что такое специальная оценка условий труда

Содержание

Что такое специальная оценка условий труда? Это… Закон 426-ФЗ

Проведение специальной оценки трудовых условий является важнейшим принципом функционирования любого предприятия. В этой статье будет рассказано о порядке осуществления контрольно-оценочных работ на промышленных объектах.

Специальная оценка условий труда: что это такое?

Оцениванием трудовых условий именуется комплекс специальных мероприятий, направленных на качественную идентификацию опасных и вредных факторов производства и трудового процесса.

По итогу проверки может оказаться, что имеющиеся на производственном объекте условия труда не соответствуют установленным правительством нормативам.

В этом случае представители проверяемой организации будут должны реализовать определенный ряд мер, направленных на устранение вредных производственных факторов.

По итогу проверки предприятиям присваиваются специальные классы или подклассы, благодаря которым можно определить степень несоответствия условий труда установленным нормативам.

Правовая основа

Представленный процесс должен регулироваться законодательно. Самый важный нормативный акт, который стоило бы здесь выделить, – это 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”.

Предметом регулирования данного законопроекта являются отношения, возникающие между представителями проверяемой организации и непосредственно самими экспертами, осуществляющими контрольно-оценочную деятельность.

Представленным федеральным законом определяются организационные основы прав, ответственности и обязанностей участников оценивания.

Стоит отметить, что ФЗ № 426 “О специальной оценке условий труда” – это далеко не единственный нормативный акт, закрепляющий условия и принципы функционирования оценочных работ на том или ином предприятии. Существует еще российский Трудовой кодекс, а также отдельные нормативные акты локального уровня.

Отдельно необходимо выделить важную норму, закрепленную в статье № 2 Федерального закона “О специальной оценке условий труда”.

Здесь указан принцип приоритета международного права перед национальным.

Рассматриваемый нормативный акт, таким образом, должен соответствовать еще и международным нормам.

О полномочиях и обязанностях работодателей и работников

В рассматриваемом законопроекте закрепляются правила поведения для работодателей и работников в тех случаях, когда их организация подвергается оценочной экспертизе. Вот какими правами обладают работодатели:

  • возможность проводить внеплановые процедуры оценивания условий труда;
  • право требовать от инстанции, которая осуществляет проверку, обоснования результатов оценивания;
  • право требовать документы, подтверждающие статус контрольно-оценочной организации;
  • возможность обжаловать результаты проверки.

А какими обязанностями обладает работодатель? Закон гласит о необходимости предупреждать работников о проведении оценивания условий труда, а также о реализации мер, направленных на улучшение существующих условий.

Сам работник также обладает определенными правами.

Здесь стоит выделить возможность присутствовать при проведении проверок, право на обращения к работодателю или эксперту, проводящему оценивание, а также возможность обжаловать результаты контрольно-оценочной деятельности. Работник обладает, помимо всего прочего, одной очень важной обязанностью. Речь идет о необходимости знакомиться с результатами оценивания трудовых условий.

О полномочиях и обязанностях контрольно-оценочных организаций

Какими правами и обязанностями наделена инстанция, осуществляющая специальное оценивание трудовых условий? Ответ на этот вопрос предоставляет статья 6 рассматриваемого нормативного акта. Так, организация имеет право:

  • на отказ осуществлять свою профессиональную деятельность, если при ее проведении возникает угроза жизни и здоровью;
  • на обжалование предписаний исполнительных органов власти, уполномоченных в сфере государственного надзора.

А какими обязанностями обладает представленная организация? Здесь стоит отметить:

  • предоставление по требованию работодателя итогов оценочных работ;
  • качественное применение специальных измерительных средств;
  • предоставление работодателю отказа в проведении проверки, если последний не передал всю необходимую документацию.

И все же, что это такое – специальная оценка условий труда? Несложно догадаться, что это совокупность большого количества обязанностей как одних участников рассматриваемых правоотношений, так и других.

О подготовке к проведению специальной оценки условий труда

Оценивание трудовых условий – процесс, на самом деле, очень сложный и весьма продолжительный. Именно поэтому на его подготовку может уходить большое количество сил и времени.

Но как спланировать все таким образом, чтобы контрольно-оценочные работы прошли быстро и эффективно? Ответ на этот вопрос предоставляет статья 9 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”.

Работодатель должен сформировать комиссию. График ее работы, стоимость проведения работ – все эти и многие другие моменты фиксируются в договоре.

Комиссией руководит либо сам работодатель, либо его представитель. Составляется список рабочих мест, подлежащих проверке и оцениванию.

Как только такой перечень будет готов, появится возможность приступать к работе.

О проведении специального оценивания

Что еще можно сказать о специальной оценке условий труда? Что это такое и как данный процесс функционирует? Статья 8 рассматриваемого нормативного акта гласит, что все обязанности по финансированию и организации оценивания возлагаются на работодателя. Весь процесс должен строго соответствовать установленным в законах нормам и не реже, чем один раз в пять лет. Для чего выходит соответствующий приказ о проведении специальной оценки условий труда (образец см. ниже на фото).

Как уже было сказано, основной целью рассматриваемого процесса является идентификация опасных и вредных факторов производственного характера. При достижении этой цели важно учитывать:

  • результаты ранее проведенных проверок;
  • качество оборудования на производстве;
  • предложения, жалобы и пожелания работников организации, в отношении которой проводится контрольно-оценочная деятельность;
  • частота случаев травматизма на проверяемом предприятии;

ФЗ “О специальной оценке условий труда” гласит, что по итогу проведения проверки должен быть составлен специальный документ с результатами оценивания. Что с этим документом следует делать?

Статья 7 рассматриваемого нормативного акта гласит, что результаты специальной оценки условий труда должны применяться для следующих типов деятельности:

  • осуществление контрольных функций за состоянием трудовых условий;
  • информирование трудящихся лиц о возможных рисках;
  • планирование и качественная реализация мероприятий, целью которых является улучшение трудовых условий;
  • расчет дополнительных страховых тарифов;
  • подготовка статистических данных;
  • привлечение медицинских работников для решения проблем у заболевших от условий труда работников;
  • анализ и урегулирование разногласий, которые связаны с безопасностью трудовых условий и т. д.

Результатом проведения оценивания условий труда может также стать составление специальной классификации. Именно об этом и будет рассказано далее.

О классификации трудовых условий

Статья 14 ФЗ “О специальной оценке условий труда” закрепляет основные виды классов и подклассов, которые могут присваиваться предприятиям по итогам контрольно-оценочных работ. Всего существует четыре класса.

Четвертый класс включает в себя условия труда с очень высоким уровнем опасности. Особенностью этой группы является наличие факторов, способных угрожать жизни работника.

Третий класс присваивается предприятиям, вредные условия труда на котором могут угрожать организму и, соответственно, здоровью работника. Здесь имеются 4 степени, они же подклассы третьего класса.

Первая степень касается предприятий с трудящимися лицами, которые более суток не могут восстановиться после рабочей смены. Вторая степень присваивается организациям, если у работающих там лиц имеются легкие профессиональные заболевания.

Третья и четвертая степень касаются, соответственно, опасных для трудоспособности профессиональных заболеваний.

Второй класс является самым распространенным среди промышленных предприятий. Характеризует он условий труда, при которых человек может восстановиться менее чем за сутки. Первый же класс присваивается предприятиям с полным отсутствием вредных трудовых условий, либо с ничтожным их количеством.

Государственная информационная система оценивания

Специальная оценка условий труда организации не проходит бесконтрольно.

Согласно статье 18 рассматриваемого нормативного акта, существует специальная система информационного учета сведений об участниках контрольно-оценочной деятельности.

Так, в отношении работодателя и его организации в системе должна быть указана следующая информация:

  • наименование лица;
  • место нахождения, ИНН, номер гос. регистрации, код по классификатору типов экономической деятельности;
  • количество рабочих мест;
  • распределение классов и подклассов условий труда;
  • информация об изменении специальной оценки трудовых условий, если проводились повторные контрольные мероприятия.

Должны быть указаны сведения и о рабочем месте. Так, в информационной базе хранятся данные:

  • о числе трудящихся лиц;
  • о распределении классов;
  • о коде работников и об их ИНН;
  • об основаниях для формирования прав работников и т. д.

Оператором информационной системы является российское правительство.

Кто проводит оценку?

Организации, имеющие специальное удостоверение на проведение оценочной деятельности того или иного предприятия, должны быть внесены в государственный реестр соответствующих инстанций, а сведения о них обязаны передаваться в информационную систему, о которой было рассказано выше.

Как ни сложно догадаться, оценочные функции осуществляют специально уполномоченные эксперты. Это физические лица, прошедшие аттестацию и имеющие сертификат на право выполнения работ. Требования к экспертам довольно простые:

  • наличие высшего образования;
  • наличие практического опыта.

Все эксперты обладают независимостью. Надо сказать, это важнейший принцип всей контрольно-оценочной деятельности. Именно о нем и будет рассказано далее.

О принципе независимости

Что это такое – специальная оценка условий труда? Это, в первую очередь, независимый и очень сложный процесс, контролировать который может только государство.

В чем заключается независимость контрольно-оценочных инстанций? Закон гласит, что процедуры оценивания условий труда не могут осуществляться следующими лицами и органами:

  • должностные лица исполнительной власти;
  • учредители и работодатели самой проверяемой организации;
  • эксперты, являющиеся близкими родственниками учредителей и работодателей проверяемой организации.

Несложно догадаться, что принцип независимости сформирован законом для предупреждения возможных коррупционных преступлений.

Как известно, любые проявления коррупции, тем более во время осуществления столь важных процессов, могут повлечь за собой ухудшение трудовых условий.

Ухудшение же условий труда с высокой долей вероятности повлечет за собой человеческие жертвы.

О государственном контроле и экспертизе оценочных работ

Исполнительный орган власти федерального уровня должен контролировать соблюдение требований рассматриваемого законопроекта. Специальные инспекции труда, создаваемые государственными инстанциями, должны периодически проверять организации, которые осуществляют оценочные работы.

Отдельно стоит выделить проведение специальной экспертизы, которая проводится исполнительными властными органами. Контрольно-оценочные организации, не удовлетворяющие требования экспертизы, могут лишиться специальной лицензии на осуществление трудовой деятельности.

Источник: http://.ru/article/327912/chto-takoe-spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda-eto-zakon--fz-o-spetsialnoy-otsenke-usloviy-truda

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий для обнаружения потенциально вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценки уровня их воздействия на работников. Спецоценка заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест.

Обеспечение безопасных условий труда работника – это одна из основных обязанностей работодателя по трудовому договору, и предусмотрена она статьей 212 ТК РФ.

От того, к какой категории будут отнесены рабочие места по результатам специальной оценки, зависят тарифы страховых взносов за работников.

Чем выше риск профессиональных заболеваний или травматизма на производстве, тем большую сумму должен будет платить работодатель.

Дополнительно, по результатам спецоценки:

  • работники обеспечиваются, при необходимости, спецодеждой и средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • обеспечивается бесплатное лечебно-профилактическое питание работников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • вводятся дополнительные гарантии и компенсации для работников, занятых в опасных и вредных условиях труда.

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс.

рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст.

143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Какие рабочие места надо оценивать?

Специальную оценку условий труда не нужно проводить только в отношении надомников и дистанционных работников, все остальные рабочие места должны быть оценены на предмет их безопасности и соответствию норм охраны труда.

По сравнению с аттестацией рабочих мест, которая действовала до 1 января 2014 года, спецоценка – это более глобальное и масштабное явление, и затрагивает всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.

Оценивать надо и условия труда работников, которые имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, агенты и др.) или не имеют фиксированного рабочего места (охранники).

Придется убедиться в безопасности условий труда даже для директора, чье рабочее место находится по домашнему адресу, если ООО зарегистрировано по этому адресу.

А вот индивидуальный предприниматель в отношении самого себя спецоценку проводить не должен.

Обратите внимание: если ваши работники оказывают услуги в рамках гражданско-правового договора, то специальная оценка условий труда их рабочих мест не проводится, т.к. по сути, они являются не работниками, а лишь исполнителями. Трудовое законодательство на них не распространяется.

Стоимость оценки специализированной организацией одного рабочего места начинается от 1500 рублей, поэтому, чем больше рабочих мест создано, тем дороже это обойдется работодателю. Правда, есть возможность сэкономить на услугах оценщиков, если несколько рабочих мест будут признаны аналогичными.

Это означает, что:

  • рабочие места расположены в однотипных производственных помещениях;
  • помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;
  • работники работают по одной профессии, должности, специальности;
  • трудовые функции, режим рабочего времени, технологический процесс однотипны;
  • в работе используется одинаковое оборудование, инструменты, сырье и материалы;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Для таких рабочих мест достаточно оценить только 20% от их количества, но не менее двух.

Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест

Организовать специальную оценку условий труда, так же как и нести финансовые затраты на нее должен работодатель.

Саму спецоценку проводят независимые организации, имеющие аккредитацию, но перед тем, как пригласить оценщиков, работодатель должен создать собственную комиссию.

Число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и выборной профсоюзной организации или другого представительного органа работников (если они созданы).

Комиссия составляет список рабочих мест, подлежащих оценке; утверждает график ее проведения; проводит подготовку рабочих мест к проведению спецоценки (проверяет работу оборудования и инструментов, систем отопления, кондиционирования, вентиляции и освещения).

Не очень понятно – как создавать комиссию индивидуальным предпринимателям, имеющим одного-двух работников, или в случае с ООО, в котором директор является единственным учредителем и работником.

Пока еще нет широкой практики проведения спецоценки для таких малочисленных структур, но в конце 2014 года были поданы законодательные инициативы об отмене ее обязательности для малого бизнеса.

Инициативы эти не прошли, но сам факт их появления говорит о том, что закон о специальной оценке до конца не проработан и будет вызывать сложности при его исполнении на практике.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Проводят спецоценку по договору с работодателем независимые организации, имеющие в штате не менее пяти сертифицированных экспертов (при этом как минимум один эксперт должен иметь специализированное высшее медицинское образование) и аккредитованную испытательную лабораторию.

Министерство труда ведет государственные реестры экспертов и организаций, имеющих право проводить оценку условий труда, поэтому обращаться надо только к тем оценщикам, чьи контакты есть на официальном сайте Минтруда. 

За нарушение порядка специальной оценки условий труда достаточно серьезную административную ответственность несут не только работодатели, но и оценщики (по ст. 14.54 КоАП РФ):

  • должностные лица – от 20 до 30 тыс. рублей, при повторном нарушении от 40 до 50 тыс. рублей;
  • на организации – от 70 до 100 тыс. рублей, при повторном нарушении от 100 до 200 тыс. рублей.

Как проходит специальная оценка условий труда?

Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:

  • физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
  • биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
  • химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
  • сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;
  • функциональная физическая нагрузка на организм и др.

Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% – для опасного.

По результатам проведенной спецоценки эксперты готовят отчет, который должна утвердить комиссия работодателя.

С отчетом нужно в 30-дневный срок ознакомить под роспись работников, а если у работодателя есть официальный сайт, то нужно еще и опубликовать его на сайте для свободного ознакомления.

Экспертная организация передает отчет в инспекцию труда.

Если по результатам спецоценки не было выявлено вредных или опасных производственных факторов, то такие рабочие места признаются безопасными, и по ним работодатель тоже в 30-дневный срок подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям (независимо от того отчета, который сдают эксперты).

Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля 2014 года № 80н.

Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.

Когда проводить специальную оценку условий труда

Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет.

Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест.

При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/specialnaya-ocenka-usloviy-truda

Что такое специальная оценка условий труда (СОУТ)?

Последовательный комплекс осуществляемых мероприятий по выявлению вредных и опасных факторов производственной среды (ВОПФ, — ред.

) и трудового процесса, оценка уровня их воздействия на работника с учетом отклонения от установленных государственных нормативов, а также оценка применения средств индивидуальной и коллективной защиты называется специальной оценкой условий труда (СОУТ – Спецоценка, — ред.). Это совершенно новая процедура в трудовом законодательстве, порядок которой регламентируется Федеральным законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», принятым 28 декабря 2013 года. В законную силу порядок вступил с 1 января 2014 года.

Ранее оценку условий труда проводили с помощью процедуры аттестации рабочих мест (АРМ, — ред.).

Но признав неэффективность процедуры, а также в силу проведения пенсионной реформы и снижения нагрузки на работодателей с помощью унификации нескольких практически идентичных процедур оценок была разработана новая – СОУТ, в которой учтен положительный опыт предшествующих лет в области оценки соответствия условий труда. Схема проведения осталась практически прежней: принятие решения работодателем о проведении, выбор организации, проводящей СОУТ, создание комиссии, определение графика работ, перечня рабочих мест, подлежащих спецоценке, последующий анализ состояния условий труда на рабочих местах, установление класса условий труда, составление отчета о результатах, передача итоговых сведений в контрольно-надзорные органы. Но существенные различия в порядке проведения имеются. В отличие от АРМ в СОУТ был введен такой этап, как идентификация факторов производственной среды и трудового процесса и отменен такой вид оценки, как травмоопасность.

Идентификация проводится экспертом организации, проводящей СОУТ.

Если он в ходе экспертного анализа определит, что на данном рабочем месте присутствуют вредные и опасные факторы, необходимо будет проводить инструментальные замеры, чтобы определить уровни влияния факторов и установить класс условий труда. В случае, если в ходе анализа эксперт не обнаружит видимой угрозы на рабочем месте, пишет заключение о соответствии рабочего места государственным нормативам в области охраны труда.  Работодателю в таком случае остается только подать декларацию о соответствии в Минтруд. Кстати, декларирование соответствия условий труда – еще одно из нововведений.

Главное преимущество его состоит в том, что рабочие места, которые внесены в список безопасных, периодическую проверку через каждые пять лет проходить не будут, в отличие от мест с вредными и опасными условиями труда. И это правило будет действительно до тех пор, пока на рабочем месте не произойдет несчастного случая или профзаболевания. При возникновении перечисленных инцидентов работодатель обязан провести внеплановую оценку условий труда. При положительной динамике на соответствующих нормам трудового права рабочих местах результаты СОУТ через каждые пять лет будут автоматически продлеваться на последующий срок.

Отметим, что спецоценке подлежат все рабочие места, за исключением мест надомников и дистанционных работников. Также была выделена группа рабочих мест, для которой будет разработан отдельный порядок проведения СОУТ.

Это, к примеру, водолазы, верхолазы, работники атомной промышленности, летчики и т.д.

Подход к оценке на них будет несколько иным, так как многие факторы, например, в кабине пилота во время полета, измерить невозможно, тем более что по технике безопасности присутствие посторонних лиц во время полета строго запрещено.

Помимо того, что спецоценка – это порядок, в соответствии с которым анализируется состояние условий труда, это еще и новый механизм, который регулирует систему предоставления компенсаций и льгот, а также выплат страховых тарифов в Пенсионный фонд РФ (ПФР, — ред.). «Чем выше тариф – тем выше взносы!» — самый яркий тезис 2013 года, когда шла разработка закона о СОУТ. Теперь работодатели, которые имеют рабочие места, относящиеся к Спискам №1 и №2 на льготное пенсионное обеспечение, при выявлении неблагоприятных факторов будут обязаны выплачивать повышенные страховые взносы в ПФР. На 2014 год их размеры для первого Списка составят примерно 6%, для второго – 4%.

Проведенная спецоценка отражает состояние условий труда на предприятии. Работники, которые трудятся в неудовлетворительных условиях, должны быть осведомлены об этом, как и о полагающихся компенсациях и льготах.

Работодатели, в свою очередь, должны видеть экспертную оценку условий труда, чтобы предотвратить инциденты, которые случаются из-за неправильной организации труда и, тем самым, уберечь себя от административной и уголовной ответственности.

Если ранее работодатели не проводили АРМ из-за того, что действовала «щадящая» система штрафов, подвергая тем самым своих работников риску на рабочих местах, то с введением СОУТ было разработано решение об ужесточении штрафов и санкций. Максимальный штраф для юридического лица будет составлять 200 тысяч рублей. Более подробно об изменениях в КоАП здесь. Данные поправки вступают в силу с 1 января 2015 года. Минтруд, не делая резкий переход, дает еще один шанс работодателям, чтобы те все же ответственно подошли к решению вопросов в сфере охраны труда в организациях и провели СОУТ до того, как к ним в дверь постучался инспектор.

пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://1cert.ru/vopros-otvet/chto-takoe-spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda

Что такое специальная оценка условий труда · Энциклопедия начинающего предпринимателя

6:54, 05 марта 2014 4   26   1858

Мы затрагивали уже эту тему, когда закон только обсуждался. В статье «Спецоценка условий труда вместо аттестации, или забота о работодателе» Вы найдете сравнение аттестации и спецоценки.

Кому нужно проводить спецоценку

Всем!!! Теперь каждый работодатель должен оценить созданные им рабочие места. Для этого нужно пригласить специальную организацию, которая даст заключение о том, присутствуют ли на рабочем месте вредные и опасные факторы. А если присутствуют, то какое действие оказывают они на работника.

Как всегда, есть исключения. Не оцениваются рабочие места надомных и дистанционных работников. Это и понятно, ведь работодатель не предоставляет им рабочие места.

Такие работники сами заботятся об охране труда.

 Если вам не нужно было проводить аттестацию рабочих мест (у вас были только офисные сотрудники, не проводящие за ПК более половины рабочего времени), то спецоценку проводить придется.

Что будет, если не проводить?

Будет не очень приятно. Потому что, в связи с принятием закона «О спецоценке», в КоАП РФ была введена дополнительная статья 5.27.1., которая указывает, какие штрафы могут быть наложены, если спецоценку не проводить или провести неправильно:

  • для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для ИП – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для организаций – от 60 000 до 80 000 рублей.

Обращаю внимание, что наказание по этой статье можно применять только со следующего года, т.е. с 1 января 2015 года. А пока действует другая статья – 5.27.

«Нарушения законодательства о труде и об охране труда». По ней штрафы в два раза ниже, но тоже ничего хорошего не сулят.

Потому что после уплаты штрафа все равно нужно будет спецоценку проводить, соблюдая нормы этого самого законодательства.

Как срочно нужно заняться спецоценкой?

Как говорил товарищ Саахов в «Кавказской пленнице»: А-а-а, торопиться не надо.

Еще не зарегистрированы (ждем в марте) в Минюсте методика, классификаторы факторов, формы отчета и инструкции, нужные для проведения этой процедуры. Только создается реестр организаций, которые могут проводить такую процедуру.

 А если Вы проводили аттестацию рабочих мест, то подождите, пока закончатся 5 лет ее действия. И только после этого можете заняться спецоценкой.

 Но работодатель имеет право не ждать, пока истечет срок аттестации, а провести спецоценку уже в этом году.

Неужели ему это может понадобиться? Еще как может. Если по результатам аттестации были установлены вредные или опасные условия труда, то работодатель платит в 2014 году дополнительный тариф в ПФ.

Этот тариф достаточно высок: 4% в пользу работников, подпадающих под действие Списка №2, и 6% на работников, выполняющих работы, перечисленные в Списке 1.

А в следующем году этот тариф уже составит 6% и 9% соответственно.

А в результате спецоценки устанавливается тариф в зависимости от подкласса вредности – от 2% до 7% .

Если же в результате спецоценки выяснится, что вредные факторы не превышают допустимый уровень или нейтрализуются применяемыми на производстве средствами защиты, то и вовсе дополнительный тариф составит 0%.

И вообще, специальная оценка была задумана как инструмент, который рублем регулирует создание безопасных рабочих мест.

Есть вредные факторы – плати больше, работники в безопасности – плати меньше. К тому же, государство хочет сократить количество пенсионеров-льготников.

А бремя их содержания переложить на тех работодателей, которые обеспечивают такие «льготы».

Наверное, здесь есть рациональное зерно, ведь давно не секрет, что некоторые работы, перечисленные в Списках, уже не так влияют на организм человека, как 40 лет назад, когда формировались эти списки вредных и опасных работ.

Системы вентиляции, новые системы защиты, улучшенная спецодежда, автоматизация многих операций сделали свое хорошее дело.

Но пока работниками, привыкшими получать «за вредность» и рассчитывающими на пенсию в 50 лет, спецоценка принимается крайне негативно.

Лев Толстой писал: «То, что мы считаем для себя злом, есть большею частью не понятое еще нами добро». Поживем – увидим.

В следующей статье я расскажу, что нужно знать ИП, чтобы правильно провести спецоценку. Каждый этап этой процедуры мы рассмотрим с практической точки зрения: зачем, что учесть, чтобы снизить расходы работодателя, как осуществить.

Источник: http://slob-expert.ru/trudovoe-zakonodatelstvo/chto-takoe-specialnaya-ocenka-uslovij-truda/

Кто должен проводить специальную оценку условий труда?

Начиная с 2014 года на основании Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда» проводится спецоценка условий труда, до этого проводилась аттестация рабочих мест. Смысл примерно одинаков, но тем не менее внесены некоторые изменения.

Проводить ее необходимо всем работодателям.

На основании выше указанного закона были внесены поправки, в результате чего были увеличены административные наказания в случае отказа от проведения спецоценки, а также ужесточили уголовное наказание в отношении лиц, по чьей вине на производстве произошел несчастный случай.

Введение – что такое спецоценка условий труда?

Для того, чтобы вы понимали, до принятия Федерального закона №426 от 28.12.

13 применялось понятие, как аттестация рабочих мест и это была обязательная процедура для всех без исключения, согласно ТК РФ ст.212.

С 2014 года было установлено новое понятие и называется в настоящее время как специальная оценка условий труда.

Спецоценка – это комплекс единых мероприятий, осуществляемых последовательно и направленных на выявление опасных и(или) вредных факторов на производстве и также направленных на выявление их воздействия на сотрудников организации. Результатом такой оценки является установление условий труда по рабочим местам сотрудников по классам и подклассам вредности. Правила проведения и определения вредности производятся на основании 426 Федерального закона.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда (аттестацию рабочих мест)

В соответствии с законом №426-ФЗ ст.8 ч.1 и ТК РФ ст.

212 и обязанность по проведению специальной оценки лежит на работодателе, которая проводится также за его счет.

  Проводить ее обязаны все работодатели, как организации, так и индивидуальные предприниматели, у которых есть в штате наемные работники.

Если говорить о предпринимателях, которые работают сами на себя без привлеченных сотрудников, то им не требуется проводить спецоценку рабочих мест. Однако, в случае появления в штате работников возникнет обязанность в проведении такой процедуры.

Также не требуется проводить спецоценку физическим лицам, не имеющим статус ИП, которые нанимают работников (Согласно закона №426-ФЗ, ст.3).

По каким рабочим местам необходимо проводить спецоценку

Имеется ряд отличий между рабочими местами, которые подлежат сейчас спецоценке и по которым ранее проводилась аттестация рабочих мест.

Так, ранее, аттестация рабочих мест проводилась в случае использования на них ручного инструмента, механизмов, оборудования, установок, машин, аппаратов, устройств и транспортных средств, при наличии источников опасности. Начиная с 2014 года, в случае спецоценки таких ограничений не установлено, в связи с этим она проводится вне зависимости от того, есть на рабочих местах вышеперечисленные факторы или нет.

О порядке проведения спецоценки читайте в этой статье.

Еще одно отличие, касательно работников, работающих дистанционно и надомников.

По этим рабочим места проводилась аттестация рабочих мест, проводимой на общих основаниях.

На основании закона №426-ФЗ, в котором в настоящее время четко написано по данному вопросу – специальную оценку труда в отношении работников, работающих удаленно, проводить не нужно.

Что касается офисных сотрудников, таких большинство и вопрос заслуживает особого внимания. Ранее в законе не было ясности по поводу необходимости проведения аттестации.

Закон №426-ФЗ внес ясность, поскольку ограничений в отношений офисных сотрудников нет, в отношении этих рабочих мест также необходимо в обязательном порядке проводить спецоценку.

Подытожим, спецоценку необходимо проводить для всех рабочих мест, за исключением следующих:

  • В случае, если работник занимается надомным трудом.
  • В отношении мест работников, которые работают дистанционно.
  • Если в качестве работодателя выступает физическое лицо, которое не является ИП.

Периодичность проведения спецоценки

Каковы же сроки проведения спецоценки? Есть плановая проверка и внеплановая. Плановую необходимо проводить 1 раз в пять лет. Если по рабочему место проводилась аттестация, то проведение специальной оценки можно назначить через 5 лет, после завершения аттестации.

Однако, оговорены случаи, при наступлении которых спецоценка проводится внеплановая проверка  (до наступления 5 лет с момента последнего проведения:

  • При введении в эксплуатацию новых рабочих мест.
  • В случае изменения технологического процесса, в том числе применения состава используемых материалов и другие нововведения, влияющие на уровень воздействия опасных и вредных производственных факторов.
  • В случае наступления несчастного случая на производстве или же возникновении профессионального заболевания, которые вызваны опасными и вредными условиями труда.
  • На основании предписания инспектора по труду, а также мотивационного предложение, исходящее из профсоюзной организации.

Чем грозит отказ от проведения спецоценки

В случае, если в организации не проводили специальную оценку труда, то она может бы привлечена к административной ответственности.

До 2015 года за такое правонарушение работодатель привлекался согласно КоАП РФ ст.5.27, по которой размер штрафа для должностных лиц составляет от 1 до 5 тыс. рублей, а для юр.лиц – от 30 до 40 тыс. руб. Иной вид наказания – приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

Начиная с 2015 года штраф за отсутствие спецоценки взимается на основании КоАП РФ ст. 5.27.1 и составляет:

  • Для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц от 5 до 10 тыс. рублей.
  • Для юр.лиц составляет от 60 до 80 тыс. рублей.
  • Предусмотрено так же и предупреждение.

В случае повторного нарушения штрафные санкции будут более жесткие:

  • Для ИП и должностных лиц будет составлять от 30 до 40 тыс. рублей.
  • Для юр. лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.
  • Вместо применения штрафных санкций возможно приостановление деятельности организации (ИП) на срок до 90 суток, а должностное лицо могут дисквалифицировать на 1-3 года.

Что будет, если произошел несчастный случай, а спецоценки нет?

В данном случае в качестве доказательства вины работодателя может являться отсутствие результатов проведения в организации (У ИП) специальной оценки условий труда. Если вина будет доказана, то руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с УК РФ ст. 143:

  • Размер штрафа может быть в сумме до 400 тыс. рублей.
  • В размере зарплаты руководителя от 8 до 18 месяцев.
  • Возможно применения наказания в виде принудительных работ сроком до 1-го года либо лишение свободы на срок до 1 года.

Важно! В случае смерти работника руководителю может грозить лишение свободы на срок до 4-х лет, либо его могут отправить на этот же срок на принудительные работы.

В  случае смерти 2-х или более сотрудник срок наказания может быть увеличен с 4-х до 5-ти лет лишения свободы, либо и грозит отправление на принудительные работы.

Источник: https://infportal.ru/kadry/kto-dolzhen-provodit-spets-otsenku-uslovij-truda.html

Что такое специальная оценка условий труда?

Минтруд России разработал проект закона «О специальной оценке условий труда».

Новый закон планируется ввести в действие с начала 2014 г.

Новый закон направлен на регулирование отношений в сфере охраны труда и реализации обязанностей работодателей по обеспечению безопасности труда работников.

Кроме того, в настоящее время установлена прямая зависимость уплаты дополнительных взносов в системе досрочного пенсионного обеспечения от результатов специальной оценки условий труда (п. 4 ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.

2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Как сказано в пояснительной записке к проекту, в соответствии с ним специальная оценка условий труда распространяется на все процедуры в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями и предполагают привязку к реальным условиям труда на рабочих местах. Проектом вводятся основные понятия, используемые в этой сфере. Так, специальная оценка условий труда — это единый комплекс последовательных процедур по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на организм работника с учетом эффективности мер защиты (далее — оценка условий). Данное определение отчасти схоже с уже установленным в ТК РФ определением аттестации рабочих мест. Напомним, что ею признается оценка условий труда на рабочих местах с целью выявления аналогичных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями охраны труда (ч. 12 ст. 209 ТК РФ).

Работодатели должны содействовать проведению оценки условий труда

Работодатель будет вправе требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов такой оценки, а также сможет сам проводить внеплановую оценку условий.

Согласно проекту, работодатель будет не только иметь право, а даже обязан, что примечательно, требовать от организации, проводящей оценку условий, документы о наличии аккредитации, а также наличие сертификатов у экспертов, проводящих такую оценку.

Кроме того, в обязанности работодателя будет входить обес­печение:

  • своевременного и полноценного проведения оценки условий, при необходимости представления документов или разъяснений по вопросам такой оценки (в противном случае аккредитованная организация вынуждена будет приостановить оценку или не приступить к ней);
  • личного участия работника при проведении оценки условий его рабочего места;
  • ознакомления работника с результатами оценки условий и дачи разъяснений по вопросам проведения оценки условий на его рабочем месте.

Помимо этого, законопроект относит к обязанностям работодателя использовать результаты оценки условий для реализации мероприятий по улучшению условий труда работников. Право на обжалование результатов оценки условий закрепляется в проекте за работником.

Оценка условий труда по графику и без него

Оценку условий разработчики планируют проводить на каждом рабочем месте не реже одного раза в пять лет с учетом особенностей нового закона. Проектом предусмотрены и случаи проведения внеплановой оценки условий (ст. 14 нового закона):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • предписание государственного инспектора труда о проведении такой оценки;
  • замена производственного оборудования, повлекшая изменение свыше 30% от общего объема операций или существенное изменение технологического процесса в таком же объеме;
  • изменение уровней индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на степень воздействия вредных и опасных факторов на организм не менее 5% от общего числа работников;
  • по предложению представительного органа работников.

Оценка условий должна будет проводиться совместно работодателем и организацией, оказывающей такие услуги.

Для организации оценки условий работодатель должен будет утвердить график проведения работ по ней и создать специальную комиссию, состав которой должен соответствовать п. 2 или 3 ст. 7 нового закона. Председателем комиссии будет представитель работодателя.

Вредные и опасные факторы будут классифицировать

Проектом устанавливается, каким образом проводится идентификация вредных и опасных производственных факторов. Если таких факторов не выявлено, то условия труда на рабочих местах будут признаны допустимыми.

Работодатель будет подавать в государственную трудовую инспекцию декларацию соответствия таких рабочих мест требованиям охраны труда. Декларация соответствия будет действительна в течение пяти лет.

Если за время ее действия не будет несчастных случаев на задекларированных рабочих местах, то она будет считаться продленной еще на пять лет.

Если же на рабочем месте найдутся вредные и (или) опасные факторы, то будут произведены их инструментальные и (или) лабораторные замеры (далее — замеры). Перечень таких факторов формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда.

В отношении рабочих мест, на которых заняты работники, чьи профессии сопряжены с вредными и опасными условиями труда, будут произведены замеры по выявлению уровня вредоносности и опасности этих условий.

Результаты замеров предлагается оформлять в виде протокола. По итогам замеров будет проводиться классификация условий труда.

Сами факторы будут делить на факторы производственной среды и трудового процесса. К первым отнесут физические, химические и биологические. Во вторую группу включены тяжесть и напряженность труда.

Условия же труда предлагают делить на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Вредные условия будут распадаться на подклассы 1, 2, 3 и 4-й степеней в зависи­мости от уровня функциональных изменений в организме работника.

И если условия труда 1-й степени вызывают изменения, которые могут восстановиться в период отдыха работника, то условия 4-й степени способны вызывать профессиональные заболевания тяжелой степени тяжести.

Опасные условия труда могут создать угрозу для жизни и здоровья работника, а их последствия обеспечивают высокий риск развития острых профессиональных поражений.

Результаты применят по аналогии и внесут в реестр

Оценку условий планируется проводить только на 20% рабочих мест, но не менее чем на двух, результаты ее будут применяться ко всем аналогичным рабочим местам. Критерии аналогичности содержатся в п.

6 ст. 7 законопроекта. А условия труда и меры по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, будут едины для всех аналогичных рабочих мест.

Результаты оценки условий предполагается оформлять в виде отчета, требования к которому содержатся в ст. 12 нового закона.

Работодатель обязан будет ознакомить работников с этим отчетом под роспись не позднее 30 дней с момента его утверждения, а аккредитованная организация в течение десяти дней передать информацию в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной ЭЦП. Объектами учета в этой системе являются сведения в отношении работодателя, работника и рабочих мест (п. 2 и 3 ст. 15 нового закона).

Организация, желающая осуществлять деятельность в области оценки условий, должна будет соответствовать следующим требованиям:

  • специальная оценка условий труда должна быть основным видом деятельности такой организации;
  • иметь не менее одного оборудованного рабочего места, с которого можно будет передать сведения в информационную систему учета;
  • иметь в штате не менее пяти экспертов, занятых в организации на постоянной основе;
  • быть застрахованной в системе обязательного страхования гражданской ответственности аккредитованных организаций на сумму не менее 1 млн руб.;
  • ее лаборатория должна быть способна осуществлять необходимые для оценки условий замеры.

В статье 17 проекта также устанавливаются обязательные требования к экспертам — наличие:

  • сертификата на право выполнения работ по оценке условий;
  • высшего технического и дополнительного профессионального (не менее 144 часов) образования по оценке условий;
  • стаж в соответствующей об­ласти не менее трех лет.

Минтруд России планирует вести реестр таких экспертов, куда он будет вносить сведения о выдаче или аннулировании сертификатов этих лиц в течение семи дней со дня выдачи или аннулирования соответственно (п. 3—6 ст. 17 нового закона).

Фиксированный размер и порядок денежного вознаграждения за работу аккредитованной организации проектомне устанавливается, он будет определяться в гражданско-правовом договоре с ней.

Организации, аккредитованные до момента вступления в силу нового закона в качестве организаций, осуществляющих аттестацию рабочих мест по условиям труда, вправе будут проводить оценку условий по этой аккредитации до получения аккредитации в соответствии с новым законом, но только до начала 2019 г. При этом результаты оценки условий труда должны быть получены до сентября 2013 г., а результаты аттестации рабочих мест действуют до окончания или до конца 2015 г. (eg-online.ru)

Источник: http://lawedication.com/blog/2013/10/12/chto-takoe-specialnaya-ocenka-uslovij-truda/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.