формы

Государственные  унитарные предприятия относятся к бюджетным организациями, и в то же время по закону могут вести коммерческую деятельность. Если говорить о МУПах, то они создаются на уровне муниципалитетов и занимаются удовлетворением их потребностей.

Такие организации могут изготавливать какую-то продукцию. Однако чаще всего предприятия занимаются предоставлением услуг и проведением работ в различных сферах: транспортной, дорожной, жилищной и других. Делают они это обычно по договору с местной администрацией.

МУПы не имеют прав собственников на то имущество, которое за ними закрепляется.

Унитарным такое предприятие называется потому, что его имущественный комплекс остается неделимым, он не разделяется на акции, паи и прочие варианты долей.

Это касается как сотрудников организации, так и сторонних лиц. Никто из них не может рассчитывать даже на частичную собственность имущества МУПа.

В то же время такие предприятия являются обособленными субъектами экономической деятельности.

Они могут вступать во взаимоотношения с властными органами и коммерческими контрагентами для решения своих основных задач.

При этом МУПы используют вверенное им имущество и стремятся к получению прибыли.

Перечислим основные отличительные признаки муниципальных унитарных предприятий:

  • управление имуществом, которое запрещено приватизировать;
  • работа связана с решением социальных задач. Такие предприятия часто занимаются предоставлением товаров и услуг первой необходимости по наименьшей стоимости;
  • выполнение определенных видов дотируемых работ и ведение заведомо убыточной производственной деятельности при получении бюджетной поддержки.

Категории субъектов и виды деятельности

Гражданский кодекс в ст. 113 определяет, что унитарные предприятия могут основываться на:

  • праве хозяйственного ведения (МУП, ГУП);
  • праве оперативного управления – казенные предприятия (КУП).

В первом случае юридическое лицо создается решением уполномоченного органа на государственном или местном уровне. Оно работает на основании устава.

Казенные предприятия создаются на базе федерального, регионального или муниципального имущества. Для них также принимается устав.

КУПы могут распоряжаться имуществом только при наличии специального разрешения собственника. В названии такого предприятия обязательно присутствует слово «казенное».

При нехватке имущества по обязательствам КУПов отвечает государство.

МУПы по договору с администрацией города обеспечивают его жителей различными услугами первой необходимости, например, в жилищно-коммунальной и транспортной сфере. МУПы также могут заниматься дорожным строительством, школьным питанием, благоустройством и озеленением и другими видами деятельности.

Имущество в МУП

Унитарные предприятия на любом уровне, в том числе, и муниципальном, по уставу не могут признаваться собственниками находящегося в их распоряжении имущества. Владельцем в данном случае остается муниципалитет.

Любые действия с имуществом, в том числе, его продажа и сдача в аренду, производятся только при согласовании с местным властным органом.

МУПам также запрещается создавать дочерние общества, так как их собственность остается неделимой.

В то же время эти предприятия могут делать вложения средств в капитал коммерческих компаний, если это не запрещается уставом и местными законами. Прибыль от таких инвестиций учитывается в бухгалтерской отчетности МУПа.

Если унитарное предприятие получает доходы, то оно в определенных пределах может распоряжаться ими на свое усмотрение. Именно из этих средств производятся выплаты заработной платы руководству и сотрудникам организации.

Нормативное регулирование

Правовая база деятельности  состоит из следующих основных нормативных актов:

  • Гражданский кодекс (статья 113 и 114). Здесь в целом характеризуются МУПы и описываются общие правила их работы;
  • №161-ФЗ. Более конкретно описывает деятельность предприятий и действующие в отношении них правила;
  • №44-ФЗ. Определяет правила закупки МУП продукции и заказа услуг для нужд муниципалитета.

Получение прибыли

Сохранение муниципальной собственности на имущество, с которым работают предприятия, не означает, что бюджет будет полностью оплачивать их расходы и текущую деятельность. МУПы стараются получать прибыль.

Она является важным источником финансирования.

Государство в последние годы активно стимулирует унитарные предприятия на получение прибыли, и из-за проблем с ее извлечением рассматривает вариант полного отказа от такой формы в пользу концессий и других альтернативных схем.

Доход МУПов важен еще и потому, что он является источником неналогового наполнения бюджета. Унитарные предприятия каждый год производят отчисления от объема заработанных ими средств.

Сроки, размеры и порядок таких платежей определяются федеральным правительством или органами власти на местах.

Оставшиеся у предприятия средства из доходной части используются для материального поощрения сотрудников и руководителей, проведения социальных мероприятий и прочих целей.

Частично заработанные средства могут направляться на пополнение уставного капитала МУПа. Это делается по специальному решению его учредителя.

Ограничения

При описании особенностей муниципальных унитарных предприятий мы уже частично указывали, в чем заключаются ограничения, накладываемые на их работу.

Главный запрет касается свободного распоряжения имуществом, которое неделимо. Любые действия МУПов с ним производятся только с согласия собственников.

Если предприятие продаст кому-то долю в уставном капитале без разрешения муниципалитета, то суд такую сделку признает недействительной.

В отношении МУПов также действует ограничение на создание дочерних компаний. Унитарные предприятия не могут выступать учредителями других организаций с передачей им части имущества.

Находящиеся в их ведении материальные активы могут использоваться только как единый блок, переданный владельцем.

Такое правило позволяет предотвратить выход из-под контроля особого имущества, с помощью которого решаются социально важные задачи.

Финансы в МУП

Минимальный размер уставного капитала, образуемого при создании муниципального унитарного предприятия, составляет 1 000 МРОТ. УК является финансовой основой работы МУПа. Именно он говорит об эффективности ведущейся деятельности.

Прибыль унитарного предприятия после обязательных выплат в бюджет и исполнения обязательств перед собственными сотрудниками может направляться на следующие цели:

  • закупка оборудования;
  • внедрение новых технологий;
  • выполнение мероприятий по охране окружающей среды;
  • повышение размера оборотных активов;
  • строительство, реконструкция и модернизация основных средств;
  • научно-исследовательская и маркетинговая работа.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102544-osobennosti-vedeniya-deyatelnosti-munitsipalnymi-unitarnymi-predpriyatiyami

2. Специфика организации бухгалтерского учета в государственных и муниципальных унитарных предприятиях

Унитарнымпредприятиемпризнается коммерческая организация,не наделенная правом собственности назакрепленное за ней собственникомимущество. Имущество унитарногопредприятия .является неделимым и неможет быть распределено по вкладам(долям, паям), в том числе между работникамипредприятия.

Вформе унитарных предприятий могут бытьсозданы толь­ко государственные имуниципальные предприятия.

Имуществогосударственного или муниципальногоунитарного предприятия находитсясоответственно в государственной илимуниципальной собственности и принадлежиттакому предприятию на праве хозяйственноговедения или оперативного управления.

Фирменноенаименование унитарного предприятиядолжно содержать указание на собственникаего имущества.

Органомунитарного предприятия являетсяруководитель, который назначаетсясобственником либо уполномоченнымсобственником органом и им подотчетен.

Унитарноепредприятие отвечает по своимобязательствам всем принадлежащим емуимуществом.

Унитарноепредприятие не несет ответственностипо обязательствам собственника егоимущества.

Унитарноепредприятие, основанное на правехозяйственного ведения, создается порешению уполномоченного на тогосударственного органа или органаместного самоуправления.

Учредительнымдокументом предприятия, основанногона праве хозяйственного ведения, являетсяего устав, утверждаемый уполномоченнымна то государственным органом илиорганом местного самоуправления.

Размеруставного фонда предприятия, основанногона праве хозяйственного ведения, неможет быть менее суммы, определеннойзаконом о государственных и муниципальныхунитарных предприятиях.

Еслипо окончании финансового года стоимостьчистых активов предприятия, основанногона праве хозяйственного ведения, окажетсяменьше размера уставного фонда, орган,уполномоченный создавать такиепредприятия, обязан произвести вустановленном порядке уменьшениеуставного фонда. Если стоимость чистыхактивов, становится меньше размера,определенного законом, предприятиеможет быть ликвидировано по решениюсуда.

Вслучае принятия решения об уменьшенииуставного фонда предприятие обязанописьменно уведомить об этом своихкредиторов.

Кредиторпредприятия вправе потребоватьпрекращения или досрочного исполненияобязательства, должником по которомуявляется это предприятие, и возмещенияубытков.

Собственникимущества предприятия, основанного направе хозяйственного ведения, не отвечаетпо обязательствам предприятия, заисключением случаев, предусмотренныхп. 3 ст. 56 ГК РФ. Это правило такжеприменяется к ответственности предприятия,учредившего дочернее предприятие, пообязательствам последнего.

Набазе государственного или муниципальногоимущества может быть создано унитарноепредприятие на праве оперативногоуправления (казенное предприятие).

Учредительнымдокументом казенного предприятияявляется его устав, утверждаемыйуполномоченным на то государственныморганом или органом местного самоуправления.

Фирменноенаименование унитарного предприятия,основанного на праве оперативногоуправления, должно содержать указаниена то, что такое предприятие являетсяказенным.

Собственникимущества казенного предприятия несетсубсидиарную ответственность пообязательствам такого предприятия принедостаточности его имущества.

Казенноепредприятие может быть реорганизованоили ликвидировано в соответствии сзаконом о государственных и муниципальныхунитарных предприятиях.

Унитарныепредприятия применяют субсчет 75-1«Расчеты по вкладам в уставный (складочный)капитал» для учета расчетов сгосударственным органом или органомместного самоуправленияпоимуществу, передаваемому на баланс направе хозяйственного ведения илиоперативного управления (при созданиипредприятия, пополнении его оборотныхсредств, изъятии имущества). Этипредприятия именуют данный субсчет«Расчеты по выделенному имуществу».Учетные записи по нему производятся впорядке, аналогичном порядку учетарасчетов по вкладам в уставный (складочный)капитал.

Государственныеи муниципальные унитарные предприятиявместо уставного (складочного) капиталаучитывают уставный фонд, сформированныйв установленном порядке.

Государственныеи муниципальные унитарные предприятияпредставляют бухгалтерскую отчетностьорганам, уполномоченным управлятьгосударственным имуществом.

Федеральныеминистерства и другие федеральныеорганы исполнительной власти РоссийскойФедерации составляют сводную годовуюбухгалтерскую отчетностьпоунитарным предприятиям, а также отдельносводную бухгалтерскую отчетность поакционерным обществам (товариществам),часть акций (долей, вкладов) которыхзакреплена в федеральной собственности(независимо от размера, доли).

Источник: https://StudFiles.net/preview/4171994/page:2/

Казенные предприятия: особенности ведения учета (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 22.01.2016

Организация (основной вид деятельности – уборка территорий, удаление и обработка твердых бытовых отходов) учреждена администрацией сельского поселения в форме муниципального казенного предприятия (далее – МКП). Каким образом в МКП должен быть организован учет следующих операций:

– получение имущества в оперативное управление;- формирование доходов и расходов по смете;- получение бюджетных средств от собственника имущества МКП;

– перечисление части прибыли собственнику имущества МКП?

Прежде чем ответить на поставленные вопросы, дадим небольшую юридическую справку о правовом положении казенных предприятий, которое во многом предопределяет бухгалтерский учет обозначенных выше операций.

Правовое положение МКП

В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.Согласно п. 2 ст.

2 Закона N 161-ФЗ существуют унитарные предприятия двух видов:- основанные на праве хозяйственного ведения – федеральные государственные предприятия и государственные предприятия субъектов РФ (государственные предприятия), муниципальные предприятия;- основанные на праве оперативного управления – федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов РФ, муниципальные казенные предприятия (далее – казенные предприятия).——————————–

Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”.

Обращаем ваше внимание, что унитарные предприятия обоих видов, в соответствии с ГК РФ, являются коммерческими предприятиями.Как указано в ст.

8 Закона N 161-ФЗ, казенное предприятие создается, в частности, если:- преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд (надо полагать, что в данном случае собственник имущества казенного предприятия является одновременно заказчиком указанных продукции, работ, услуг);- есть необходимость осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.Имущество казенного предприятия состоит (ст. 11 Закона N 161-ФЗ):- из имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления собственником этого имущества. Важно, что в общем случае право на такое имущество возникает у казенного предприятия с момента его получения (п. 2 ст. 11 Закона), при этом стоимость имущества, закрепляемого за казенным предприятием при его учреждении, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 5 ст. 8 Закона N 161-ФЗ);- из доходов предприятия от его деятельности;- из иных не противоречащих законодательству источников.В казенном предприятии не формируется уставный фонд (п. 5 ст. 12 Закона N 161-ФЗ), при этом за счет чистой прибыли создаются резервные и иные фонды (ст. 16 Закона N 161-ФЗ).Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (выполненные работы, оказанные услуги), если иное не установлено законами и правовыми актами. Деятельность предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия (ст. 19 Закона N 161-ФЗ).Доходы казенного предприятия распределяются в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 17 Закона N 161-ФЗ).

Например, в соответствии с п. 18 Правил создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 N 872) федеральные казенные предприятия должны перечислять в федеральный бюджет не более 25% чистой прибыли, остальные 75% направляются в резервный и иные фонды. При этом указанными правилами закреплено, что финансирование деятельности таких предприятий осуществляется за счет доходов от реализации производимой ими продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов. При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой, уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода. Порядок выделения средств федерального бюджета определяется бюджетным законодательством (п. 13 Правил создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий).

Общие правила организации бухгалтерского учета в МКП

Коммерческие организации, в том числе казенные предприятия, подпадают под действие Закона N 402-ФЗ (см. пп. 1 п. 1 ст. 2 данного Закона). Они руководствуются всеми действующими ПБУ вплоть до утверждения соответствующих федеральных стандартов (ст.

30 Закона N 402-ФЗ), а также Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее – Инструкция N 94н).

Согласно этой Инструкции следует вести бухгалтерский учет в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

А вот принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций (в части признания, оценки и группировки) устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.——————————–

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

Операции по получению имущества в оперативное управление

Источник: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=6624

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.