Бухгалтерский учет автошин в 2018: проводки карточка учета налоги

Учет автомобильных шин – Актуальная бухгалтерия

Бухгалтерский учет автошин в 2018: проводки карточка учета налоги

Автомобильные шины могут учитываться разными способами. При первоначальном приобретении авто стоимость шин учитывается в его первоначальной стоимости.

Если шины приобретаются отдельно (для замены), их учитывают в составе материалов на счете 10 «Материалы» субсчет 5 «Запасные части».

Одна из проблем, которая встает перед бухгалтером, когда его фирма приобретает транспортное средство, состоит в том, как правильно учесть поступившие вместе с автомобилем шины.

Ведь если речь идет о штатной комплектации автомобиля, то цена покрышек учитывается при формировании его первоначальной стоимости. Автомобиль в данном случае является основным средством, принимаемым к учету как один инвентарный объект со всеми устройствами и приспособлениями, каждое из которых выполняет свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Выделить цену шин из стоимости автомобиля и учитывать их как отдельный инвентарный объект нельзя. Машина без колес не способна приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Следовательно, в результате такого разделения основным средством она являться не будет. Хотя подобный порядок учета более выгоден компании.

Он мог бы позволить включать стоимость шин в расходы единовременно без начисления по ним амортизации (при условии, что стоимость этого имущества не превышает 40 000 руб.).

Совсем другое дело, если шины приобретаются отдельно — для замены изношенных, поврежденных или для сезонной смены. В данном случае следует говорить о запасных частях.

В подтверждение данного вывода Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета предусматривает открытие к счету 10 «Материалы» субсчета 5 «Запасные части», где в том числе учитываются наличие и движение автомобильных шин в запасе и обороте. При этом в инструкции прямо отмечено, что автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

Большинство вопросов возникает в связи с операцией по замене шин, приобретенных отдельно от автомобиля, в том числе и для сезонной замены.

Нужно отметить, что вариантов учета в данной ситуации немало. Остановимся лишь на некоторых возможных.

При этом каждая организация самостоятельно выбирает наиболее приемлемый для себя, утверждая его в качестве элемента бухгалтерской учетной политики.

Чтобы разобраться с особенностями учета, обратимся сначала к специальному документу — отраслевой инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте.

В пункте 42 этого документа сказано, что в состав материальных расходов входит стоимость всех расходуемых при техническом обслуживании запасных частей для ремонта подвижного состава и других технических средств, а также автомобильных шин.

Что касается расходов на восстановление износа и ремонт шин, то они включаются в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации. Об этом сказано в пункте 43 Инструкции.

Согласно общим правилам бухгалтерского учета МПЗ по мере отпуска материалов со складов они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат. Поэтому стоимость шин и расходы на их замену должны списываться единовременно, в момент их первой установки на автомобиль.

Возможно, что неизношенные шины вернутся обратно на склад. Тогда их приходуют на счет 10 в корреспонденции с теми расходными счетами, на которые они ранее были списаны. Такой подход основан на норме пункта 112 Методических указаний по учету материалов.

В ней сказано, что возврат на склад неиспользованных материалов оформляется накладными или лимитно-заборными картами. При этом сданные материалы приходуются с одновременным списанием с подотчета подразделения организации.

Если эти материалы были списаны в производство, их стоимость относится на уменьшение соответствующих затрат.

ПРИМЕР
Компания в зимнем сезоне приобрела для автомобиля Volkswagen комплект зимней резины стоимостью 25 000 руб. (в том числе НДС — 3814 руб.). В связи со сменой сезона в этом же месяце шины установили на автомобиль.

В соответствии с нормами, утвержденными учетной политикой фирмы, для данного автомобиля зимние шины зарубежного производства с типоразмером 18/165 R14 списываются после пробега 55 000 км.

После окончания зимнего сезона комплект зимней резины с пробегом 28 000 км сменили на летнюю.

В бухгалтерском учете были сделаны проводки:

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 3814 руб. — отражен «входной» НДС по приобретенным шинам;

ДЕБЕТ 10-5 КРЕДИТ 60
– 21 186 руб. (25 000 – 3814) — оприходованы зимние шины;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 3814 руб. — НДС принят к вычету;

ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 10-5
– 21 186 руб. — списана стоимость шин при установке на автомобиль.

Из соотношения фактического и нормативного пробега рассчитаем сумму износа зимних шин. Она составит:

28 000 км : 55 000 км × 21 186 руб. = 10 786 руб.

Таким образом, цена возможного использования шин составит:

21 186 – 10 786 = 10 400 руб.

Оприходование возвращенных шин отражают записью:

ДЕБЕТ 10-5 КРЕДИТ 20 (26, 44)
– 10 400 руб. — отражен возврат зимних шин на склад (с учетом износа).

Рассмотрим противоположный подход. Компания отражает шины, купленные и установленные на автомобиль, на разных субсчетах счета 10 «Материалы». Например, 10-5-1 «Автомобильные шины в запасе», 10-5-2 «Автомобильные шины в эксплуатации».

Приобретенный комплект резины учитывается по счету 10-5-1. Затем при установке на автомобиль он списывается на счет 10-5-2. Стоимость шин списывают только после того, как они полностью выработают норму пробега и придут в негодность.

Однако такой подход является спорным. Ведь, по сути, стоимость эксплуатируемых сегодня шин может увеличить себестоимость перевозок в будущем. Причем не факт, что шина не выйдет из строя еще до того, как выработает свою норму пробега.

Еще одним вариантом является списание затрат на приобретение шин равномерно, в течение всего периода их эксплуатации, с учетом фактического пробега за отчетный период.

ПРИМЕРВернемся к условиям предыдущего примера. Фактический пробег зимней резины составил 3000 км.

В бухгалтерской справке произведен расчет суммы затрат, связанных с износом шин:21 186 руб. : 55 000 км × 3000 км = 1156 руб., где:- 21 186 руб.

— стоимость шин;- 55 000 км — норматив пробега шин;

– 3000 км — фактический пробег машины.

Таким образом, установка зимних шин будет отражена в бухгалтерском учете проводкой:

ДЕБЕТ 10 субсчет «Автомобильные шины в эксплуатации» КРЕДИТ 10 «Автомобильные шины в запасе»
– 21 186 руб. — установлены зимние шины.

Каждый месяц до окончания зимнего сезона на основании фактических данных о пробеге в учете будет делаться запись:

ДЕБЕТ 20, 26, 44 КРЕДИТ 10 субсчет «Автомобильные шины в эксплуатации»
– 1156 руб. — списаны затраты, связанные с износом шин.

При возврате покрышек на склад их приходуют исходя из оставшейся стоимости с учетом списанных затрат.

Источник: http://actbuh.ru/nalogi-i-uchet/buhuchet/uchet-avtomobilnyh-shin

Основные средства в бухгалтерском и налоговом учете, основные изменения в 2018 году

Деятельность субъекта бизнеса предполагает использование имущества с длительным временем применения в процессе производства.

Поскольку у таких объектов учета большое время использования и существенная цена, есть некоторые особенности отражения их как в бухучете, так и в налоговом учете.

Рассмотрим подробнее как указываются основные средства в бухгалтерском и налоговом учете в 2018 году.

Что такое основные средства

Основные средства это имущество, принадлежащее компании или привлекаемое им со стороны, какое применяется в его деятельности по производству более одного года и обладает стоимостью выше установленной нормативными актами границы.

Существуют критерии, по которым происходит разграничение между основными фондами и прочим имуществом.

Как ОС можно учитывать объекты:

  • Время использования свыше 12 месяцев.
  • Такое имущество используется компанией во время деятельности для производства, оказания услуг, выполнения работ или же для целей управления предприятием.
  • Оно куплено для применения, а не последующей продажи.
  • Его применение позволит организации получать доход.

Отсюда следует, что как ОС учитывают здания, сооружения, транспортные средства, оборудование и т.д.

Ведущим нормативным актом, регулирующим учет основных средств в России является ПБУ № 6/01. В указанном документе определяются показатели отнесения к ОС, а также методология учета.

Внимание! Среди выше упомянутых признаков ОС не указан еще один важный критерий — его цена.

Согласно ПБУ к основным средствам нужно относить имущество, стоимость покупки которого установлена от 40000 рублей.

Для налогового учета как указано в НК РФ цена объекта, который будет применяться как ОС, должна быть от 100000 рублей.

Поскольку объекты ОС разнообразны, их легче всего классифицировать по различным группам. Такое разделение имеет значение, так как согласно установленным нормам существуют некоторые особенности учета и переноса цены объекта на конечный продукт деятельности компании.

Выделяют такие ОС:

  • Здания.
  • Сооружения (временные постройки, мосты и т.д.).
  • Передаточные устройства.
  • Машины и оборудование.
  • Транспортные средства.
  • Инструменты.
  • Инвентарь и принадлежности.
  • Прочие (не включенные ни в одну из выше перечисленных групп)

Кроме этого, ОС могут делиться на производственные объекты и непроизводственные, на основании их назначения. По принадлежности — они бывают собственные и арендованные.

Внимание! Могут применяться и другие разделения ОС – по степени действия в процессе производства, по времени применения, по переносу цены на конечный продукт и т.д.

Ожидалось что с начала года в учете основных фондов произойдут существенные изменения. Но новые нормативные акты так и не были приняты. Поэтому в отношении существенного количества объектов ОС продолжают действовать старые правила.

Однако, есть и некоторые нововведения, какие, в большей части, затронули субъектов малого бизнеса, осуществляющих учет по упрощенной схеме.

Такие субъекты получили право создавать первоначальную стоимость ОС на основе сумм оплаты поставщикам и подрядных организаций, осуществляющих монтаж этого объекта.

Если ОС было создано в самой организации, то его цена формируется из сумм оплаты подрядчикам и иным организациям.

Все прочие затраченные суммы можно перенести в состав текущих расходов.

Важно! Амортизировать объекты ОС организация на упрощенном режиме имеет право единоразово в год последним числом года.

Также субъекты бизнеса с упрощенными схемами учета получили право сразу же амортизировать по полной цене объекты ОС, относящиеся к инвентарю (у них небольшая цена и маленький срок эксплуатации). Такие меры позволяют таким субъектам снизить нагрузку при расчете налога на имущество.

В текущий период времени принят к использованию новый классификатор ОС по группам для налогового учета, применяемым для разграничения объектов по группам амортизации. Отдельные объекты были переведены из одной группы в другую, в связи с этим поменяются их нормы амортизации.

Бухгалтерский и налоговый учет основных средств в 2018 году

Одним из важных показателей учета объекта как ОС является его изначальная стоимость. Для бухучета она определена как 40000 рублей, для налогового – 100000 рублей.

На основании этих отличий существуют некоторые особенности учета объектов ОС.

ОС стоимостью до 40 тыс. рублей

Такого рода ОС обычно называют малоценкой, так как они имеют небольшую стоимость, но применяются в деятельности довольно длительное время.

Данные ОС компания имеет возможность либо сразу списать как МПЗ или поставить на учет в виде ОС и амортизировать. Это правило распространяется как на бухучет, так и на налоговый учет. Однако компания должна закрепить применяемый способ в своей учетной политике.

ОС стоимостью от 40 до 100 тыс. рублей

Объекты ОС с ценой в промежутке от 40000 рублей и до 100000 рублей входят в промежуточную группу.

В бухучете они определяются как ОС, а в налоговом учете как малоценка.

Поэтому компании необходимо в первой ситуации поставить объект на учет (принять к эксплуатации) и амортизировать его цену по существующей методике.

В налоговом учете фирма имеет возможность перенести издержки на его покупку (изготовление) моментально или же принять к учету и амортизировать. Для целей налогового учета фирме принятый способ нужно также зафиксировать в учетной политике.

Стоимость ОС более 100 тыс рублей

Предел в 100 тыс. рублей в бухучете не используется. Там объектом ОС будет признано любое имущество с ценой свыше 40 тысяч рублей. Однако это имеет большое значение для налогового учета.

Для целей этого учета ОС, которое было поставлено на учет позднее 31 декабря 2015 года, и меньше этого предела, допустимо сразу перенести на расходы. Если же его цена больше 100 тысяч рублей, то объект придется амортизировать, использовав один из двух предлагаемых методов.

Амортизация ОС в 2018 году

Стоимость ОС необходимо небольшими долями переносить на выпускаемую продукцию либо оказываемые работы. Этот процесс называется амортизацией.

В 2017 году были приняты к использованию новые классификатор ОС и ОКОФ. Несмотря на то, что число групп осталось неизменным, некоторые объекты были перемещены из одних в другие. В результате, меняются нормы ежегодных и соответственно ежемесячных расчетов амортизации.

Существует группа ОС, какие амортизировать не нужно. К ним отнесены земельные участки, природные объекты, музейные предметы и коллекции и т. д. Такой список указывается в ПБУ 6/01.

Амортизация определяется с 1 дня месяца, какой следует за месяцем принятия ОС к учету. Прекратить процесс необходимо с 1 дня месяца, идущего за месяцем, в каком это ОС было снято с учета (его списали, продали и т. д.).

В 2018 году все также можно применять для целей бухучета четыре способа определения амортизации:

  • Линейный;
  • По снижаемому остатку;
  • Списание исходя из суммы количества лет;
  • Пропорционально объему выпущенной продукции.

Для целей налогового учета все также разрешено использовать два способа:

Необходимо прекратить определение амортизации в ситуациях:

  • Производится трехмесячная консервация;
  • Выполняется реконструкция;
  • ОС на ремонте;
  • Модернизация длится более 1 года.

Внимание! Новые справочники нужно использовать только для объектов, которые начали использоваться начиная с 2017 года и позднее.

Вносить исправления в карточки учета всех ранее принятых ОС и пересчитывать у них амортизацию не нужно.

Это правило обязательно как к бухгалтерскому, так и к налоговому учету.

При документальном оформлении компания может использовать как стандартные документы, предлагаемые Госкомстатом, то и разработанные самостоятельно. Какие бы бланки ни применялись, они должны быть указаны в учетной политике.

Стандартные бланки распределяются на несколько групп:

Номер формы Название Для чего нужен
Поступление и выбытие
ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) Для фиксации прихода и выбытия отдельных ОС, не заполняется для зданий и сооружений.
ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения) Для фиксации прихода и выбытия зданий и сооружений
ОС-1б Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) Если фиксация прихода и выбытия объектов ОС (не относится к зданиям, сооружениям) выполняется сразу для группы
ОС-14 Акт о приеме (поступлении) оборудования Учет оборудования на складском хранении, какое будет использоваться в дальнейшем
ОС-4 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) Списание определенных объектов ОС, какое пришли в негодность. Не заполняется для автотранспорта.
ОС-4а Акт о списании автотранспортных средств Списание пришедшего в негодность транспортного средства
ОС-4б Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) Списание сразу группы ОС, не заполняется для транспортных средств
Наличие и движение
ОС-6 Инвентарная карточка учета объекта основных средств Учет определенных объектов ОС и их передвижение внутри компании
ОС-6а Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств Учет нескольких однотипных ОС
ОС-6б Инвентарная книга учета объектов основных средств В малых предприятиях заменяет заполнение ОС-6 и ОС-6а
ОС-15 Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж Передача хранящегося на складе ОС в монтаж
ОС-16 Акт о выявленных дефектах оборудования Фиксация дефектов, какие были выявлены при монтаже, испытании и т.д.
ОС-2 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств Фиксация передвижения ОС между подразделениями в пределах компании
ОС-3 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств Постановка на учет ОС по завершении ремонта, модернизации

Бухгалтерские проводки

Операции с основными средствами отражают в учете следующими проводками:

Дебет Кредит Название операции
Поступление основных средств
08 60, 10, 70, 69 Зафиксированы в учете совершенные расходы на приобретение либо создание ОС
07 60, 10, 70, 69 Зафиксированы в учете затраты по подготовке монтажа ОС и его установке
08 07 Перенесены затраты на монтаж
19 60 Зафиксирован в учете входящий НДС по затратам на ОС
68 19 Входящий НДС принят к вычету
01 08 Объект ОС принят к учету
Амортизация
20, 23, 25, 26, 29, 44 02 Рассчитана амортизация основных средств исходя из направления их применения
Восстановление, модернизация, ремонт
08 60 Зафиксирована цена работ сторонней компании по ремонту, модернизации ОС
19 60 Зафиксирован НДС по работам подрядчика
08 10, 70, 69 Работы по ремонту, модернизации ОС проведены собственными силами
01 08 Все выполненные затраты списаны на увеличение стоимости ОС
Продажа
62 91 Зафиксирован в учете доход от продажи ОС
91 68 Зафиксирован НДС по продаже
02 01 Списана начисленная амортизация
91 01 Списана остаточная стоимость объекта ОС
Ликвидация
02 01 Списана амортизация по ликвидируемому ОС
91 01 Списана остаточная стоимость

Источник: https://buhproffi.ru/buhuchet/osnovnye-sredstva-v-buhgalterskom-i-nalogovom-uchete.html

Отражаем в учете замену шин

Акценты этой статьи:

  • чем является замена шин на автомобиле – ремонтом или техобслуживанием;
  • как отражается в учете операция по замене шин.

Когда можно заменить шины

Шины на автомобиле можно заменить в следующих случаях:

1. В случае окончания срока эксплуатации. Срок использования шины зависит от ее фактического пробега (ресурса) и высоты рисунка протектора.

Предельные значения высоты рисунка протектора пневматических шин приведены в приложении 6 к Нормам, утвержденным приказом Минтранса  от 20.05.06 г.

№ 488 (далее – Приказ № 488, Нормы № 488).

Средний срок эксплуатации шин исчисляется по алгоритмам с поправкой на коэффициенты, которые учитывают условия эксплуатации (например, климатические условия, тип дорожного покрытия, грузоподъемность автомобиля и др.).

Однако если производителем шин установлены другие нормы их эксплуатации (например, это может указываться в договоре купли-продажи,  в эксплуатационной документации и т. п.), то предприятие должно применять эти нормы, а не те, что утверждены Приказом № 488.

Если же нормы эксплуатации для приобретенных шин не указаны ни в Нормах № 488, ни в документах производителя – тогда предприятию нужно заказать разработку временных норм  в ведущей организации по таким вопросам (п. 3.7, 5.1 Норм № 488).

2. В случае фактического износа. Шины могут списываться не только по окончании срока эксплуатации, повод для их списания может наступить и раньше.

Например, если будут обнаружены эксплуатационные или производственные дефекты, которые не подлежат ремонту или их ремонт является экономически нецелесообразным (п. 3.

2 Норм № 488).

3. Сезонная замена. Замена летних шин на зимние и наоборот. Эта операция не зависит от выработки ресурса шины.

Замена шин: ремонт  или техобслуживание?

Порядок техобслуживания (далее – ТО) и ремонтов автомобиля регламентируется Положением, утвержденным приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102 (далее – Положение № 102). Это же Положение содержит и определение терминов (п. 1.3), в частности:

ТО – это операции по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля во время его эксплуатации, хранения, транспортировки;

текущий ремонт – работы, в ходе которых происходит замена и/или обновление отдельных изношенных частей, выполняемые для обес- печения или восстановления работоспособности транспортного средства (далее – ТС);

капитальный ремонт – замена или обновление любых частей ТС (в т. ч. и основных)  с целью восстановить исправность и полный или близкий к полному ресурс такого ТС.

Из этих определений можно сделать вывод, что операцию по замене шин нельзя считать ремонтом, она является частью ТО.

И пусть вас не смущает тот факт, что операция по замене шин не упоминается в перечнях операций ТО-1 (приложение А к Положению № 102) и ТО-2 (приложение Б  к Положению № 102) и в приложении В, где указаны виды сезонного ТО. Ведь в этих приложениях прямо сказано, что перечень работ, приведенный в них, является примерным. Поэтому рекомендуем вам разработать и утвердить приказом по предприятию перечень операций, которые относятся к ТО, куда включить и замену шин.

Документальное оформление  замены шин

Текущие эксплуатационные характеристики шины отражаются в Карточке учета пробега (наработки) пневматической шины по форме, приведенной в приложении 5 к п. 7.1 Норм № 488 (далее – карточка).

В карточке отражается, в частности, фактический пробег и технические характеристики шины на дату ее установки на автомобиль и на дату снятия с автомобиля, остаточная высота рисунка протектора, причины изъятия шины из эксплуатации (в т. ч.

и в случае сезонной замены).

При отпуске шин со склада и при передаче на склад оформляется Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов типовой формы № М-11, утвержденной приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193 (далее – Приказ № 193).

Отражение замены шин в учете

Бухгалтерский учет

Учет шин зависит от способа их поступления.

1. Если шины приобретаются вместе с автомобилем (т. е.

их цена входит в стоимость автомобиля), то их стоимость числится на субсчете 105 «Транспортные средства» в составе первоначальной стоимости автомобиля.

То есть замена шин и их списание в этом случае отражается только  в аналитическом учете предприятия.

2. Если шины приобретаются и приходуются отдельно, тогда они относятся к запасам и учитываются на субсчете 207 «Запасные части». В этом случае при передаче шин в эксплуатацию можно выделить два варианта учета:

Вариант 1. Стоимость шин при передаче в эксплуатацию списывается на расходы – в зависимости от направления использования ТС:  Дт 23, 91–93 – Кт 207.

При возврате шин из эксплуатации (например, в случае сезонной замены) они приходуются на баланс по чистой стоимости реализации (п. 24 П(С)БУ 9) проводкой Дт 207 – Кт 719.

При следующей передаче шин в эксплуатацию их стоимость снова списывается с баланса.

При использовании этого варианта стоимость шин в периоде их эксплуатации на бухгалтерских счетах не отражается, учет шин ведется только  в количественном выражении по материально ответственным лицам.

Вариант 2. При передаче в эксплуатацию шины учитываются по первоначальной стоимости.

Шины учитываются по первоначальной стоимости до момента их фактического списания.

К субсче- ту 207 открывают счета второго порядка (например, 20711 «Шины на складе», 20712 «Шины  в эксплуатации»).

Отметим, что недостатком этого варианта является завышенная стоимость шин в учете. Ведь, согласно п. 24 П(С)БУ 9, запасы должны отражаться в бухучете по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации.

А поскольку при эксплуатации шин их стоимость снижается, то получается, что реальная стоимость активов предприятия завышена, а это влияет на достоверность финансовой отчетности.

Правда, такое влияние будет значительным только в случае, если стоимость шин является существенной по сравнению со стоимостью других активов предприятия.

Плюс этого варианта в том, что оборот шин можно отследить на бухгалтерских субсчетах.

Какой из двух вариантов выбрать, бухгалтер предприятия решает сам, опираясь на свое профессиональное суждение. Выбранный вариант учета шин рекомендуем закрепить в приказе об учетной  политике предприятия.

Налоговый учет

Учет по налогу на прибыль ведется согласно данным бухучета. То есть эксплуатация шин не приводит к возникновению разниц между результатами налогового и бухгалтерского учета.

Исключение из этого правила – случай, когда шины оприходованы в составе автомобиля непроизводственного назначения, поскольку тогда расходы на амортизацию и ремонт не учитываются при определении базы налогообложения (пп. 138.3.2 Налогового кодекса). То есть финрезультат до налогообложения в этом случае будет увеличен на сумму амортизации, начисленной в бухучете.

Суммы НДС, уплаченные (начисленные) при осуществлении расходов на замену шин, включаются в состав налогового кредита отчетного периода – при наличии надлежащим образом оформленной и своевременно зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной.

Пример

Предприятием были приобретены зимние шины для автомобиля, который используется в административных целях. Стоимость услуг СТО по замене шин составила 240 грн. (в т. ч. НДС – 40 грн.).

В таблице приведем учет шин по двум вышеприведенным вариантам.

(грн.)

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/11665-0

№ п/п операции Первичные  документы Бухгалтерский учет
Дт Кт Сумма
1 2 3 4 5 6
Вариант 1
1 Оприходованы на склад зимние шины Накладная  типовой формы М-12* 2071 631 3 700
2 Отражен налоговый кредит по НДС Налоговая накладная 641 631 740
3 Установлены зимние шины на автомобиль Типовая форма № М-11,  карточка 92 2071 3 700
4 Отражены услуги СТО по замене шин Акт выполненных услуг 92 631 200
5 Отражен налоговый кредит по НДС Налоговая накладная 641 631 40
6 Поступили на склад летние шины, снятые с автомобиля Типовые формы  № М-11, № М-12 2071 719 2 300
Вариант 2
1 Оприходованы на склад зимние шины Накладная  типовой формы М-12* 20711 631 3 700
2 Отражен налоговый кредит по НДС Налоговая накладная 641 631 740
3 Установлены зимние шины на автомобиль Типовая форма № М-11,  карточка 20712 20711 3 700
4 Отражены услуги СТО по замене шин Акт выполненных услуг 92 631 200
5 Отражен налоговый кредит по НДС Налоговая накладная 641 631 40
6 Поступили на склад летние шины, снятые с автомобиля Типовые формы  № М-11, № М-12 20711 20712 2 300
* Утверждена Приказом № 193.

Отражение шин в бухучете зависит от способа их поступления на предприятие и допускает два варианта:

  • либо стоимость шин списывается в состав расходов при передаче их в эксплуатацию (например, при сезонной замене),
  • либо шины учитываются по первоначальной

Источник: https://uteka.ua/publication/Otrazhaem-v-uchete-zamenu-shi-2

Бухучет автомобильных шин в автошколе

Срок службы покрышек превышает 12 месяцев, однако бухучет их ведется в части материальных запасов, а не основных средств

Одной из существенных статей расходов в автошколе с собственными автомобилями является покупка автошин.

Шины — ресурс недолговечный, а после превышения срока эксплуатации, установленного изготовителем, или при повреждении они требуют незамедлительной замены. Как учесть в бухучете затраты на автомобильные шины, разберемся в сегодняшней статье.

Каждая шина на контроле!

Согласно положениям Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 №119н, в автошколах нужен контроль использования автошин, для которого можно сделать следующее:

  • утвердить формы первичной документации по приобретению и перемещению шин, а также порядок и правила документооборота для учета автошин;
  • определить перечень ответственных лиц, которые будут контролировать получение и отпуск шин;
  • утвердить порядок обеспечения контроля над практичным использованием автошин.

Чтобы взять каждую шину, установленную на автомобиль в процессе его комплектации или при непосредственном использовании, под контроль требуется завести карточку учета работы шины.

Автошкола вправе сама разработать форму этого документа, а может применить установленную форму из приложения №12 к Правилам эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04 (утв. Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 №АК-9-р).

Когда срок эксплуатации шины закончится, сведения о ней из карточки учета нужно скопировать в ведомость о списании мат. запасов.

https://www.youtube.com/watch?v=yCV2BTY17IY

Учет в автошколе — это не только бухгалтерия, это также объемный документооборот по учету занятий и количеству учащихся. Автоматизировать все эти процессы поможет удобная программа Бухсофт: Автошкола.

Нюансы бухучета автошин

Срок службы покрышек превышает 12 месяцев, никто не будет списывать шины ежегодно, это просто нерационально. Однако бухучет их ведется в части материальных запасов, а не основных средств.

Обусловлено это тем, что без автомобиля резину эксплуатировать не получится, а значит, шины не образуют отдельное основное средство. Их можно приравнять, по сути, к запчастям.

Учет этих запасов ведется на счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 98, 99 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н).

Но если покрышки приобретаются совместно автомобилем, то обособленно от него их учитывать не нужно.

Шины являются в этом случае составной частью объекта основных средств, а их стоимость влияет на формирование стоимости всего транспортного средства.

Передавая шины в эксплуатацию, в бухучете следует единовременно списать их стоимость на счетах учета расходов (п.

93 Методических указаний № 119н, ПБУ 5/01, п. 16 ПБУ 10/99).

Оценка переданных в работу автошин, как и иных видов МПЗ, производится одним из трех способов, установленных пунктом 16 ПБУ 5/01:

  1. по себестоимости каждой автошины;
  2. по средней себестоимости;
  3. по себестоимости МПЗ, приобретенных первыми по времени.

Некоторые бухгалтерские проводки для учета автошин

В бухучете автошколы покупку и отпуск автошин для установки на транспортное средство нужно отразить следующими проводками:

  • Дт 10.5 / Кт 60 — приобретение комплекта шин для транспортного средства;
  • Дт 19 / Кт 60 — отражение суммы НДС, предъявленной поставщиком;
  • Дт 68.НДС / Кт 19 — принятие к вычету суммы НДС, предъявленной поставщиком;
  • Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44, 91) / Кт 10.5 — передача автошины в эксплуатацию для установки на транспортное средство.

Меняя сезонные шины, также требуется бухгалтерский учет данной операции, для которой в бухучете предусмотрена своя проводка: Дт 10, субсчет 5 / Кт (20, 23, 25, 26, 29, 44, другие).

P.S

Сделаем некоторые выводы.

Учет операций по покупке, установке и замене автошин следует закрепить в учетной политике автошколы, имеющей собственные транспортные средства.

Шины, купленные вместе с машиной, являются ее частью и учитываются как составляющая объекта ОС. Если шины приобретены отдельно — это материальные запасы. Устанавливая новые покрышки на автомобиль, нужно сразу списать их стоимость на расходы автошколы.

Вместе с этим операцию следует отразить на забалансовом счете 09 в целях контроля эксплуатации автошин. Автошины с вышедшим сроком эксплуатации и не подлежащие ремонту нужно учесть на складе, чтобы в дальнейшем списать.

Для учета сезонных шин можно вести карточки учета работы шин, а можно использовать все тот же забалансовый счет 09.

Источник: https://www.buhsoft.ru/article/841-buhuchet-avtomobilnyh-shin-v-avtoshkole

Департамент общего аудита об учете автомобильных шин

22.10.2010

Ответ

1. Учет приобретения шин в комплекте с автомобилем

В соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01[1] актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Поскольку приобретенный автомобиль соответствует указанным условиям, он принимается к учету в качестве объекта основных средств.

При этом единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями.

Соответственно, по нашему мнению, стоимость шин, приобретенных вместе с автомобилем, являясь частью комплектации автомобиля, учитывается в первоначальной стоимости основного средства.

Учитывая вышеизложенное, как справедливо отмечено в Вашем вопросе, в таком случае стоимость шин учитывается в составе расходов через амортизацию автомобиля.

2. Учет зимней резины

Согласно пункту 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов[2] (далее – Методические указания) к материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.

Поскольку, по экономическому содержанию шины являются запасными частями для действующего автомобиля, то на наш взгляд они относятся к материальным запасам.

Дополнительно это подтверждается Инструкцией по применению плана счетов[3], согласно которой на счете 10 «Материалы», субсчет 10.5 «Запасные части» учитываются наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также автомобильных шин в запасе и обороте.

Согласно пункту 5 ПБУ 5/01 МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Таким образом, на дату оприходования комплекта зимних шин Организация отражает их стоимость на субсчете 10 «Запасные части»[4] по стоимости приобретения проводкой: Дт 10 Кт 60.

Особенности дальнейшего учета шин действующим законодательством не установлены.

В соответствии с общим порядком согласно пункту 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов[5] (далее по тексту – Приказ № 119н) по мере отпуска материалов со складов (кладовых) подразделения на участки, в бригады, на рабочие места они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство.

Стоимость материалов, отпущенных для управленческих нужд, относится на соответствующие счета учета этих расходов.

Под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада (кладовой) непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд организации (пункт 90 Приказа № 119н).

Соответственно, в момент установки указанного комплекта шин в бухгалтерском учете, по нашему мнению, подлежат составлению проводки: Дт 26 Кт 10.

3. Замена шин

Особенности отражения в учете замены зимних шин на летние действующим законодательством не установлены.

Ряд специалистов высказывают мнение, что при такой замене стоимость зимних шин за минусом их износа восстанавливается на счете 10 в корреспонденции со счетами учета затрат.

По нашему мнению, общими нормами Приказа № 119н определен только один случай, который мог бы относиться к рассматриваемой ситуации.

Согласно пункту 112 Приказа № 119н возврат подразделениями организации на склад неиспользованных материалов оформляется накладными или лимитно-заборными картами.

Сданные на склад материалы приходуются по складу с одновременным списанием с подотчета подразделения организации.

Если эти материалы были списаны в производство, их стоимость относится на уменьшение соответствующих затрат.

В рассматриваемом случае шины уже использовались для управленческих целей организации в процессе эксплуатации автомобиля. Соответственно, правомерность их отнесения к неиспользованным материалам, по нашему мнению, может быть поставлена под сомнение.

Соответственно, если следовать данной логике, стоимость шин, списанная на счет 26 в момент первой установки на автомобиль, не подлежит восстановлению. И, соответственно, никаких проводок, касающихся снятых с автомобиля и переданных на склад шин не составляется.

Тем не менее в данной ситуации можно исходить из того, что шины в процессе эксплуатации своих потребительских свойств полностью не утратили, и, соответственно, могут быть отнесены к неиспользованным материалам.

В этом случае может применяться порядок учета шин, указанный в пункте 3 Вашего вопроса. Проводкой Дт 10 Кт 26 отражается стоимость возвращенных на учет шин с учетом износа.

При этом, как справедливо отмечено в Вашем вопросе, указанный износ может исчисляться в соответствии с «Временным нормам эксплуатационного пробега шин РД 3112199-1085-02».

Учитывая вышеизложенное, считаем, что приведенные Вашей организацией проводки соответствуют требованиям действующего бухгалтерского законодательства.

При этом считаем, что в отношении операции по замене зимних шин на летние Ваша организация вправе использовать один из двух предложенных выше вариантов учета замены шин.

Поскольку указанные варианты касаются различной трактовки норм действующего бухгалтерского законодательства, считаем, что выбранный Вами порядок целесообразно закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Источник: http://www.mosnalogi.ru/consultation/obshchiy-audit/departament_obshchego_audita_ob_uchete_avtomobilnyh_shin.html?print=yes

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.